Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:48, отчет по практике
Документовед разрабатывает, внедряет и обеспечивает функционирование единого в организации технологического процесса документирования,работы с документами и документной информацией на основе использования современных автоматизированных технологий (составление, оформление документов, учет, регистрация, контроль исполнения, справочно-информационная работа, хранение). Планирует, организует и совершенствует деятельность службы документационного обеспечения управления, осуществляет контроль состояния делопроизводства в организации.
Введение 4
1. Общие положения о практике 5
2. Обязанности участников практики 7
3. Документы практики 8
4. Тематический план практики 10
5. Составление отчета и подведение итогов практики 13
Заключение 15
Приложения 16
Библиографический список
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ
А.И. Папков
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЮ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ, ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
БЕЛГОРОД 2011
УДК 930.22
ББК 65.9(2)218+74.58
П 17
Рецензенты:
канд. ист. наук С.П. Шаповалова (БелГУ),
канд. соц. наук Ж.Н. Авилова (БГТУ им. В.Г. Шухова)
П 17
Папков, А.И. Учебная практика по документоведению [Электронный
ресурс]: методические рекомендации по прохождению, подготовке и
оформлению отчета / А.И. Папков.— 2-е изд., испр. и доп. — Белгород:
Изд-во БелГУ, 2011. — 22 с.
В учебно-методическом пособии приведены общие положения о прак-
тике, программа учебной практики по документоведению, правила ведения
отчетной документации и составления индивидуальных заданий. Раскрыты
общие подходы к определению основных результатов практики для студен-
тов. Приведены примеры составления плана отчета о практике, оформления
титульного листа, списка литературы и др.
Пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений,
обучающихся по специальности 032001.65 «Документоведение и документа-
ционное обеспечение управления». Рекомендации могут использоваться сту-
дентами в ходе подготовки и прохождения практики, а также руководителя-
ми практики от кафедры в организациях-базах практики для более эффектив-
ной организации процесса прохождения практики студентами.
ББК 65.9(2)218+74.58
© Папков А.И., 2011
© ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный
национальный
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Общие положения о практике 5
2. Обязанности участников практики
7
3. Документы практики
8
4. Тематический план практики
10
5. Составление отчета и подведение итогов практики
13
Заключение
15
Приложения
16
Библиографический список
21
3
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические рекомендации предназначены для обеспече-
ния организации и проведении учебной практики студентов обучающихся по
специальности 032001.65 «Документоведение и документационное обеспече-
ние управления». Специальность утверждена приказом Министерства об-
разования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686. Квалификация, кото-
рую получают выпускники — документовед. Нормативный срок освоения
основной образовательной программы подготовки документоведа при очной
форме обучения составляет пять, а при заочной — шесть лет.
Документовед разрабатывает, внедряет и обеспечивает функциониро-
вание единого в организации технологического процесса документирования,
работы с документами и документной информацией на основе использования
современных автоматизированных технологий (составление, оформление до-
кументов, учет, регистрация, контроль исполнения, справочно-информацион-
ная работа, хранение). Планирует, организует и совершенствует деятельность
службы документационного обеспечения управления, осуществляет контроль
состояния делопроизводства в организации. Разрабатывает унифицирован-
ные формы документов, системы документации, табели документов различ-
ного назначения и уровня управления, классификаторы документной инфор-
мации. Принимает меры по упорядочению состава документов и информаци-
онных показателей, сокращению их количества и оптимизации документопо-
токов организации. Участвует в отборе документов, передаваемых на госу-
дарственное хранение, организации текущего хранения и экспертизе ценно-
сти документов. Принимает участие в постановке задач проектирования, экс-
плуатации и совершенствовании
(в части информационного
томатизированных
разработке новейших информационных технологий, базирующихся на при-
менении компьютерной техники, проектировании и актуализации баз и
банков данных. Изучает и обобщает передовой отечественный и зарубежный
опыт в области
нормативно-методические документы по вопросам документационного обес
печения. Подготавливает предложения по обеспечению эргономических
условий труда, рационализации рабочих мест работников службы документационного обеспечения управления. Принимает участие в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров службы документационного обеспечения управления.
Документовед должен иметь знания, практический опыт и владеть методами анализа, проектирования и организации документационного обслу
живания учреждения (или структурного подразделения) любого уровня
управления, любой отрасли и любой формы собственности.
Документовед подготовлен к профессиональной работе в государствен-
ных органах федерального уровня, субъектов Федерации, муниципального
уровня, в государственных, общественных, кооперативных и коммерческих
учреждениях, организациях, фирмах, предприятиях в службах документаци-
4
онного обеспечения управления на должностях, требующих высшего образо-
вания, в том числе руководителем службы делопроизводства, офис-менедже-
ром и секретарем-референтом руководителя организации. Вышеперечислен-
ные требования необходимо учитывать при подготовке и проведении учеб-
ной практики.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАКТИКЕ
Учебная практика дает возможность студентам получить информацию
и приобрести первые практические навыки, связанные с выбранной специ-
альностью. Она проводится на третьем курсе обучения: в III семестре и в IV
семестре в течение двух недель в каждом семестре. З а это время студенты
знакомятся с материалами, отражающими процесс документирования управ-
ленческой деятельности государственных организаций и негосударственных
структур, а также получают практические навыки в составлении документов.
