Особенности взаимодействия ребенка дошкольного возраста с игрушкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить влияние игрушки на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• Выделить особенности психического развития детей дошкольного возраста;
• Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», типологии игрушек и современные критерии их оценки;
• Определить мотивы выбора игрушек с позиции возрастных, гендерных, социокультурных особенностей детей;
• Проследить влияние игрушки на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические особенности детей дошкольного возраста…...6
1.1 Психические особенности развития детей дошкольного возраста………..6
1.2 Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте………………...11
Глава 2. Игрушка, как средство психического развития…………………17
2.1 Виды игрушек………………………………………………………………..17
2.2 Выбор игрушки (требования и правила подбора игрушек)………………22
2.3 Влияние игрушки на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………...33
Библиографический список…………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Глазовский государственный  педагогический институт им. В.Г. Короленко

Факультет педагогического  и художественного образования.

Кафедра психологии

 

 

Курсовая  работа

«Особенности  взаимодействия ребенка дошкольного возраста с игрушкой».

 

                                                                                     Выполнила студентка:

                                                                                 3 курса, 332 группы,

                                                                         Мышкина Анастасия

                                                                                         Научный руководитель:

                                                                                        старший преподаватель

                                                                               Ичетовкина Н. М.

 

Глазов  – 2013  
Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Психологические  особенности детей дошкольного возраста…...6

    1. Психические особенности развития детей дошкольного возраста………..6
    2. Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте………………...11

Глава 2. Игрушка, как средство психического развития…………………17

2.1 Виды игрушек………………………………………………………………..17

2.2 Выбор игрушки (требования и правила подбора игрушек)………………22

2.3 Влияние игрушки на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...27

Заключение……………………………………………………………………...33

Библиографический список…………………………………………………..35

 

 

 

 

 

Введение

 

Дошкольный возраст имеет исключительное значение для  психического развития  ребенка в целом, формирования качеств его личности, познавательных процессов и видов деятельности в частности. Психическое развитие ребенка зависит от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его общение с другими людьми, а также деятельность.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.  Главнейшим значением игры, по мнению Д. Б. Эльконина, является развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка. Это возникновение новых по своему содержанию мотивов деятельности и, вместе с тем, становление новой психологической формы мотивов.

Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Согласно позиции В.С. Мухиной, игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно, являющийся средством психического развития ребенка [15] . Посредством игрушки происходит непосредственное развитие всех психических процессов: воображения, мышления, внимания, восприятия и памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, действуя или с игрушкой, предметом, или играя со сверстниками в различные игры.

В настоящее  время в разных научных, методических и прикладных исследованиях К.Д.Ушинского, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Д. Б. Эльконина широко рассматривается проблема использования игрушки в развитии ребенка, ее влиянии на психику и здоровье детей; анализируются мотивы выбора игрушек взрослыми для своего ребенка. Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие известные педагоги и психологи. Так, исследования  Е.А.Коссаковской по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей, показали, что в создании и отборе игрушек обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности[8]. Еще К. Д. Ушинский, известный русский педагог, отмечал, что "…лучшая  игрушка  для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…"[12]. Н. К. Крупская писала о важности  игрушки  для ознакомления  детей  с окружающей действительностью, для их сенсорного  развития [22]. Г.А. Урунтаева говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками [19]. Другой ученый-педагог в области изучения игрушки, Д.В.Менджерицкая, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности [14].

 

В нашей работе нам бы хотелось выяснить, как игрушка влияет на психическое развитие детей дошкольного возраста, и как правильно ее выбирать и использовать.

Объект исследования - психическое развитие детей дошкольного возраста .

Предмет исследования – влияние игрушки на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Цель исследования - определить влияние игрушки на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • Выделить особенности психического развития детей дошкольного возраста;
  • Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», типологии игрушек и современные критерии их оценки;
  • Определить мотивы выбора игрушек с позиции возрастных, гендерных, социокультурных особенностей детей;
  • Проследить влияние игрушки на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы. классификация, систематизация, формулирование выводов.

Структура курсовой работы: 2 главы, заключение, библиографический список.

 

Глава 1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

 

    1. Психические особенности развития детей дошкольного возраста

 

Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка  на протяжении онтогенеза: процесс  усвоения ребенком общественно-исторического  опыта [21]. Существуют биологические и социальные факторы психического развития.

Новорожденный имеет предпосылки, определяющие его  будущее развитие. Они могут быть наследственными и врожденными. К ним относятся природные  свойства организма, в первую очередь  строение и работа мозга. Строение и  функции организма ребенок получает в наследство от своих предков. От рождения он обладает человеческой нервной системой, мозгом, способным стать органом сложнейшей психической деятельности, свойственной человеку [15]. Однако природные свойства ребенка, не порождают психических качеств, а создают предпосылки для их образования. Сами же эти качества возникают благодаря социальным условиям.

