Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 17:58, аттестационная работа
Беря за основу педагогического проекта цель: ознакомление детей со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» через изобразительную деятельность, встает необходимость решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать концептуальные, теоретические материалы по
вопросу изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить и проанализировать содержательные и художественные особенности
сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце», как источника ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями Урала.
3. Разработать направления, формы и подобрать методические материалы по
подготовке к изобразительной деятельности детей и изобразительной деятельности детей по мотивам сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................3
I. Теоретические основы проекта…………………………………………….................5
1.1 Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста……………5
1.2 Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце», как источник ознакомления
детей старшего дошкольного возраста с традициями Урала……………………….6
1.3. Критерии эффективности проекта………………………………………………….....8
II. Практическая часть………………………………………………………………………9
2.1. Направления совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей
со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности ………………9
2.2 Формы совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей
со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности.……………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………
15
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования администрации г. Екатеринбурга
Управление образования администрации Кировского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 262
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» посредством изобразительной деятельности.
Педагогический проект
Выполнила: воспитатель
Малкова Татьяна
Анатольевна
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
I. Теоретические основы проекта……………………………………………......
1.1 Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста……………5
1.2 Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце», как источник ознакомления
детей старшего дошкольного возраста с традициями Урала……………………….6
1.3. Критерии эффективности проекта…………………………………………………....
II. Практическая часть…………………………………………………………………
2.1. Направления совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей
со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности ………………9
2.2 Формы совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей
со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности.……………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………….13
Приложение 1……………………………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………………………
Приложение 3……………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительного творчества для интеллектуального, художественного развития детей в дошкольном возрасте. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Мне представляется, что использование изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания творчества П.П. Бажова и развития у детей эмоционально-эстетического к нему.
Проблема проекта. Во-первых, назрела острая необходимость ознакомления детей с региональной культурой; во-вторых, недостаточно методических материалов по этой проблеме; в-третьих, познание творчества через творчество наиболее эффективно, так как формирует не только область знаний ребенка, но и эмоционально-эстетическое отношение к этому знанию.
Беря за основу педагогического проекта цель: ознакомление детей со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» через изобразительную деятельность, встает необходимость решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать концептуальные, теоретические материалы по
вопросу изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить и проанализировать содержательные и художественные особенности
сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце», как источника ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями Урала.
3. Разработать направления, формы и подобрать методические материалы по
подготовке к изобразительной деятельности детей и изобразительной деятельности детей по мотивам сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»
4. Выделить критерии эффективности проекта и определить диагностический материал.
Объект исследования: процесс ознакомление детей со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» через изобразительную деятельность.
Предмет исследования: содержательно-организационные условия ознакомления детей со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» через изобразительную деятельность, «Серебряное копытце».
Гипотеза: ознакомления детей со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» эффективно через изобразительную деятельность. На проверку данной гипотезы в рамках педагогического проекта отводится период 5 недель.
Продукт проекта: коллективная работа детей по изобразительной деятельности – книга П. П. Бажова «Серебряное копытце» в рисунках детей.
I. Теоретические основы проекта.
1.1. Изобразительная деятельность детей
старшего дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Такой вид изобразительной деятельности , как рисование, активизируют сенсорное развитие ребенка, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку развиваться как личность.
О значении рисования для умственного развития писал М. И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».
Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, то есть видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет. Дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленной работы педагога в этом направлении ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. Она обеспечивает эмоциональное, образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение. А это, мне представляется наиболее важным при ознакомлении детей с творчеством П.П. Бажова.
1.2. Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце», как источник ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями Урала.
Бажов выбрал интересную форму повествования «сказ» – это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу. Называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов.
Главная тема бажовских сказов — простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою.
Сказ «Серебряное копытце», основанный на народном предании, проводит читателя через яркие картины уральского быта, уральской культуры, уральской природы.
Начало сказа переносит нас в уральскую избу, где живет многодетная, многолюдная семья, да сиротка, которую семья вынуждена кормить. Эта картина может стать основой для ознакомления детей с уральским бытом, устройством уральской избы, укладом жизни уральских семей.
Здесь, в избе «какого-то горюна», и знакомятся главные герои «Серебряного копытца». Остановимся на именах героев. Даренка, Дарья – распространенное имя в русских деревнях. Слово «коко» в Вологодской области означает – крёстный отец. Видимо, эти слова употреблялись и на Урале, т. к. Бажов в сказке «Серебряное копытце» своего героя называет коко Ваня, только написано оно там в одно слово: Кокованя. В этом прозвище слышится и глагол: куковать. Говоря об образах главных героев, описывая их, есть смысл остановиться и на одежде жителей Урала. Особое внимание следует уделить характеристике главных героев: они дружные и трудолюбивые, верят, ищут и находят своё диво-дивное. А волшебные персонажи сказа — Мурёнка и Серебряное копытце, помогают им в этом и «дав представление с фейерверком самоцветов» исчезают вместе со своей тайной.
А теперь обратимся к главному волшебному персонажу. Такой ли Серебряное копытце на самом деле козлик? Если приглядеться повнимательнее, то рога у него ветвистые, а у каждого «добропорядочного» козлика в любое время года такого не приметишь. Видимо устоялось так, что в той местности, о которой идёт речь в сказе, называют оленей козлами. Серебряное копытце — чудо, которое требует бережного отношения, и даже старый охотник Кокованя в него стрелять не будет. Да что такое он, вообще-то говоря, этот удивительный олень? А он и есть сама уральская природа, одаривающая человека дорогими самоцветами. Одаривающая, но отрицающая алчность.
Доброе сердце старика было вознаграждено и убережено от излишества. В этом тоже заключалась награда. Дедушка и девочка получают свою заслуженную награду – полную шапку самоцветов. Тем самым автор в своём сказе «Серебряное копытце» подчёркивает, что человек должен любить мир природы, быть скромным, трудолюбивым, бескорыстным и тогда обязательно получит свою награду. Таким образом, дочитав сказ, мы подошли к морали бажовского сказа.
Все происходящие в сказе волшебные события непосредственно связаны с уральским лесом. Урал – край удивительных красот. Зимой потрясающие уральские леса и долины покрываются глубокими, выше роста человека, сугробами, деревья, перенося морозы с ноября по апрель, радуют своим сказочным убранством, привлекая тайной, магически притягивающими взор картинами.
Важно остановиться и на том, что сказы П.П. Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки - цельный, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, ее насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.
1.3. Критерии эффективности проекта.
15
Проект признается эффективным, если выполнены следующие условия:
1. Выполнены задачи проекта.
2. Проведен количественный и качественный анализ уровня ознакомления детей со сказом П.П. Бажова «Серебряного копытца» с помощью диагностического материала.
3. Выявлен положительный результат, связанный с уровнем ознакомления детей со сказом П.П. Бажова «Серебряного копытца», более, чем у половины детей в запланированный срок (5 недель.)
4. Доказана или опровергнута гипотеза проекта.