Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 17:58, аттестационная работа
Беря за основу педагогического проекта цель: ознакомление детей со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» через изобразительную деятельность, встает необходимость решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать концептуальные, теоретические материалы по
вопросу изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить и проанализировать содержательные и художественные особенности
сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце», как источника ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями Урала.
3. Разработать направления, формы и подобрать методические материалы по
подготовке к изобразительной деятельности детей и изобразительной деятельности детей по мотивам сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................3
I. Теоретические основы проекта…………………………………………….................5
1.1 Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста……………5
1.2 Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце», как источник ознакомления
детей старшего дошкольного возраста с традициями Урала……………………….6
1.3. Критерии эффективности проекта………………………………………………….....8
II. Практическая часть………………………………………………………………………9
2.1. Направления совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей
со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности ………………9
2.2 Формы совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей
со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности.……………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………
I. Практическая часть.
2.1. Направления совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей
со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1):
1. «Певец земли Уральской». (Имя, отчество, фамилия Бажова, место рождения П.П. Бажова, названия некоторых сказов и имена героев сказов Бажова).
2. «Уральская изба». (Традиции быта уральцев, народные праздники, жилище человека и предметы быта).
3. «Жил в нашем заводе старик один». (Образы главных героев «Серебряного копытца», их имена, занятия, характеры).
4. «Чудо-чудное, диво-дивное». (Волшебные образы сказа «Серебряное копытце»).
5. «Природа родного края». (Природные богатства Урала, растения и животные Урала, виды ландшафта (горы, равнина)).
6. «Доброе сердце». (Мораль сказа «Серебряное копытце», народная мудрость, выраженная в творчестве П.П. Бажова, народных пословицах и поговорках).
2.2. Формы совместной деятельности с детьми по
ознакомлению детей со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности.
Направление | Формы совместной деятельности с детьми |
1. «Певец земли Уральской». | НОД.
- Формирование целостной картины мира. Певец земли уральской. Цель: познакомить детей с биографией П.П. Бажова; способствовать поддержанию интереса к личности П.П.Бажова и его творчеству; воспитывать уважительное отношение и любовь к П.П.Бажову и его творчеству (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
- Коммуникация. Творчество П.П. Бажова. Цель: продолжать знакомить детей с творчеством П.П. Бажова, поддерживать интерес к его творчеству.
- Чтение художественной литературы. Чтение сказа П.П. Бажова «Огневушка – Поскакушка». Цель: Познакомить детей со сказом П.П. Бажова «Огневушка – Поскакушка». Отметить колорит языка писателя. Объяснить непонятные детям слова; создать условия для эмоционального восприятия произведений искусства; формировать умение рассматривать и анализировать художественные произведения; расширять кругозор и знания о литературном богатстве Урала.
- Рисование. Огневушка – Поскакушка. Цель: Продолжать учить детей рисовать фигуру человека в движении. Учить передавать особенные черты внешнего вида героини сказа. Учить выстраивать композицию, самостоятельно выбирая сюжет рисунка. Свободная совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей. - В «уголок истории Урала» поместить папку – раскладушку «П.П. Бажов и его сказы». Предложить детям рассмотреть ее, поощрять интерес детей к творчеству П.П. Бажова. - В «книжный уголок» поместить иллюстрированные издания со сказами П.П. Бажова. Предоставить детям возможность рассматривать иллюстрации к сказам. - Чтение сказа П.П. Бажова «Синюшкин колодец». - Беседа в уголке истории Урала на тему «Творчество П. П. Бажова». Продолжать знакомить детей с творчеством П. П. Бажова, поддерживать интерес к творчеству П.П. Бажова. |
2. «Уральская изба». | НОД.
- Формирование целостной картины мира. Экскурсия в группу № 6 в уголок «Русская изба». Цель: наглядно продемонстрировать детям обстановку русской избы; познакомить с традиционными предметами быта и их названиями.
- Познавательно- - Коммуникация. Традиционные занятия уральцев. Цель: ознакомить детей с традиционными занятиями уральцев, с традиционными распределением занятий между мужчинами и женщинами. - Чтение художественной литера-туры. Чтение сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце». Цель: Познакомить детей со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце», с главными героями сказа. - Рисование. Раскрашивание красками (гуашь). Урало-сибирская роспись. Цель: Познакомить детей с урало-сибирской росписью, с элементами росписи и техникой их изображения. Воспитывать интерес к народному творчеству родного края. - Рисование. Даренка в приемной семье. Цель: Учить детей изображать обстановку избы и ее жителей, ее внутреннее убранство, предметы быта, учить составлять композицию рисунка соответственно содержанию сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце». - Аппликация по мотивам урало-сибирской росписи. Цель: Учить детей создавать сложную композицию из готовых отдельных элементов урало-сибирской росписи. Учить правильно называть элементы росписи и располагать их в композиции, согласно народным канонам. Развивать художественный вкус. Свободная совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей. - В «уголок истории Урала» поместить папку – раскладушку «Урало-сибирская роспись». Предложить детям рассмотреть изделия народных умельцев, украшенных этой росписью. - В свободной деятельности детей: предоставить возможность экспериментировать с основными цветами красок (гуашь), получая новые оттенки. - В «книжный уголок» поместить издания со сказами П.П. Бажова с иллюстрациями, содержащих изображение быта уральцев. - Поместить макет «Русская изба» в «уголок истории Урала» для дальнейшего самостоятельного рассматривания детьми, учить детей составлять рассказы о русской избе с опорой на наглядность. - В сюжетно-ролевых играх поощрять применение знаний детей о традиционных занятиях уральцев. - В «книжный уголок» поместить разные иллюстрированные издания со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце». |
3. «Жил в нашем заводе старик один». | НОД.
