Особенности взаимодействия ребенка дошкольного возраста с игрушкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить влияние игрушки на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• Выделить особенности психического развития детей дошкольного возраста;
• Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», типологии игрушек и современные критерии их оценки;
• Определить мотивы выбора игрушек с позиции возрастных, гендерных, социокультурных особенностей детей;
• Проследить влияние игрушки на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические особенности детей дошкольного возраста…...6
1.1 Психические особенности развития детей дошкольного возраста………..6
1.2 Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте………………...11
Глава 2. Игрушка, как средство психического развития…………………17
2.1 Виды игрушек………………………………………………………………..17
2.2 Выбор игрушки (требования и правила подбора игрушек)………………22
2.3 Влияние игрушки на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………...33
Библиографический список…………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

образы людей,

образы животных и птиц (домашние, дикие, северные и  т.д.),

образы транспорта (автомобили, трамваи, поезда и пароходы, и др.),

образы природы (цветы, деревья, фрукты, водоемы, и др.),

образы быта (посуда, мебель и т.д.);

сюжетные игрушки, направляющие детскую игру на отдельные  стороны окружающей жизни (природные  явления, быт, спорт, техника и т.д.).

С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая образные игрушки группируют по основаниям:

по содержанию образа (куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные, технические, празднично-карнавальные);

по степени готовности (готовые, сборно-разборные, состоящие из частей и деталей, заготовки, полуфабрикаты для игрушек-самоделок);

по виду применяемого сырья (деревянные, пластмассовые, металлические, из ткани, резины и др.);

по величине (мелкие - от 3 до 10 см, средние - 10-50 см, крупногабаритные - соразмерные росту детей в разные возрастные периоды);

по функциональным свойствам (простые, без подвижных деталей, гидравлические, пневматические и др.)

по художественно-образному решению (реалистические - передают типичные черты вида, характера объекта, условные - выделяют определенные детали (конь-качалка, конь на палочке), конструктивные - строительный материал, где есть части дома, автомобиля и др.) [4].

В процессе общения  с детьми и взрослыми замечаются некоторые взаимосвязи между характером игрушек, которыми играл ребенок, и дальнейшим его развитием вплоть до выбора вида деятельности. Условно их можно разделить на игрушки продуктивные, репродуктивные, и игрушки-друзья.

К продуктивным относятся игрушки, которые позволяют создать что-то "свое", проявить фантазию. Это все конструкторы, творческие наборы, игры с большим количеством вариантов действий, стратегические игры - солдатики, например.

К репродуктивным, повторяющим, относятся все бытовые ролевые игры и игрушки-имитаторы действительности, а также сборные модели и выполнение чего-либо по образцу.

Таким образом, дети, предпочитающие продуктивные, созидательные  игрушки более склонны к позиции  лидера, у них более гибкое мышление, они не пугаются и ищут выходы из нестандартных ситуаций. Это творческие люди и даже яичницу они могут готовить особенным способом. Дети, которым нравятся репродуктивные игрушки, отличаются лучшей адаптацией к социальным условиям. Они коммуникабельны, стабильны, легко «вписываются» в рамки ролей и делают то, чего от них ожидают. Менее склонны к самостоятельному решению задач, чаще ведомые, чем ведущие. Неконфликтны, соблюдают правила и законы.

Таким образом, существуют различные виды игрушек, но чаще встречается классификация на основе использования игрушек в различных видах игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Выбор игрушки (требования и правила подбора игрушек)

       

        Игрушка - это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое средство. При этом отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, как правило, из-за внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, стоимости, желания угодить ребенку и пр). Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка. [20].Поэтому многие психологи и педагоги в настоящее время проводят различные экспертизы современных игрушек. Эти экспертизы опираются на объективные, научно обоснованные критерии оценки развивающего значения игрушек.

        Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому и пр.

Требования, предъявляемые  к игрушкам, и критерии их оценки должны быть заданы на основе структурных  составляющих игры. Так как деятельность побуждается мотивом, задающим ее предметность и направленность, она осуществляется через действия, которые имеют свое содержание и операции. Мотив к игре лежит в самом процессе. Интерес к игре определяется во многом игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности. Привлекательность игрушки связана с различными характеристиками игрушки и социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка. Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними физическими качествами. Внешне не должны раздражать своим цветом. Если в игровой комнате будет засилье красок, форм, мелькающих картинок, предметов и т.д. Психика ребенка не справится - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представления о хорошем и плохо деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, лишает ребенка уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поэтому необходимо обращать пристальное внимание на цветовую гамму, звучание и пр [1]

         Во-вторых, это возможность действовать с ней, понятность и осмысленность игрового действия с ней. Эта возможность определяется для разного типа игрушек разными качествами. В образных игрушках важно наличие яркого определенного образа - человека или животного. Также привлекательность игрушки определяется степенью знакомства с ней. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости - важное качество игрушки, делающее ее привлекательной и стимулирующее детскую активность .

           В-третьих, привлекательность определяется ее рейтингом в детской субкультуре. Как бы ни противоречили вкусы детей эстетическим и этическим представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки необходимо учитывать ее современность и популярность в детской субкультуре [4].

