Особенности взаимодействия семьи, имеющей ребенка с ЗПР и специального (коррекционного) ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:51, реферат

Описание работы

Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях «Начальная школа – детский сад» трех видов: компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии; комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида; общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 62.67 Кб (Скачать файл)

Традиционно выделяют следующее  формы работы с семьей:

  • Массовые;
  • Групповые;
  • Индивидуальные.

К массовым (коллективным) относят:

  1. Лекции (педагогические лектории);
  2. Конференции;
  3. Круглые столы;
  4. Родительские собрания (самая распространенная форма).

В практике работы дошкольных учреждений проводятся следующие виды родительских собраний:

    1. Собрания-беседы на воспитательные темы;
    2. Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье;
    3. Собрания-консультации;
    4. Собрания в форме «круглого стола».

Наиболее эффективным  является комбинированный ряд собраний, на которых проводится педагогическое просвещение родителей, подводится итог учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени, намечаются задачи на последующий период.

Распространенной групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом (или попечительским советом).

К индивидуальным формам работы с родителями относятся:

  1. Беседы;
  2. Консультации (в форме ответов на вопросы родителей);
  3. Педагогические поручения;
  4. Посещение семьи.

Одной из главных задач  родительских объединений остается организация и осуществление  педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые  столы, конференции, родительские школы  и многие другие постоянно текущие  и разовые формы педагогического  просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс  общения с ним, преодолеть конфликтные  состояния. С этой целью многие родительские комитеты выделяют средства на закупку  педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение  популярных педагогических газет и  журналов.

Работа по созданию общих  этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей  начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.

В родительских лекториях  полезно провести лекции-беседы о  задачах, формах и методах семейного  воспитания; психофизиологических особенностях детей данного возраста; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания – нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового  образа жизни; гражданственности и  патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания – преодоления отчужденности  между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновения затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственности перед обществом, страной и Богом.

На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления негативных явлений, наметить конкретные меры. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Советы родителям должны быть мягкие, взвешенные, добрые.

Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях – соблюдение единства требований семьи и дошкольного  учреждения. Для этого берутся  конкретные аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, намечаются пути устранения появившихся  рассогласований.

Работой родительского  комитета руководит заведующий детским  садом. Он организует родительский комитет в помощь детскому саду во всех звеньях его деятельности, руководствуясь «Положением о родительском комитете».

Известно, что родительский комитет создается в целях  обеспечения постоянной и систематической  связи детского сада с родителями. Родительский комитет – это представительный орган родительской общественности, призванный помогать детскому саду в  его работе и организовывать выполнение всеми родителями государственных  требований в области воспитания и обучения детей.

В «Положении о родительском комитете» подчеркивается, что он помогает детскому саду в организации  педагогической пропаганды среди родителей  воспитанников данного учреждения и населения, в организации общих  родительских собраний и родительских конференций по обмену опытом семейного  и общественного воспитания, докладов и лекций для родителей, в установлении связей педагогов с семьями воспитанников, в организации охраны жизни и здоровья детей, в укреплении хозяйственной и материальной базы детского сада, организует участие родителей в ремонте помещений, оборудования в благоустройстве и озеленении участка, в изготовлении пособий.

Свою деятельность родительский комитет планирует в соответствии с планом воспитательно-образовательной  работы и с учетом местных условий; в составлении плана участвует  руководитель детского учреждения.

Беседы воспитателя  с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи.

Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная  форма и в сочетании с другими  формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или  иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей – существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей.

Подчас воспитатель, дав  родителям совет, сделав указание, замечание, считает, что побеседовал с родителями. Но при этом осталось невыясненным, что думали по этому поводу сами родители: как они восприняли совет, замечание, как предполагают выполнить  рекомендации педагога. Что, по мнению отца или матери, явилось причиной отклонений в поведении ребенка, что их затрудняет при воспитании того или иного навыка, умения, качества и т.п., т.е. беседы по существу не было.

Ведущая роль в  возникновении бесед должна принадлежать воспитателю. Активность воспитателя вызывает ответную активность родителей. Обсуждать с воспитателем педагогические проблемы, искать у него совета и поддержки становится потребностью родителей. У кого, как не у воспитателя своего ребенка, в первую очередь отец и мать должны находить ответы на волнующие их вопросы, кто, как не воспитатель, хорошо знающий ребенка, может дать родителям конкретный квалифицированный совет?

Педагог дошкольного учреждения имеет возможность ежедневно  общаться с родителями своих воспитанников. В детском саду в коллективе сверстников, в совместной разнообразной деятельности ребенок проявляет себя ярко и  разносторонне. Здесь более явственно  обнаруживаются ошибки семьи.

