Особенности внимания у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной курсовой работе является: выявление индивидуальных особенностей развития внимания младших школьников.
В связи с обозначенной целью представляется возможным выделить следующие задачи исследования:
• Проанализировать соответствующую психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
• Определить понятие и значение внимания в развитии личности младшего школьника;
• Изучить индивидуальные особенности развития внимания младших школьников;
• Разработать коррекционное занятие по развитию внимания младших школьников.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности развития внимания младшего школьника с умственной отсталостью
1.1 Понятие процесса внимания, его виды
1.2 Структура и свойства процесса внимания
1.3 Особенности внимания младших школьников в норме и с умственной отсталостью
Глава 2. Исследование индивидуальных особенностей внимания младших школьников с умственной отсталостью
2.1 Описание используемых в ходе исследования методик изучения внимания учащихся
2.2 Результаты изучения индивидуальных особенностей внимания учащихся
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

Глава 1. Особенности развития внимания младшего школьника с умственной отсталостью

1.1 Понятие процесса внимания, его виды

1.2 Структура и свойства процесса внимания

1.3 Особенности внимания младших школьников в норме и с умственной отсталостью

Глава 2. Исследование индивидуальных особенностей внимания младших школьников с умственной отсталостью

2.1 Описание используемых в ходе исследования методик изучения внимания учащихся

2.2 Результаты изучения индивидуальных особенностей внимания учащихся

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

Дети в младшем школьном возрасте, как, впрочем, и в любом  другом, очень отличаются друг от друга. Они отличаются большей или меньшей  подвижностью, усидчивостью, работоспособностью. Дети по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, воспринимают и осознают объясняемый на уроке материал, у них свой, индивидуальный стиль познавательной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения. Они различаются по умственному развитию, способностям, характеру, склонностям, устойчивости интересов, вкусам, привычкам, привязанностям, идеалам, мотивам учения и свойствам темперамента. У них разное отношение к достижениям и неудачам, к школе и отдельным учебным предметам, товарищам и учителям, дети занимают различное положение в коллективе сверстников. Каждый из них представляет собой неповторимую индивидуальность. Причем все особенности влияют друг на друга, находятся в зависимости одна от другой. Ребенок - неповторимая личность именно потому, что в нем по-своему сочетаются, сплетаются индивидуальные особенности всех психических процессов и психологических свойств.

Именно понимание индивидуальных особенностей, внутреннего мира ребенка  создает благоприятные условия  для адаптации детей к новой для них школьной жизни. Если ребенок чувствует, что интересен педагогу или психологу не только как ученик, а сам по себе, если видит, что взрослый хочет понять его, у него формируется положительное отношение к взрослым, при котором ребенок «принимает» педагогов, проявляя доброжелательность и открытость в общении с ним.

Внимание является очевидным  фактом всей психической жизни и  одной из важнейших проблем психологических  исследований. Внимание, согласно весьма распространенной точке зрения, не имеет собственной функции и его назначение - "обслуживать" психическую деятельность, на каком бы уровне и в какой бы форме она ни протекала.

Наличие хорошо развитого  уровня внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие

Вопрос о генезисе и развитии произвольного внимания в детском возрасте был поставлен еще Л.С. Выготским: в его работах выяснялась роль общественно-исторических условии в происхождении произвольного внимания у человека. В систематических исследованиях Н.Ф. Добрынина внимание - согласно принципу значимости трактуется как проявление активности личности.

Как подчеркивает А.Р. Лурия, внимание, содействуя отбору наиболее существенной информации, служит исходной основой для организованного поведения и может проявляться в сенсорных, двигательных и интеллектуальных процессах.

О значении вниманий как  необходимой предпосылки успешности учебной и трудовой деятельности писали в своих трудах Н.Д. Левито, А.А. Смирнов, Б.Ф. Ломов.

Актуальность темы, выбранной для исследования в данной курсовой работе, обусловлена той ролью, которую внимание играет в процессе обучения и развития личности младшего школьника.

Целью исследования в данной курсовой работе является: выявление индивидуальных особенностей развития внимания младших школьников.

В связи с обозначенной целью представляется возможным  выделить следующие задачи исследования:

· Проанализировать соответствующую психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

· Определить понятие  и значение внимания в развитии личности младшего школьника;

· Изучить индивидуальные особенности развития внимания младших  школьников;

· Разработать коррекционное занятие по развитию внимания младших школьников.

Объект исследования: внимание младших школьников.

Предмет исследования - процесс развития внимания, его особенности в младшем школьном возрасте.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я.), математические методы обработки данных.

