Особенности современной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Семьеведение или фамилистика (от лат. familia - семья) – это учение или наука о жизнедеятельности семьи в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации. Предметом С-я является семья как общественная группа, хар-ся особой, присущей только ей ролью и функциями в системе общественных и межличностных отношений, различные типы семьи и их социальная защита.

Файлы: 1 файл

особенности совр. семьи.docx

— 77.10 Кб (Скачать файл)

1.Понятие, предмет, методы  и принципы семьеведения. 
 
Понятие. Семьеведение или фамилистика (от лат. familia - семья) – это учение или наука о жизнедеятельности семьи в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации. Предметом С-я является семья как общественная группа, хар-ся особой, присущей только ей ролью и функциями в системе общественных и межличностных отношений, различные типы семьи и их социальная защита.  
 
Методологическая основа и принципы: 1.теория о свободе, 2.равенстве и достоинстве, 3.идеология благополучия семьи, 4.укрепления и развития семейного образа жизни, 5.равных возможностей для развития личности и 6.приоритет интересов ребенка. 
 
С-е как научное направление носит теоретико-прикладной характер и осуществляется на междисциплинарной основе. Как уч. дисциплина имеет своей целью ввести студентов в историю изучения семьи, систематизировать представления о современных брачно-семейных отношениях, о семейных ценностях и проблемах, о государственной семейной политике и практике социальной работы с семьей. Появление С-я связывают с кризисом семьи, т.е. возникновением и интенсивным развитием в последние десятилетия целого ряда негативных тенденций в развитии семейно-брачных отношений, таких как снижение рождаемости и брачности, рост числа разводов, увеличение числа неполных семей, незарегистрированных браков и т.д. Данный предмет призван воспрепятствовать развитию этих тенденций. 
^ 2. Сущность понятий «семья», «брак», «домохозяйство». 
 
Семья - есть ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Хар-ка: 1.материальные и духовные процессы. 2. смена поколения людей. 3.зависит от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Отличия от С-и от брака: С представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Внутрисемейные отношения могут быть как и персональные так и групповые. Сущность семьи отражается: в функциях, в структуре, в ролевом поведении. Функции семьи: 1.репродуктивная, 2.хозяйственно-потребительская, 3.воспитательная и 4.восстановительная. Репродуктивная ф-ция включает воспроизводство численности людей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения.Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу. 
 
Б есть трехсторонний контракт м\д мужчиной, женщиной и государством. В нем оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака. Институт брака свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Брак – санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации.  
 
Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми. 
 
Домохозяйство. ДХ вкл. элементы хозяйственно-экономического, социально-демографического, социально-психологического, культурно-нравственного, правового и функционально-поведенческого характера. Признаки семьи: брачно-родственными отношениями, совместным проживанием, общим бюджетом и ведением совместного хозяйства. Семья в хозяйственном аспекте рассматривается в первую очередь, как домохозяйство. На первый план выдвигаются хозяйственно-экономические характеристики, экономические связи, объединяющие людей в малую группуОно характеризуется социальной структурой, доходно-имущественным и расходно-потребительским потенциалом семьи. Часто, ДХ трактуется как хозяйственно-экономическая ячейка, объединяющая людей в целях организации их совместного быта. Виды ДХ: 1.из одного человека, живущего самостоятельно, 2.из нескольких людей как связанных, и не связанных отношениями родства, 3. из тех и других. 4.из одной С 5.нескольких семей 6.не иметь супругов. Понятие «домохозяйство» (ООН 1981) - основано на бытовом укладе, в рамках которого отдельные лица или группы лиц обеспечивают себя пищей и всем необходимым для жизни. Типы домохозяйств: 1.частное 2. общественное. К общ-му ДХ относят лиц, проживающих в учреждениях постоянно или в течение длительного времени. Это: члены религиозных орденов и общин, проживающие в монастырях; военнослужащие, проживающие в гарнизонах; долгосрочные пациенты в больницах; заключенные, отбывающие длительные сроки заключения; лица, проживающие в домах престарелых, домах ребенка. Значение ДХ - является исходным механизмом связи, экономического и социального; индивидуального, коллективного и общественного; прошлого, настоящего и будущего; интеграции культур (подкультур) в рамках этнической и национальной культуры; духовного, морального, нравственного и этического истоков формирования личности экономического, социального, интеллектуального, гражданского и человеческого потенциала общества. Выражается через принятие коллективных решений домохозяйством и поведенческие стратегии его членов.  
^ 3. Происхождение и сущность семьи. 
 
Семья - это малая социальная группа, 1.связанная брачными или родственными взаимоотношениями (супружество, родительство, родство); 2.общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства); 3.эмоциональной близостью; 4.взаимными правами и 5..обязанностями по отношению друг к другу. 
С – это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно- экономическими и юридическими нормами. Хар-ные черты С: 1.устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни 2. связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним.3. быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения. Фун-ции С: 1.демографическая (воспроизводство населения), 2.экономическая, 3.социальная, 4.культурная. 5.сексуальная  
 
Происхождение семьи. Беспорядочные половые связи, что приводили к борьбе, столкновениям, убийствам, мешало общему хозяйствованию. Люди запретили инцест: исключили из половых связей детей, внуков, ближайших родственников. Появилась социальная форма контроля, нормы регулирования отношений между мужчиной и женщиной, но брак носил случайный, эпизодический характер и часто мужчина уходил от женщины еще до рождения ребенка. На этапе общинного хозяйствования зародился групповой полигамный брак. С разделением труда, с разложением родового строя возникает моногамный (однопарный) брак. (патриархальная семья). 
Брак – исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности»  
Соц. содержание брака: экономические (разделение труда, обеспечение родственников) и психологические стороны (воспитание и духовная близость). 
 
