Особенности социализации подростков в сфере досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить роль досуга в процессе социализации.
В соответствии с целью исследования ставятся основные задачи:
- изучить проблему социализации подростков в сфере досуга;
- изучить особенности сферы досуга;
- выявить предпочтения в проведении досуга;
- обработка полученных результатов исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СФЕРЫ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ……………………………………..…………...……..6
1.1. Проблема социализации подростков в сфере досуга……….………….....6
1.2.Особенности сферы досуга подростков………………..………………….11
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ СФЕРЫ ДОСУГА НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ.........................17
2.1.Определение методики исследования влияния сферы досуга на процесс социализации подростков………………………………………………………17
2.2. Анализ результатов исследования и выводы…….……..………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….……....30
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..……33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике 2011.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

 КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПЕДАГОГИКА

НА ТЕМУ:

«ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ПОДРОСТКОВ В СФЕРЕ ДОСУГА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 4 КУРСА ГРУППЫ И-08-2

ШАРОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА_____________________

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: К.П.Н.,ДОЦ. КУЗЬМИНА Е.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИПЕЦК-2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СФЕРЫ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ……………………………………..…………...……..6

1.1. Проблема социализации подростков в сфере досуга……….………….....6

1.2.Особенности сферы досуга  подростков………………..………………….11

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ СФЕРЫ ДОСУГА НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ.........................17

2.1.Определение методики исследования влияния сферы досуга на процесс социализации подростков………………………………………………………17

2.2. Анализ  результатов исследования и выводы…….……..………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….……....30

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..……33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ВВЕДЕНИЕ

                                                                                           

Актуальность исследования обусловлена  тем, что для общественного развития подрастающего поколения является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. А так же определяется состоянием семьи и детства в России , а именно: увеличение количества неблагополучных, неполных семей, беспризорных детей; положением социально - досуговых центров; нехватка материальных средств; квалифицированных кадров, а также экономики и политики России на данном этапе развития (наличие различных конфликтов, вопросы по использованию бюджета, и разработка программ по защите детства).

       По истине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов является досуг и, в частности, досуговые объединения, представляющие феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития индивида осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.

       Наиболее сложно  процесс социализации  протекает  в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании. Появляется большое разнообразие отношений (дружба, вражда, любовь и т.д.)

       Объектом исследования  является процесс социализации  подростков.

Предметом исследования является влияние  сферы досуга на процесс социализации подростков.

Цель исследования: определить роль досуга в процессе социализации.

В соответствии с целью исследования ставятся основные задачи:

  • изучить проблему социализации подростков в сфере досуга;
  • изучить особенности сферы досуга;
  • выявить предпочтения в проведении досуга;
  • обработка полученных результатов исследования.

Теоретическую основу работы составили: Л.П. Буева; А.П. Краковский; Ф.С Махов; А. В. Мудрик; Ю.А. Стрельцов; Б. А. Титов; С.А. Шмаков; Б.А.Трегубов и др.

В работе использовались следующие методы исследования:

1. Сравнительный анализ социальной, педагогической и психологической литературы по теме исследования.

           2. Диагностический: анкетирование. Была разработана анкета,    состоящая из 10 вопросов на выявление влияния сферы досуга на процесс  социализации подростков.  

В исследовании приняли участие школьники МОУ СОШ №1 Липецкой области Добринского района ст. Хворостянка в количестве 23 человек.

Исследование  проводилось в несколько этапов:

  1. Организационный: определение целей, задач, выбор методик, планирование работы.
  1. Теоретический: оформление теоретической части курсовой работы.
  1. Практический: подготовка и проведение исследования.
  1. Заключительный: обработка данных, анализ полученных результатов исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

Во введении работы раскрывается актуальность темы исследования, определены цель, объект, предмет, задачи исследования.

    Первая глава включает  в себя рассмотрение теоретических основ проблемы социализации подростков в сфере досуга и особенностей сферы досуга.

    Вторая глава посвящена  практическому исследованию особенностей  влияния сферы досуга на процесс социализации подростков: определению методики исследования влияния сферы досуга на процесс социализации подростков и обработке полученных результатов исследования. 

    Заключение содержит  краткие выводы по теме.

    Имеется список литературы, состоящий из 41 наименований.

       В приложении представлена анкета, состоящая из 9 вопросов.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СФЕРЫ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ.

    1. Проблема социализации подростков в сфере досуга.

Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром получил  название  «социализация». Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление – это процесс становления индивида социальным существом, а обособление – процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Прогнозисты отмечают, что для человека будущего главным станут вопросы цивилизации свободного времени, умение распорядиться,  своим досугом как фактором развития и воспитания деятельности личностей, гармонично сочетающих вдохновенное творчество, радость жизни и труда. Уже сегодня использование досуга в значительной мере отражает образ жизни людей, положительные и отрицательные их проявления. Досуг человека находится под достаточно сильным  влиянием многолетних традиций, ритуалов, запретов и предписаний. К сожалению, в значительно меньшей мере проблема досуга исследована педагогической применительно к различным возрастным группам учащегося молодежи. [5]

Досуговое время – это время  духовного развития, школьной молодежи, ибо предоставляет ей свободный  выбор общественно значимых ролей и положений, позволяет заниматься деятельностью, развивающие неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении. Досуг для подростков – эта сфера, в которой особенно ярко и полнокровно раскрываются их естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

