Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:09, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей современного урока иностранного языка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «современный урок».
2. Проанализировать современный урок как целостную систему.
3. Выявить требования к современному уроку.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации учебного процесса 5
§1. Урок – как основная форма организации учебного процесса 5
§2. Современный урок иностранного языка в школе 8
§3. Особенности структуры современного урока 11
Глава 2. Анализ опыта работы учителя 14
§1. Анализ использования активных методов обучения французскому языку на основе опыта учителя 14
Заключение 24
Библиография 26
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«белгородский государственный университет»
факультет романо-германской филологии
Кафедра французского языка
особенности современного урока иностранного языка
Курсовая работа
студентки дневного отделения 4 курса группы 030706
Вервейко Екатерины
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент Л.Д. Рагозина
БЕЛГОРОД 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации учебного процесса 5
§1. Урок – как основная форма организации учебного процесса 5
§2. Современный урок иностранного языка в школе 8
§3.
Особенности структуры
Глава 2. Анализ опыта работы учителя 14
§1. Анализ использования активных методов обучения французскому языку на основе опыта учителя 14
Заключение 24
Библиография 26
Введение
Последнее время интерес
к изучению иностранных языков неуклонно
растёт. Знание иностранного языка
позволяет приобщиться к
Современный урок иностранного языка это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты сил. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов показали, что необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся к предмету и повышать мотивацию учения.
Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике.
Всё чаще поднимается вопрос
об использовании современных
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления главной. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию. Современный урок предполагает соответствие основным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Что же для этого необходимо? Именно об этом пойдет речь в данной работе.
Объект работы: современный урок иностранного языка.
Предмет: структура и содержание урока иностранного языка.
Целью работы является исследование особенностей современного урока иностранного языка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «современный урок».
2. Проанализировать современный урок как целостную систему.
3. Выявить требования к современному уроку.
При написании работы использовались следующие методы научно-педагогического исследования:
1. Изучение психологической, педагогической и методической литературы.
2. Изучение планов и конспектов уроков учителей.
3. Обобщение опыта работы учителя.
Глава 1. Теоретические основы организации учебного процесса
§1. Урок – как основная форма организации учебного процесса
Существует множество форм организации учебного процесса (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие). Основной формой организации обучения является урок, который существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 -19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Герберта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработана и описана Яном Амосом Коменским в его книге «Великая дидактика». Дальнейшее развитие классического учения Я. А. Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Дмитриевич Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков. А. Дистервег разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.
Урок – основная форма обучения в современной школе. По образному выражению Н.М. Верзилина «Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий» [3].
Хороший урок – дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная задача, нацелена на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке.
С одной стороны, основой для характеристики урока является функциональный подход, с другой стороны, подчеркивается, что функции урока обусловливаются закономерностями процесса обучения, развития личности ученика, без учета которых цели урока недостижимы. Урок трактовался как "педагогическое произведение", "сложное явление", отличающееся "целостностью", "внутренней взаимосвязью частей, единой логикой в деятельности учителя и класса", "обладающее единством педагогических и методических средств воздействия на ум и душу ребенка", выступающий для них "важнейшей" формой процесса познания мира и развития их духовной жизни. Теоретической мыслью улавливалось, что урок приобретал способность быть гибким и разнообразным по способам организации учащихся, что он не исчерпывается вооружением учащихся знаниями, а включает в себя воспитание самостоятельности, пытливого и творческого отношения к учению [8].
Ведущая роль урока среди других форм обучения объяснялась тем, что он является самой целесообразной формой с научно-педагогической точки зрения. На уроке концентрируется главная часть работы учителя с учащимися с целью усвоения ими системы знаний, умений и навыков, что это наиболее удобная форма при систематических курсах предметных учебных программ [11].
Были выделены характерные признаки урока как элемента классно-урочной системы: а) наличие класса с неизменяющимся составом учащихся; б) точно определенное время; в) твердое расписание с соблюдением рационального и планомерного чередования учебных дисциплин; г) применение разнообразных методов достижения дидактических задач.
Наряду с внешними признаками, выявлялись и сущностные характеристики урока. Уже в начале периода урок рассматривался как структурообразующий компонент учебно-воспитательного процесса и своего рода "зеркало", отражающее все стороны школьной жизни (учебно-воспитательную, методическую, организационную) [5]. М.А. Данилов последовательно развивал идею урока – "клеточки" живого учебного процесса, движение которого криволинейно, зигзагообразно и по своему характеру приближается к движению по спирали. В этом движении ясно выступают основные структурные единицы. Первичной структурной единицей учебного процесса, обладающей всеми его признаками, является урок. М.А. Данилов усматривал в уроке особое качество, называя урок "отрезком" целостного живого процесса обучения, в котором (урок) важны все моменты, свойственные учебному процессу в целом: содержание, идейная направленность, методы обучения, приемы организации школьников, их поведение, использование учебных пособий учителем и т.д. [23].
Существует множество определений понятию урок:
Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.
Урок - форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Согласно концепции М.И. Махмутова определение можно сформулировать следующим образом: «Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного воздействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания в процессе обучения» [8].
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что урок является самой целесообразной формой обучения с научно-педагогической точки зрения, на уроке концентрируется главная часть работы учителя с учащимися с целью усвоения ими системы знаний, умений и навыков, это наиболее удобная форма при систематических курсах предметных учебных программ.
§2. Современный урок иностранного языка в школе
Обратимся теперь к определению понятия «современный урок». В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Современный урок иностранного языка это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты сил.
Во-первых, на уроке решаются
многоплановые задачи. Материал урока
и средства для его активизации
следует использовать в воспитательных
целях. Учитель решает, что конкретно
следует воспитывать у
Во-вторых, на уроке используются
различные организационные
В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.
В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов УМК и других средств обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими. Эго возможно только при условии, если учитель регулярно использует их и содержит постоянно в рабочем состоянии.
В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении иностранного языка при глубоком знании учителем личности каждого школьника. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. К ним относятся речевые задания, проблемные задания.
Современный урок
- принцип природосообразности – учет
не только типологических особенностей
школьников, их возрастных особенностей,
но и индивидуальных особенностей;
- принцип автономии школьников - где они
выступают в качестве активных субъектов
учебной деятельности, увеличивается
удельный вес их самостоятельности;
- принцип продуктивности обучения - нацеленность
на реальные результаты обучения в виде
продуктов деятельности.
Современный урок иностранного
языка характеризуется прежде всего:
• доброжелательной атмосферой, способствующей
полноценной работе учащихся на уроке;
• разумным соотношением времени говорения
учителя и ученика в пользу учащегося;
• интеграцией всех видов речевой деятельности
с целью создания коммуникативной ситуации;
• разумным отбором учебного материала,
который решает как учебные, так и воспитательные
задачи обучения;
• техническим обеспечением, где прежде
всего необходимо наличие аудиосредств;
• использованием интерактивных педагогических
технологий, позволяющим формировать
и развивать учебно-познавательные умения
и навыки: организационные, информационные
и интеллектуально-
• использованием УМК нового поколения,
включающих: учебник, рабочую тетрадь,
книгу для чтения, рекомендации для учителя
и звуковое пособие на аудиокассетах или
СD.
Информация о работе Особенности современного урока иностранного языка