^ 5.Эволюция брачно-семейных отношений.  
 
Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя.  
 
Эволюция семьи, три этапа. 1. создание архаичных больших семьи с коллективной или групповой собственностью. ^ 2.трансформация в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. 3. Сем. ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью. Переход от старой, формы семьи к новой, совершался не прямо, а черезпромежуточные формы: семья, состоящая по вертикали не из родителей и детей, а из дядьев и племянников. Выражается в обязательной отдаче детей на воспитание в чужие семьи, а так же другой пример – обычаи травестизма и кувады. Травестизм – практика ”перемены пола”: мужчина отрекался от своего пола, надевал женское платье и выполнял женские обязанности вплоть до супружеских, тем самым, присваивая себе и женские права. Кувада – демонстрация отцом тесной связи с ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков причастности к нему, например жалоб на слабость или соблюдение диеты. Этот обычай объясняется как борьба мужчины за признание его отцовских прав и установление отцовского родства. 
 
^ Патриархальная семья 1-я историческая форма моногамии. Сущ-ет два типа такой семьи: 1.вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; 2.горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии. Многие семьи явл-ся вертикально-горизонтальными, включая, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками, рабов (если было дом.рабство). 
 
Управление: сообща владение землей и др. имуществом, ведение совместного хозяйства. Семью возглавляли “старший” мужчина и “старшая” женщина. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом. 
 
^ Малая нуклеарная семья (элементарная С) – вторая форма семьи, воплощавшей себе начала частной собственности.  
 
Типология семей: выделяют два главных типа семьи, встречающейся в человеческом обществе, - традиционную (или классическую), она же называется расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную), или семью происхождения, и прореакционную, или новообразованную, (созданную взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетные семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), матернальную (глава семьи женщина) и эгалитарную (оба супруга в равной степени считаются членами семьи) 
^ 6.Тенденции современного развития семьи и брака.  
 
Демографические тенденции: 1. Стремление от многодетности, среднедетности к малодетности. Однодетность не всегда хорошо, страдают на детско-родительские отношения, особенно тогда, когда в семье есть дедушки и бабушки.  
 
2.Падение рождаемости и увеличение смертности. Сейчас у нас преобладает однодетная семья.  
 
3. Нуклеризация структуры семьи - от 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. Молодая семья раньше приобретает самостоятельность, ответственность, легче проходит процесс адаптации молодых супругов друг к другу. Но с другой стороны, молодая семья лишается систематической помощи родителей, которая им необходима, особенно в период рождения ребенка. Нарушается постоянное общение с родственниками. Отсутствие же контактов нарушает преемственность поколений, когда дети не знают даже своих близких предков. В этом случае появляются и заброшенные одинокие старики. В связи с ростом личностной автономии семья, вероятно и дальше будет развиваться в этом направлении. 
 
4.Наблюдается активный процесс эгалитаризации и демократизации внутрисемейных отношений. В эгалитарной семье отношения между супругами, родителями и детьми чаще, хотя и не всегда строятся на основе партнерства, признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и права на автономию, инициативу и свободу. Семья становится биархатной, такой семьей, в основе которой лежит справедливое равенство двоих. Женская эмансипация в большой степени способствовала тому, что справедливое равенство в семье между супругами становится непременным условием благополучия и счастья семьи. В настоящее время эгалитарные семьи и семьи переходного типа преобладают, особенно в больших городах.  
 
5.^ Изменение системы ролевых отношений между мужем и женой. От взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные обязанности, функции к взаимозаменяемости, когда все строится по принципу помощи и поддержки. Идет перераспределение власти в семье.  
 
6.^ Рост количества разводов. Восприятие развода как нормального явления, даже благотворного в некоторых ситуациях. В некоторых регионах развод достигает своего пика: на 100 браков, заключенных в течение года приходится 100 разводов. Интересны причины этого процесса. Часто это алкоголизм и грубость супругов, неспособность к адаптации. 
 
7.^ Появление новых типов семей, в связи с капитализмом. В социалистическом обществе на основе профессиональной деятельности выделялось три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенцию. В новых условиях можно выделить семью миллионера, семью бизнесмена, уличного торговца, семью безработного и т.д.  
 
8.^ Рост количества неполных семей. Неполная семья – результат овдовения или развода. Если в первой половине ХХ века неполные, семьи были главным образом результатом овдовения, то со второй половины – развода. Процент разводов по отношению к бракам все время растет.  
 
9.Широкое распространение внебрачного сожительства - супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда может или уже появился ребенок. Сожительство – это удел молодых. Его пик приходится на вторую половину третьего десятилетия жизни индивида. В последующем идет снижение удельного веса таких отношений. Либерализация общественного мнения по отношению к сожительству обуславливает взгляд на него как на нормальное явление и не дает оснований говорить об уменьшении их количества в будущем. 
 
^ 7.Понятие функций семьи, специфические и неспецифические. Ф-ции домохозяйства. Два источника возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. При всех изменениях общество всегда нуждается в воспроизводстве, населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства. Основные функции: 1.Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. 2.Воспитательная функция семьи имеет три аспекта. – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.– влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.– постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. 3.Хозяйственно-экономическая функция, - обеспечение прочные экономические связи между своими членами, поддержание материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности. 4.Восстановительная функция - направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.5.Регулятивная функция - регулирование и упорядочивание отношений между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни. 6.Социализация личности - способствование выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.7Коммуникативная функция семьи, компоненты: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения. 8.Досуговая функция - осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил.9. Социально-статусная функция - связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.10.Эмоциональная функция - получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. 11.Функция духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.12.Сексуальная функция семьи осуществление секс контроля и удовлетворение сексуальных пристрастий супругов. 
 