В условиях досуга формируются неформальные коллективы, дающие детям и подросткам возможность выступать в новых  социальных амплуа, занимать роли, отличные от учебной и вне учебной деятельности.  Досуг – это особая социальная сфера, где школьники удовлетворяют личностные  потребности в самопроверке, самооценке собственного «Я». А так же досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая личностные интересы,  потребности в контактах. Школьники в сфере досуга более открыты для воздействия и влияния самых различных общественных институтов и организаций, созданных обществом. Свободное время необходимо каждому ученику. Вне урока школьник получает огромное количество информации  и впечатлений, осмысления, размышления, обсуждения. Однако неорганизованный досуг стал объектом слишком активного, воздействия школы, некоторые педагоги хотят его «искоренить» как некое зло, поэтому школа считает полное заполнение свободного времени ребят. В школах до сих пор существует культ мероприятий, метод репетиционности. По текстовым ролям дети выучивают все, что им нужно сказать или сделать, при этом теряются остатки их фантазии, непосредственности и самостоятельности. Такой досуг, мероприятие порождают формализм и пассивность, создают и закрепляют у детей амплуа потребителей. Поэтому  проблема свободного времени есть проблема личности, его потери социально опасны и практически невосстановимы в педагогическом отношении.

Наиболее серьезными причинами  развития полноценного досуга в школе являются: неумение распорядиться своим временем, загруженность уроками и домашними обязанностями, отсутствие соответствующих условий в школе и доме. На динамику интересов школьников активно влияют возрастные особенности учащихся, уровень воспитанности, национальные особенности, местные традиции и обычаи, бюджет свободного времени, наличие в зоне проживания школьников учреждений культуры, «индустрии» отдыха, материальная база досуга. Выбор же интересов зависит от совета учителя, родителей, друзей, прочитанной книги, увиденного фильма, случайного или целенаправленного участия в каком-то деле. Педагогическая наука пока не выработала точной диагностики интересов школьников, структуры отдельного интереса, взаимосвязи интересов, их глубины и прочности.

Организация досуга – дело творческое, требующее энтузиазма, выдумки, таланта, добросердечности. Культура отдыха не возникает сама по себе. Она становится как бы нашей второй натурой под  воздействием доброго примера определенных условий, роста общей культуры, нравственного и физического воспитания. Важно, чтобы духовные интересы учащихся, их стремление разумно провести свободное время всегда получали поддержку со стороны общественных органов, руководителей предприятий, учреждений культуры и спортивных организаций, учителей и воспитателей. В подсознании немалого числа учителей досуг до сих пор считается делом несерьезным, и в настоящее время в планах воспитательной работы среди учащихся раздел досуга отсутствует. Особого общественного регулирования и педагогического руководства требует досуг «трудных» ребят.[11]

До сих пор в школе распространено представление о досуге как о чем-то «несерьезном», «второстепенном», «неважном» - в противоположность учению, общественной работе, труду. [10]

Досуг всегда деятельностен.  Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Возможно приохотить к нему. Досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей. Досуг – это удовлетворение личных интересов и притязаний детей. Необходимо спокойно и терпеливо относится к «первичным» страстям  детей и постепенно переводить их в русло социально значимых. Детям свойственно все опробовать: собирательство, коллекционирование, спорт, мир музыки, книги, туризма, технического творчества. Оценка того или иного досугового явления зависит у детей от их системы ценностей. Каждый ребенок – субъект свободного времени, он «сам по себе», и этого не надо бояться. Досуговая практика – опыт самоценной личности. Нетерпимость к детским увлечениям делает их жизнь тоскливой. У многих детей нет способа заявить о своих предпочтениях. Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация. Это его очень важные функции.

Грамотно организованный досуг ребят – школа профилактики, бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Досуг – школа поддержки любого ребенка, а тем более слабого, «трудного», т.к. победа в досуговом деле крепка и весела, от нее расходятся добрые и положительные эмоции.  Досуг объективно  дает школьникам уйму шансов реализоваться. Сегодня как никогда прежде, нужны реабилитационные школы, классы, учение, труд, досуг. [10]

Главные потенциалы детского досуга как сферы формирования личности школьника:

  1. в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой активного самовоспитания.
  2. досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе и независимости.
  3. досуг предоставляет   учащимся «пределы самостоятельности и трудности», и они их преодолевают.
  4. досуг удовлетворяет многие социально – психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности.
  5. досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, разумной интимности, субординационных отношений с теми кто старше или младше.
  6. Досуг деятельностен, и поэтому каждый ребенок кому-то нужен.
  7. Досуг есть пространство, открытое для воздействия, для влияния самых различных «институтов» общества.

Досуг детей находится  под сильным  грузом многолетних традиций, запретов и «предписаний». Здесь много  ценного, выверенного народной практикой и достаточно много консервативного, негативного, вредного. [10]

Далеко не простая проблема –  досуговая среда.

Досуговая среда – это место, где дети проводят свое свободное  время. Как правило, это «обжитые»  детьми места. У всех детей есть свои излюбленные места. Их надо знать. Поскольку дети проходят через эти места очень часто, эти территории должны быть цивилизованны. Дети сами избирают места своего досуга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.2. Особенности сферы досуга подростков.

    Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Информация о работе Особенности социализации подростков в сфере досуга