Материал для бесед  с родителями дают воспитателю наблюдения за ребенком: за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры  с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.

Доброжелательность воспитателя, обоснованность его оценок и выводов, которые он делает с позиции интересов  ребенка, вызывают у родителей желание  откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями, рассказать о поведении ребенка в семье.

Таким образом, беседа является средством установления контактов  с родителями, изучения семейного  воспитания ребенка и влияния  на характер этого воспитания.

Итак, взаимодействие семьи  и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и  для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят  от активности обеих сторон.

3. Взаимодействие  специалистов в специализированном ДОУ для детей с ЗПР

В основу организации работы при осуществлении индивидуального  подхода к детям заложено взаимодействие всех служб сопровождения, которые  строят свою работу с учетом медицинских  показателей здоровья ребенка, его психофизиологических особенностей, общего уровня и темпа развития, склонностей и интересов.

В начале каждого учебного года проводиться обследование каждого  ребенка по перечисленным направлениям. Осмотр осуществляют терапевт, невропатолог, инструктор ЛФК, руководитель по ФИЗО, воспитатели, логопеды, психологи, дефектологи, музыкальный руководитель. Обследование начинается с опроса и анкетирования  родителей, со сбора анамнеза. По завершению обследования проводится медико-педагогическое совещание, на котором собирается вся  служба сопровождения. Обсуждаются результаты обследования, намечается индивидуальный маршрут коррекции и развития каждого ребенка, который согласовывается с родителями, определяется общий уровень группы, стартовые позиции по основным программам, выбираются дополнительные программы и технологии, формируются подгруппы детей по уровням развития, каждым специалистом разрабатываются и согласовываются графики работы, формируется режим дня с учетом возраста и развития детей.

После медико-педагогического  совещания в каждой группе заполняются  документы, в которых указывается  следующая информация:

1 папка

  1. Список детей группы
  2. Обеспечение развития воспитанников в соответствии с

государственным образовательным  стандартом

  1. Социальный статус семьи
  2. Список детей по подгруппам относительно уровня развития
  3. Характеристика состояния здоровья каждого ребенка
  4. Данные антропометрии
  5. Речевая карта на каждого ребенка
  6. Карта результатов педагогического обследования каждого

ребенка

  1. Карта результатов обследования психического развития каждого

ребенка с анализом коррекции  личностных и поведенческих

нарушений

  1. Карта психофизического развития каждого ребенка
  2. Заключение
  3. Лист регистрации активности ребенка
  4. Лист сопровождения каждого ребенка

2 папка

  1. Вариативные режимы дня: типовой, адаптационный, гибкий,

оздоровительный, щадящий

  1. Подневный режим дня на неделю
  2. Формы закаливания детей
  3. Методики проведения закаливающих процедур
  4. Панорама гимнастик.

Кроме того, готовится к  работе тетрадь взаимосвязи всех специалистов службы сопровождения, для  родителей оформляется доска  специалистов со списками детей и  временем работы с ними. Родители могут  видеть, когда с их ребенком занимаются каждый из специалистов. Отмечаются все  виды процедур, которые принимает  ребенок. Персонал группы (прежде всего  учитель-логопед, педагог-дефектолог и  воспитатель) регулирует индивидуальные маршруты коррекции детей.

По результатам диагностики  проводятся родительские собрания, на которых определяются направления  работы с детьми.

Массажисты работают непосредственно  с логопедами. Они делают массаж лица и воротниковой зоны перед занятием ребенка с логопедом, что положительно сказывается на постановке звуков. Также проводится совместная работа с детьми по самомассажу.

Медицинская сестра ведет  работу в водолечебнице. Процедуры  назначает невропатолог.

Инструкторам ЛФК трудно охватить всех воспитанников, поэтому  кроме утренней и дыхательной  гимнастик, после сна воспитателем проводится коррегирующая гимнастика. В разработке упражнений для каждой группы принимает участие инструктор ЛФК. Все воспитатели проходят курсы по обучению правильному выполнению упражнений. Инструктор ЛФК периодически контролирует и оказывает помощь в проведении утренней и коррегирующей гимнастик. Руководитель по ФИЗО также строит свою работу с учетом рекомендаций инструкторов ЛФК и невропатолога, особенно при работе с общеразвивающими упражнениями. С родителями проводятся практические семинары по коррегирующей гимнастике дома.

Информация о работе Особенности взаимодействия семьи, имеющей ребенка с ЗПР и специального (коррекционного) ДОУ