Но также  должны быть еще внешние источники  психического развития, такие как, среда  и воспитание. Главным условием психического развития ребенка является его актуальность, то есть деятельность, также общение с взрослым, то есть зона ближайшего развития. Движущей силой психического развития является постоянные противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению новых потребностей и интересов и овладению новыми видами деятельности.

Виды деятельности и формы общения взрослых с детьми, существующие в современном мире, - результат исторического развития человечества. Ребенок - маленький член человеческого общества, и все условия его жизни и развития с самого начала социальны, то есть, созданы обществом. Таким образом, через непосредственное окружение - близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека, - развитие ребенка определяется человеческим обществом, в котором он растет и воспитывается [5 ].   

Ребенок рождается  с набором простейших форм поведения - безусловными рефлексами. Они ему  необходимые не только чтобы выжить, но и для дальнейшего психического развития. На базе безусловных рефлексов очень рано начинают вырабатываться условные рефлексы, которые ведут к расширению реакций на внешние воздействия. В процессе усвоения общественного опыта отдельные рефлекторные механизмы объединяются в сложные системы - функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функций составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и другие свойственные человеку психические качества.

В первые семь лет  масса мозга увеличивается в  три раза, изменяется строение, совершенствуются функции. Созревание мозга очень  важно для психического развития - благодаря ему увеличиваются  возможности усвоения различных  действий, повышается работоспособность ребенка, создаются условия, позволяющие осуществлять все более систематическое и целенаправленное обучение и воспитание, а оно служит источником психического развития. Через общественный опыт ребенок получает материал для интеллектуального и личностно-индивидуального развития - основных линий психического развития.

Чрезвычайно популярно  в современной психологии рассматривают  периодизацию психического развития Ж. Пиаже и Э. Эриксона, где раскрываются закономерности становления двух линий развития - интеллекта и личности ребенка. [21].

Ж. Пиаже в "Теории интеллектуального развития" рассматривал становление интеллекта как стержневую линию психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы. Познание ребенком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений, и эти действия относятся к разным познавательным процессам: восприятию, мышлению, воображению, памяти [19].

Дошкольный  возраст также является тем периодом детства, когда вместе с интенсивным развитием познавательных процессов происходит формирование качеств личности. Социальные условия способствуют развитию в индивиде [6]. как общественных свойств и способностей, так и индивидуальных качеств. Вначале у ребенка формируется самосознание, выделяет себя как носителя определенного имени, формируется психологический образ "я", формируется чувство половой принадлежности. Затем формируется мировоззрение и идеология, активная воля, где можно выявить способности ребенка, определить и развивать уровень его эмоционально-волевой сферы, формировать различные качества личности.

Личность понимается в психологии как система отношений  человека к окружающему его миру, другим людям и к самому себе. Развитие личности включает в себя, с одной стороны, процесс усвоения индивидом социального опыта, а с другой - активное воспроизведение этого опыта, включение его в социальную среду. В дошкольном возрасте формируется самосознание - осознание себя и отношение к себе как к физическому, духовному и общественному существу; происходит развитие мотивов поведения, связанных с интересом детей к миру взрослых, проявление стремления ребенка подражать взрослым - это основа многих поступков ребенка, в частности волевых. Также развиваются притязательные, соревновательные, игровые и другие виды мотивов. При активном познании окружающего мира, при общении с окружающими его людьми все окрашено яркими переживаниями - происходит эмоциональное и волевое развитие ребенка.

Усвоение общественно-исторического опыта, правил поведения предполагает, во-первых, что ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать значение нравственных норм, во-вторых, что у него вырабатываются привычки нравственного поведения, что является также важным качеством личности человека.

А.Н. Леонтьев так  характеризует дошкольное детство: "Это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных "механизмов" поведения. В дошкольные годы развития ребенка  завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта - единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, - он так важен[18]!

Развитие основных линий психики ребенка происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребенка. Каждый вид деятельности ребенка в процессе работы познавательных процессов способствует усвоению действий и таких психических качеств, которые необходимы для его выполнения и совершенствования.

Обучение опережает  психическое развитие, ведет его  за собой, не заменяя самого развития. Ведущая роль обучения в психическом  развитии проявляется в том, что  ребенок, овладевая новыми действиями, сначала научается выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже самостоятельно [15]. Именно в процессе обучения новым знаниям, умениям, навыкам происходит работа всех познавательных процессов, и как следствие, психическое развитие.

Воспитание  и обучение ребенка в дошкольном возрасте связано с его ведущей деятельностью - игрой. В. Штерн: "До школы ребенок приобретает обширный запас знаний, умений и навыков, что по своему объему он вполне может выдержать сравнение с программой обучения в школе. Однако вся эта дошкольная "программа" усваивается особым путем. До 6-7 лет знания приобретаются попутно с игрой или с практической, но отнюдь не с учебной деятельностью[19].

Информация о работе Особенности взаимодействия ребенка дошкольного возраста с игрушкой