Особенности социализации подростков в сфере досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить роль досуга в процессе социализации.
В соответствии с целью исследования ставятся основные задачи:
- изучить проблему социализации подростков в сфере досуга;
- изучить особенности сферы досуга;
- выявить предпочтения в проведении досуга;
- обработка полученных результатов исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СФЕРЫ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ……………………………………..…………...……..6
1.1. Проблема социализации подростков в сфере досуга……….………….....6
1.2.Особенности сферы досуга подростков………………..………………….11
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ СФЕРЫ ДОСУГА НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ.........................17
2.1.Определение методики исследования влияния сферы досуга на процесс социализации подростков………………………………………………………17
2.2. Анализ результатов исследования и выводы…….……..………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….……....30
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..……33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике 2011.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой  и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.

Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если посетителю будет  неинтересно в досуговом учреждении, то он не пойдет в него. Это обязывает их учитывать конкретные интересы и запросы своих посетителей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку у посетителей и делает процесс социализации более эффективным. На такой основе базируется досуговая деятельность.

Анкета предназначена для того, чтобы выявить интересы подростка, какие кружки он предпочитает посещать, чем он занят помимо школы, как  организует свое свободное время. Также  в анкете подросток может указать, какие кружки он хотел бы создать, если из уже имеющихся кружков его ни один не интересует.Анкетирование позволяет определить уровень занятости подростка.

Воспитательная система социальной ориентации учащихся школы выполняет  следующие функции:

1) Развивающую, направленную на  стимулирование положительных изменений  в личности ребёнка и педагога, поддержку процессов развития  способностей детей, подростков  и взрослых.

2) Интегрирующую, способствующую  объединить в одно целое все  воспитательные воздействия.

3) Защитную, направленную на повышение  уровня социальной защищённости  учащихся и педагогов, нейтрализацию  влияния негативных факторов  окружающей среды на личность  ребёнка и процесс его развития.

4) Регулирующую, предполагающую создание  условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребёнка, раскрытие и развитие его склонностей и способностей.

5) Корректирующую, которая заключается  в осуществлении педагогически  целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Реализация функций воспитательной системы осуществления при создании таких педагогических условий как:

Расширение сети кружков и факультативов. На данный момент в школе работают кружки:

1) "Умелые руки" - художественная  обработка дерева.

2) Танцевальные кружки

3) Кружок рукоделия - для девочек  старшего возраста.

Факультативы:

- краеведение на уроках литературы, географии, истории. На этих  факультативах изучается история родного края.

В школах ведётся спортивно-массовая работа. Организованы секции по баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике, настольному  теннису, гимнастике, секция по футболу  и спортивной стрельбе.

В школе активно ведётся работа по организации досуга и свободного времени подростков. Используются следующие формы:

• Тематические вечера (математический вечер, литературный вечер.)

• КВН

• Тематические концерты (концерт  ко Дню матери, концерт ко Дню  учителя и т.д.)

• Праздники (день Святого Валентина,8 Марта и др.)

• Бал (осенний бал, Новогодний бал, выпускной бал.)

• Тематические дискотеки ( "Анти СПИД", "Школа против сигарет" и др.)

• Предметные олимпиады.

• Интеллектуальные игры. ("Что? Где? Когда?", "Брейнринг" и др.)

• Выставки.

• Спортивные праздники. ( "Осенний марафон", "Языльская десятка")

 Дом культуры "Досуг". Коллектив проводит большую работу по эстетическому воспитанию подростков. Регулярно проводятся тематические вечера, на которые приглашаются ребята старших классов из общеобразовательной школы. Вечер вальса, вечер танца, проводятся вечера и концерты, посвящённые творчеству известных композиторов. Так же организованы секции:

- настольный теннис,

- секция по шахматам и шашкам

- ритмика.

Таким образом, мы видим, что в данном поселке социальные институты, которые поддерживают досуговую функцию. Что, естественно, не позволяет разносторонне организовать досуг и свободное время для подростков ст. Хворостянка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Анализ результатов исследования  и выводы

В проведенном нами исследовании среди школьников были получены следующие результаты:

Рис.1.Насколько Вы удовлетворены  проведением досуга в Вашей сельской местности?