^ Специфические функции - вытекают из сущности семьи: рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации). Неспецифические функции - связанны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Отражают исторический характер внутрисемейных отношений и взаимодействие семьи с обществом: хозяйственно-бытовая; производственная; потребительская; рекреационная и др. функции 
 
^ Функции домохозяйства: снабженческая, производственная, сберегательная и потребительская. Наиболее важными и интенсивно изучаемыми функциями домохозяйства являются потребительская и сберегательная функции. Между тем, снабженческая и производственная функции домохозяйства являются неотъемлемой частью его жизнедеятельности и основой его существования, но в силу своего разнообразия, неопределенности и сложности определения они практически не рассматриваются в качестве ведущих и определяющих функций домохозяйства. 
^ 8.Реализация функций современной российской семьи. 
 
Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Репродуктивная функциясемьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей. 
 
Причины: 1.распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране восемь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских семей ведут городской образ жизни. Производственная занятость женщины, рост культуры людей, взрыв потребностей – это тоже относят к числу указанных выше причин. 2.Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными и тонкими психологически, в их основе на первом месте – нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняется и отношение к детям. Имея весьма скромный прожиточный минимум и более чем скромные жилищные условия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьми обзаводятся крайне редко. Но зато своего единственного ребенка стараются хорошо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее образование. 3.Вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объединяют три-четыре поколения; очень мало. Экономическая функция тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. С все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом.Воспитательная функция Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и. трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца: и матери, традиции семьи. Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей – его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе. 
 
Коммуникативная функция семьи. Компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал.  
 
^ 9. Типология семьи. 
 
Типы семей: 1. от форм брака: моногамная семья (два партнера) полигамная семья - один из супругов имеет несколько партнёров. //Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх. Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. 2.от пола супругов: однополая семья - двое мужчин или две женщины (гомосеки и лесбиянки), совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков; разнополая семья. 3.от количества детей: бездетная, (инфертильная) семья; однодетная семья; малодетная семья; среднедетная семья;многодетная семья. 4.от состава: простая (нуклеарная семья) состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Типы нуклеарной семьи: элементарная - из трёх членов: муж, жена и ребёнок. полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок. неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей. составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей.сложная семья — большая семья из нескольких поколений. Обычно включает бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц. от места человека в семье: родительская - это семья, в которой человек рождается. репродуктивные - семья, которую человек создаёт сам. от проживания семьи: матрилокальная -молодая семья, проживающая с родителями жены, патрилокальная -семья, проживающая совместно с родителями мужа; неолокальная -семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей. Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи. Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов. 
^ 10. Типологические особенности современной российской семьи. 
 
Семьи классифицируются по типам самыми разными науками – социологией, статистикой, экономикой, антропологией, психологией. Согласно антропологии, семьи делятся на консангвинальные и конъюгальные. Консангвинальная семья состоит из кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям. Отношения в такой семье делятся по мужской линии (патрилинейность) или по женской линии (матрилинейность). Независимо от того, по какой линии ведется родство, именно отношения между родственниками, а не отношения между мужем и женой (конъюгальность) выступают основой организации семьи. Супружеская пара проживает либо с родственниками жены (матрилокальность), либо сродственниками мужа (патрилокальность), дети могут принадлежать как семье жены, так и жене мужа. Родственники со стороны жены и мужа считаются частью данной семьи. Они признаются одинаково важными и включены в организацию семьи только как родственники жены или мужа, но не сами по себе. Конъюгальная семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях. Дети принадлежат не родственникам жены или мужа, а супружеской паре. Отличия: 1.консангвинальная семья сохраняет себя благодаря преемственности поколений, живет кланово, как правило выбирая одно место жительство, редко куда-либо переезжая. 2.конъюгальная семья формируется заново с каждым следующим браком; относится к дислокальному браку - вновь созданная семья отделяется от родителей и живет в отдалении от них; допускает более широкую свободу в исполнении семейных ролей. Американское, российское и европейское общества принадлежат к конъюгальному типу, а старокитайская семья была патрилинейной, патрилокальной, консангвинальной. Семья индейцев Пуэбло являлась матрилинейной, матрилокальной и консангвинальной. Кроме того, выделяют два главных типа семьи, встречающейся в человеческом обществе, - традиционную (или классическую), она же называется расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную(двухпоколенную), или семью происхождения, и прореакционную, или новообразованную, (созданную взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетные семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную иматриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), матернальную (глава семьи женщина) иэгалитарную (оба супруга в равной степени считаются членами семьи). 
^ 11. Понятие жизненного цикла семьи и подходы к его рассмотрению. Этапы жизненного цикла.  
 
Жизненный цикл семьи - последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом или ухода из жизни («пока смерть не разлучит вас»). Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи. Подходы к изучению семьи: Психологический - рассматривает, как возникает и поддерживается сплоченность, согласованность взаимоотношений индивидов, здесь в центре внимания - личность, стремящаяся утвердить Я-концепцию, получить признание ценности своего. Акцент делается на возникновении нового качества из межличностного взаимодействия, как возможен феномен семейной группы, в чем признаки этого группового поведения, не редуцируемого к поведению отдельных членов семьи. Социологический – сконцентрирован, на семье как единстве взаимодополняющих друг друга социокультурных ролей, на семье как целостности, сохраняющейся с течением времени и при чередовании событий, видоизменяющих семейную структуру. Главным отличием является на выяснение законов становления, функционирования и распада семьи как малой первичной группы.  
 
^ Этапы жизн-го цикла семьи. 1-й этап - заключение брака. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи. 2-й этап - начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей. 3-й этап - процесс отселения взрослых детей. Может быть очень длинным, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Обычно его называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. 4-й этап - стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов. Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую– брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте – в начале это молодая пара, а теперь она состарилась. 
^ 12.Понятие многодетности и критерии её определения. Репродуктивные установки и мотивы. 
 
Многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Репродуктивное поведение - система действий, отношений и психологических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения ребенка в браке или вне его. 
Отказ от рождений, действия его реализующие, раскрываются через понятие контрацептивного поведения - применение контрацепции, искусственный аборт и воздержание. Структура репродуктивного поведения: Репродуктивные потребности - это усвоенные человеком в процессе социализации бытующие в культуре и определенным образом преобразованные личностной структурой репродуктивные нормы, или социальные нормы рождаемости (т.е. социальные образцы и принципы поведения, относящиеся к рождению определенного числа детей). Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений. Величина потребности в детях неизменна на протяжении жизни человека. В связи с этим различают малодетное, среднедетное и многодетное репродуктивное поведение. Репродуктивные установки – это психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Делятся на: Установки детности, регулирующие достижение определенного числа детей; Установки на применение контрацепции и искусственное прерывание беременности. Репродуктивные установки формируются в раннем возрасте и затем мало изменяются в течении всей жизни человека. Репродуктивные мотивы – это психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей. Репродуктивный мотив характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Виды мотивов: Экономические мотивы – это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достигаются) определенные экономические цели, т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) свой экономический статус; Социальные мотивы – это мотивы, побуждающие к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Выражаются в желании человека жить «как все» и иметь столько же «как и все» детей; Психологические мотивы - это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологические, внутренние цели личности. (Например, иметь ребенка, чтобы опекать его, проявлять свою любовь к нему; стремление продолжить себя в своих детях и т.п.). В качестве результатов репродуктивных действий может быть рождение определенного числа детей или отказ от рождения. 
^ 13. Основные проблемы многодетных семей. 
 
Многодетные семьи чаще всего относятся к категории социального риска. Поэтому, основные проблемы непосредственно их касающиеся можно выделить следующие: 1.Материально-бытовые проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. В структуре доходов пособия на детей невелики. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания гораздо менее разнообразная. Дети таких семей получают меньше фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., что вызывает недостаток витаминов, следствием чего могут стать проблемы со здоровьем. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.2.Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям. Многодетные родители испытывают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде. Дети из многодетных семей также ощущают негативное отношение сверстников – трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д. 3.Жилищная проблема для многодетных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам по общему правилу и не могут улучшиться за счет муниципального жилья, а приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей. Жилищные проблемы создают трудности в соблюдении режима дня детей. Как правило, такие семьи не имеют возможности для автономности каждого ребенка – личного уголка, своей территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, что зачастую приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. 4.Психолого-педагогические проблемы. В благополучной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в таких семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. А это, в свою очередь, ведет к разрыву внутрисемейных межпоколенных связей, ведущему к обострению психологических проблем в семье. 5.Медицинские проблемы. Сложный психологический климат многодетной семьи, как правило, влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность многодетных семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8% семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матерей страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков.

15. Понятие молодой семьи  и ее основные проблемы. 
 
В настоящий момент проблемы молодых семей стоят в нашей стране достаточно остро, имея в своей тенденции устойчивый характер. В связи с этим следует привести классификацию основных проблем, присущие молодым семьям:1.Материально-бытовые проблемы. Как показывают исследования молодым семьям присуща необустроенность быта и материальные проблемы. Следует подчеркнуть особую важность помощи молодым их родителями. Несовершеннолетние юные матери очень часто находятся на иждивении своих родителей. В основной массе молодая семья является низкодоходной, а многие находятся за чертой бедности. 2. Жилищная проблема. Жилищная проблема одна из самых важных для молодых семей. Это вызвано сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступное из-за дороговизны жиле на свободном рынке. Лишь небольшое количество молодых семей имеет отдельную квартиру. Возможны несколько вариантов проживания - государственная, кооперативная, частная квартира, общежитие. 3. Проблема трудоустройства. Одной из остро стоящей проблемы в молодых семьях является общая материальная необеспеченность, низкий доход и заработная плата. Соответственно неудовлетворенность вторичными заработками толкает молодых специалистов искать работу в другом городе и даже уезжать за рубеж. 4. Медицинские проблемы. Зачастую женщины, не состоящие в браке, страдают хроническими заболеваниями больше, чем замужние женщины из полных семей. Семейная неустроенность, отсутствие мужской опоры существенно влияют на возникновение у таких женщин хронических заболеваний. Выявлена связь между неблагополучным семейно-психологическим климатом и риском возникновения хронических заболеваний. Охрана здоровья семьи в репродуктивном возрасте играет большое значение, так как его уровень определяет эффективность выполнения функции деторождения. 5. Психологические проблемы. Психологическая суть брака, это подтверждение отношений в паре, их включение и согласование с другими отношениями, которые уже поддерживают будущие супруги.  
 
^ Особенности молодой семьи в России: 1. Недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности. Сегодня среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране. При этом 69 % молодых семей живут за чертой бедности. 2. Повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью обустройства семейной жизни: приобретение жилья, организация быта. 3. Время, когда супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место. 4. Необходимая психологическая адаптация к семейной жизни. 18 % молодых семей нуждаются в психологическом консультировании.  
 
^ 16.Планирование семьи и подготовка молодежи к браку. 
 
