Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:51, реферат
Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях «Начальная школа – детский сад» трех видов: компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии; комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида; общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.
Семья – ближайшее и
первое социальное окружение, с которым
сталкивается ребенок. Появление ребенка
с отклонением в развитии действует
на родителей удручающе. Если рождение
нормального ребенка привносит
в жизнь семьи новое, не испытываемое
до этого наслаждение
Ребенок с отклонением в развитии является для родителей не только источником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям. Часто семьи тратят немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью. Нередки случаи, когда родители, ожидая насмешек и сочувствия, стесняются выходить на прогулку с малышом и делают это «крадучись», «тайком», в темное время суток, вдали от людей.
Вызвано это во многом тем,
что наше общество, к сожалению, не
подготовлено к восприятию таких
детей. Существует своеобразная «психологическая
стена» между здоровыми людьми и
людьми, имеющими отклонения в развитии.
От этого страдают не только дети, но
и все общество, поскольку при
таком отношении у людей
Немало вопросов возникает
у родителей в связи с
При этом во многих случаях роль родителей вынужденно ограничивается непосредственным уходом за ребенком и практически не выходит за рамки потребностей текущего периода. Так, А.С. Спиваковская (1988) показала, что родительская позиция в семьях, где есть дети с нарушениями развития, отличается неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, адресуется к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительской позиции в семьях с нормальными детьми, где она характеризуется адекватностью, прогностичностью, адресуется к завтрашнему дню, к будущему ребенка.
Некоторые исследователи
считают, что по мере роста и развития
ребенка с отклонениями в развитии
в семье возникают новые
Ф.Ф. Pay и Н.Ф. Слезина (1967) отмечают, что отчетливое представление родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.
Авторы приводят виды неправильных моделей воспитания в семьях, имеющих ребенка с проблемами в развитии.
2. Чрезмерная опека родителей.
Ребенка жалеют, балуют, оберегают
от трудностей, стремятся все
выполнить за него. Это делает
ребенка беспомощным и также
приводит к еще большему
А.Н. Смирнова (1982) в своей работе, посвященной воспитанию проблемных детей, выделяет следующие формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии.
1. Родители глубоко, даже
трагически, переживают неполноценность
ребенка, жалеют его, окружают
чрезмерным вниманием; опекают,
2. Не желая примириться
с неполноценностью ребенка,
3. Родители стесняются
неполноценности своего
4. Ребенок с проблемами
занимает в семье положение
«пасынка», его обижают,
5. Родители не обращают внимания на ребенка, стараясь, все воспитание переложить на школу.
Акцентируя внимание на спокойствии,
терпеливости, справедливости и последовательности
родителей в общении с
Известный американский педиатр Б. Спок (1991), рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку.
1. Родители стыдятся странностей
своего ребенка, излишне
2. Родители ошибочно считают
себя виновными в состоянии
ребенка, настаивают на
3. Родители постепенно
приходят к выводу о
4. Родители не замечают
проблем в развитии ребенка
и доказывают себе и всему
миру, что он ничуть не глупее
других. Такие родители постоянно
подстегивают ребенка,
5. Родители воспринимают
ребенка естественно,
1.5Особенности навыков общения сотрудников ДОУ с родителями
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, осуществляют воспитатели группы. Анализ психолого-педагогической, методической литературы и реальной практики работы ДОУ (Т.Н. Доронова, 2002; О.И. Давыдова, 2003 и др.) дает возможность увидеть, что не всегда взаимодействие воспитателей с родителями эффективно и направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка. К числу недостатков можно отнести относительную стихийность этих контактов. Они складываются из: обращений родителей к воспитателю с вопросами о ребенке; обращений воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы дошкольного учреждения; общения по другим поводам, не связанным с ребенком.
В общении родителей с воспитателями можно отметить следующие особенности:
– разные родители с разной частотой обращаются к воспитателям; в результате одни из них общаются с ним чуть ли не ежедневно, а другие практически не общаются;
– родителей, прежде всего интересуются тем, что и как ел ребенок, реже – его успехами в занятиях; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности;
– воспитатели чаще обращаются
к родителям в случаях
– воспитатели просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата. Родители при этом нередко демонстрируют агрессивную – в адрес педагога или собственного ребенка – реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение;
– воспитатели не всегда умеют психологически грамотно построить беседу, избежать ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описать характер проблемы;
– значительное время занимает общение воспитателей с родителями на отвлеченные темы;
– не всегда правильно выбирают воспитатели и стиль общения с родителями. Нередко устанавливается традиция обращения друг к другу на «ты» и по имени, не соблюдаются ограничения на обсуждение других сотрудников и ситуации в детском саду. В конечном счете, это вредит репутации самого воспитателя, снижает уважение к детскому саду и готовность ценить труд коллектива и заботу, которую он проявляет по отношению к ребенку.
Рассмотренные нами особенности необходимо учитывать при организации взаимодействия коллектива ДОУ и семьи ребенка с задержкой психического развития.
2. Формы и виды
сотрудничества семьи и
В России накоплен значительный опыт работы по оказанию помощи семье в воспитании и обучении детей. Заметно изменился статус семьи и дошкольного учреждения, определились новые цели и задачи деятельности дошкольных учреждений, направленные на обеспечение условий для развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. Повышение статуса семейного воспитания, зафиксированное в законодательных и нормативных документах РФ, ведет к персональной ответственности самих родителей за правильное воспитание и развитие их детей. Родителям дается при этом право выбора: воспитывать ребенка дома, пользоваться постоянными или дополнительными услугами дошкольного учреждения, выбирать виды, типы, профили, содержание, режим работы детского дошкольного учреждения.
Следует особо подчеркнуть,
что до настоящего времени мало изучены
возможности самой семьи в
создании условий, необходимых для
полноценного воспитания и развития
ребенка-дошкольника, условия, определяющие
потребности родителей в
Мы исходим из того, что если семья становится сегодня главным социальным институтом в воспитании собственного ребенка, а дошкольное учреждение создается в дополнение к семейному воспитанию, то именно семья должна стать главным заказчиком и потребителем всех услуг дошкольных учреждений – образовательных, оздоровительных и др. Все это ставит нас перед необходимостью поиска новых форм взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением, которые должны быть основаны на сотрудничестве и партнерских взаимоотношениях. Для родителей и педагогов ребенок является единым объектом воздействия, который в современных условиях приобретает статус субъекта, а не объекта, становится центром в системе взаимоотношений «родитель – ребенок – педагог».
Эффективность взаимодействия
семейного и общественного