Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» посредством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 17:58, аттестационная работа

Описание работы

Беря за основу педагогического проекта цель: ознакомление детей со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» через изобразительную деятельность, встает необходимость решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать концептуальные, теоретические материалы по
вопросу изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить и проанализировать содержательные и художественные особенности
сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце», как источника ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями Урала.
3. Разработать направления, формы и подобрать методические материалы по
подготовке к изобразительной деятельности детей и изобразительной деятельности детей по мотивам сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................3
I. Теоретические основы проекта…………………………………………….................5
1.1 Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста……………5
1.2 Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце», как источник ознакомления
детей старшего дошкольного возраста с традициями Урала……………………….6
1.3. Критерии эффективности проекта………………………………………………….....8
II. Практическая часть………………………………………………………………………9
2.1. Направления совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей
со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности ………………9
2.2 Формы совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей
со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности.……………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………

Файлы: 1 файл

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» посредством изобразительной деятельности..doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)


15

 

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования администрации г. Екатеринбурга

Управление образования администрации Кировского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 262

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» посредством изобразительной деятельности.

Педагогический проект

 

 

 

 

 

Выполнила: воспитатель

Малкова Татьяна

Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................3

I.       Теоретические основы проекта…………………………………………….................5

1.1         Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста……………5

1.2       Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце», как источник ознакомления

      детей  старшего дошкольного возраста с традициями Урала……………………….6

1.3. Критерии эффективности проекта………………………………………………….....8

II.   Практическая часть………………………………………………………………………9

2.1.     Направления совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей

           со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности ………………9

2.2      Формы совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей

           со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности.……………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..12

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………….13

Приложение 1…………………………………………………………………………………………14

Приложение 2………………………………………………………………………………………....15

Приложение 3…………………………………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

               Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительного творчества для интеллектуального, художественного развития детей в дошкольном возрасте. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

              Мне представляется, что использование изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания творчества П.П. Бажова и развития  у детей эмоционально-эстетического к нему.

              Проблема проекта. Во-первых, назрела острая необходимость ознакомления детей с региональной культурой; во-вторых, недостаточно методических материалов по этой проблеме; в-третьих, познание творчества через творчество наиболее эффективно, так как формирует не только область знаний ребенка, но и эмоционально-эстетическое отношение к этому знанию.

              Беря за основу  педагогического проекта цель: ознакомление детей со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» через изобразительную деятельность, встает необходимость решения следующих задач:

1.                            Изучить и проанализировать концептуальные, теоретические материалы по

вопросу изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2.                            Изучить и проанализировать содержательные и художественные особенности

сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце», как источника ознакомления детей  старшего дошкольного возраста с традициями Урала.

3.                            Разработать направления, формы и подобрать методические материалы по

подготовке к изобразительной деятельности детей и изобразительной деятельности детей по мотивам сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»  

4.      Выделить критерии эффективности проекта и определить диагностический материал.

            Объект исследования:  процесс ознакомление детей со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» через изобразительную деятельность.

            Предмет исследования:  содержательно-организационные условия ознакомления детей со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» через изобразительную деятельность, «Серебряное копытце».

           Гипотеза:  ознакомления детей со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце»  эффективно через изобразительную деятельность. На проверку данной гипотезы в рамках            педагогического проекта отводится период 5 недель.

          Продукт проекта: коллективная работа детей по изобразительной деятельности – книга П. П. Бажова «Серебряное копытце»  в рисунках детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.       Теоретические основы проекта.

1.1. Изобразительная деятельность детей

старшего дошкольного возраста.

 

    Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Такой вид изобразительной деятельности , как рисование,  активизируют сенсорное развитие ребенка, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку развиваться как личность.

О значении рисования для умственного развития писал М. И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».

Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, то есть видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет. Дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленной работы педагога в этом направлении ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. Она обеспечивает эмоциональное, образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение. А это, мне представляется наиболее важным при ознакомлении детей с творчеством П.П. Бажова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце», как источник ознакомления детей  старшего дошкольного возраста с традициями Урала.

 

             Бажов выбрал интересную форму повествования «сказ» – это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу. Называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов.

            Главная тема бажовских сказов — простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою.

       Сказ «Серебряное копытце», основанный на народном предании, проводит читателя через яркие картины уральского быта, уральской культуры, уральской природы.

        Начало сказа переносит нас в уральскую избу, где живет многодетная, многолюдная семья, да сиротка, которую семья вынуждена кормить. Эта картина может стать основой для ознакомления детей с уральским бытом, устройством уральской избы, укладом жизни уральских семей.

        Здесь, в избе «какого-то горюна», и знакомятся главные герои «Серебряного копытца». Остановимся на именах героев. Даренка, Дарья – распространенное имя в русских деревнях. Слово «коко» в Вологодской области означает – крёстный отец. Видимо, эти слова употреблялись и на Урале, т. к. Бажов в сказке «Серебряное копытце» своего героя называет коко Ваня, только написано оно там в одно слово: Кокованя. В этом прозвище слышится и глагол: куковать.  Говоря об образах главных героев, описывая их, есть смысл остановиться и на одежде жителей Урала. Особое внимание следует уделить характеристике главных героев:        они дружные и трудолюбивые, верят, ищут и находят своё диво-дивное. А волшебные персонажи сказа — Мурёнка и Серебряное копытце, помогают им в этом и «дав представление с фейерверком самоцветов» исчезают вместе со своей тайной.

       А теперь обратимся к главному волшебному персонажу. Такой ли Серебряное копытце на самом деле козлик? Если приглядеться повнимательнее, то рога у него ветвистые, а у каждого «добропорядочного» козлика в любое время года такого не приметишь. Видимо устоялось так, что в той местности, о которой идёт речь в сказе, называют оленей козлами. Серебряное копытце — чудо, которое требует бережного отношения, и даже старый охотник Кокованя в него стрелять не будет. Да что такое он, вообще-то говоря, этот удивительный олень? А он и есть сама уральская природа, одаривающая человека дорогими самоцветами. Одаривающая, но отрицающая алчность.

Доброе сердце старика было вознаграждено и убережено от излишества. В этом тоже заключалась награда. Дедушка и девочка получают свою заслуженную награду – полную шапку самоцветов. Тем самым автор в своём сказе «Серебряное копытце» подчёркивает, что человек должен любить мир природы, быть скромным, трудолюбивым, бескорыстным и тогда обязательно получит свою награду. Таким образом, дочитав сказ, мы подошли к морали бажовского сказа.

       Все происходящие в сказе волшебные события непосредственно связаны с уральским лесом. Урал – край удивительных красот. Зимой потрясающие уральские леса и долины покрываются глубокими, выше роста человека,  сугробами, деревья, перенося морозы с ноября по апрель, радуют своим сказочным убранством, привлекая тайной, магически притягивающими взор картинами.

       Важно остановиться и на том, что сказы П.П. Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки - цельный, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, ее насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Критерии эффективности проекта.

 



15

 

                  Проект признается эффективным, если выполнены следующие условия:

1.       Выполнены задачи проекта.

2.       Проведен количественный и качественный анализ уровня ознакомления детей со сказом П.П. Бажова «Серебряного копытца» с помощью диагностического материала.

3.       Выявлен положительный результат, связанный с уровнем ознакомления детей со сказом П.П. Бажова «Серебряного копытца», более, чем у половины детей в запланированный срок (5 недель.)

4.       Доказана или опровергнута гипотеза проекта.

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» посредством изобразительной деятельности