Особенности запоминания стихотворений в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Исследования Л.Л. Смирнова и П.И. Зинченко, проводимые с позиции психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. По их мнению, в период дошкольного детства ребёнок запоминает легко и быстро то, что ему интересно: стихи, рассказы, картинки, события, которые произвели на него большее впечатление, вызвали сильные чувства. Без особых усилий запоминается и тот материал, с которым ребёнок действует. Наряду с яркостью содержания имеет значение настроенность человека, т.е. его интересы, желания, эмоции, ожидания. Продуктивность запоминания повышается, если в процессе восприятия включается мыслительная активность.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы процесса запоминания младшими школьниками 6
1.1 Физиологическая основа памяти и ее виды 6
1.2 Психологические основы процессов и механизмов памяти 12
1.3 Особенности развития памяти у детей младшего школьного
возраста 15
2 Эмпирическое исследование процесса запоминания стихотворений учащимися начальных классов 20
2.1 Исследование видов памяти младших школьников 20
2.2 Структурирование методических приемов запоминания
стихотворных произведений в начальных классах 24
Заключение 31
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

kursovaya_SON_KO_08_06_2014.docx

— 117.02 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

 

Кафедра педагогики и методики начального образования

 

 

Рег. № _____________

Оценка по результатам

защиты ____________

Секретарь комиссии

___________________

«____» __________2014 г.

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

особенности запоминания стихотворений  
в начальной школе

 

 

Работу выполнила _______________________________ А.Н. Сонько

(подпись, дата)

 

Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, II курс ОФО

 

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профессиональный профиль «Начальное образование»

 

Научный руководитель

ст. преп. __________________________________________ Г.Б. Мардиросова

(подпись, дата)

Нормоконтролер

доц., канд. пед. наук _____________________________ Ю.Д. Гакаме

(подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2014 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 Теоретические основы процесса запоминания младшими школьниками 6

1.1 Физиологическая основа памяти и ее виды 6

1.2 Психологические основы процессов и механизмов памяти 12

1.3 Особенности развития памяти у детей младшего школьного  
возраста 15

2 Эмпирическое исследование процесса запоминания стихотворений учащимися начальных классов 20

2.1 Исследование видов памяти младших школьников 20

2.2 Структурирование методических приемов запоминания  
стихотворных произведений в начальных классах 24

Заключение 31

Список использованных источников 34

Приложение А Диагностика опосредованной памяти 37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основной ведущий вид деятельности младших школьников – учебная деятельность – создает большие возможности для становления всех психических процессов ученика, которые, в свою очередь, могут составить основу тех или других его способностей. Одной из основ развивающего обучения является – развитие памяти младших школьников.

Память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.

На данный момент  проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Труды и исследования многих ученых подтверждают данное положение: развитие произвольной/ непроизвольной памяти у младших школьников (Т.Н. Баларич, Н.М. Гнедова, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков и др.); развитие логической памяти у младших школьников (Я.В. Большунов, Л.С. Выготский, Л.М. Житникова, Е.В. Заика, П.И. Зинченко и др.); особенности развития запоминания, сохранения и воспроизведения разномодальной информации у младших школьников (П.П. Блонский, Г.А. Варданян, Н.А. Корниенко, Е.М. Кудрявцева и др.).

Исследования Л.Л. Смирнова и П.И. Зинченко, проводимые с позиции психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. По их мнению, в период дошкольного детства ребёнок запоминает легко и быстро то, что ему интересно: стихи, рассказы, картинки, события, которые произвели на него большее впечатление, вызвали сильные чувства. Без особых усилий запоминается и тот материал, с которым ребёнок действует. Наряду с яркостью содержания имеет значение настроенность человека, т.е. его интересы, желания, эмоции, ожидания. Продуктивность запоминания повышается, если в процессе восприятия включается мыслительная активность. В исследованиях П.И. Зинченко, А.А. Смирнова отмечено, что испытуемые запоминали непроизвольно в процессе активной интеллектуальной деятельности в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно, но в обычных условиях выполнения мнемической задачи. Таким образом, умственная работа – условие прочного запоминания.

На сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания, поскольку именно память лежит в основе способностей человека.

Анализ исследований по проблеме развития памяти у младших школьников на уроках литературного чтения показывает, что теоретические основы освещены недостаточно широко и подробно, и практическая сторона вопроса требует дальнейших разработок. Следовательно, наиболее целесообразно, на наш взгляд, развивать память на уроках литературного чтения (заучивание стихотворений, пересказы).

Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в необходимости уточнения особенностей запоминания стихотворений младшими школьниками как средства развития памяти.

Проблема исследования заключается в выявленном несоответствии между требованиями образовательных стандартов к усвоению достаточно большого объема учебного материала, в том числе и стихотворений, в начальной школе и недостаточным вниманием к использованию специальных приемов запоминания с учетом особенностей запоминания младших школьников.

Цель исследования: выявить особенности запоминания младших школьников и на их основе структурировать методические приемы запоминания стихотворений.

Объект исследования: процесс запоминания в начальной школе  
на уроках литературного чтения.

Предмет исследования: приемы работы, способствующие запоминанию стихотворений младшими школьниками.

Гипотеза исследования: в основе устойчивого запоминания стихотворений младшими школьниками, вероятно, лежат особенности развития их памяти.

 Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературные источники по исследуемой проблеме.
  2. Выявить особенности запоминания у детей младшего школьного возраста.
  3. Структурировать методические приемы запоминания стихотворений.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, констатирующий этап эксперимента, тестирование, математическая обработка результатов тестирования.

База исследования: МАОУ СОШ № 13 ст. Привольной Каневского района Краснодарского края, учащиеся 2 «А» класс (24 чел.), 3 «А» класс (15 чел.) и 4 «А» класс (22 чел.). Всего: 61 ученик.