Планирование семьи (по опред экспертов ВОЗ) - виды деятельности, которые имеют целью помочь отдельным лицам или супружеским парам достичь определенных результатов: - избежать нежелательной беременности; - произвести на свет желанных детей; - регулировать интервал между беременностями; -контролировать выбор времени деторождения в зависимости от возраста родителей и определять количество детей в семье. Основные цели планирования семьи: 1. рождение желанных и здоровых детей, 2. сохранение здоровья женщины 3.достижение гармонии психосексуальных отношений, 4. реализация профессиональных планов. Право на планирование семьи реализуется на государственном уровне путем предоставления населению доступной и полной информации обо всех аспектах деятельности службы планирования семьи, обеспечением соответствующей медицинской помощью, возможностью широкого использования контрацепции,формированием культуры сексуального и репродуктивного поведения населения. Виды обслуживания: 1.- санитарное просвещение и консультирование по вопросам планирования семьи; 2. обеспечение противозачаточными средствами; 3. просвещение по вопросам семьи и брака; 4.организацию соответствующих служб, мероприятий и программ по планированию семьи. Приоритет в деятельности ЦПС учреждений делается скорее на лечение, нежели на профилактику заболеваний и девиаций в области сексуального поведения. Это связано с преобладанием медицинской направленности деятельности центра планирования семьи над социальной, т.е. с наличием в штатно-организационной структуре учреждения должности врача и отсутствием должности специалиста по социальной работе. Виды деятельности в Центре планирования семьи: 1.предупреждение раннего начала половой жизни.2.- предупреждение последствий неправильного сексуального поведения: ЗППП, нежелательной беременности, абортов. 3.- просвещение по вопросам контрацепции. 4.- формирование ценностного и ответственного отношения к созданию семьи и рождению детей. 5.- информирование о существующих учреждениях и организациях, в которые можно обратиться в трудной жизненной ситуации за той или иной помощью. Работа с молодыми семьями: 1.оказание помощи семье в ТСЖ 2. оказание поддержки семьи в решении конфликтных ситуаций.3. социально-психологическая подготовка молодых супругов к рождению и воспитанию ребенка. 4. формирование установок на ответственное отношение к семье, своему будущему ребенку и его здоровью. 5. правовое информирование. В качестве форм работы могут использоваться как индивидуальные, так и групповые. 
^ 14. Социальная работа с многодетными семьями. 
 
Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы.  
 
Характеристика: 1.чаще всего, многодет-е С экономически неблагополучные, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат. 2. плохие материально-жилищные условия.3.социально-психологическое неблагополучие - его признаки: потребление алкоголя, наркотиков, низкая общая и санитарно-гигиеническая культура, неблагоприятный психологический климат (неуважительные отношения между членами семьи, использование насилия как основного средства разрешения противоречий). Большинству семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли.  
 
^ Социальная работа ведется на основе социально-педагогического (социально-демографического) паспорта микрорайона образовательного учреждения, заключительный раздел которого посвящен составу семей, с использованием «Социального паспорта семьи», куда заносятся данные диагностики, демографические сведения. Виды помощи: 1.организация встреч родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни.2.психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч). 3.организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ. 4.психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного психологического консультирования. 5. подбор специальной литературы по вопросам полового воспитания детей, медицинским проблемам.6.правовое просвещение в многодетных семьях.7.Профориентация подростков.8.психотерапевтическая и психиатрическая помощь матерям и другим членам семьи. 9. Организация досуга детей и их родителей. 10. Квотирование рабочих мест для подростков.11.Организация системы допрофессионального образования и дополнительного социального образования подростков и молодежи из многодетных семей. 12.Ознакомление со службой экстренной психологической помощи. («Телефон доверия») 13.Духовное просвещение детей и родителей. 14.Помощь в преодолении ТСЖ.15.Информирование о работе различных служб. Консолидация дея-ти соблюдается благодаря связи с другими специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку.  
 
^ 17. Социальная помощь молодой семье. 
 
Молодая семья - это семья впервые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста. Явл-ся одной из самых незащищённых групп населения. Высокий процент молодых браков - следствие наступившей беременности или даже рождения ребёнка. Социальная поддержка семьи предполагает формальную инеформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включаетмедицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог - педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Центры занятости решают следующие задачи в соц.поддержке: 1. сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи; 2. предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства; 3. содействие в открытии предприятий семейного типа; 4. профессиональная ориентация детей и подростков; 5. выплата пособий по временной не занятости; 6.консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы; 7.оказание помощи в кадровом обеспечении; 8.социально-психологическая работа с клиентами. Основные формы социальной защиты семей, имеющих детей: 1.Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).2.Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям. 3.Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.Целевые программы: I«Молодой семье - доступное жилье» на 2005-2015 годы. Цели программы - создание системы доступности жилья для молодых семей. Решаемые задачи:1.создания условий доступности ипотечных кредитов для молодых семей; 2. создания условий для долгосрочных жилищных накоплений молодых семей; 3. содействия инициативам молодых семей, направленным на улучшение своих жилищных и социально-бытовых условий. За счет чего: - использования ипотечных кредитов; - создания обществ взаимного кредитования.механизмы государственной поддержки: - субсидирование первоначального взноса; - увеличение срока ипотечного кредита до 30 лет; - изменения графика выплат по ипотечным кредитам с равномерного на прогрессивный.  
^ 18.Определение инвалидности, структура и причины детской инвалидности. 
 
Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. Инвалид - человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Присвоение статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие льгот, получение выплат, ограничения в дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства. В настоящее время принята корректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья» 
^ 19.Проблемы семьи с ребенком-инвалидом. 
 
1.Часто, после рождения ребенка-инвалида, семья распадается, отцы уходят - треть этих отцов никогда больше не встречаются с этими детьми. Мать остается одна, она ближе к новорожденному, она жалеет и любит своего больного ребенка, но она часто не выдерживает и срывается эмоционально. Семья ребенка-инвалида не защищена материально - доля прожиточного минимума ребенка-инвалида, покрываемая ежемесячным пособием составляет не более 3% необходимых затрат. 2.Большие расходы на содержание больного ребенка, на осуществление коррекционных программ с ним, в 3 раза выше, чем на содержание здорового ребенка. 3.Самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ОВ прибавляются проблемы неполной семьи. 4.Тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается. 
 
