Особенности запоминания стихотворений в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Исследования Л.Л. Смирнова и П.И. Зинченко, проводимые с позиции психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. По их мнению, в период дошкольного детства ребёнок запоминает легко и быстро то, что ему интересно: стихи, рассказы, картинки, события, которые произвели на него большее впечатление, вызвали сильные чувства. Без особых усилий запоминается и тот материал, с которым ребёнок действует. Наряду с яркостью содержания имеет значение настроенность человека, т.е. его интересы, желания, эмоции, ожидания. Продуктивность запоминания повышается, если в процессе восприятия включается мыслительная активность.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы процесса запоминания младшими школьниками 6
1.1 Физиологическая основа памяти и ее виды 6
1.2 Психологические основы процессов и механизмов памяти 12
1.3 Особенности развития памяти у детей младшего школьного
возраста 15
2 Эмпирическое исследование процесса запоминания стихотворений учащимися начальных классов 20
2.1 Исследование видов памяти младших школьников 20
2.2 Структурирование методических приемов запоминания
стихотворных произведений в начальных классах 24
Заключение 31
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

kursovaya_SON_KO_08_06_2014.docx

— 117.02 Кб (Скачать файл)

 

Опишем представленные приемы запоминания.

1. Осознание. Следует сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс запоминания информации. При задержании мысленного взора на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках следует лучшее запоминание. Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрироваться и анализировать.

2. Ассоциация образов. Прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, можно значительно увеличить количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Можно выбирать самые разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.

3. Использование  в повседневной жизни принципа паузы даст время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий или высказываний, заставляя сосредотачивать внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам.

4. Личные комментарии способствует эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации, и помогают оставить яркий след в памяти. При комментировании необходимых для запоминания вещей о них помнится значительно больше.

5. Организация материала в категории. И во время записи, и во время извлечения информации следует использование категорий, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, предмет можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность). Если занести подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории.

6. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация записывается более точно и извлекается из памяти без усилий. При невозможности вспомнить что-либо следует успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, оглядеться по сторонам и дать себе время спровоцировать вспоминание.

7. Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Гораздо лучше помнятся те сведения и цитаты, к которым прибегают регулярно. Чем чаще используется информацией, тем легче извлекать ее из памяти.

Существует также целая система специальных приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Эта система называется мнемотехникой. Она основана на создании структуры и придании смысла списку несвязанных слов или цифр для облегчения его запоминания. Мнемотехника предлагает также замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие зрительное, слуховое или кинестетическое представление и связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией для упрощения запоминания.

Мнемотехника применяется для запоминания не запоминаемой информации. Очень чётко и полно она сформулирована О. Эренбергом в книге «Приёмы запоминания информации». Эренберг предлагает следующие приёмы, облегчающие запоминание:

1) Рифма – один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала. Этот способ нашел также широкое применение в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому при столкновении с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией стоит попробовать зарифмовать ее.

2) Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации.

3) Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка».

4) Метод расположения предметов – способ запоминания предметов с помощью фиксирования их местоположения. Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом. (Метод Сократа и Цицерона, о котором упоминалось ранее). Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности.

5) Применение слов, способствующих запоминанию.

6) Нахождение связи между цифрами и буквами. Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз помогает «перевести» числа в слова. К примеру: 2–л (лебедь), 4–ч, 6–б, 7–к (коса), 8–в, 9–д, 0–о и т.д. Подставляя к имеющимся буквенным значениям цифр другие буквы, мы легко запомним получившиеся слова: 67 – бук, 90 – дом и т.д.

7) Использование картинок. Суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинки на основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания.

8) Использование цепочек. При запоминании любого списка нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций.

Условиями успешного запоминания учебной информации являются отсрочка воспроизведения материала на несколько дней, распределение времени его изучения, уделение пристального внимания изучаемому материалу, его понимание, и осмысление материала, а также его структурирование.

При этом следует дать себе установку на запоминание: именно запомнить материал, а не просто воспринять его. Следует также дать себе установку на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала. Самостоятельность и активность в работе с запоминаемым материалом также будут способствовать его запоминанию: активная, содержательная работа над материалом даже при отсутствии осознанной установки на запоминание может привести к прочному его усвоению.

