Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:20, курсовая работа
Цель исследования - определить влияние игрушки на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• Выделить особенности психического развития детей дошкольного возраста;
• Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», типологии игрушек и современные критерии их оценки;
• Определить мотивы выбора игрушек с позиции возрастных, гендерных, социокультурных особенностей детей;
• Проследить влияние игрушки на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические особенности детей дошкольного возраста…...6
1.1 Психические особенности развития детей дошкольного возраста………..6
1.2 Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте………………...11
Глава 2. Игрушка, как средство психического развития…………………17
2.1 Виды игрушек………………………………………………………………..17
2.2 Выбор игрушки (требования и правила подбора игрушек)………………22
2.3 Влияние игрушки на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………...33
Библиографический список…………………………………………………..35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко
Факультет педагогического и художественного образования.
Кафедра психологии
Курсовая работа
«Особенности взаимодействия ребенка дошкольного возраста с игрушкой».
Глазов
– 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психологические особенности детей дошкольного возраста…...6
Глава 2. Игрушка, как средство психического развития…………………17
2.1 Виды игрушек……………………………………………………………
2.2 Выбор игрушки (требования и правила подбора игрушек)………………22
2.3 Влияние игрушки
на психологическое развитие ребенка
дошкольного возраста…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..35
Введение
Дошкольный возраст имеет исключительное значение для психического развития ребенка в целом, формирования качеств его личности, познавательных процессов и видов деятельности в частности. Психическое развитие ребенка зависит от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его общение с другими людьми, а также деятельность.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Главнейшим значением игры, по мнению Д. Б. Эльконина, является развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка. Это возникновение новых по своему содержанию мотивов деятельности и, вместе с тем, становление новой психологической формы мотивов.
Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Согласно позиции В.С. Мухиной, игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно, являющийся средством психического развития ребенка [15] . Посредством игрушки происходит непосредственное развитие всех психических процессов: воображения, мышления, внимания, восприятия и памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, действуя или с игрушкой, предметом, или играя со сверстниками в различные игры.
В настоящее время в разных научных, методических и прикладных исследованиях К.Д.Ушинского, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Д. Б. Эльконина широко рассматривается проблема использования игрушки в развитии ребенка, ее влиянии на психику и здоровье детей; анализируются мотивы выбора игрушек взрослыми для своего ребенка. Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие известные педагоги и психологи. Так, исследования Е.А.Коссаковской по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей, показали, что в создании и отборе игрушек обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности[8]. Еще К. Д. Ушинский, известный русский педагог, отмечал, что "…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…"[12]. Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития [22]. Г.А. Урунтаева говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками [19]. Другой ученый-педагог в области изучения игрушки, Д.В.Менджерицкая, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности [14].
В нашей работе нам бы хотелось выяснить, как игрушка влияет на психическое развитие детей дошкольного возраста, и как правильно ее выбирать и использовать.
Объект исследования - психическое развитие детей дошкольного возраста .
Предмет исследования – влияние игрушки на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Цель исследования - определить влияние игрушки на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы. классификация, систематизация, формулирование выводов.
Структура курсовой работы: 2 главы, заключение, библиографический список.
Глава 1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта [21]. Существуют биологические и социальные факторы психического развития.
Новорожденный
имеет предпосылки, определяющие его
будущее развитие. Они могут быть
наследственными и врожденными.
К ним относятся природные
свойства организма, в первую очередь
строение и работа мозга. Строение и
функции организма ребенок
Но также должны быть еще внешние источники психического развития, такие как, среда и воспитание. Главным условием психического развития ребенка является его актуальность, то есть деятельность, также общение с взрослым, то есть зона ближайшего развития. Движущей силой психического развития является постоянные противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению новых потребностей и интересов и овладению новыми видами деятельности.
Виды деятельности и формы общения взрослых с детьми, существующие в современном мире, - результат исторического развития человечества. Ребенок - маленький член человеческого общества, и все условия его жизни и развития с самого начала социальны, то есть, созданы обществом. Таким образом, через непосредственное окружение - близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека, - развитие ребенка определяется человеческим обществом, в котором он растет и воспитывается [5 ].
