Особенности воспитания детей в современной российской семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение особенностей воспитания детей в современной российской семье.
Задачи исследования:
1. показать сущность понятия семейное воспитание;
2. провести историко – педагогический анализ проблем воспитания детей в российской семье;
3. показать значение государственной семейной политики для семейного воспитания в современной российской семье;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблем воспитания детей в современной Российской семье…………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятия «семейное воспитание»……………………….6
1.2. Историко-педагогический анализ проблем воспитания детей в российской семье………………………………………………………..11
Глава 2. Условия эффективной подготовки семей к воспитанию детей………………………………………………………………………………20
2.1. Значение государственной семейной политики для семейного воспитания в современной российской семье ……..……………………………………………………………………..20
2.2. Роль психолога в подготовке родителей к воспитанию ребенка в современной российской семье ……..…………………………………………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

РЕАЛЬНАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы проблем воспитания детей в современной Российской семье…………………………………………………………………6

    1. Сущность понятия «семейное воспитание»……………………….6
    2. Историко-педагогический анализ проблем воспитания детей в российской семье………………………………………………………..11

Глава 2. Условия эффективной подготовки семей к воспитанию детей………………………………………………………………………………20

             2.1. Значение государственной семейной политики для семейного воспитания в современной российской семье ……..……………………………………………………………………..20

             2.2. Роль психолога в подготовке родителей к воспитанию ребенка в современной российской семье ……..……………………………………………………………………  26

Заключение……………………………………………………………………...31

Список литературы…………………………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ВВЕДЕНИЕ

 

Семья  - необходимая составляющая социальной структуры цивилизационного общества. Одной из ее основных функций является воспроизводство человека, его воспитание и цивилизация.

Под «семейным воспитанием» обычно понимают систему воспитания и образования, которая складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и других родственников. Для него характерна своя специфика. Смысл ее в том,  что семейное воспитание строится на эмоциональной основе, является индивидуальным и непрерывно  продолжается в течение всей жизни человека. Кроме того, воспитательное влияние семьи на детей имеет такие особенности как: разносторонность и устойчивость результатов.

          На протяжении  всей истории человечества остается  актуальной «проблема отцов и  детей».  Всегда было трудно  растить и воспитывать детей,  а особенно сложно в современном  мире, который полон противоречий.  С каждым днем давление и нагрузки на современную российскую семью усиливаются настолько, что приводят к расшатыванию не только внутрисемейных  отношений, но и к проблематичности существования семьи как социального института. Например, в России наблюдается легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, отсутствие самодисциплины, цинизм и пьянство, половая распущенность. Все это пагубным образом отражается на воспитании детей.

Среди представителей научной педагогики в России второй половины XIX - начала XX веков наряду с П. Ф. Каптеревым выделяется группа ученых, которые внесли значительный вклад в теорию и методику первоначального обучения и воспитания детей. Так, П. Ф. Лесгафту принадлежит ведущая роль в исследовании естественно - научных основ развития ребенка в семье.

Отдельные вопросы семейного воспитания, рассмотренные в трудах П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, В.В. Зеньковского, нашли отражение в исследованиях Ф.А. Фрадкина, М.Г. Плоховой, Е.Г. Осовского «Лекции по истории отечественной педагогики» (1995 г.); В.Г. Пряниковой, З.И. Равкина «История образования и педагогической мысли: учебник-справочник» (1994 г.); М.В. Богуславского «ХХ век Российского образования» (2002) и др.

Отечественными учеными исследовались  отдельные аспекты теории семейного воспитания советского периода. С позиций коммунистической идеологии освещались взгляды Н.К.Крупской, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского на воспитание детей в родительском доме. Анализу взглядов на семейное воспитание названных выше педагогов посвящены работы И.В.Гребенникова, В.А.Каспиной, С.А.Литвинова, В.И.Смирнова, А.А.Фролова, Н.Д.Ярмаченко и др. Идеи семейного воспитания также можно проследить в учебниках и учебных пособиях по теории и истории педагогики (Ю.К.Бабанский, Н.К.Гончаров, Т.А.Ильина, И.А.Каиров, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, В.В.Макаев, Е.Н.Медынский, А.В.Мудрик и др.).

В наше время особое внимание отечественных социологов, демографов, психологов, философов уделяется развитию и стабильности института семьи и форм семейно-брачных отношений. Современная российская фамилистика представлена фундаментальными работами таких авторов, как А.И. Антонов, В.Н. Л.А. Андреева, Э. К. Васильева, Н.С. Верба, А.Г. Волков, Т.А. Гурко, И.С. Кон, М.С. Мацковский, В.М. Медков, Л.И. Савинов, Н.Д. Шимин, А.Г. Харчев, Е.И. Холостова, З.А. Янкова и др. 
          Объект исследования: современная российская семья.