        Психологическая задача возрастного развития решается при реализации действий, осваиваемых в игре. Поэтому, игрушка как посредник между ребенком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать возможность становления новых умственных действий, психических способностей и личностных качеств, соответствующих возрасту ребенка. Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных действий ребенка, т.е. подсказывать, что и как с ней делать, и направлять на осуществление заложенных в ней возможностей. Однако наличие ориентиров не должно препятствовать инициативным действиям ребенка. Игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для развивающей игрушки. Реализация инициативы ребенка обеспечивается также операционными возможностями игрушки. Так как игра является самостоятельной деятельностью ребенка, поэтому игровой материал должен учитывать несколько требований: прочность, качество ее изготовления. Они безусловно влияют на реализацию игрового действия. Даже самый интересный замысел может быть не реализован из-за поломки игрушки. Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут открывать возможность самостоятельного действия ребенка.

       Таким образом, основным психологическим требованием в игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту деятельностей ребенка, которая обеспечивается:

  • привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры;
  • полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия;
  • операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельно действие ребенка.

Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет  дело современный ребенок, по сути своей  является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию  вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения. Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека.

       А почему кукла Барби - антиигрушка? Современные Барби, имея различные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходи, как бы на все готовое - это квази-игрушки по определению психолога А.Н. Леонтьева. ребенок оказывается в путях стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Игрушка с половыми органами, якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка, способна вызвать ранний сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ способствуют сексуализации детского сознания и по сути является интеллектуальным растлением [1].

        Таким образом, можно выделить требования к игрушкам, основанные на принципе "не навреди!". В соответствии с этим принципом игрушки не должны:

  • провоцировать ребенка на агрессивные действия;
  • вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным);
  • наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

       Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Влияние  игрушки на психическое развитие ребенка

        Уже в 19 в. в российской и зарубежной науке появились работы, описывающие влияние игрушки и предметов-заместителей на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни. В них обсуждались вопросы, которые являются актуальными и в настоящее время, в частности, о необходимости  развития познавательных процессов ребенка, начиная уже с первых дней его жизни. Приведем выдержку из работы М.О.Манасеиной, показывающую, что уже в конце 19в. игрушку / предмет-заместитель включали в процесс стимулирования развития ребенка: «… Начиная со второй недели, мать должна пользоваться теми, правда, еще немногими минутами, когда ребенок лежит покойно в своей кроватке и смотрит по направлению к свету. В начале лучше всего пользоваться какими-нибудь цветными вещами (лоскутья, бумага) для того, чтобы обратить на них внимание ребенка» [13].

        Проблема влияния игрушки на развитие психики младенца рассматривалась и известным немецким педагогом Фребелем. Он утверждал, что первыми игрушками ребенка должны быть мягкие цветные мячи такой величины, которая позволяла бы без усилия удерживать его в руке. Уже с 3-месячного возраста ребенку нужно показывать шары различных цветов, которые первоначально мать должна вывешивать перед глазами ребенка, а затем предоставлять самому ребенку возможность действовать с мячом: ощупывать форму, катать мяч, подбрасывать его и т.п.

     К актуальным можно отнести и вопрос о соответствии игрушки возрасту ребенка, их количестве, необходимом для нормального психического развития ребенка, и качестве, под которым мы подразумеваем степень соответствия игрушки реально существующему предмету. По мнению О.М.Манасеиной, «… обилие игрушек вредно потому, что, давая ребенку слишком много разнообразных ощущений, оно тем самым мешает ему сосредотачивать свое внимание на чем-нибудь одном, мешает ему уходить в свой внутренний мир и таким образом уничтожает самое существенное в играх» [13].

О влиянии на психику  ребенка игрушки, очень «близкой к действительности», говорил другой немецкий педагог К.Ланге. Он указывал на то, что взрослые допускают большую ошибку, считая, что игрушки, очень «близкие к действительности и реалистически исполненные», наиболее отвечают своему назначению. На самом деле «техническое совершенствование постепенно отнимает всю чарующую прелесть творчества, не тронутого безличной выучкой и ремесленной умелостью» [17].

           В современной психологии вопрос о влиянии игрушки на психику ребенка рассматривается исходя из положения А.Н.Леонтьева о существовании ведущего вида деятельности в каждом периоде онтогенеза. Проанализируем с этих позиций взаимосвязь характера ведущей деятельности ребенка и особенностей различных видов игрушки.

        В первом полугодии жизни ребенка ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, в процессе которого происходит интенсивное развитие его личности и всех психических процессов. Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы, и способствует становлению действий, направленных на схватывание и удержание предмета. Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, привлекающими внимание ребенка, и, вместе с тем, удобными и безопасными. Как правило, ребенок в качестве своих первых игрушек получает подвески, которые привлекают его внимание, заставляют поворачивать к ним голову, затем тянуться рукой.

На 3-4 месяце жизни начинается развитие хватания, проявляющееся в  попытке удержать предмет, который взрослый вкладывает в руку ребенка. Поэтому следующей игрушкой ребенка являются погремушки различного вида, обязательным требованием, к которым является размер и форма, удобство для удержания в руке ребенка [5].

Информация о работе Особенности взаимодействия ребенка дошкольного возраста с игрушкой