Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 16:39, курсовая работа
Исследования Л.Л. Смирнова и П.И. Зинченко, проводимые с позиции психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. По их мнению, в период дошкольного детства ребёнок запоминает легко и быстро то, что ему интересно: стихи, рассказы, картинки, события, которые произвели на него большее впечатление, вызвали сильные чувства. Без особых усилий запоминается и тот материал, с которым ребёнок действует. Наряду с яркостью содержания имеет значение настроенность человека, т.е. его интересы, желания, эмоции, ожидания. Продуктивность запоминания повышается, если в процессе восприятия включается мыслительная активность.
Введение 3
1 Теоретические основы процесса запоминания младшими школьниками 6
1.1 Физиологическая основа памяти и ее виды 6
1.2 Психологические основы процессов и механизмов памяти 12
1.3 Особенности развития памяти у детей младшего школьного
возраста 15
2 Эмпирическое исследование процесса запоминания стихотворений учащимися начальных классов 20
2.1 Исследование видов памяти младших школьников 20
2.2 Структурирование методических приемов запоминания
стихотворных произведений в начальных классах 24
Заключение 31
Список использованных источников 34
Опишем представленные приемы запоминания.
1. Осознание. Следует сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс запоминания информации. При задержании мысленного взора на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках следует лучшее запоминание. Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрироваться и анализировать.
2. Ассоциация образов. Прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, можно значительно увеличить количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Можно выбирать самые разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.
3. Использование
в повседневной жизни принципа
4. Личные комментарии способствует эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации, и помогают оставить яркий след в памяти. При комментировании необходимых для запоминания вещей о них помнится значительно больше.
5. Организация материала в категории. И во время записи, и во время извлечения информации следует использование категорий, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, предмет можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность). Если занести подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории.
6. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация записывается более точно и извлекается из памяти без усилий. При невозможности вспомнить что-либо следует успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, оглядеться по сторонам и дать себе время спровоцировать вспоминание.
7. Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Гораздо лучше помнятся те сведения и цитаты, к которым прибегают регулярно. Чем чаще используется информацией, тем легче извлекать ее из памяти.
Существует также целая система специальных приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Эта система называется мнемотехникой. Она основана на создании структуры и придании смысла списку несвязанных слов или цифр для облегчения его запоминания. Мнемотехника предлагает также замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие зрительное, слуховое или кинестетическое представление и связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией для упрощения запоминания.
Мнемотехника применяется для запоминания не запоминаемой информации. Очень чётко и полно она сформулирована О. Эренбергом в книге «Приёмы запоминания информации». Эренберг предлагает следующие приёмы, облегчающие запоминание:
1) Рифма – один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала. Этот способ нашел также широкое применение в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому при столкновении с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией стоит попробовать зарифмовать ее.
2) Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации.
3) Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка».
4) Метод расположения предметов – способ запоминания предметов с помощью фиксирования их местоположения. Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом. (Метод Сократа и Цицерона, о котором упоминалось ранее). Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности.
5) Применение слов, способствующих запоминанию.
6) Нахождение связи между цифрами и буквами. Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз помогает «перевести» числа в слова. К примеру: 2–л (лебедь), 4–ч, 6–б, 7–к (коса), 8–в, 9–д, 0–о и т.д. Подставляя к имеющимся буквенным значениям цифр другие буквы, мы легко запомним получившиеся слова: 67 – бук, 90 – дом и т.д.
7) Использование картинок. Суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинки на основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания.
8) Использование цепочек. При запоминании любого списка нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций.
Условиями успешного запоминания учебной информации являются отсрочка воспроизведения материала на несколько дней, распределение времени его изучения, уделение пристального внимания изучаемому материалу, его понимание, и осмысление материала, а также его структурирование.
При этом следует дать себе установку на запоминание: именно запомнить материал, а не просто воспринять его. Следует также дать себе установку на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала. Самостоятельность и активность в работе с запоминаемым материалом также будут способствовать его запоминанию: активная, содержательная работа над материалом даже при отсутствии осознанной установки на запоминание может привести к прочному его усвоению.