 

Исходя из результатов рисунка, мы можно сделать вывод, что большинство  подростков не совсем довольны, проведением досуга в их местности. Это можно объяснить тем, что сельская местность не располагает всеми доступными средствами для организации разносторонней и полной организации досуга для подростков. В основном с ребятами работает только Дом Культуры и школа. Дом Культуры  предоставляет хоровые, танцевальные и художественные кружки и занятия, а школа спортивные секции. Досуговая деятельность на ст. Хворостянка  осуществляется на художественном уровне, а не на профессиональном. В селе много талантливых подростков, но недостаточно досуговых учреждений, которые бы способствовали реализации способностей, увлечений и интересов подростков.

 

 

 

 Рис.2. Каким видом деятельности Вы предпочитаете заниматься в свободное время?

 

Большинство подростков, участвовавших  в опросе, достаточно не однообразно  проводят свое свободное время. Самым  предпочитаемым времяпровождением  для подростков является просмотр ТV (30%), занятие спортом и физкультурой (36%) и общение с близкими, соседями, друзьями (29%). Меньшее распространение получили ответы - (0%) рукоделие (вязание, вышивание, резьба по дереву), (5%) помощь родителям.

 Рис.3. Являетесь ли Вы членом какого-либо кружка или досугового объединения в своем посёлке?

 

Большая часть из опрошенных (65%) являются членом какого-либо кружка.

Рис.4. Можете ли сказать про себя, что в рамках своего свободного времени, в условиях сельской местности Вам  удается достаточно полно реализовать  свои таланты и увлечения, умения, личные навыки и способности?

 

Из результатов рисунка, можно  сказать, что большинство подростков далеко недостаточно могут реализовать  свой талант и увлечения, умения, личные навыки и способности в данной сельской местности. Вроде ребята реализовали свои способности, их заметили на уровне посёлка, но когда они достигли определённых результатов, им хочется идти дальше, закреплять и улучшать свои способности и умения, но дальнейшего развития они не могут получить, так нет возможности, например, выехать в город.

Рис.5. Какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в  своем поселке?

        Респондентам  был задан вопрос, "Какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в своем поселке?". 36 % опрошенных просят организовать секции по катанию на коньках и футболу в зимний период, 30% -- организовать бесплатные клубы по интересам, 34% -- обучению бальным танцам, театр и т.д.

Для изучения распределения свободного времени подростками, была проведена анкета «Мой день». Средний показатель каждого вида деятельности показан в таблице 1.

Таблица 1

Дела

Среднее значение затрат времени

1.Сон

8ч.50мин.

2.Еда

1ч.30мин.

3.Забота о своей внешности

1ч.05мин.

4.Забота о родителях и других  членах семьи

1ч.

5.Самообслуживание(уборка квартиры,комнаты  и тд.)

0ч.50мин.

6.Работа по домашнему хозяйству

1ч.20мин.

7.Длительность занятий в школе

6ч.

8.Подготовка к школьным занятиям, выполнение домашнего задания

1ч.10мин.

9.Занятия в кружках

0ч.45мин.

10.Занятия физкультурой и спортом

1ч.

11.Общественная работа

0ч.15мин.

12.Общение с близкими, друзьями

1ч.

13.Чтение литературы, газет, журналов

-

14.Просмотр телевизора

0ч.40мин.

15.Слушание музыки

0ч.10мин.

16.Настольные игры

-

17.Занятия с компьютером

1ч.10мин.

18.Подвижные игры

0ч.30мин.

19.Прогулки

0ч.55мин.

20.Полный отдых(отсутсвие всякой  деятельности)

0ч.15мин.

21.Другие дела(напиши внизу другие)

0ч.15мин.


