Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:33, курсовая работа
Целью исследования в данной курсовой работе является: выявление индивидуальных особенностей развития внимания младших школьников.
В связи с обозначенной целью представляется возможным выделить следующие задачи исследования:
• Проанализировать соответствующую психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
• Определить понятие и значение внимания в развитии личности младшего школьника;
• Изучить индивидуальные особенности развития внимания младших школьников;
• Разработать коррекционное занятие по развитию внимания младших школьников.
Введение
Глава 1. Особенности развития внимания младшего школьника с умственной отсталостью
1.1 Понятие процесса внимания, его виды
1.2 Структура и свойства процесса внимания
1.3 Особенности внимания младших школьников в норме и с умственной отсталостью
Глава 2. Исследование индивидуальных особенностей внимания младших школьников с умственной отсталостью
2.1 Описание используемых в ходе исследования методик изучения внимания учащихся
2.2 Результаты изучения индивидуальных особенностей внимания учащихся
Заключение
Список литературы
При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого _ установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.
Обработка результатов. В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):
Y = |
T |
25 |
|
N пр |
|||
где Т _ время выполнения задания (мин),
N np, _ количество правильно прослеженных линий.
Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания.
После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.
Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:
19 и более |
-отлично; |
4 - 9 |
- удовлетворительно; |
|
10 - 18 |
- хорошо; |
3 и менее |
- неудовлетворительно. |
|
2.2 Результаты изучения
индивидуальных особенностей
Исследование проводилось на базе УО «Толочинская государственная средняя общеобразовательная школа №2».
В исследовании принимали участие ученики 2 «А», 2 «Б» классов. Всего в исследовании приняли участие 20 человек.
Результаты, полученные в ходе проведения диагностики целесообразно представить в виде сводной таблицы:
ФИО ученика |
Колич. пропущенных ошибок по методике изучения уровня внимания |
РЕЗУЛЬТАТ |
Колич. набранных баллов по методике «Перепутанные линии» |
РЕЗУЛЬТАТ |
|
Гаврилова К. |
3 |
Ср.уров. |
12 |
хорошо |
|
Дягтерев А. |
2 |
Высший ур. |
19 |
отлично |
|
Игнатович Н. |
7 |
Низк ур. |
7 |
удовлетв |
|
Кожемякин В. |
4 |
Ср.уров |
11 |
хорошо |
|
Кожедуб А. |
2 |
Высший ур. |
20 |
отлично |
|
Кондратович К. |
4 |
Ср.уров |
12 |
хорошо |
|
Киселев Н. |
1 |
Высший ур. |
19 |
отлично |
|
Локтик Н. |
3 |
Ср.уров. |
6 |
удовлетв. |
|
Пасютин И. |
3 |
Ср.уров. |
10 |
хорошо |
|
Поливенок А. |
6 |
Низк ур. |
3 |
неудовл. |
|
Поликарпова К. |
1 |
Высший ур. |
19 |
отлично |
|
Рак К. |
4 |
Ср.уров. |
17 |
хорошо |
|
Рак М. |
3 |
Ср.уров. |
12 |
хорошо |
|
Сущая Е. |
4 |
Ср.уров. |
5 |
удовлетв. |
|
Тороп Н. |
7 |
Низк ур. |
2 |
неудовлетв. |
|
Трибендис И. |
4 |
Ср.уров. |
10 |
хорошо |
|
Шутов И. |
4 |
Ср.уров. |
16 |
хорошо |
|
Шульц Ю. |
3 |
Ср.уров. |
17 |
хорошо |
|
Хусаинов Д. |
6 |
Низк ур. |
4 |
удовлетв. |
|
Шидловский Н. |
3 |
Ср.уров. |
11 |
хорошо |
|
Таким образом, в данной группе испытуемых учащихся с высоким уровнем внимания 4, что составляет 20% от всех участников исследования.
Дети, показавшие неудовлетворительные результаты по двум проведенным методикам, составляют 15% от всех участников (3 человека).
Большинство детей, принявших участие в обследовании (75%), показали средний уровень внимания.
Качественный анализ ответов детей, полученных в ходе проведения методики «Методика изучения уровня внимания у школьников», позволяет выделить из общей массы типичные для учащихся данной группы вопросы. Так, наиболее трудными для учащихся оказались следующие задания: узнавание фразеологически несвободного глагола (в тексте есть глагол «кивать», который соотносится только с существительным «головой», таким образом, задача школьников состояла в нахождении и замене глагола «кивать» на глагол «махать»). С описанным выше заданием не справились 13 человек из группы, что составляет 65% испытуемых.
Также достаточно сложным для школьников оказалось задание, требовавшее заметить пробел, разделяющий два слова. 50% участников не обратили внимание на данную ошибку.
В то же время, наиболее легкими для школьников оказались задания, связанные с пропуском гласных букв, а также с проверкой непроизносимых согласных.
Таким образом, считаем целесообразным представить распределение результатов проведения методик в диаграмме:
Заключение
В результате анализа
соответствующей психолого-
Процесс обучения невозможен
без достаточной
Внимание является очевидным
фактом всей психической жизни и
одной из важнейших проблем
В советской психологии изучению внимания всегда придава-лось важное значение, вопрос о генезисе и развитии произволь-ного внимания в детском возрасте был поставлен еще Л.С. Выготским: в его работе выяснялась роль общественно-исторических условии в происхождении произвольного внимания у человека. В систематических исследованиях Н.Ф. Добрынина внимание - согласно принципу значимости трактуется как проявление активности личности.
Результаты проведенного исследования показывают, что в данной группе испытуемых учащихся с высоким уровнем внимания 4, что составляет 20% от всех участников исследования. Дети, показавшие неудовлетворительные результаты по двум проведенным методикам, составляют 15% от всех участников (3 человека). Большинство детей, принявших участие в обследовании (75%), показали средний уровень внимания.
Говоря о качественном анализе проведенного исследования, необходимо отметить, что наиболее трудными для учащихся оказались следующие задания: узнавание фразеологически несвободного глагола, а также задание, требовавшее заметить пробел, разделяющий два слова. В то же время, наиболее легкими для школьников оказались задания, связанные с пропуском гласных букв, а также с проверкой непроизносимых согласных.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е., перераб. и доп. - М.: Академический Проект. - 2001. - 480 с.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. - СПб.: Питер. - 2006.- 240 с.
3. Богданова Т.Г., Корнилова
Т.В. Диагностика
4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. -- М.: Академия. - 1998. - 436 с. 5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС. - 2002. - 185 с.
6. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития. -- М.: Академия. - 2002.- 386 с. 7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. -- М.: Владос. - 1996. - 277 с.
8. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. -- М.: Просвещение. - 1999. - 364 с.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). -- М.: УРАО. - 1998. - 418 с.
10. Леонтьев А.Н. Формирование
личности // Психология личности
в трудах отечественных
12. Младший школьник: развитие
познавательных способностей/И.
13. Обухова Л.Ф. Детская
(возрастная) психология. Учебник. - М.,
Российское педагогическое
14. Первушина О.Н. Общая
психология: Методические указания.
- Новосибирск: Научно-учебный
15. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. - М.: «ПРОСПЕКТ». - 2000. - 584 с.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер». - 2000. - 712 с.
17. Смирнова Е.О. Психология
ребенка: Учебник для
18. Тейлор К. Психологические
тесты и упражнения для детей.
- М.: Апрель-Пресс, Издательство
19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних пед. учебных заведений. - М. - 1996. - 346.
20. Хухлаева О.В. Коррекция
нарушений психологического