Отчет по практике в профессиональном училище №1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:44, отчет по практике

Описание работы

Цели первой педагогической практики:
Применение теоретических знаний по педагогическим и психологическим дисциплинам на практике;
Знакомство с практической работой преподавателя в учреждении начального профессионального образования;
Знакомство со структурой, правилами и методами работы учреждения начального профессионального образования.

Содержание работы

Введение 3
1 Описание учебного заведения 5
2 Обобщенный анализ посещенных занятий 7
2.1 Анализ занятий штатных преподавателей Профессионального училища №1 7
2.2 Анализ занятий сокурсников 8
3 Учебная работа 10
3.1 Тематика проведенных занятий 10
3.2 Описание занятия (открытого урока), выполненного в соответствии с требованиями методики обучения 11
3.3 Анализ собственной учебной деятельности 14
4 Описание основных моментов воспитательной работы 15
4.1 Перечень и описание проделанной воспитательной работы 15
4.2 Психолого-педагогический портрет учебного коллектива 16
4.3 Способы педагогического влияния 17
4.4 Описание и решение педагогических ситуаций 17
5 Общие выводы и впечатления, рекомендации по организации педагогической практики в будущем 21
7 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Учебный планы, раздаточный материал. 22
8ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Диагностическая карта, планы классных часов, план мероприятия, психолого – педагогические характеристики группы и личности учащихся 22
9 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Отзывы руководителей практики 22

Файлы: 1 файл

отчет по практике.docx

— 74.38 Кб (Скачать файл)

Воспитательное  мероприятие планировалось к проведению «Сибирского промышленного форума. Выставка металлообработки и сварки». Отношение к своей профессии и познание своих возможностей в будущем у ребят очень не высокие, поэтому посещение этого мероприятия очень благоприятно на них сказалось. Подробнее о воспитательном мероприятии написано в соответствующем разделе.

Также ко дню защитника отечества походило соревнование внутри училища «А, ну-ка, парни», к которому готовились всей группой. Участие должны были принимать все, но по причине здоровья, среди зрителей были и учащиеся группы под моим руководством, которыми были приготовлены плакаты в поддержку одногруппников. А ребята, участвовавшие в соревновании, усердно тренировались в таких направлениях как строевая подготовка, стрельба, подтягивание, поднятие гири, сборка и разборка автомата на время и интеллектуальному конкурсу. В результате чего победили, практически во всех категориях и получили первое общекомандное место. После этого было чаепитие.

4.2 Психолого-педагогический  портрет учебного коллектива

 

В первую очередь  была составлена диагностическая карта  учебного коллектива группы второго курса №24 (Слесарь), которая представлена в приложении 2.

Затем разрабатывалась  психологическая характеристика коллектива группы (приложение 2).

На основании  собранных данных можно сделать  вывод, что общение и успеваемость у ребят удовлетворительное.

Из неблагополучных семей учащихся нет. 13 человек не имеют одного родителя – отца. Многие учащиеся увлекаются спортом. Староста в большей степени справляется со своими обязанностями. Коллектив неконфликтный, притеснений внутри группы не наблюдается. Некоторые учащиеся часто пропускают занятия, но это уже проблема всего лицея в частности и системы начального профессионального образования в целом.

Для составления  личных схем характеристик учащихся были выбраны: Таянчин Николай (ответственный парень) и Сорокин Алексей (трудный учащийся). Схемы их характеристик представлены в приложении 2.

4.3 Способы педагогического  влияния

 

Во время  прохождения педагогической практики использовались следующие способы  педагогического влияния:

    • убеждение;
    • приучение;
    • стимулирование;

Убеждение - это разностороннее воздействие  на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. Данный метод использовался в профилактических беседах на тему пропуска занятий и опозданий. Убеждение проводилось в наиболее конкретной и доступной форме.

Приучение - это организация планомерного и  регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. В Профессиональном училище №1 каждый день перед началом занятий мастером проводятся пятнадцатиминутный беседы на разные темы. Как раз это и является реализацией этого метода, так как приучает приходить на занятия за 15 минут до их начала, что исключает опоздания. К сожалению, не все учащиеся выполняют это требование.

Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Использовались следующие разновидности поощрения:

    • соревнование;
    • поощрение;

4.4 Описание и решение педагогических ситуаций

 

На педагогической практике произошло несколько педагогических ситуаций. Две из них были подвергнуты  детальному анализу и решению.