Предмет исследования: специфика воспитания детей в современной российской семье.

Цель исследования: рассмотрение особенностей воспитания детей в современной российской семье.

Задачи исследования:

  1. показать сущность понятия семейное воспитание;
  2. провести историко – педагогический анализ проблем воспитания детей в российской семье;
  3. показать значение государственной семейной политики для семейного  воспитания в современной российской семье;
  4. выявить влияние психолога в подготовке родителей к воспитанию ребенка в современной российской семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические основы проблем воспитания детей в современной российской семье

 

    1.  Сущность понятия «семейное воспитание»

 

Семейное воспитание – более  или менее осознанные усилия по взращиванию  ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи  соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша [19, с. 3].

Важность семьи как института  воспитания и социализации обусловлена  тем, что в ней ребенок находится  в течение значительной части  своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность [18, с. 23].

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его  является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей  к родителям. Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. [18, с. 22].

Другой особенностью семейного  воспитания является тот факт, что  семья представляет собой разновозрастную  социальную группу: в ней есть представители  двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения.

Еще одной особенностью семейного  воспитания является то, что оно  органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения [31, с. 83].

Семейное воспитание имеет также  широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.

Ведущая роль в современной семье  принадлежит супругам, которые со временем становятся еще и родителями. Поэтому все многообразие семейных функций можно условно разделить на две группы. Первую из них составляют супружеские функции, вторую — родительские.

В группу супружеских функций входят  функции духовного (культурного) общения, хозяйственно-бытовая, управленческая (оба супруга являются организаторами жизнедеятельности семьи в целом), функция первичного социального контроля, представительская функция (супруги представляют семью, выступают от ее имени во всех других ячейках общества — организациях,  учреждениях, семьях и  проч.), эмоциональная, сексуально-эротическая и другие.

Группа родительских функций включает функции рождения и воспитания (первичной социализации) детей, содержания и опеки несовершеннолетних и нетрудоспособных (недееспособных) членов семьи [26, с. 57].

Главная задача семьи — выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т. е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

           Задачи  семейного воспитания:

- поддержка природно-естественных  сил, развитие здоровья ребенка  (сохранение тела);

- забота о самореализации природно-энергетического потенциала, задатков, склонностей ребенка (развитие творческой воли, способностей, стремления к творческой деятельности);

- помощь  в комфортной социализации  ребенка (забота о его социальном  статусе, образовании, нравственном достоинстве, соблюдении гражданских прав и обязанностей);

- формирование опыта эмоционально-нравственных  отношений развитие души, добросердечности, отзывчивости, ответственности);

- трудовое воспитание, помощь в  выборе профессии (развитее трудолюбия, способов самостоятельного ответственного труда, поддержка в профессиональном выборе);

- забота об общекультурном и  информационном развитии, обеспечение  общей жизненной грамотности,  социальной компетентности ребенка  (развитие интеллекта, ума, сознания, способов самоорганизации поведения);

- половое воспитание, подготовка  детей к самостоятельной семейной  жизни (поддержка желания к  продолжению своего рода, умений  домоведения, помощи близким и  их защиты) [29, с. 59].

Исходя из специфики семьи как  персональной среды развития личности ребенка, предлагается следующая система принципов семейного воспитания:

- дети должны расти и воспитываться  в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

- родители должны понять и  принять своего ребенка таким,  каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

- воспитательные воздействия должны  строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

- диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности  и высокой требовательности к  ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

- личность самих родителей –  идеальная модель для подражания  детей;

- воспитание должно строиться  с опорой на положительное  начало в растущем человеке;

- все виды деятельности, организуемые  в семье с целью развития  ребенка, должны быть построены на игре;

- оптимизм и мажор – основа  стиля и тона общения с детьми  в семье [30, с. 220].

Всесторонняя помощь в  развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания — здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Все зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать счастливую семейную жизнь [14, с. 72].

Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, следует считать:

- неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

- авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

- отсутствие нормального психологического климата в семье;

- фанатизм в любых его проявлениях;

- безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

- противоправное поведение взрослых [31, с. 143].

Таким образом, мы выяснили, что  под «семейным воспитанием» понимают: воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Информация о работе Особенности воспитания детей в современной российской семье