Особенности внимания у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной курсовой работе является: выявление индивидуальных особенностей развития внимания младших школьников.
В связи с обозначенной целью представляется возможным выделить следующие задачи исследования:
• Проанализировать соответствующую психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
• Определить понятие и значение внимания в развитии личности младшего школьника;
• Изучить индивидуальные особенности развития внимания младших школьников;
• Разработать коррекционное занятие по развитию внимания младших школьников.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности развития внимания младшего школьника с умственной отсталостью
1.1 Понятие процесса внимания, его виды
1.2 Структура и свойства процесса внимания
1.3 Особенности внимания младших школьников в норме и с умственной отсталостью
Глава 2. Исследование индивидуальных особенностей внимания младших школьников с умственной отсталостью
2.1 Описание используемых в ходе исследования методик изучения внимания учащихся
2.2 Результаты изучения индивидуальных особенностей внимания учащихся
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Наряду с переключением  внимания выделяется его отвлечение - непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.

В работах Овчаровой  Р.В., встречается описание такого свойства внимания как колебание. Колебания  внимания выражаются в периодической  смене объектов, на которые оно  обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании [11; с. 76].

Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность имеет определенную направленность. Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются.

Н.Ф.Добрынин также упоминает  о направленности, или избирательности  внимания, которая проявляется в  различных формах. Первоначально  выбор объектов внимания связан с  анализом огромного потока информации, непрерывно поступающего из внешнего мира. Эта ориентировочно-исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность). Осознанное выделение, каких- -то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой (произвольная избирательность). В других случаях (например, чтение книги, прослушивание музыки и т.д.) четкая программа необязательна.

Таким образом, обнаружена тесная взаимосвязь между свойствами внимания. На качество выполнения задания  влияет весь комплекс свойств внимания, но в зависимости от вида деятельности, одно из свойств оказывает доминирующее влияние. Эту взаимосвязь необходимо учитывать, организуя учебную деятельность. Также можно сделать вывод, что внимание и его свойства не являются постоянной функцией, они формируются и развиваются в процессе индивидуального развития человека.

 

 

1.3 Особенности внимания  младших школьников

Процессы возбуждения  и торможения в коре больших полушарий  сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.

Исследования распределения внимания выявили его связь с возрастом  учащегося. В 1 классе ученики слабо  распределяют внимание, а в некоторых  случаях и вовсе не способны его  распределить. Умение распределять внимание нарастает у ребят от класса к классу [7; с. 85].

К концу 3 года обучения у школьников, как правило, возрастает и совершается  способность распределения и  переключения внимания. Ученики 3 класса могут одновременно следить за содержанием того, что они пишут в тетрадь, за безошибочностью письма, за своей позой, а также за тем, что говорит учитель. Они слышат указания учителя, не прекращая работы.

У учащихся 1 класса небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной способностью торможения. Важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление.

Концентрированность и интенсивность  внимания у младших школьников может  быть достаточно большой. Например: ребенок  настолько увлеченно рисует, что  не слышит, как его зовут. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой, т.к. устойчивость внимания еще не велика. Поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание младших школьников. Обучение ребенка в школе, сам процесс приобретения знаний - все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. В первые месяцы пребывания в школе детей интересует не столько знания, сколько комплекс новых отношений и сам характер учебной деятельности.

Л.С. Выготский считает, что детский интерес приобретает  чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Он подчеркивает, что детское внимание, направляется и руководствуется почти всецело интересам, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадением двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

В дальнейшем интересы школьников дифференцируются и постоянно приобретают  познавательный характер. В связи  с этим дети становятся более внимательны  при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях.

Процесс обучения невозможен без достаточной сформированности внимания. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает  с одного вида на другой. По сравнению  с дошкольниками младшие школьники более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание [4; с. 28].

Многие психологи подчеркивают, что произвольное внимание имеет огромное значение в учебной деятельности младших школьников, в то же время оно развивается в учебной деятельности. Учебная деятельность требует от ребенка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, слушать, и он заставляет себя выполнять требуемое. На основе этого происходит постепенный переход от преобладания на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного и устойчивого внимания.

Внимание является необходимым  условием хорошего учения. Безусловно, внимание школьника значительно лучше внимания дошкольника. Тем не менее, внимание маленького школьника имеет еще много недостатков.