 

Педагогическая ситуация №1

 

В первый день знакомства с группой по инициативе мастера, произошел обмен номерами телефонов со старостой группы, в  целях предоставления необходимой  учебной информации обеими сторонами, либо ее уточнением. Так как староста группы парень 18 лет, он счел, что имеет  полное право перейти на неформальное общение, так разница в возрасте у нас не очень большая и мое присутствие в этом училище не характеризуется официально, как преподаватель.

1. Почему  данная ситуация является проблемой?

1.1. Проблемы, которые заложены в данной  педагогической ситуации: 

Подрывается авторитет преподавателя и, как  следствие, произойдет разлад с остальными учащимися в данном вопросе. Также не приемлемая модель общения между преподавателем и студентом.

1.2. Главная  проблема: подрывается авторитет  преподавателя.

1.3. Род проблемы: воспитательная.

 

2. Кто является  участниками ситуации?

2.1. Участники,  спровоцировавшие ситуацию: учащийся, преподаватель.

2.2. Участники-наблюдатели: таковых нет.

2.3. Потенциальные  участники, на которых могут  отразиться негативные последствия:  учащиеся данной группы.

 

3. Каковы  причины возникновения ситуации?

3.1. Выявление  всех возможных причин:

Учащийся  чувствует свое превосходство, среди остальных учащихся группы, так как имеет доступ к контактам преподавательского состава, ощущает себя приближенным к руководству. Также считает нужным проверить ответную реакцию практиканта.

3.2. Выявление  ключевых(ой) причин(ы): выделение своего превосходства, среди других.

 

4. Какие возможны  негативные последствия ситуации?

Потеря учащимися уважения к преподавателю. Заинтересованность учащихся преподавателем в неприемлемом русле общения. За счет этого снижение дисциплины на занятиях и уровня усвоения материала.

5. Пути разрешения  педагогической ситуации:

Для разрешения этой ситуации, был применен следующий  метод. При составлении психолого  – педагогической характеристики группы, для помощи были привлечены несколько  учащихся группы, в том числе и  староста. Во время совместной работы, по средствам общения, было очень  доступно показано, какая модель общения  приемлема между преподавателем и учащимися, хотя с его стороны  и были попытки привлечь все внимание на его персону. Тем не менее, очень  деликатно и без акцента на то, что во главе стоит достижение именно этой цели, общение со всеми участниками процесса было одинаковым.

 

6. Выявление  возможных негативных последствий  предложенного решения и их  компенсация:

Возможно, при  таком варианте решения пострадают отношения между преподавателем и старостой, но так как все проходило в дружеской обстановке, а проблема не была вынесена наружу и парень он совсем не глупый, то все разрешилось благополучно. Дальнейшее общение было уважительным, обращение только на Вы и по имени, и отчеству. А его характер носил только учебный и воспитательный моменты.

 

Педагогическая ситуация №2

 

После проведения второго по счету занятия, во время  практики один из учащихся демонстративно высказал, что он не понимает материал и ждет, когда их преподаватель снова начнет вести занятия по данной дисциплине. Хотя, оба занятия этот учащийся сидел на последней парте и играл в телефон, с наушниками в ушах и игнорировал все замечания, со стороны преподавателя, проводившего занятие и преподавателя данной дисциплины, который присутствовал на каждом уроке.

1. Почему  данная ситуация является проблемой?

1.1. Проблемы, которые заложены в данной  педагогической ситуации:

Подрывается авторитет преподавателя, другие учащиеся могут засомневаться в его  профессионализме. Отсутствие дисциплины на уроке.   

1.2. Главная  проблема: подрывается авторитет преподавателя.

1.3. Род проблемы: обучающая.

 

2. Кто является  участниками ситуации?

2.1. Участники,  спровоцировавшие ситуацию: преподаватель, учащийся, преподаватель данной дисциплины.

2.2. Участники-наблюдатели:  другие учащиеся группы.

2.3. Потенциальные  участники, на которых могут  отразиться негативные последствия:  отсутствуют.

 

3. Каковы  причины возникновения ситуации?

3.1. Выявление  всех возможных причин:

Негативное  отношение ко всем практикантам, проходящим педагогическую практику в данном учебном  заведении, так как считает их не опытными и не способными научить, негативное отношение к конкретному преподавателю, как к личности, способ привлечь к себе повышенное внимание любыми методами.