Для осмысленного запоминания изучаемого материала требуется его смысловая группировка – разбивка, членение на части с выделением главного и существенного в каждой части. Кроме этого, необходимо нахождение и выделение в каждой из частей смысловых опорных пунктов, т.е. мыслей, выражений и образов, определяющих суть данной части и устная или письменная формулировка этой сути в виде кратких заголовков каждой из частей. Наконец, необходимо установление связей между выделенными частями и понимание логической последовательности их расположения, составление общего плана расположения учебного материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью настоящего исследования стало исследование памяти младших школьников при запоминании стихотворений. Анализ теоретических источников позволил выделить, что:
В практической части исследования были изучены уровни сформированности опосредованной слуховой памяти младших школьников 2–4 классов, результаты которых показали нестабильность развития свойств памяти от класса к классу. Данное обстоятельство позволило сделать вывод, что с начала поступления ребенка в школу учителя уделяют достаточно большое внимание развитию памяти школьников, но к четвертому классу основное внимание учителей сводится к объёму обучения, что в свою очередь приводит к недооцениванию запоминания школьников, учителя не контролируют, каким способом запоминает ребенок, а именно механически. Продумывание механизмов запоминания не должно относиться к какому-то конкретному классу, а должно сопровождать весь период обучения в начальной школе.
Полученные знания станут применяться на практике, благодаря чему у учащихся младшего школьного возраста будет обозначен путь к правильному пользованию своими возможностями запоминания стихотворений. Для достижения поставленной цели исследования необходимо обозначить задачи и способы их решения, которые послужат «путеводной звездой» в изучении развития памяти младших школьников.
Изначально представляется целесообразным для учителя исследовать виды памяти, которыми обладает младший школьник его класса. Это подлежит раскрытию понятия памяти и способов запоминания.
На основе изученных выше вопросов необходимо исследовать виды памяти. Как известно, память подразделяется на кратковременную и долговременную. На заключительном этапе раскрытия видов памяти необходимо выявить общие и отличительные черты этих видов, показать их отличительные признаки.
В заключении «Память в младшем школьном возрасте развивается благодаря работе учителя с детьми и способами их запоминания на уроках. Большую роль играют способы запоминания, потому что в младшем школьном возрасте запоминание осуществляется неосознанно и в большинстве случаев механически, т.е. без какой-либо цели, которую должен ставить перед собой ученик младшего школьного возраста. По исследованиям на практике четко видно, что к окончанию учащихся начальной школы учитель перестает развивать их память, а сводит всю свою работу к объему информации, после чего детям трудно продолжать учиться в среднем звене, т.к. кроме механической памяти у них практически ничего не сформировано, а объем информации, значительно увеличивается».
Развитие памяти у младших школьников преобладает до тех пор, пока ее развивает учитель, разными специальными способами и методиками. Также, в главную задачу учителя входит то, чтобы следить за способами запоминания учащихся и уметь определить, как ребенок запоминает ту, или иную информацию (запоминает стихотворения).
В процессе исследования гипотеза о том что, в основе устойчивого запоминания стихотворений младшими школьниками лежат особенности развития их памяти была подтверждена, цель исследования выявить особенности запоминания младших школьников и на их основе структурировать методические приемы запоминания стихотворений достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Диагностика опосредованной памяти
Цель: определить уровень опосредованной слуховой памяти, способности к запоминанию слов.
Исследователь зачитывает вслух десять слов. Между словами делает паузу. Во время этой паузы испытываемый должен на листе бумаги нарисовать что-нибудь такое, что позволит запомнить и вспомнить те слова, которые произносились.
Пример слов:
1 вариант: дружба, бежать, плакать, требование, дождь, красный, читать, тишина, молоко, тепло.
2 вариант: январь, петь, болезнь, поляна, весна, деньги, заявление, спать, нора, летать.
Как только эксперимент закончен, ребенок, пользуясь сделанными им рисунками, должен записать те слова, которые ему были зачитаны.
Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен на листе бумаги нарисовать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес.
Оценка результатов: за каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку слово ребенок получает один балл. Максимальная общая оценка – десять баллов. Минимально возможная оценка – ноль баллов.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высоко развитая опосредованная слуховая память
8–9 баллов – высоко развитая опосредованная слуховая память
4–7 баллов – средняя развитая опосредованная слуховая память
2–3 балла – низкая развитая опосредованная слуховая память
0–1 балла – очень низкая развитая опосредованная слуховая память.
Информация о работе Особенности запоминания стихотворений в начальной школе