5.Большая нагрузка на отца ребенка. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью. Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. 6.Меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей. 7. Негативное отношение окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом. Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. 8.Проблема обучения детей-инвалидов, особенно с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. От помещения их в адекватную среду развития, среду обучения, может кардинально зависеть их интеллектуальный уровень. Особенно это касается детей с аутизмом, с Даун-синдромом, и других. Часто они могут учиться, но по специальным индивидуальным планам, и специально подготовленными педагогами, знающими, как надо с такими детьми работать. Однако у нас в стране нет развитой системы обучения таких детей. Закон теоретически гарантирует их право на учебу, но реализовать его порой бывает очень трудно или не возможно. 9.Будущее трудоустройство детей-инвалидов. Работа – это, ведь, не только работа, это мощный инструмент социализации человека, его реабилитации. Не все инвалиды способны выполнять какую-то работу.  
^ 20.Права, льготы и социальные гарантии предоставляемые детям-инвалидам и семьям, в которых они воспитываются. 
 
Пенсионные льготы - детям-инвалидам устанавливается социальная пенсия и надбавки к ней. (Закон РФ “О государственных пенсиях”.) Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, в размере 60% от минимального размера оплаты труда. Матери ребенка-инвалида, воспитавшей его до 8-летнего возраста, пенсия начисляется с 50 лет при трудовом стаже 15 лет. Время ухода за ребенком-инвалидом засчитывается в трудовой стаж. Льготы по трудовому законодательствуЖенщина, имеющая ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, имеет право на неполную рабочую неделю или неполный рабочий день с оплатой пропорционально отработанному времени. (КЗоТ РФ, ст. 49.). Запрещается привлекать женщин, имеющих детей-инвалидов, к сверхурочным работам или направлять в командировки без их согласия. Запрещается увольнение одиноких матерей, имеющих ребенка-инвалида, по инициативе администрации, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. (КЗоТ РФ, ст. 54, 170.) Одному из работающих родителей (опекунов, попечителей) ребенка-инвалида и инвалида до 18 лет предоставляется 4 дополнительных выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из родителей (опекунов, попечителей) или разделены ими между собой по своему усмотрению. Жилищные льготы Право на первоочередное предоставление жилых помещений. В первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот. (ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” ) Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. В том числе и 50-процентная скидка абонентской платы за телефон. Транспортные льготы Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида. Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством РФ не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида. Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов. Воспитание и обучение детей-инвалидов. Возможность воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. (ФЗ РФ “Об образовании” ) Льготы по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживаниюБесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей.  
 
Бесплатный отпуск протезно-ортопедических изделий предприятиями и организациями Министерства труда и социального развития РФ.  
^ 23.Приоритеты, цели, основные направления и формы государственной семейной политики. Приоритеты семейной политики:1.утверждение ценности семьи, уважение и защита всех типов семей независимо от различий, недопущение их дискриминации; 2.обеспечение лучших условий жизнедеятельности семьи, создание предпосылок для здорового развития общества, социального и экономического прогресса в интересах семьи.3.осуществление специальных мер социальной и экономической поддержки бедных семей, семей с особыми проблемами.4.оказание семьям поддержки в гармоничном сочетании ее членами профессиональных и семейных обязанностей; 5.подготовка их к материнству; 6.предупреждение насилия, злоупотреблений и эксплуатации внутри семьи в отношении ее членов; 7.предоставление помощи семьям, столкнувшимся с проблемами наркомании, алкоголизмом, преступностью, агрессией; 8.формирование позитивного для семьи информационного пространства. Направления ГСП: 1.обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; 2.обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; 3.кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; 4.усиление помощи семье в воспитании детей. 
 
Цель ГСП - заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Задачи ГСП: 
 
1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций. 2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека. 3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства. 
 
^ Формы гос. поддержки семей: 1.выплата различного рода пособий и компенсаций, предоставление разного рода льгот различным категориям семей. Среди них приоритетными являются государственные пособия гражданам, имеющим детей, льготы многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, система пособий и компенсаций. 
 
2.Пропаганда семейного образа жизни, ценностей семьи. Она включает: регулярное освещение в средствах массовой информации таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение. рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи. 
^ 21.Причины возникновения неполных семей и их социальная защита. 
 
Типы неполных семей: 1.образовавшиеся в результате развода родителей; 2.вследствие внебрачных рождений детей; 3..по причине смерти одного из родителей; 4. прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи, в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки - пенсионеры. Причины неполных семей: 1.изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;2..распространение добрачных связей; 3.изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины; 4.утрата семьей своей производственной функции; 5. неподготовленность молодежи к браку; 6.завышенные требования по отношению к брачному партнеру; 7.алкоголизм и наркомания. Наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соц. защита: Неполные семьи, согласно российскому законодательству, обладают различными правами на дополнительные меры социальной поддержки. Объем и специфика этих прав зависит от того, к какому типу неполных семей относится данная конкретная семья. Дети-сироты, в том случае, если их умерший родитель был застрахован, имеют право на получение единовременной страховой выплаты по потере кормильца. Дети из неполных семей, ставших таковыми в результате смерти одного из родителей, в соответствии с российскими законами, имеют право на трудовую или социальную пенсию по случаю потери кормильца.Кроме единовременной страховой выплаты, дети-сироты имеют право на получение ежемесячной страховой выплаты вплоть до достижения ими 18-летнего возраста (учащиеся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных заведениях по очной форме, но не более чем до 23 лет). На получение ежемесячной страховой выплаты имеет право также один из родителей, вдова (вдовец) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми вплоть до наступления ими 18-летнего возраста. Если вдова (вдовец) в период ухода за детьми умершего стала нетрудоспособной, то право на получение страховых выплат сохраняется за ней и после окончания ухода за детьми. 
 