Один-два дня практики отводятся на общее знакомство с работой организа-
ции и ее сотрудниками, остальные — на детальное изучение процессов доку-
ментирования.
Практика является составной частью учебного процесса и проводится с
целью закрепления и углубления теоретических знаний. Практике предше-
ствует изучение курса документоведения в блоке общепрофессиональных
дисциплин на протяжении четырех семестров.
Цепь практики — изучение
состава видов служебных
пользуемых в документировании деятельности конкретной организации, по-
рядка и особенностей их оформления.
Учебная практика предполагает решение следующих основных за-
дач:
1. Закрепление и углубление
теоретических знаний
изучения курса
2. Изучение состава видов служебных документов, использующихся
при документировании управленческой деятельности современных государ-
ственных структур и негосударственных организаций.
3. Изучение порядка
и особенностей оформления
4. Уяснение принципов организации труда работников делопроиз-
водственной сферы.
5. Усвоение профессионально
значимых требований к
Во время практики студенты работают в службах документационного
обеспечения управления (управлении делами, канцелярии, общем отделе, се-
кретариате) и в других структурных подразделениях.
Если учреждение считает возможным, студенты под руководством ру-
ководителя практики от организации могут замещать делопроизводственных
работников, выполняя их функции, связанные с составлением и оформлени-
5
ем документов.
Руководство практикой студентов осуществляют совместно руководи-
тель практики от организации (непосредственно на рабочем месте студента)
и преподаватель кафедры документоведения БелГУ (методическое руко-
водство). Руководитель практики
от организации оказывает
помощь и контролирует работу студента в организации, оценивает результа-
ты практики в индивидуальной характеристике. Преподаватель кафедры осу-
ществляет методическое руководство в процессе прохождения практики,
контроль за выполнением плана, проверяет и оценивает конечные результаты
прохождения практики на основании характеристики и отчета, представлен-
ного студентом после завершения практики.
Примерное задание на практику:
• знакомство с организацией и ее структурой;
• выяснение основных функций организации;
• изучение организационных
и нормативно-методических
устанавливающих правила создания и оформления документов в учре-
ждении;
• выявление систем документации, функционирующих в организации;
• изучение особенностей оформления отдельных видов управленческих
документов, использования унифицированных форм, трафаретных тек-
стов и т.д.;
• анализ бланков.
Для изучения традиций и правил создания документов студенты ис-
пользуют методы интервьюирования, личного наблюдения и др.
Итоговый контроль:
• характеристика студента, подписанная руководителем практики от ор-
ганизации, заверенная оттиском печати организации-базы практики;
• дневник практики;
• отчет о практике,
выполненный по материалам
низации, в которых студент проходил практику с обязательным ис-
пользованием соответствующей специальной литературы;
• итоговая конференция, посвященная обсуждению итогов практики с
участием преподавателей, ответственных за практику и представителей
учреждений и организаций — баз практики (возможно с привлечением
студентов старших курсов);
• зачет.
6
2. ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ
Обязанности руководителя практики от кафедры:
• своевременно подготовить все необходимые документы;
• обеспечить взаимодействие с руководителями практики от организа-
ций;
• оказывать помощь
студентам-практикантам в
ного плана практики и консультирование по выполнению этого плана;
• провести организационную и итоговую конференцию;
• своевременно
проверить отчетную
нять зачет;
• вносить необходимые
изменения и дополнения в
Обязанности руководителя практики от организации:
• ознакомиться
с программой практики и индиви
ном практики студента и организовать ее в соответствии с программой
и планом;
• познакомить
студента-практиканта с
ка организации и требовать неукоснительного их соблюдения;
• инструктировать студента о правилах техники безопасности на рабо-
чем месте;
• содействовать
решению студентом-
• дать возможность студенту в течение первых одного-двух дней озна-
комиться с организацией, ее структурой, специалистами,
• предоставить практиканту для ознакомления необходимые документы,
нормативные акты, другие материалы, регламентирующие деятель-
ность данной организации;
• помочь студенту-
и приобретении практических навыков их оформления и ведения;
• привлекать студента-
ях, организуемых и проводимых в службе документационного обеспе-
чения управления;
• создать студенту-
научно-исследовательской работы. По просьбе студента предоставлять
ему дни для посещения библиотек и работы с литературой, контроли-
ровать результаты этой работы. Результаты научно-исследовательской
работы в дальнейшем могут использоваться студентом при написании
курсового и дипломного исследований.
• ежедневно проверять и заверять дневник практики студента-практикан-