Особенности современного урока иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей современного урока иностранного языка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «современный урок».
2. Проанализировать современный урок как целостную систему.
3. Выявить требования к современному уроку.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации учебного процесса 5
§1. Урок – как основная форма организации учебного процесса 5
§2. Современный урок иностранного языка в школе 8
§3. Особенности структуры современного урока 11
Глава 2. Анализ опыта работы учителя 14
§1. Анализ использования активных методов обучения французскому языку на основе опыта учителя 14
Заключение 24
Библиография 26

Файлы: 1 файл

1245698_BEE2E_osobennosti_sovremennogo_uroka_inostrannogo_yazyka.docx

— 70.55 Кб (Скачать файл)

 Сегодня зафиксирован  мотивационный кризис у учащихся, которые не хотят учиться так,  как может предложить традиционная  школа. Основными причинами этого  являются: 
- колоссальная избыточность учебного материла, его приоритетная ориентация на завтрашний день (содержание необходимо ориентировать на ближнюю перспективу, на потребности сегодняшнего дня); 
- отсутствие уверенности в сохранении собственной психологической безопасности (страхи и стресс как доминирующие условия образования) (есть задачи на минимизацию стрессогенных факторов на уроке); 
- все в порядке с «кнутом», западает то, что называется «пряником»; 
- в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникают у них только тогда, когда они могут соответствовать и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей (значит необходимо обеспечить достаточное разнообразие таких действий) [23].  В качестве наиболее адекватных технологий обучения выступает «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов». Большое внимание необходимо придать здоровье сберегающим технологиям, особенно на начальном этапе за счет смены активности или смены речевой деятельности с целью предотвращения усталости школьников.

Итак, современный урок иностранного языка рассматривается не только как рациональная конструкция, но и как творческое произведение педагога, произведение педагогического искусства, в котором огромную роль играют личность учителя, его культура, эрудиция, изобретательность.

§3. Особенности структуры  современного урока иностранного

языка

Урок как организационная единица  обучения длится 40 - 45 минут. Структура  его должна быть гибкой. Она определяется этапом обучения, местом урока в  серии уроков, характером поставленных задач. В структуре урока должны быть инвариантные, т.е. стабильные, и вариативные моменты. Структура любого урока по иностранному языку включает: начало, центральную часть и завершение.

Начало урока. Его назначение – подготовить учащихся к занятиям, сформулировать цель, дать установку. Начало урока должно проходить в быстром темпе и занимать примерно 3-5 минут. Началом урока может быть приветствие учителя, запись на доске даты и темы урока, организационный момент, сообщение задач урока. Приветствие учителя может быть лаконичным и может быть развернутым, часто переходи в беседу с классом по поводу какого-либо события, погоды и т.п. Вступительная беседа (речевая зарядка) призвана создать атмосферу общения на уроке и подготовить переход к его основной части. В заключении формулируется цель урока, дается установка на него. Продолжительность составляющих урока может варьироваться.

Центральная часть урока. Включает объяснение нового материала, его закрепление в ходе выполнения тренировочных упражнений, речевую практику, работу с текстом и др. Центральная часть урока выполняет главную роль в решении его задач. Именно здесь учащиеся получают новые знания и расширяют свой речевой опыт.

На начальном этапе обучения, как правило, решается несколько  задач, а поэтому центральная  часть урока носит дробный  характер. Все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо) поддерживают друг друга и строятся на общей языковой базе активного  языкового минимума. Другими словами, младшим школьникам на уроке иностранного языка нужно послушать, поговорить, почитать и пописать. Соотношение  в использовании каждого из указанных  видов деятельности должно быть в  пользу устной речи.

На среднем этапе обучения в  основном сохраняется такая же структура  центральной части урока. Однако возможны уроки с более цельной  структурой, что связано с увеличением удельного веса чтения и возможностью решения одной задачи на уроке, например, беседа по домашнему чтению.

На старшем этапе явно преобладают  уроки с цельной центральной  частью, посвященной решению одной задачи. Но это не значит, что на старшем этапе не может быть уроков смешанного типа.

Объяснение нового материала может иметь индуктивный характер (от наблюдений над фактами языка преподаватель подводит учащихся к выводу в виде правила, языковой закономерности) и дедуктивный (сначала дается правило, которое затем подкрепляется примерами). Способы введения новых лексико-грамматических структур в игровой форме:

    1. учитель знакомит с новой структурой, показывая предметы либо демонстрируя их значение с помощью мимики и жестов, рисунка на доске, дети наблюдают, затем слушаю, как модель предложения звучит, повторяют хором, потом индивидуально.
    2. учитель использует для объяснения картинки, таблицы, схемы из учебника.
    3. учитель использует контекст.

Закрепление нового материала – наиболее ответственная часть урока, т.к. в результате тренировки формируются речевые навыки, обеспечивающие безошибочное применение усвоенных знаний в различных ситуациях.  Для закрепления материала используются подготовительные (или тренировочные, языковые) упражнения: имитативные, подстановочные, трансформационные, упражнения на дополнение предложений, упражнения на расширение предложений, упражнения на соединение предложений, упражнения на аналогию.