^ Неполные расширенные семьи, образовавшиеся после потери родителей и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников, согласно пункту 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ, имеют право на получение (опекунами, попечителями) ежемесячно выплачиваемых денежных средств на содержание ребенка. Одинокая мать имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком имеют как лица, подлежащие обязательному социальному страхованию, так и лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию. Льготы: матерям-одиночкам в детском саду и школе Дети одиноких мам могут пользоваться бесплатным двухразовым (завтрак и обед) школьным питанием. Размер оплаты для детей одинокой матери на 30% ниже обычной оплаты. В дошкольное образовательное учреждение в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей и на 50 % снижена оплата по содержанию детей одиноких матерей в детских дошкольных учреждениях. Ряд трудовых льгот. 1.отличия в выплате пособий по уходу за ребенком. При стационарном лечении такое пособие назначается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа лица, осуществляющего уход за ребенком. При амбулаторном лечении - за первые 10 календарных дней одиноким матерям в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, а, начиная с 11-го дня пособие исчисляется в размере 50% заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа. Пособие по уходу за больным ребенком дошкольного возраста выдается матери за весь период лечения, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. 2. гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Одиноких мам не касается сокращение численности штата работников, увольнение по несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации или в результате смены собственника имущества организации, принятие необоснованного решения руководителем организации, его заместителями. 3.при ликвидации предприятия одиноким матерям, равно как и беременным женщинам, а также женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет предоставляются гарантии в виде обязательного трудоустройства, которое ложится на плечи ее нынешнего работодателя.4.по заявлению матери-одиночки ей должен быть предоставлен ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы в удобное время продолжительностью до 14 календарных дней. 5. работающей одинокой матери, на иждивении которой находится ребенок-инвалид, предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Налоговые льготы предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 300 рублей за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, попечителями. Для одиноких родителей данный вычет предоставляется в двойном размере. Одинокая мать имеет право на получение налогового вычета расходов на содержание ребенка до достижения им возраста до 18 лет. Однако стоит маме еще раз вступить в брак, как эта малина закончится. Жилищные льготы – отсутствуют. Единственный кодекс, который практически не затрагивает проблем матерей-одиночек - это Жилищный. В нем права одиноких мам одним махом приравниваются к правам полных семей.  
^ 22.Определение государственной семейной политики. Механизмы ее реализации. 
 
Государственная семейная политика - часть социальной политики, комплекс мер, направленных на оказание того или иного воздействия на семью, процессы семейных изменений или семейное поведение. Семейная политика представляет собой комплекс целенаправленных мер экономического, политического, правового, медико-социального, информационно-просветительского и организационно-управленческого характера, реализуемых федеральными, региональными органами государственной власти и местного самоуправления и другими субъектами политики (частнопредпринимательский сектор, политические и общественные организации) в отношении семьи как важнейшего института общества. Предмет ГСП составляет совокупность специфических проблем семьи, характеризующих ее как социальный институт и связанных с реализацией ее основных функций. ГСП, объектом которой является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса. ГСП регулирует отношения между семьей, как особой социальной группой общества и государства, а также между индивидами внутри семьи по поводу реализации функций семьи. Семейная политика - это относительно обособленная часть социальной политики, воздействующая на функционирование семьи как одного из общественных институтов и индивида (отца, матери, супругов, родителей, детей, других родственников) как носителя семейных ролей, которые он выполняет наряду с другими социальными ролями.Механизмы реализации ГСП: 1.научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, выявление главных проблем и основных противоречий. 2.определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, методов и средств их достижения, исходя из ресурсов 3. нормативно-правовое оформление избранного варианта решения; 4.административно-организационное и мотивационно-пропагандистское обеспечение мер по реализации; 
 
5.контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов  
^ 26.Разработка федеральных и региональных программ и проектов по реализации семейной политики. 
 
Целевая программа, (или комплексная программа) - совокупность взаимоувязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технологического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. Делятся по уровням на федеральные, региональные, муниципальные программы, по видам — на научно-технические, социально-экономические, внешнеэкономические, производственно-технологические, экологические целевые, комплексные программы. 
 
^ Целевые программы: I«Молодой семье - доступное жилье» на 2005-2015 годы. Цели программы - создание системы доступности жилья для молодых семей. Решаемые задачи:1.создания условий доступности ипотечных кредитов для молодых семей; 2. создания условий для долгосрочных жилищных накоплений молодых семей; 3. содействия инициативам молодых семей, направленным на улучшение своих жилищных и социально-бытовых условий. За счет чего: - использования ипотечных кредитов; - создания обществ взаимного кредитования.механизмы государственной поддержки: - субсидирование первоначального взноса; - увеличение срока ипотечного кредита до 30 лет; - изменения графика выплат по ипотечным кредитам с равномерного на прогрессивный.  
 
^ 24.Принципы семейной политики и ее технология. 
 
Принципы семейной политики: 1. Суверенность семьи. - исключение какого-либо манипулирования семьей, вмешательства во внутренний мир семьи (за исключением случаев асоциального поведения семьи, административно или уголовно наказуемого поведения ее членов). Направление государственной поддержки семьи на содействие семейному функционированию, а не на подмену семьи в выполнении ее функций. 
 
2. Равенство и доступность. Недопустимость любых форм дискриминации семей, независимо от их национальных, культурных, региональных различий, в ходе осуществления семейной политики. Доступность помощи всем нуждающимся в ней семьям.3. Социальное партнерство.- утверждение равноправного партнерства и ответственного участия семьи в формировании и осуществлении семейной политики. 
 