 

1 Теоретические основы процесса запоминания младшими школьниками

1.1 Физиологическая основа памяти и ее виды

Механизмы памяти, как психического свойства человека, можно рассматривать на различном уровне, с различных точек зрения. Если исходить из психологического понятия ассоциаций, то физиологический механизм их образования – временные нервные связи. Движение нервных процессов в коре оставляет след, проторяются новые нервные пути, т.е. изменения в нейронах приводят к тому, что облегчает их. Таким образом, образование и сохранение временных связей их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций.

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Разумеется, следы прежних воздействий нельзя понимать как какие-то отпечатки, наподобие следов человека на влажном песке. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах (прочность следов и зависит от того, какие изменения, электрохимические или биохимические, имели место). Эти следы могут при определенных условиях оживляться (или, как говорят, актуализироваться), т.е. в них возникает процесс возбуждения в отсутствие раздражителя, вызвавшего указанные изменения.

Память – это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении [7].

Память – когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. Это единый процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации. Единый не только потому, что мы нечто запоминаем, для того чтобы это впоследствии воспроизвести, сохранить в себе определенное чувство, но и потому, что о том, что запечатлелось, мы можем судить по тому, что так или иначе может быть воспроизведено. Памятью обладают не только люди и животные, но и их сообщества, а также технические устройства. Широта спектра использования понятия «Богатым стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» требует от нас, прежде всего, выделения специфических признаков, которыми характеризуется память как психическая функция, как свойство психики [7].

Память как сложный процесс, состоит из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения. Если же человек с большим трудом воспроизводит ранее запечатленную и удержанную его мозгом информацию, это означает, что происходит забывание – процесс противоположный запоминанию, но неизбежный в определенных условиях [5].

Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами. Мышление и воображение невозможны без деятельности памяти, которая хранит впечатления и знания, дает этим процессам материал для логической и образной переработки.

Связь памяти с мышлением особенно ясно выражена в так называемой логической памяти, входящей в состав процесса мышления. Связь с чувствами выражается в том, что человек испытывает удовольствие при успехе и неудовольствие при неудачах запоминания и воспроизведения [3].

Существует также особый вид памяти – память на чувства, пережитые человеком. Запоминание и воспроизведение могут быть как непроизвольными, так и произвольными. Во втором случае видна связь памяти и воли.

Память необходима человеку, поскольку позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт и некоторую часть опыта других людей, которые человек усваивает в виде знаний, умений и навыков. Вместе с тем, память избирательна. В ней сохраняется не все, что прошло через сознание человека или вообще воздействовало на его мозг, а главным образом то, что связано с его потребностями, интересами, деятельностью. Память, как и другие психические процессы, есть субъективное отражение объективного мира. Значит, особенности и установки личности человека и его деятельность влияют на содержание, полноту и прочность его памяти.

Память как психическая функция способна не только к запечатлению, хранению и воспроизведению информации о внешних воздействиях на носителя психической реальности, но она обладает способностью к запечатлению, хранению и воспроизведению своих собственных внутренних состояний. В этом смысле память представляет собой не просто отдельную психическую функцию наряду с другими, но носит сквозной характер, является свойством психики в целом. Можно говорить о памяти не только в ряду когнитивных функций (очевидно, что познание невозможно без памяти), но и об эмоциональной памяти, о памяти волевого усилия, о памяти творческого озарения [9].

Таким образом, процесс формирования перцептивного образа развернут во времени и включает в себя ряд перцептивных действий, начиная с выделения признаков и заканчивая собственно построением образа. Этот образ выполняет оперативную функцию, включающую, в том числе и управление конкретным исполнительным действием.

По признаку наличия целей выделяют произвольную и непроизвольную память. Если при рассмотрении блоков запоминания и воспроизведения акцент ставится на используемых мнемических средствах, то говорят об опосредованном или непосредственном запоминании и воспроизведении. Если имеются в виду главным образом взаимозависимости между блоками хранения и воспроизведения, то выделяют имплицитную и эксплицитную память, также называемую осознаваемой и неосознаваемой, или активной и пассивной [33].

В отечественной психологии с 1960-х гг. изучалась роль мнемических средств в организации и функционировании мнемической системы. А.А. Смирнов, рассматривая генезис мнемической функции, подчеркивал роль внешних опор запоминания. Термины «внешне и внутренне опосредствованная память» были введены А.Н. Леонтьевым для описания процесса «вращивания» знаковых средств при запоминании. Исследования В.Я. Ляудис показали, что в процессе развития памяти у детей знаки сначала используются для обозначения и внешней регуляции внутреннего плана представлений, а затем они интериоризуются и начинают выполнять регуляторную функцию в процессах запоминания и припоминания [29].

П.И. Зинченко провел серию экспериментов, направленных на изучение произвольного и непроизвольного запоминания. Автор сравнивал продуктивность непроизвольного запоминания одного и того же материала в зависимости от того, какое место занимает этот материал в структуре деятельности (мотив, цель, способ выполнения деятельности). Был получен убедительный результат: материал, связанный с целью, запоминается лучше по сравнению с материалом, связанным с условиями достижения цели; фоновые раздражители запоминались хуже всего [16].

Автор исследовал особенности запоминания в зависимости от того, насколько активной и содержательной была та мыслительная работа, «внутри которой осуществлялось запоминание». Испытуемым давалась задача механически запомнить слова или найти смысловую связь между словами. Было показано, что чем более осмысливалось содержание слов и чем больше требовалось активности при этом осмысливании, тем лучше запоминались слова.

Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится. Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам. В соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т.д.), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную).

Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различаются непроизвольное и произвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания в этом плане различаются механическое и смысловое запоминание [31].

Информация о работе Особенности запоминания стихотворений в начальной школе