3.2. Выявление  ключевых(ой) причин(ы):

Способ привлечь к себе повышенное внимание любыми методами.

 

4. Какие возможны  негативные последствия ситуации?

Негативное отношение к преподавателю других участников группы, что приведет к ухудшению дисциплины и плохому усвоению материала.

 

5. Пути разрешения  педагогической ситуации:

Для начала были личные беседы с мастером группы, их классным руководителем (он же преподаватель  по данной дисциплине), с целью выяснения, как этот учащийся относился за время  своего обучения к предыдущим преподавателям, проходившим в этой группе педагогическую практику. Замечаний по негативному  отношению у него не было. Для  того чтобы выяснить, не является ли такое поведение личной неприязнью учащегося к конкретному преподавателю, было решено дать ему персональное задание сделать доклад на пятнадцати – минутку, также была предложена помощь по его подготовке. Учащийся, не очень охотно согласился на его выполнение, но это проблема всей группы, домашних заданий им даже не задают, так как все равно делать никто не будет. Но, тем не менее, он согласился, если ему будет оказана помощь. При выполнении доклада, в ходе беседы, с учащимся был найден общий язык, о том, что это было направлено  на решение данной проблемы, учащийся не знал.

В дальнейшем проблем с этим учащимся не возникало, он хорошо работал на уроках и даже был одним из немногих, кто перед  проведением открытого урока  поинтересовался его темой, чтобы  подготовиться к нему и тем самым помочь преподавателю своей активностью во время его проведения. Может, у учащегося и было негативное отношение, но проблема была решена, взаимопонимание достигнуто, уважение заслужено.

 

6. Выявление  возможных негативных последствий  предложенного решения и их  компенсация:

Возможно, учащийся откажется выполнять задание. Эту проблему можно решить, попросив мастера или классного руководителя дать ему это задание и при нем попросить преподавателя ему помочь.

 

 

4.5 Анализ положительных сторон и недостатков воспитательной деятельности

 

К положительным  сторонам воспитательной деятельности следует отнести то, что все воспитательные работы и мероприятия прошли на очень хорошем уровне, при высокой заинтересованности учащихся, с выполнением всех поставленных целей и задач. Также, следует отметить, что очень много интересного было и для самого преподавателя. Многому, посчастливилось научиться,  так как прогресс очень стремительный и разница в возрасте с группой, хоть и составляет в среднем пять лет, все же ощущалась, и было даже приятно, что в некоторых случаях, не в пользу преподавателя. 

Учащиеся были очень довольны поездкой в МВДЦ «Сибирь» на «Сибирский промышленный форум. Выставку металлообработки и сварки». Там они вели себя очень хорошо, никаких проблем с дисциплиной не возникло. В принципе, группа была достаточно дисциплинирована, поэтому во время проведения занятий каких-либо серьезных сложностей, связанных с контролем за группой не было. Единственное, двоих учащихся так и не удалось увидеть за все время практики, а двое включились в учебный процесс только на последней неделе.

 Самая большая трудность возникла с двумя учащимися, эти ситуации подробно описаны в пункте 4.4.

Подводя итог, нужно сказать, что воспитательная деятельность проводилась на достойном  уровне и была высоко оценена мастером группы Дворкиной Мариной Ефимовной.

 

5 Общие выводы и впечатления, рекомендации по организации педагогической практики в будущем

 

Педагогическая  практика крайне важна для получения  умений и навыков педагогической деятельности. Она дает возможность  применить на практике знания, полученные на дисциплинах «МПО», «ППО», «ОПП», «ПОПД», «Психология». Появляется возможность  выбора и оценки будущего места работы.

Разработка  уроков велась намного ответственнее, чем во время теоретического курса  «МПО», так как теперь эти уроки  нужно было претворить на практике в реальном учебном процессе. Классные часы дали почувствовать возможность  положительного влияния на учащихся в некоторых вопросах.

Она помогла  выявить моменты, на которые следует  обратить особое внимание. Поменяла отношение  к преподавателям, к самой профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Учебный планы, раздаточный материал

8 ПРИЛОЖЕНИЕ   2.    Диагностическая карта, планы классных часов, план мероприятия, психолого – педагогические характеристики группы и личности учащихся

Информация о работе Отчет по практике в профессиональном училище №1