Особенности взаимодействия семьи, имеющей ребенка с ЗПР и специального (коррекционного) ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:51, реферат

Описание работы

Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях «Начальная школа – детский сад» трех видов: компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии; комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида; общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 62.67 Кб (Скачать файл)

Семья – ближайшее и  первое социальное окружение, с которым  сталкивается ребенок. Появление ребенка  с отклонением в развитии действует  на родителей удручающе. Если рождение нормального ребенка привносит  в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого  бытия: переживания чувств радости, гордости, нежности, то рождение ребенка  с дефектом, расценивается как  жизненная катастрофа. На этой почве  часто возникают между супругами  конфликты. Немало случаев, когда родители отказываются от таких детей, оставляют  их в родильных домах или передают на воспитание в специализированные учреждения. Рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей  неодинаково, но в большинстве своем  проявляется как сильнейший психологический  стресс, последствием которого может  быть возникновение так называемого  травматического невроза, т.е. нарушение  функционирования психики в результате пережитого шока. Большинство родителей  постепенно обретают силы, чтобы вернуться  к обыденной жизни и заняться воспитанием ребенка. Однако сильный  шок, пережитый ими ранее, способен возвращаться к ним в виде «ретроспективных»  тревог, бессонницы, нервных срывов, периодических депрессий. Выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект. Это:

  1. Принятие ребенка и его дефекта – родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.
  2. Реакция отрицания – отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.
  3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.
  4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.
  5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением, и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к ребенку.

Ребенок с отклонением  в развитии является для родителей  не только источником отрицательных  эмоциональных переживаний. Его  появление вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям. Часто  семьи тратят немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью. Нередки случаи, когда родители, ожидая насмешек и сочувствия, стесняются выходить на прогулку с малышом и  делают это «крадучись», «тайком», в  темное время суток, вдали от людей.

Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких  детей. Существует своеобразная «психологическая стена» между здоровыми людьми и  людьми, имеющими отклонения в развитии. От этого страдают не только дети, но и все общество, поскольку при  таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью  другого человека и к незащищенным слоям населения в целом.

Немало вопросов возникает  у родителей в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с  учетом дефекта. Большинство из них, ожидая рождения здорового ребенка, оказываются и психологически и  практически неподготовленными  к тому, чтобы воспитывать ребенка  с психическими ограничениями.

При этом во многих случаях  роль родителей вынужденно ограничивается непосредственным уходом за ребенком и практически не выходит за рамки  потребностей текущего периода. Так, А.С. Спиваковская (1988) показала, что родительская позиция в семьях, где есть дети с нарушениями развития, отличается неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, адресуется к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительской позиции в семьях с нормальными детьми, где она характеризуется адекватностью, прогностичностью, адресуется к завтрашнему дню, к будущему ребенка.

Некоторые исследователи  считают, что по мере роста и развития ребенка с отклонениями в развитии в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Вследствие этого конструктивная и динамическая помощь является необходимой таким семьям на всех этапах жизни ребенка.

Ф.Ф. Pay и Н.Ф. Слезина (1967) отмечают, что отчетливое представление родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.

Авторы приводят виды неправильных моделей воспитания в семьях, имеющих  ребенка с проблемами в развитии.

  1. Родители не уделяют должного внимания ребенку, предоставляют его самому себе. Это приводит к еще большему отставанию в развитии, развитию неадекватных реакций у ребенка.

2. Чрезмерная опека родителей.  Ребенка жалеют, балуют, оберегают  от трудностей, стремятся все  выполнить за него. Это делает  ребенка беспомощным и также  приводит к еще большему отставанию  в развитии.

А.Н. Смирнова (1982) в своей работе, посвященной воспитанию проблемных детей, выделяет следующие формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии.

1. Родители глубоко, даже  трагически, переживают неполноценность  ребенка, жалеют его, окружают  чрезмерным вниманием; опекают,  освобождая от посильных обязанностей. Чрезмерная опека лишает ребенка  самостоятельности, возможности  должным образом приспособиться  к сложным жизненным условиям.

2. Не желая примириться  с неполноценностью ребенка, родители  преувеличивают его возможности,  не замечая недостатков.

3. Родители стесняются  неполноценности своего ребенка,  прячут от людей, не посещают  общественные места, лишая его  жизненных впечатлений. Ребенок  развивается медленно, растет робким.

4. Ребенок с проблемами  занимает в семье положение  «пасынка», его обижают, смеются  над ним, подчеркивая его неполноценность.  У ребенка часто подавленное  состояние, он обидчив, раздражителен,  упрям.

5. Родители не обращают  внимания на ребенка, стараясь, все воспитание переложить на  школу.

Акцентируя внимание на спокойствии, терпеливости, справедливости и последовательности родителей в общении с проблемными  детьми, А.Н. Смирнова также подчеркивает необходимость особого, индивидуального подхода к ребенку, учета его особенностей.

Известный американский педиатр  Б. Спок (1991), рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку.

1. Родители стыдятся странностей  своего ребенка, излишне оберегают  его. Ребенок не чувствует себя  спокойным и в безопасности, он  замкнут, неудовлетворен собой.

2. Родители ошибочно считают  себя виновными в состоянии  ребенка, настаивают на проведении  самых неразумных методов «лечения»,  которые только расстраивают  ребенка, но не приносят ему  никакой пользы.