 

 

В качестве оценки полноценности досуга и свободного времени использовались два основных критерия. Первый - объём свободного времени (время), отводимого на организацию досуга. И второй критерий - это содержание досуга (формы). Согласно полученным результатам представленных в таблице, средний показатель досугового времени подростков сельской местности (п.9-21), составляет 4 часа 11 минут в день. Содержание досуга определяется интересами подростков. Важное место в структуре досуга подростки уделяют занятиям игре на компьютере 1 час 10 минут, физкультуре и спорту - 1 час, общению с близкими и друзьями -1 час, ,прогулка - около часа. Особую тревогу вызывает отсутствие интереса к чтению литературы, настольным играм у подростков. Это связано с тем, что подростки предпочитают свободное время занять игрой на компьютере и Интернет.

Анализируя полученные результаты исследования, можно сделать следующие  выводы.

1) Учащиеся имеют четко сформированное  мнение по вопросам организации  досуга.

2) Досуг подростков не разносторонний, возможностей для реализации способностей, умений недостаточно.

3) Проблема села в том, что  люди, работающие с детьми и  организующие досуг уже предпенсионного  возраста, у которых уже нет  сил, чтобы ходить с ребятами  в походы, проводить секции и  занятия.

4) В село не едут молодые специалисты, которые бы активно работали с детьми и организовывали разносторонний досуг.

5) В сельской местности нет  квалифицированных специалистов, которые  бы организовали досуг.

6) Средний показатель досугового  времени подростков сельской  местности составляет 4 часа 11 минут в день.

7) Распространенные формы досуга: занятия физкультурой и спортом,  игра на компьютере, общение с  близкими и друзьями, просмотр  телевизора.

8) Не интересны подросткам такие  формы досуга как: чтение литературы, слушание музыки, подвижные игры,

Таким образом, подросткам, проживающим  в данном посёлке, недостаточно создано  условий для раскрытия своих  способностей ( секции по катанию на коньках и футболу в зимний период, обучение бальным танцам, театр  и т.д.), показать себя, заниматься любимым делом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая вышесказанное, досуг и  свободное время - это сфера свободного поведения человека, возможность  выбора досуговых занятий и в  тоже время целенаправленность самого процесса досуга, который охватывает искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д.

В процессе досуга ребёнку гораздо  проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой  активности.

В сфере досуга дети, подростки, юноши и девушки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе активного досугового времяпровождения происходит укрепление чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены  его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности, как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

Таким образом, особую актуальность приобретает вопрос о целостной системе воспитания в различных сферах деятельности - в семье, в школе, в досуговых учреждениях.

В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.

В данной работе описываются особенности  влияния сферы досуга на процесс социализации подростков. Проблемы социализации подростков в сфере досуга довольно мало изучены, и надо продолжать вносить что-то новое в их изучение.

Задачи, поставленные в данной работе, а именно: изучить проблему социализации подростков в сфере досуга; выявить предпочтения подростка в проведении досуга; обработка полученных результатов исследования – выполнены. Цель - определить роль досуга в процессе социализации, раскрыть трудности, возникающие у подростков в процессе  социализации - достигнута, поскольку исследование литературы позволило сделать следующие основные выводы: учащиеся имеют четко сформированное мнение по вопросам организации своего свободного времени и досуга; досуг и свободное время подростков не разносторонний, возможностей для реализации способностей, умений недостаточно; проблема села в том, что люди, работающие с детьми и организующие досуг уже предпенсионного возраста, у которых уже нет сил, чтобы ходить с ребятами в походы, проводить секции и занятия; в село не едут молодые специалисты, которые бы активно работали с детьми и организовывали разносторонний досуг; сфера досуга оказывает огромное влияние на процесс социализации подростков; досуг отражает образ жизни людей, их положительные и отрицательные проявления; досуг способствует формированию и развития личности; в сельской местности нет квалифицированных специалистов, которые бы организовали досуг и свободное время; средний показатель досугового времени подростков сельской местности, составляет 4 часа 11 минут в день; распространенные формы досуга: занятия физкультурой и спортом, игра на компьютере, общение с близкими и друзьями, просмотр телевизора; не интересны подросткам такие формы досуга как: чтение литературы, слушание музыки, подвижные игры.

Информация о работе Особенности социализации подростков в сфере досуга