4. Полисубъектность и единство целей. Отказ от монополии государственных органов власти и управления в проведении семейной политики при соблюдении единства целей федеральной и региональной семейной политики. общности усилий всех субъектов семейной политики. 5. Комплексность. Охват всех сторон жизнедеятельности и всех функций семьи, всех ее членов. 6. Преемственность и приоритетность долгосрочных мер. Реализация долгосрочных программ, нацеленных на стимулирование потенциала семьи при сохранении и совершенствовании достигнутых социальных гарантий поддержки семьи. 7. Профилактическая направленность.-ориентация семейной политики на предупреждение негативных явлений, осуществляемая на основе анализа и прогноза развития ситуации. 8. Добровольность.- принятие семьей помощи со стороны государственных и иных органов, являющихся субъектами семейной политики, только на добровольных началах. 9. Обратная связь. 10. Дифференцированный и адресный подход. 
 
Дифференциация помощи различным группам семей в соответствии с реальным положением каждой конкретной семьи. 11. Всесторонняя обоснованность- правовое, экономическое, научное обоснование содержания семейной политики. 
 
Технологии. Сем. политика реализуется через социальные технологии как совокупность приемов, методов, форм работы, применяемых в определенной последовательности для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем. Макротехнологии - технологии фамилистической экспертизы, социального обслуживания семьи, социального обеспечения и защиты семьи, социальной работы с семьей. Последние должны стать центральным звеном социальной помощи семье. Мезотехнологии - технологии социального обслуживания семьи и детей через развитие деятельности различных типов социальных учреждений: территориальных центров социального обслуживания семьи и детей, социально-реабилитационных центров и кризисных центров, центров психолого-педагогической помощи. Микротехнологии -  
 
отработка эффективных краткосрочных (до 8 недель), среднесрочных (4 - 6 месяцев) и долгосрочных (более полугода) моделей взаимодействия семьи с различными специалистами учреждений и организаций.

27. Пособия и выплаты  семье на детей 
 
ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»Виды пособий: 1. Единовременное пособие при рождении ребенка (с 1 января 2010 года составляет 10988 рублей). Получить единовременное пособие при рождении ребенка может один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается. 2. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью может получить один из усыновителей, опекунов или приемных родителей, если ребенок, которого они берут на воспитание, остался без попечения родителей. При передаче на воспитание двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Размер - 10988 р..ублей 3.Ежемесячное пособие по уходу за ребенком 
 
Мамы, папы, родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 40% от среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев. Мин. размер на первого ребенка 2060 р. на второго, третьего и т.д. — 4120 р.. Макс. размер - 13833 р. + районные коэффициенты. Безработные, учащиеся, работающие неполный рабочий день и лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет получают в минимальном размере. В случае наступления отпуска по беременности и родам во время отпуска по уходу за ребенком маме предоставляется право выбора одного из пособий. Если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам, женщина также имеет право выбора одного из этих пособий сразу после родов. 
 
Работающие на нескольких работах могут выбрать одно из мест работы, где они будут получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком. 4.Пособие по беременности и родам выплачивается суммарно за весь отпуск продолжительностью 70+70 календарных дней (до родов + после родов), 70+86 календарных дней в случае осложненных родов и 84+110 календарных дней при рождении двух или более детей. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, не считая месяц наступления отпуска по беременности и родам. Не может превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС, - 34583 р. 5. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Право на него имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в сроки беременности до двенадцати недель. Размер - 412 р. + род сертификат и материнский капитал. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Например: 1.Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за сет средств работодателя. При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы. 2.Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 254 ТК РФ). 3.Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка (ст. 258 ТК РФ). То же самое + выплаты членам семьи погибших военосл. 
^ 29.Виды и типы учреждений оказывающих социальную помощь семье. 
 
Виды учреждений (в зависимости от предназначения): 1.комплексные учреждения общего типа, предоставляющие семье весь комплекс социальных услуг; - комплексные центры социального обслуживания населения; - центры социальной помощи семье и детям.2.специализированные учреждения, предназначенные для предоставления семье отдельных видов услуг. Комплексный центр соц обслуживания населения - учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.Центр социальной помощи семье и детям - учреждение, предназначенное для оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их материального и социального положения, а также психологического статуса. 
 
Центр психолого-педагогической помощи населению - учреждение, предназначенное для оказания специализированной психолого-педагогической помощи населению, поддержки и укрепления его психического здоровья, создания благоприятных социально-педагогических и социально-психологических условий для семейного воспитания детей и их социальной защиты. Центр экстренной психологической помощи по телефону - учреждение, предназначенное для оказания экстренной психологической помощи по телефону различным категориям и группам граждан. Цель центра - обеспечение экстренной психологической помощи населению, снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии у людей, включая суицид, формирования их психологической культуры и укрепление психического здоровья и атмосферы психической защиты населения, в том числе детей. Типы учреждений для соц обслуживания детей: 1.специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; 2.учреждения для обслуживания детей с ограниченными возможностями.Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями - учреждение государственной системы социальной защиты населения, предназначенное для социальной реабилитации детей с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются. 
^ 31.Основные технологии работы социальных служб 
 
Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица; Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;Формы и технологии работы соц. служб: 1.Информационная работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения и т.д). 2.Работа по обеспечению занятости . Методическая работа:изучение инновационных эффективных форм и методов деятельности сотрудников отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение в трудовом коллективе; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими. Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки молодой семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь молодой семье по различным вопросам ее жизнедеятельности. Аналитико-прогностическая работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи молодым семьям, актуальной и перспективной потребности в ней; разработка на этой основе предложений по корректировке и совершенствованию социальной работы, планированию социального развития, учету демографических факторов и показателей при строительстве жилья и социально-культурных объектов. Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов молодых семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья; Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов. Создание условий для формирования среды общения и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся центры досуга, бюро путешествий и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п. Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим детей; молодым семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением. Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов молодых семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.


Информация о работе Особенности современной семьи