3. Родители постепенно  приходят к выводу о безнадежности  состояния ребенка, отказывают  в проявлении к нему каких-либо  знаков внимания, любви.

4. Родители не замечают  проблем в развитии ребенка  и доказывают себе и всему  миру, что он ничуть не глупее  других. Такие родители постоянно  подстегивают ребенка, предъявляют  к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка  упрямым и раздражительным, а  частые ситуации, в которых он  чувствует себя некомпетентно,  лишают его уверенности в себе.

5. Родители воспринимают  ребенка естественно, позволяют  бывать ему везде, не обращая  внимания на взгляды и замечания.  Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким,  как все.

 1.5Особенности навыков общения сотрудников ДОУ с родителями

 

Ежедневное общение с  родителями детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, осуществляют воспитатели группы. Анализ психолого-педагогической, методической литературы и реальной практики работы ДОУ (Т.Н. Доронова, 2002; О.И. Давыдова, 2003 и др.) дает возможность увидеть, что не всегда взаимодействие воспитателей с родителями эффективно и направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка. К числу недостатков можно отнести относительную стихийность этих контактов. Они складываются из: обращений родителей к воспитателю с вопросами о ребенке; обращений воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы дошкольного учреждения; общения по другим поводам, не связанным с ребенком.

В общении родителей с  воспитателями можно отметить следующие  особенности:

– разные родители с разной частотой обращаются к воспитателям; в результате одни из них общаются с ним чуть ли не ежедневно, а другие практически не общаются;

– родителей, прежде всего интересуются тем, что и как ел ребенок, реже – его успехами в занятиях; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности;

– воспитатели чаще обращаются к родителям в случаях негативного  поведения ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует  у родителей отрицательную установку  на контакты с сотрудниками, поскольку  каждое их обращение связано с  какой-либо неприятной ситуацией;

– воспитатели просят родителей  вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким  образом совместными усилиями достичь желаемого результата. Родители при этом нередко демонстрируют агрессивную – в адрес педагога или собственного ребенка – реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение;

– воспитатели не всегда умеют психологически грамотно построить  беседу, избежать ранящих родителей  оценочных суждений о ребенке, точно  и понятно описать характер проблемы;

– значительное время занимает общение воспитателей с родителями на отвлеченные темы;

– не всегда правильно выбирают воспитатели и стиль общения  с родителями. Нередко устанавливается  традиция обращения друг к другу  на «ты» и по имени, не соблюдаются  ограничения на обсуждение других сотрудников  и ситуации в детском саду. В  конечном счете, это вредит репутации  самого воспитателя, снижает уважение к детскому саду и готовность ценить труд коллектива и заботу, которую  он проявляет по отношению к ребенку.

Рассмотренные нами особенности  необходимо учитывать при организации  взаимодействия коллектива ДОУ и  семьи ребенка с задержкой  психического развития.

 

2. Формы и виды  сотрудничества семьи и дошкольного  учреждения

 

В России накоплен значительный опыт работы по оказанию помощи семье в воспитании и обучении детей. Заметно изменился статус семьи и дошкольного учреждения, определились новые цели и задачи деятельности дошкольных учреждений, направленные на обеспечение условий для развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. Повышение статуса семейного воспитания, зафиксированное в законодательных и нормативных документах РФ, ведет к персональной ответственности самих родителей за правильное воспитание и развитие их детей. Родителям дается при этом право выбора: воспитывать ребенка дома, пользоваться постоянными или дополнительными услугами дошкольного учреждения, выбирать виды, типы, профили, содержание, режим работы детского дошкольного учреждения.

Следует особо подчеркнуть, что до настоящего времени мало изучены  возможности самой семьи в  создании условий, необходимых для  полноценного воспитания и развития ребенка-дошкольника, условия, определяющие потребности родителей в услугах  детского сада, формы и методы работы с семьей в новой социально-экономической  ситуации.

Мы исходим из того, что  если семья становится сегодня главным  социальным институтом в воспитании собственного ребенка, а дошкольное учреждение создается в дополнение к семейному воспитанию, то именно семья должна стать главным заказчиком и потребителем всех услуг дошкольных учреждений – образовательных, оздоровительных и др. Все это ставит нас перед необходимостью поиска новых форм взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением, которые должны быть основаны на сотрудничестве и партнерских взаимоотношениях. Для родителей и педагогов ребенок является единым объектом воздействия, который в современных условиях приобретает статус субъекта, а не объекта, становится центром в системе взаимоотношений «родитель – ребенок – педагог».

Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспитания определяется степенью удовлетворения дошкольными учреждениями потребностей родителей в услугах детского сада. Поэтому педагогические коллективы должны быть сориентированы на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентации современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования – разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и подготовки его к обучению в школе. В этой связи в центре внимания педагога ставится личность родителей, их представления о ребенке, каким они хотят его видеть и соответственно воспитать. Идеал личности у родителей формируется под влиянием обыденного сознания, опыта старших поколений, народных традиций, на основе научных знаний, а также под воздействием общественного мнения как многослойного фактора, в котором влияние микро- и макросреды слилось.

Информация о работе Особенности взаимодействия семьи, имеющей ребенка с ЗПР и специального (коррекционного) ДОУ