Ребенок рождается с набором простейших форм поведения - безусловными рефлексами. Они ему необходимые не только чтобы выжить, но и для дальнейшего психического развития. На базе безусловных рефлексов очень рано начинают вырабатываться условные рефлексы, которые ведут к расширению реакций на внешние воздействия. В процессе усвоения общественного опыта отдельные рефлекторные механизмы объединяются в сложные системы - функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функций составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и другие свойственные человеку психические качества.
В первые семь лет масса мозга увеличивается в три раза, изменяется строение, совершенствуются функции. Созревание мозга очень важно для психического развития - благодаря ему увеличиваются возможности усвоения различных действий, повышается работоспособность ребенка, создаются условия, позволяющие осуществлять все более систематическое и целенаправленное обучение и воспитание, а оно служит источником психического развития. Через общественный опыт ребенок получает материал для интеллектуального и личностно-индивидуального развития - основных линий психического развития.
Чрезвычайно популярно в современной психологии рассматривают периодизацию психического развития Ж. Пиаже и Э. Эриксона, где раскрываются закономерности становления двух линий развития - интеллекта и личности ребенка. [21].
Ж. Пиаже в "Теории интеллектуального развития" рассматривал становление интеллекта как стержневую линию психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы. Познание ребенком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений, и эти действия относятся к разным познавательным процессам: восприятию, мышлению, воображению, памяти [19].
Дошкольный возраст также является тем периодом детства, когда вместе с интенсивным развитием познавательных процессов происходит формирование качеств личности. Социальные условия способствуют развитию в индивиде [6]. как общественных свойств и способностей, так и индивидуальных качеств. Вначале у ребенка формируется самосознание, выделяет себя как носителя определенного имени, формируется психологический образ "я", формируется чувство половой принадлежности. Затем формируется мировоззрение и идеология, активная воля, где можно выявить способности ребенка, определить и развивать уровень его эмоционально-волевой сферы, формировать различные качества личности.
Личность понимается в психологии как система отношений человека к окружающему его миру, другим людям и к самому себе. Развитие личности включает в себя, с одной стороны, процесс усвоения индивидом социального опыта, а с другой - активное воспроизведение этого опыта, включение его в социальную среду. В дошкольном возрасте формируется самосознание - осознание себя и отношение к себе как к физическому, духовному и общественному существу; происходит развитие мотивов поведения, связанных с интересом детей к миру взрослых, проявление стремления ребенка подражать взрослым - это основа многих поступков ребенка, в частности волевых. Также развиваются притязательные, соревновательные, игровые и другие виды мотивов. При активном познании окружающего мира, при общении с окружающими его людьми все окрашено яркими переживаниями - происходит эмоциональное и волевое развитие ребенка.
Усвоение общественно-
А.Н. Леонтьев так характеризует дошкольное детство: "Это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных "механизмов" поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта - единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, - он так важен[18]!
Развитие основных линий психики ребенка происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребенка. Каждый вид деятельности ребенка в процессе работы познавательных процессов способствует усвоению действий и таких психических качеств, которые необходимы для его выполнения и совершенствования.
Обучение опережает психическое развитие, ведет его за собой, не заменяя самого развития. Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала научается выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже самостоятельно [15]. Именно в процессе обучения новым знаниям, умениям, навыкам происходит работа всех познавательных процессов, и как следствие, психическое развитие.
Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте связано с его ведущей деятельностью - игрой. В. Штерн: "До школы ребенок приобретает обширный запас знаний, умений и навыков, что по своему объему он вполне может выдержать сравнение с программой обучения в школе. Однако вся эта дошкольная "программа" усваивается особым путем. До 6-7 лет знания приобретаются попутно с игрой или с практической, но отнюдь не с учебной деятельностью[19].
Информация о работе Особенности взаимодействия ребенка дошкольного возраста с игрушкой