Известный педагог К.Д.Ушинский серьезно занимался проблемой воспитания произвольного внимания младших школьников. Он возражал педагогам, которые считали, что у детей младшего школьного возраста настолько доминирует непроизвольное внимание над произвольным, что весь учебный процесс должен быть построен исключительно на интересе и занимательности. Он говорил, что педагогический процесс предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного внимания.

По мнению Ермолаева  О.Ю. у младших школьников реже появляется произвольное внимание, связанное с  чувством напряженности, чем внимание без особых усилий, благодаря поставленной перед учениками задаче. Школьники этого возраста сосредотачиваются произвольно, однако периоды напряженного внимания у них бывают реже, чем у взрослых или старшеклассников. Произвольное внимание младших школьников характеризуется активностью.

Он считает необходимым  также упомянуть о существовании  физиологических факторов, определяющих возрастные особенности внимания. Произвольное управление поведением вообще и вниманием  в частности становится возможным в результате регулирующей, управляющей деятельности высших корковых центров. Эта деятельность достигается постепенно, подвергаясь тем или иным преобразованиям на протяжении всего школьного периода. Несовершенство тормозных механизмов (основы регулирующего влияния высших корковых центров на низшие подкорковые) незрелость самих высших центров приводит к тому, что младшие школьники отличаются повышенной возбудимостью.

Обычно после ряда усилий произвольное внимание ученика  переходит в послепроизвольное.

Следовательно, все виды внимания - непроизвольное, произвольное, послепроизвольное - встречаются в  процессе учебной деятельности школьников. Однако в младших классах, как  уже говорилось выше, ведущую роль играет непроизвольное внимание, произвольное внимание у младших школьников еще слабо развито, его надо поддерживать и воспитывать в процессе учебной деятельности; послепроизвольное внимание еще не сформировано на начальной ступени обучения.

Внимание детей младшего школьного возраста отличается небольшим объемом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 - 20 минут (в то время как подростки - 40 - 45 минут, а старшеклассники - до 50 минут) [4; с. 37].

Распределение внимания у младших школьников развито  недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий.

 

Известный психолог Ланге  Н.Н. выделил разные типы внимания у младших школьников в зависимости от тех или иных свойств (внимательные и невнимательные). Разные дети внимательны по-разному: внимание обладает разными свойствами, и эти свойства развиваются у младших школьников в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо распределяемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной деятельности, но также легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом.

Таким образом, можно  сделать вывод, что внимание детей  младшего школьного возраста характеризуется  малой устойчивостью (10-15 минут), малым  объемом, слабым распределением, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания. Преподавание в начальных классах должно быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности. В младших классах (обычно в 1 и во 2) через каждые 10- 15 минут надо менять вид деятельности, чтобы предотвратить утомление, нельзя давать материал большой по объему, и такой, восприятие которого требует высокого уровня распределения внимания. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка.

Очень часто, именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает трудности в школе. 
Анализ литературы показывает, что внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности, так как именно в начальных классах закладываются основы успехов в будущем. В результате этой деятельности учащиеся 4 класса становятся более внимательными, чем учащиеся 1 класса: у них возрастает и совершенствуется способность к устойчивости, распределению и переключению внимания, увеличению объема внимания.

 

Глава 2. Исследование индивидуальных особенностей внимания младших школьников

2.1 Описание используемых  в ходе исследования методик  изучения внимания учащихся

С целью изучения уровня внимания учащихся нами была использована «Методика изучения уровня внимания у школьников» (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.). Данная методика предназначена для обследования учеников 3-5 классов.

Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.

Инструкция. «Прочитай  этот текст. Проверь его. Если найдешь  в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует  время работы с текстом, особенности  поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и  прочее).

Для нахождения и исправления  ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст

Стары лебеди склонили перед  ним гордые шеи. Взрослые и дти  толпились на берегу. Внизу над  ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

 

Обработка данных

Подсчитывается количество пропущенных ошибок:

0-2 - высший уровень  внимания;

3-4 - средний уровень  внимания;

более 5 - низкий уровень  внимания.

Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.

Также в ходе проведения исследования нами была использована методика «Перепутанные линии»

Цель: измерение степени  концентрации и устойчивости зрительного  внимания с помощью методики «Перепутанные  линии».

Оборудование: секундомеры, специальные бланки.

Ход опыта. Опыт может  проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом  работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них  начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача _ проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое  Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».

Другой вариант проведения опыта _ с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда  «Стоп!» и работа прекращается (в  зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).

Информация о работе Особенности внимания у школьников