 

Глава 1. Внимание младшего школьника

1.1 Понятие процесса  внимания, его виды

На сегодняшний день в понятие “внимания” вкладывается совершенно различное содержание и поэтому ему даются разные определения. Наиболее распространена точка зрения профессора Н.Ф. Добрынина, к которой пришел ученый на протяжении многолетних наблюдений и экспериментальных работ, ее мы будем придерживаться в своей работе. Так Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: «Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте”. Такого определения придерживаются большинство авторов работ по вниманию и оно вошло во многие учебники по психологии.

Традиционно внимание связывают  прежде всего с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек  воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена.

Внимание осуществляет выбор той информации, которая  будет обрабатываться. Центральные  механизмы переработки информации у человека могут иметь дело в  данный момент времени лишь с одним  объектом. Фиксированный объем является основной характеристикой внимания. Объем внимания нельзя изменить с помощью обучения и тренировки.

Последовательность анализа  среды (направление внимания) зависит  от двух групп факторов:

структура внешних раздражителей (физические параметры сигнала: интенсивность, частота и т.д.);

структура внутреннего  поля, определяемой деятельностью человека (степень новизны, интенсивности  раздражителя и т.д.).

Внимание сопровождается приспособительными движениями, но не сводится к ним. Сущность внимания в избирательном характере психической деятельности [14; с. 34].

Традиционно принято  в психологии разделять внимание на произвольное и непроизвольное, далее мы рассмотрим виды внимания с точки зрения разных психологов.

Отличительная особенность  непроизвольного внимания заключается в том, что оно возникает в силу особых свойств самого объекта для индивидуума. Отсюда определение: непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.

Немов называет произвольное внимание активным или волевым. Слово “активное” указывает, что инициатива в формировании произвольного внимания принадлежит субъекту, а слово “волевое” показывает способ его формирования - за счет усилий воли человека. Он определяет произвольное внимание как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, независимое от свойств самого объекта: его привлекательности, внешних и внутренних свойств, интереса к нему наблюдателя. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели.

В настоящее время  произвольное внимание понимается как  деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.

 

Послепроизвольное внимание-это  активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий высокого интереса к деятельности. По мнению А.Г. Платоновой, вследствие этого, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания: возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.

С точки зрения психофизиологии  внимание характеризуется определенными  четкими физиологическими сдвигами в организме человека. Происходит изменение сердечной деятельности и дыхания, отмечаются сосудистые реакции, кожно-гальваническая реакция. На электроэнцефалограмме наблюдается депрессия альфа-ритма, появление так называемой «волны ожидания». Все эти явления носят генерализованный характер. Объективным индикатором интенсивности внимания может служить амплитуда вызванных потенциалов. При отвлечении внимания амплитуда снижается, а привлечение внимания к сигналу вызывает возрастание амплитуды [15; с. 56].

1.2 Структура и свойства  процесса внимания

Внимание характеризуется  различными качествами или свойствами. Оно обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.

Свойства внимания делятся  на первичные и вторичные. К первичным  относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным - колебания и переключение внимания.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое  может быть охвачено вниманием в  весьма ограниченный отрезок времени.

Устойчивость внимания - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или  деятельности. Внимание подвержено произвольным периодическим колебаниям. Периоды таких колебаний составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы: усложнение объекта (сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения); активность личности; эмоциональное состояние (под влиянием сильных раздражителей может возникнуть отвлечение внимания на посторонние объекты); отношение к деятельности; темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют захватывают ненужные участки коры головного мозга). Устойчивость внимания тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями. Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения: первоначальное вхождение в работу; достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий; снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости [17; с. 124].

Еще одним свойством  внимания является интенсивность. По мнению Дормашева Ю.Б., интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания. Физиологически интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью возбудительных процессов в определенных участках коры головного мозга при одновременном торможении других его участков. Концентрация внимания- это степень сосредоточения.

Дормашев Ю.Б. также  пишет о сосредоточении внимания, под которым он понимает внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым. Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему.

Распределение внимания - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число  объектов одновременно, указывает П.Я. Гальперин. То есть это одновременное  внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.

Распределение внимания - это свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий).

Гальперин П.Я. указывает, что трудно совмещать два и  более вида умственной деятельности; легче совмещать двигательную и умственную деятельность; для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.

Переключение внимания - это сознательное и осмысленное  перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации и сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) - в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят: от отношения между предшествующей и последующей деятельностью; от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности; от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот); от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.); от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

Информация о работе Особенности внимания у школьников