Особенности современного урока иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей современного урока иностранного языка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «современный урок».
2. Проанализировать современный урок как целостную систему.
3. Выявить требования к современному уроку.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации учебного процесса 5
§1. Урок – как основная форма организации учебного процесса 5
§2. Современный урок иностранного языка в школе 8
§3. Особенности структуры современного урока 11
Глава 2. Анализ опыта работы учителя 14
§1. Анализ использования активных методов обучения французскому языку на основе опыта учителя 14
Заключение 24
Библиография 26

Файлы: 1 файл

1245698_BEE2E_osobennosti_sovremennogo_uroka_inostrannogo_yazyka.docx

— 70.55 Кб (Скачать файл)

Основной характеристикой  опыта развития коммуникативной  компетенции учащихся является использование комплекса активных методов обучения французскому языку, состоящего из:

  • методов проекта;
  • игровых методов;
  • методики развития критического мышления;
  • метода организации дискуссии (дебаты);
  • методики брейнсторминга (мозговая атака)

Результативность  опыта

В качестве вывода можно  отметить, что в основе своего опыта  Галина Григорьевна выдвигает проблему  развития коммуникативной компетентности учащихся по французскому языку на основе использования активных методов  обучения. Работа над данной проблемой  дает свои положительные результаты. Галина Григорьевна отмечает, что за 3 года обучения  повысился интерес учащихся к предмету, одновременно растет качество знаний.

  1. Анализируя данные опыта, мы видим, что начиная с 2004-2005 учебного года, проводилась диагностика уровней развития познавательного интереса учащихся и отношения к французскому языку. Для  этого    была  использована анкета Е. Коротаевой, с помощью которой ежегодно определялись уровни познавательного интереса учащихся к французскому языку при переходе их из класса в класс. Результаты исследований  представлены на диаграмме 1.
  2. Диаграмма 1 Динамика развития познавательного интереса учащихся к французскому языку

Анализируя данные таблицы, мы можем сделать вывод, что с каждым годом интерес учащихся к французскому языку значительно возрастал.

II. Наряду с уровнем познавательного интереса отслеживалось качество знаний учащихся, динамика которого представлена ниже на диаграмме 2. Эффективность апробации используемых  инновационных методик,  технологий, приемов обучения осуществляется систематически  посредством текущего, периодического и итогового контроля коммуникативной компетенции гимназистов. Основными формами контроля являются контрольные и самостоятельные задания, переходные экзамены.

 

Следует отметить, высокие показатели диаграммы, которые подтверждают, что качество знаний гимназистов находится на высоком уровне.

         Большое положительное влияние на развитие интереса к предмету является  занятия в театре, на котором учащиеся приобретают новые знания не только теоретического характера, но и практического. С 2001 года Лебедева Г.Г. руководит школьным театром «Mon petit théâtre français», целью которого является совершенствование коммуникативной компетенции гимназистов, развитие языкового и эстетического чутья учащихся, формирование их интереса к культуре страны изучаемого языка. Предметным результатом деятельности театра выражается в театрализированных шоу, которые стали нормой в жизнедеятельности гимназии. Это такие как «Праздник Святого Валентина», участие в празднике «День французского языка», театрализованные сказки и т.д. Количество желающих посещать занятия в театре ежегодно растет.

  1. Показателем развития коммуникативной компетенции гимназистов по французскому языку  является их участие  в олимпиадах разного уровня. Результаты участия в олимпиадах представлены ниже в таблице:

Таблица №3

п/п

Ф.И.О.

Год

Класс

Название олимпиад

Занятое место

Уровень олимпиады

(муниципальный, областной,  всероссийский, международный)

1.

Ткаченко Антон

2004

10

Олимпиада по французскому языку

1

муниципальный

2.

Ткаченко Антон

2004

10

Олимпиада по французскому языку

2

областной

3.

Ширяева Екатерина

2005

10

Олимпиада по французскому языку

1

муниципальный

4.

Фатафутдинова Вероника

2005

10

Олимпиада по французскому языку

2

муниципальный

5.

Якубина Татьяна

2005

10

Олимпиада по французскому языку

3

муниципальный

6.

Ткаченко Антон

2005

11

Олимпиада по французскому языку

2

муниципальный

7.

Ширяева Екатерина

2005

11

Олимпиада по французскому языку

1

муниципальный

8.

Фатафутдинова Вероника

2005

11

Олимпиада по французскому языку

2

муниципальный

9.

Якубина Татьяна

2005

11

Олимпиада по французскому языку

3

муниципальный

10.

Ширяева Екатерина

2006

11

Олимпиада по французскому языку

1

областной

11.

Фатафутдинова Вероника

2006

11

Олимпиада по французскому языку

2

областной

12.

Долуденко

Елена

2006

10

Олимпиада по французскому языку

1

муниципальный

13.

Твердохлеб Наталья

2006

10

Олимпиада по французскому языку

3

муниципальный

14.