Практика как этап урока направлена на то, чтобы добиться применение усвоенного материала в различных ситуациях общения. В результате практики учащиеся овладевают речевыми умениями, а для их формирования используются условно-речевые и речевые упражнения. Речевые упражнения: вопросно-ответные, репликовые, условная беседа, ситуативные, ролевая игра, репродуктивные (воспроизведение прочитанного или прослушанного текста), пересказ, описательные, дискутивные, устный рассказ, инициативные.

Центральная часть урока  может быть посвящена какой-либо учебной задаче или решению нескольких  задач: тренировке в диалогической (монологической) речи, работе с текстом, беседе по пройденному материалу и т.п.

Завершающей частью урока иностранного языка является подведение итогов, т.е. наглядная демонстрация того, что учащиеся усвоили на уроке с привлечением игровых моментов. В завершающий этап входит, как правило, контроль, оценка работы, постановка домашнего задания с необходимыми разъяснениями со стороны учителя.

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ опыта  работы учителя

§1. Анализ использования  активных методов обучения на уроке  французского языка

Одним из наиболее актуальных вопросов педагогики является вопрос о том, как же построить урок иностранного языка (французского), который бы отвечал  всем современным требованиям методики преподавания. На примере  опыта  работы Лебедевой Галины Григорьевны, мы можем убедиться в успешной реализации современных методик преподавания в гимназии №5 г. Белгорода.

Актуальность опыта определяется противоречием между существующей потребностью в использовании активных методов обучения как ведущих способов развития коммуникативной компетенции обучаемых и отсутствием комплексной методики по их реализации.

Любая деятельность протекает  более эффективно  и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Разделяя точку зрения К.Д.Ушинского, Галина Григорьевна считает, что учение лишенное всякого интереса (чему способствуют активные методы обучения) и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к нему.

Теоретическая база опыта

В своем опыте Лебедева Галина Григорьевна реализует:

1. Идеи деятельностного подхода в обучении, разработанного А.Н.Леонтьевым. Деятельностный подход предполагает развитие всех компонентов учебной деятельности (мотивов, способов, средств труда, контроля), а так же ее фундаментальных качеств, таких как активность, самостоятельность, ответственность, самоорганизация. Формируя на уроках выше перечисленные качества личности, они могут постепенно, превратится  в их устойчивые свойства. Одна из важных черт деятельностного подхода состоит в том, чтобы включить учащихся в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний. Их необходимо  самостоятельно добывать, сопоставляя материалы нескольких источников, постоянно тренироваться и упражняться в употреблении французского языка. В этом случае ученик овладевает способами деятельности, поэтому знания становятся не самоцелью, а средством, необходимым для развития коммуникативной компетенции.

2. Идеи личностно-ориентированного подхода   И.С. Якиманской, Г.К. Селевко. По мнению И.С. Якиманской: «Каждому ребенку для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая:

  • предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий;
  • использование нетрадиционных форм групповых  и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;
  • создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
  • постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им нет только результата, но и процесса своей работы;
  • особую подготовку учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;
  • разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское мышление;
  • организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения;
  • конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.

Особо значима проблема использования  активных методов обучения, исследуемая  под углом зрения, использования  внутренних ресурсов деятельности школьников. В этой связи весьма значимым вопросом современной дидактики является взаимообусловленность мотивационной и операционной сторон деятельности школьников. Интерес к учению формируется под влиянием обобщенных умений, а процесс овладения этими умениями испытывает на себе влияние познавательного интереса. Эта тесная связь побуждений и умений создает возможность успеха, ободряющего школьника в его притязаниях. Именно из активных действий, из оперирования знаниями поступают импульсы, укрепляющие и развивающие не только интерес, но и коммуникативные умения и навыки учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрываются со всей  полнотой.

Новизна опыта

Опыт можно обозначить как репродуктивно-поисковый,  так как он связан с преобразованием, моделированием и адаптацией к конкретным условиям гимназии активных методов, приемов и форм развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках французского языка. Новизна опыта выражается в следующих положениях:

1)      создание  условий  для  проектирования  индивидуальной  познавательной траектории развития личности на уроках французского языка.

2)      создание  и апробация комплекса активных  методов обучения французскому  языку, состоящего из:

  • методов проекта;
  • игровых методов;
  • методики развития критического мышления;
  • метода организации дискуссии (дебаты);
  • методика брейнсторминга (мозговая атака).

 

 

Ведущая педагогическая идея

В качестве ведущей педагогической идеи опыта Галина Григорьевна предлагает выбор активных методов и приемов  в процессе обучения французскому языку. В  основе её работы лежит генеральная идея И.С. Якиманской, суть которой состоит в том, что развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельности, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития.

Сущность опыта заключается  в использовании системы активных методов обучения на основе создания комфортной обстановки обучения и использования личностного потенциала каждого обучаемого.

В качестве основной цели работы можно выделить создание необходимых условий для развития интереса учащихся к французскому языку, их коммуникативной компетенции на основе использования системы активных способов, приемов и форм обучения.

Технология реализации опыта  Лебедевой Г.Г. опирается на следующие  принципы:

  • изложение знаний в учебнике (учителем) направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
  • учебный материал организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
  • в процессе взаимодействия обеспечивается контроль и оценка не только результата, но и, главным образом, процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.
  • образовательный      процесс      обеспечивает      построение,      реализацию, рефлексию,    оценку    учения    как    субъектной    деятельности.    

Информация о работе Особенности современного урока иностранного языка