Для осмысленного запоминания изучаемого материала требуется его смысловая группировка – разбивка, членение на части с выделением главного и существенного в каждой части. Кроме этого, необходимо нахождение и выделение в каждой из частей смысловых опорных пунктов, т.е. мыслей, выражений и образов, определяющих суть данной части и устная или письменная формулировка этой сути в виде кратких заголовков каждой из частей. Наконец, необходимо установление связей между выделенными частями и понимание логической последовательности их расположения, составление общего плана расположения учебного материала.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью настоящего исследования стало исследование памяти младших школьников при запоминании стихотворений. Анализ теоретических источников позволил выделить, что:

  1. Скорее запоминается то, что объединено какой-либо одной мыслью в тематическое целое, что человек использует в своей деятельности постоянно;
  2. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности;
  3. Учителю начальных классов важно овладеть данными приемами и научить младших школьников пользоваться ими с учетом особенностей каждого школьника.

В практической части исследования были изучены уровни сформированности опосредованной слуховой памяти младших школьников 2–4 классов, результаты которых показали нестабильность развития свойств памяти от класса к классу. Данное обстоятельство позволило сделать вывод, что с начала поступления ребенка в школу учителя уделяют достаточно большое внимание развитию памяти школьников, но к четвертому классу основное внимание учителей сводится к объёму обучения, что в свою очередь приводит к недооцениванию запоминания школьников, учителя не контролируют, каким способом запоминает ребенок, а именно механически. Продумывание механизмов запоминания не должно относиться к какому-то конкретному классу, а должно сопровождать весь период обучения в начальной школе.

Полученные знания станут применяться на практике, благодаря чему у учащихся младшего школьного возраста будет обозначен путь к правильному пользованию своими возможностями запоминания стихотворений. Для достижения поставленной цели исследования необходимо обозначить задачи и способы их решения, которые послужат «путеводной звездой» в изучении развития памяти младших школьников.

Изначально представляется целесообразным для учителя исследовать виды памяти, которыми обладает младший школьник его класса. Это подлежит раскрытию понятия памяти и способов запоминания.

На основе изученных выше вопросов необходимо исследовать виды памяти. Как известно, память подразделяется на кратковременную и долговременную. На заключительном этапе раскрытия видов памяти необходимо выявить общие и отличительные черты этих видов, показать их отличительные признаки.

В заключении «Память в младшем школьном возрасте развивается благодаря работе учителя с детьми и способами их запоминания на уроках. Большую роль играют способы запоминания, потому что в младшем школьном возрасте запоминание осуществляется неосознанно и в большинстве случаев механически, т.е. без какой-либо цели, которую должен ставить перед собой ученик младшего школьного возраста. По исследованиям на практике четко видно, что к окончанию учащихся начальной школы учитель перестает развивать их память, а сводит всю свою работу к объему информации, после чего детям трудно продолжать учиться в среднем звене, т.к. кроме механической памяти у них практически ничего не сформировано, а объем информации, значительно увеличивается».

Развитие памяти у младших школьников преобладает до тех пор, пока ее развивает учитель, разными специальными способами и методиками. Также, в главную задачу учителя входит то, чтобы следить за способами запоминания учащихся и уметь определить, как ребенок запоминает ту, или иную информацию (запоминает стихотворения).