Долуденко

Елена

2007

10

Олимпиада по французскому языку

1

областной


 

Результаты  олимпиад по французскому языку ежегодно проводимых в школе, показывают, что  интерес учащихся к предмету неуклонно  возрастает.

Иностранный язык  вообще и французский язык, в частности, располагает богатым арсеналом развития интереса школьников к предмету, что обеспечивает развитие их мотивационной сферы, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и себе, способствует повышению качества овладения обучаемыми  коммуникативной компетенцией.

На примере  опыта Лебедевой Галины Григорьевны  мы увидели успешную реализацию  активных методов обучения на уроках французского языка. Эффективность данных методов была доказана результатами  анкеты Е. Коротаевой, с помощью которой ежегодно определялись уровни познавательного интереса учащихся к французскому языку при переходе их из класса в класс. Данные предоставлены в таблицах в виде диаграмм.

 

 

 

 

Заключение

Современный урок иностранного языка представляет собой интересное и в то же время сложное образование, характеризуется большой интенсивностью, высокими методическими требованиями. Урок требует постоянного совершенствования наряду с развитием науки и техники, предполагает коммуникативный подход в обучении иностранным языкам, который осуществляется через личностно-ориентированные технологии, направленные на гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса.

 Подобный подход обеспечивает  развитие и саморазвитие учащихся, которое осуществляется на основе  выявления их индивидуальных  особенностей. Помимо общепринятых  дидактических принципов, характеризующих  образовательную деятельность школьников, должны быть присущи следующие:  принцип  личностного целеполагания,  принцип продуктивности обучения, принцип ситуативности обучения, принцип образовательной рефлексии. 

Приобретение знаний должно становится средством для становления  и развития опыта: творческой деятельности, саморазвития, принятия решений, взаимодействия с людьми, рефлексии собственной  деятельности.

На опыте работы Лебедевой  Галины Григорьевны мы увидели прекрасный пример проведения современного урока  французского языка, который включает в себя использование активных методов  обучения. По результатам статистических данных, мы убедились, что подобный подход является высокоэффективным. На уроках иностранного языка создавались ситуации, мотивирующие учебную деятельность учащихся, что позволило увеличить интерес учащихся к предмету, улучшить качество знаний.  Урок выступает как последовательность образовательных ситуаций развивающего типа, в которых учащиеся осуществляют полный цикл деятельности: оценка ситуации, целеполагание, планирование  и организация собственной деятельности, рефлексия. На таких уроках иностранного языка на первом месте ученик, его деятельность по овладению знанием. 

 Мы можем сделать вывод, что любая деятельность протекает более эффективно  и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, настойчиво продвигаться к намеченной цели.

Итак, современный урок иностранного языка – это творческая мастерская учителя, в которой он реализует  свой опыт, методические и педагогические знания и навыки, создает нечто  уникальное, полное неповторимых особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.Бабинский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983 – 185с.

2.Барменкова О.И. Видеозанятия  в системе обучения иностранной  речи // ИЯШ - 1993 - №3. С.20–25.

3.Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.,1974 – 384 с.

4.Владимирова Л.П. Интернет на  уроках иностранного языка // ИЯШ  - 2002 - №3. С.39–41.

4.Завельский Ю.В. Как подготовить  современный урок// Завуч. 2000. №4. - с. 94-97.

5.Казанцев И.Н. Урок в современной школе. - М., 1987 – 186 с.

6.Корнилова Л.А. Социокультурная  компетенция как одна из составляющих  профессионального мастерства учителя  иностранного языка. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.М. Курицын. – Шуя: Изд-во “Весть”, ШГПУ,  2002. С.40-43.

7.Кулагин П.Г. Межпредметные  связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1980 – 96 с.

8.Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1981 – 291 с.

9.Мильруд Р.П., Максимова И.Р.  Современные концептуальные принципы  коммуникативного обучения иностранному  языку// ИЯШ - 2000 - №4. С.19.

10.Мусницкая Е.В. Обучаем, развиваем  и воспитываем / ИЯШ - 1989 - №3. С. 13-15.

11.Огородникова И.Т. Педагогика  школы: Учеб. пособие для студентов пед. институтов -  М.: Просвещение, 1978 – 320 с.

12.Онищук В.А. Урок в современной  школе: Пособие для учителя.  – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986 – 158 с.

13.Пассов Е.И. Урок иностранного  языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988 – 159 с.

14.Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России,2002. – 640 с.

15.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ - 1991 - №2. С.3-10.

16.Рогова Г.В. О повышении действенности урока иностранного языка // ИЯШ - 1986 - №4, С. 11-13.

18.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984 – 96 с.

19.Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 512 с.

20.Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // ИЯШ - 2002 - №3. С.41-46.

21.Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку // ИЯШ - 2002 - №3. С.46-48.

22.Культура современного урока. - М.: Педагогическое общество России, 2000 – 112 с.

23.Педагогика: Большая современная энциклопедия/Сост. Е.С. Рапацевич- Мн.:«Современное слово», 2005. – 720 с.

 

 

 

 


Информация о работе Особенности современного урока иностранного языка