Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:20, курсовая работа
Цель исследования - определить влияние игрушки на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• Выделить особенности психического развития детей дошкольного возраста;
• Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», типологии игрушек и современные критерии их оценки;
• Определить мотивы выбора игрушек с позиции возрастных, гендерных, социокультурных особенностей детей;
• Проследить влияние игрушки на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические особенности детей дошкольного возраста…...6
1.1 Психические особенности развития детей дошкольного возраста………..6
1.2 Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте………………...11
Глава 2. Игрушка, как средство психического развития…………………17
2.1 Виды игрушек………………………………………………………………..17
2.2 Выбор игрушки (требования и правила подбора игрушек)………………22
2.3 Влияние игрушки на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………...33
Библиографический список…………………………………………………..35
Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная, деятельность малыша, которая выдвигается на положение ведущей. Первые манипуляции очень просты: ребенок схватывает предмет, затем подержав его некоторое время, выпускает и т.д. Для того, чтобы побуждать ребенка к более сложным манипуляциям (размахиванию, толканию, сжиманию предмета) взрослый должен предоставить ему мягкие резиновые игрушки, издающие писк при сжатии, погремушки, воспроизводящие различные звуки, а также игрушки, меняющие положение и перекатывающиеся при несильном толкании (резиновый мячик, неваляшки, пластмассовые шары и т.п.). Когда малыш начнет ползать, к уже имеющимся необходимо прибавить катающиеся игрушки со встроенным музыкальным прибором, который при движении издавал бы мелодичные звуки (за такой игрушкой интереснее ползать) [24].
Усвоение предметной деятельности ребенком происходит через развитие соотносящих, т.е. приводящих два или несколько предметов (или их частей) в определенные пространственные соотношения (например, складывание пирамидки из колец, закрывание коробок крышками), и орудийных действия, т.е. действий, в которых один предмет – орудие – употребляется для воздействия на другие предметы (например, ложка, чашка, савок, игрушечные молоток, пила и др.).
Содержание начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему). Поэтому у ребенка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие животных, с которыми он сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п.
В дошкольном возрасте игра, которая является одним из средств социализации, становится ведущим видом деятельности. Ее содержанием является то, что дети выделяют в качестве основного момента деятельности взрослых (реальные действия людей, отношения между ними, подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли).
В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок отражает только отдельные действия взрослых, для игровой деятельности ему необходимы куклы, игрушечные мебель, посуда, заводные игрушки, всевозможные автомобили, игрушки для игры на свежем воздухе (совок, лопатка, ведро), мягкие игрушки, изображающие различных животных.
В среднем дошкольном возрасте ребенок в игре начинает отражать отношения между людьми. Дети с удовольствием играют в больницу, школу, космонавтов и т.п. Этот же процесс продолжается и в старшем дошкольном возрасте, но акцент для каждого участника игры смещается на строгое выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли [15].
Поэтому для творческой игры детей этих возрастных групп требуются такие игрушки, которые позволят им отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию. Например, для капитана важно иметь подзорную трубу, фуражку с «крабом», врачу – халат, шприц и т.п. Использование в игре соответствующих игровых средств, кроме того, позволяет детям соотносить предметные действия с назначением игрушек. Например, весы – для выполнения взвешивания, шприц – чтобы сделать укол и т.д.
Анализ особенностей игровой деятельности дошкольника показывает, что ее развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета ребенком раннего возраста. Поэтому кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием. К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.п. Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.
Таким образом, игрушка имеет большое значение в половой идентификации детей дошкольного возраста, главное - соблюдать требования по отбору современных игрушек.
Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.
Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых. Во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.
Выводы по 2 главе
Существуют различные виды игрушек, но чаще встречается классификация на основе использования игрушек в различных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психологическое развитие ребенка, правильно ли подбирают сейчас игрушки для дошкольников
Взрослые должны четко осознавать то, зачем они приобретают ребенку данную игрушку, какое влияние она может оказать на ребенка.
Заключение
Таким образом, в данной работе были раскрыты две линии психического развития: интеллектуальная и личностная. Выявлено, что решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек.
Значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка - непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для дошкольников.
Взрослые должны четко осознавать то, зачем они приобретают ребенку данную игрушку, какое влияние она может оказать на ребенка. Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Изучение опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье показывает, что подход к созданию и отбору игрушек должен учитывать возрастные закономерности развития игровой деятельности детей. Наблюдая за игрой детей, можно попутно ознакомиться и с детской оценкой игрушек.
Современные игры и игрушки чаще есть антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, распущенности, стяжательству. Поэтому необходимо тщательно относится к отбору современных игрушек, которыми завалены все наши магазины.
Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым, мультипликационным героям. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Даже простое разбрасывание игрушек является исследовательским действием ребенка. Игрушки должны подбираться соответственно возрасту детей. Играя, например, различными пирамидками в младшем дошкольном возрасте, ребенку 5-7 лет лучше подбирать технические игрушки, где он будет не просто манипулировать с предметами, а осознанно строить, шить, варить и т.д.
Игрушки оказывают также большое влияние на личностное развитие ребенка. Они является неким инструментом для развития многих способностей ребенка. Взрослые должны обращать внимание на предпочтения ребенком той или иной игры или игрушки, что поможет в дальнейшем развить у ребенка многие способности. Главное знать четко различие между так называемыми полезными и вредными игрушками. Полезная игрушка учит добру и красоте, пониманию, сопереживанию, сорадости.
Таким образом, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка - это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.
Список литературы
1. Абраменкова В. Осторожно:
антиигрушка! Родителям об
2. Белкина В.Н. Психология
раннего и дошкольного детства.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология. – М., изд-во Моск. Ун-та, 1992 г.
4.Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
5.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.
6. Индивид – отдельный человек, особь, принадлежащая к человеческому роду. (Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.
7.Калиниченко А.В., Микляева
Ю.В. Развитие игровой
8. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1980.
9.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. – М.:ТЦ Сфера, 2004.
10. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО. 2000 г.
11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. – М., 1983 г.
12. Л. Н. Литвинов
"История дошкольной
13. Манасеина
М. О воспитании детей в
14. Д.В. Менджерицкая. Воспитателю о детской игре. Под редакцией Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1982.
15. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.
16.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – Издание 3-е, стереотипное. – М.: Тривола, 1998.
17. Оршанский Л.Г. Игрушки с точки зрения этнографии, детской психологии и педагогики. В кн.: В помощь семье и школе: Детские сады. Игрушки. Детский театр. Педагогические музеи, Волшебный фонарь. / Составили Н.Н.Бахтин, Е.С.Дедюлина, М.В.Новорусский и др. - М., 1911.
18. Психология личности
и деятельности дошкольника.
19.Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. –М.:Просвещение,1966.
20. Смирнова Е.О., Н.Г.
Салмина, Е.А. Абдуллаева, И.В. Филиппова,
Е.Г.Шеина. Психолого-педагогич
21. Урунтаева Г.А. Детская психология. М.: Академия, 2006.
22.А. Г. Хрипкова "Мудрость воспитания", Москва, "Педагогика", 1989.
23. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка – М., 1978 г.
24. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.,1999.
Информация о работе Особенности взаимодействия ребенка дошкольного возраста с игрушкой