В процессе исследования гипотеза о том что, в основе устойчивого запоминания стихотворений младшими школьниками лежат особенности развития их памяти была подтверждена, цель исследования выявить особенности запоминания младших школьников и на их основе структурировать методические приемы запоминания стихотворений достигнута, поставленные задачи решены.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова и др. (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010.
  2. Асмолова А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития личности / А.Г. Асмолова. – М.: Смысл: издательский центр «Академия», 2007.
  3. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – М., 1996.
  4. Блонский П.П. Избранные психологические произведения / П.П. Блонский – М., 2000.
  5. Вейн А.М. Память человека / А.М. Вейн. – М.: Просвещение, 1999.
  6. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 2008.
  7. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: МГУ,1998.
  8. Гарибян К.А. Школа памяти / К.А. Гарибян. – М.: Просвещение, 2001.
  9. Голубева А.С. Индивидуальные особенности памяти человека / А.С. Голубева. – М.: Педагогика, 2000.
  10. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концева. – М., 1999.
  11. Грановская Р.М. Восприятие и модели памяти / Р.М. Грановская. – Л., 1994.
  12. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5–6 лет / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова – М., 2005. – 59 с.
  13. Житникова Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. – М., 2001.
  14. Занков Л.В. Память школьника / Л.В. Занков. – М., 2002.
  15. Зинченко П.И. О забывании и воспроизведении школьных знаний / П.И. Зинченко. – М., 1999.
  16. Зинченко П.И. О некоторых вопросах изучения памяти: Вопросы психологии / П.И. Зинченко. – М., 1998.
  17. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. – М.: Просвещение, 2001.
  18. Ипполитов Ф.В. Память школьника / Ф.В. Ипполитов. – М.: Просвещение, 1998.
  19. Истомина З.М. Развитие памяти / З.М. Истомина. – М.: Просвещение, 2000.
  20. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001.
  21. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 2002.
  22. Лезер Ф. Тренировка памяти / Ф. Лезер. – М., 1998.
  23. Леонтьев А.Н. Развитие памяти / А.Н. Леонтьев. – М., 2008.
  24. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. – М.: Просвещение, 2001.
  25. Ляудис В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. – М., 2006.
  26. Мальцева К.П. Развитие памяти школьника / К.П. Мальцева. – М.: АПН, 1998.
  27. Немов Р.С. Психология. 3-х томник / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2009.
  28. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. – М., 2002.
  29. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед. – 2008. – №4. – С. 102–115.
  30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М., 2002.
  31. Розов А.И. Память / А.И. Розов. – М., 2000.
  32. Романова В.Я., Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / В.Я. Романова, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Просвещение, 1998.
  33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – М., 2001.
  34. Рудик П.А. Психология / П.А. Рудик. – М.: Просвещение, 1999.
  35. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования / Т.В. Рыжкова. – М.: Академия, 2007.
  36. Сергеев Б.Ф. Тайны памяти / Б.Ф. Сергеев. – М.: Владос, 1998.
  37. Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные особенности различия памяти / А.А. Смирнов. – М., 2000.
  38. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование / Н.Н. Светловская. – М.: Педагогика, 2000.
  39. Сластенин В.А. и др. Педагогика / В.А. Сластенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  40. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей памяти / Л.Ф. Чупров. – Абакан: АГПИ, 1999.
  41. Чутко Н.Я. Развитие памяти школьника / Н.Я. Чутко. – М.: Педагогика, 1998.
  42. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе / Т.А. Шорыгина. – М., 2005. – 128 с.
  43. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 2006.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Диагностика опосредованной памяти

 

Цель: определить уровень опосредованной слуховой памяти, способности к запоминанию слов.

Исследователь зачитывает вслух десять слов. Между словами делает паузу. Во время этой паузы испытываемый должен на листе бумаги нарисовать что-нибудь такое, что позволит запомнить и вспомнить те слова, которые произносились.

Пример слов:

1 вариант: дружба, бежать, плакать, требование, дождь, красный, читать, тишина, молоко, тепло.

2 вариант: январь, петь, болезнь, поляна, весна, деньги, заявление, спать, нора, летать.

Как только эксперимент закончен, ребенок, пользуясь сделанными им рисунками, должен записать те слова, которые ему были зачитаны.

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен на листе бумаги нарисовать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес.

Оценка результатов: за каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку слово ребенок получает один балл. Максимальная общая оценка – десять баллов. Минимально возможная оценка – ноль баллов.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высоко развитая опосредованная слуховая память

8–9 баллов – высоко развитая опосредованная слуховая память

4–7 баллов – средняя развитая опосредованная слуховая память

2–3 балла – низкая развитая опосредованная слуховая память

0–1 балла – очень низкая развитая опосредованная слуховая память.

 

 


Информация о работе Особенности запоминания стихотворений в начальной школе