Особенности воспитания в современной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении. На первый взгляд это кажется очевидным и легко достижимым. Но все-таки, чтобы эти два условия соблюсти, надо их как следует обдумать, а иногда и приложить немало сил. Для первого условия требуется, чтобы родители своего ребенка любили. Для второго, чтобы любили друг друга. Только тогда они сумеют создать такой союз, который будет длиться всю их жизнь и в котором всем будет хорошо. И только тогда все члены семьи найдут в нем надежную пристань, откуда дети будут отправляться в полные приключений путешествия за познанием мира и куда всегда будут с радостью возвращаться.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности воспитания в современной семье 5
1.1 Сущность семейного воспитания 5
1.2 Задачи и функции современного семейного воспитания 9
1. 3 Современные проблемы и нарушения семейного воспитания 14
Заключение 21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Современное семейное воспитание.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Итак, на современном этапе общества дальнейшему развитию и совершенствованию воспитательной функции семьи способствуют: неустанная забота государства о семье; неуклонное повышение ее материального благосостояния и улучшение жилищно-бытовых условий; единство воспитательных задач семьи и общества; согласованность воспитательных влияний на ребенка школы, семьи и всего общества; возрастание общеобразовательного, культурного и педагогического уровня родителей, повышение моральной и гражданской ответственности родителей за воспитание подрастающего поколения.

Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов, т. к. имеет прямую и непосредственную связь с развитием человечества. Традиционно, основным институтом воспитания человека, начиная непосредственно с момента его рождения и кончая порой его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, под влиянием сложившегося окружения начинает происходить формирование характера и развитие ребенка как личности. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором как в сказке отражаются все неудачи, переживания, тревоги, победы и успехи, как в личной, так и в общественной жизни всех членов семьи.

То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находиться в течение значительной части своей жизни и к моменту поступления в школу, он уже более чем на половину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль.

Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей в семье, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько, как мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры. И вместе с тем, ничто другое не может потенциально нанести столько вреда в воспитании ребенка, сколько может сделать это семья.

Ряд исследователей отмечает, что ценности семьи вытесняются ценностями индивидуализации, материального достатка и профессионального роста, что ведёт к увеличению количества неблагополучных семей (А. И. Антонов, О. М. Здравомыслова, Н. Г. Марковская и др.).

Однако, если следовать этой логике, то родители, запустившие семейную сферу, должны достигать больших успехов в сфере внесемейной, удовлетворяя там потребности в самоактуализации своего «Я», саморазвиваясь и самосовершенствуясь. Но известно, что в большинстве неблагополучных семей этого не происходит.

На наш взгляд, функционирование всей семейной системы связано не столько с местом семьи в индивидуальной иерархии, сколько с тем, какие терминальные ценности и индивидуальные потребности человек реализует в семейной сфере. Основополагающие функции семьи - воспитательная, хозяйственно-бытовая, психологической разрядки, духовного (культурного) общения, социального контроля, репродуктивная - позволяют человеку реализовать целый комплекс личностных потребностей разного уровня.

Представления человека о том, как, при помощи каких «средств» должны реализовываться те или иные функции семьи, и являются семейными ценностями.

Таким образом, функционирование семейной системы и семейное воспитание будут зависеть от степени значимости тех или иных ценностей и гармоничности ценностно-смысловой сферы личности, а также от того, какие терминальные ценности и с помощью каких средств человек реализует в своей семейной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семья является сложнейшей подсистемой общества, выполняя самые разнообразные функции, главнейшая из которых - воспроизводство человечества во всех смыслах. Семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей.

Современная ситуация поставила родителей перед необходимостью готовить ребенка к нестабильному миру, вариативному образованию, «посягательствам» на его внутренний мир растущего человека со стороны СМИ, сект и продавцов наркотиков. На наш взгляд, целевым ориентиром семейной педагогики должна стать классическая формула, утверждающая, что ребенок не только готовится к жизни, но уже живет. Поэтому в качестве ведущей идеи воспитания детей в семье выдвигается необходимость обеспечения родителями полноценной жизнедеятельности их питомцев на каждом возрастном этапе.

Задачами воспитания и обучения детей в семье являются развитие личности, ее уникальных природных сил, задатков, индивидуальных способностей, выработка ее высших благородных стремлений, использование для этого научно обоснованных средств и методов педагогического воздействия родителей на детей.

Вместе с тем, в общественной жизни постоянно складываются сложнейшие социальные взаимодействия с одной стороны, между реальными общественными отношениями и миром ценностей, утвердившимся в обществе, а с другой - миром ценностных ориентации личности. Развитие, совершенствование и благополучие человека, таким образом, находятся в тесной зависимости от «включенности» внутреннего мира человека во внешний мир, от их взаимодействия. В этой связи особую значимость приобретает согласованность индивидуальных и общественных интересов, что важно как для развития общества, так и для блага самой личности.

Особое значение эти проблемы приобретают в современных российских условиях, характеризующихся, в том числе, конфликтом между объективными потребностями общества и социальными условиями, в которых живет семья; осмыслением проблем семьи на уровне государства и общества; необходимостью решения демографических проблем и воспитания достойных граждан своего Отечества, утверждением общедемократических ценностей; выявлением этнокультурных ценностей и традиций семейно-брачных отношений.

Семью справедливо называют единственным воспитательным институтом, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. В то же время большинство современных ученых считает, что успех формирования личности основывается на гармоничном сочетании семейного и общественного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Дружинин В. Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  2. Зденек Матейчик Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чеш. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  4. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001.
  5. Санников А. Л., Шубина Т. Ф., Беляева П. М. Руководство по семьеведению. – Архангельск, СГМУ, 2002.
  6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

 

 

 

 


Информация о работе Особенности воспитания в современной семье