- Коммуникация. Театрализованная игра «Знакомство Коковани и Даренки». Цель: Учить детей изображать характерные черты главных героев «Серебряного копытца», выражать характеры героев в диалоге; совершенствовать интонационную выразительность речи. - Чтение художественной литературы. Образы Коковани и Даренки. Цель: Учить слушать отрывок сказа «Серебряное копытце», находить в нем описания главных героев; составлять рассказы на тему «Дед Кокованя» и «Даренка». - Рисование. Дед Кокованя и Даренка. Цель: Продолжать учить изображать в рисунке фигуру человека в движении, его одежду, учить изображать внешний образ героев соответственно содержанию сказа «Серебряное копытце». - Аппликация из рисунков детей. Дед Кокованя и Даренка в зимнем лесу (работа по подгруппам). Цель: Продолжать учить детей составлять коллективные композиции соответственно содержания сказа «Серебряное копытце», продумывать сюжетность работы, совершенствовать умение работать в коллективе, в группе сверстников. Свободная совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей. - В игровое пространство группы поместить элементы старинной стилизованной зимней одежды уральцев. - Рассматривание готовых работ детей по произведению П.П. Бажова «Серебряное копытце». Учить оценивать свои работы и сверстников, выражать свое мнение тактично, находить наиболее удачные работы, учить радоваться за товарищей. |
4. «Чудо- чудное, диво-дивное». | НОД.
- Чтение художественной литературы. Волшебные образы сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце». Цель: Показать детям волшебную сторону сказа, на примере иллюстраций к книге учит детей описывать образы Серебряного копытца и кошки Муренки. - Рисование. 1.Серебряное копытце. 2. Кошка Муренка. Цель: Продолжать учить изображать в рисунке фигуру животного (оленя или кошки) в движении, учит изображать внешний образ животных соответственно содержанию сказа «Серебряное копытце», продумывать сюжетность рисунка. - Лепка. Уральский козлик. Цель: Продолжать учить изображать в лепке образ животного, придавать работе образность, выражать характерные внешние признаки образа соответственно содержанию сказа «Серебряное копытце». Свободная совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей. - Чтение сказа П.П. Бажова «Травяная западенка». - Чтение сказа П.П. Бажова «Голубая змейка». |
5. «Природа родного края». | НОД.
- Рисование под музыкальное сопровождение русских народных песен о природе. Зимний лес. Цель: Продолжать учить изображать зимний пейзаж, пользуясь опытом прошлых наблюдений, учить изображать в рисунке деревья уральского региона. - Коммуникация. Рассказ по картине уральского художника Н. Демина «Зимний лес». Цель: Совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ по картине, придерживаясь плана. Свободная совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей. - Составление коллажей «Дед Кокованя и Даренка в зимнем лесу». Продолжать учить детей составлять коллективные композиции соответственно содержания сказа «Серебряное копытце», продумывать сюжетность работы, совершенствовать умение работать в коллективе, в группе. |
6. «Доброе сердце». | НОД.
- Коммуникация. Викторина. Народные пословицы и поговорки. Цель: Актуализировать знания детей русских народных пословиц и поговорок о доброте, о труде; учить применять их. - Чтение художественной литературы. Мораль сказа «Серебряное копытце». Цель: совершенствовать умение детей находить главную мысль в прочитанном отрывке; учить детей пересказывать отрывок сказа «Серебряное копытце», сохраняя авторские обороты. - Рисование. 1, 2. Обложка книги «Серебряное копытце». Цель: Учить изготавливать обложку книги; отражать в рисунке главный эпизод, главную мысль, главных героев сказа. Учить детей принимать участие в обсуждении работ; учить объективно оценивать свои работы и работы сверстников. Свободная совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей. - Разучивание уральских частушек. Учить детей передавать мелодию частушек, их выразительность, задорность. - Беседа «Доброе сердце». Закреплять знания детей народных пословиц и поговорок о доброте, труде. Знакомить с новыми пословицами и поговорками. |
Особо следует выделить такую форму работы, как коллективное составление книги П.П. Бажова «Серебряное копытце» в рисунках детей.
Цель: учить детей составлять книгу из ранее выполненных рисунков, составляя их последовательно, соответственно сюжету сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце», учить изготавливать обложку книги, продолжать учить объективно оценивать свои работы и работы сверстников, совершенствовать умение работать в коллективе, испытывать удовлетворение от совместной работы, гордость за нее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с выше обозначенными направлениями реализации проекта и критериями эффективности проекта, по которым будет производится оценка уровня ознакомления детей старшего дошкольного возраста со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности определен диагностический материал. В рамках данного проекта он представляет собой анкетирование «Ознакомление детей со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Оценка и анализ результатов диагностирования проводится по бальной системе.
Повышение уровня показателей по представленным направлениям является в свою очередь положительным показателем эффективности проекта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
1. http://nsportal.ru/nachalnaya-
2. http://protown.ru/information/
3. http://rodonews.ru/news_
5. http://www.litra.ru/biography/
7. Бажов П.П. «Уральские сказы», авторский сборник, Росмэн-Пресс, 2011.
8. Добина Н.И. Развитие личности ребенка 5-7 лет в детском саду. – Ярославль. Академия развития.2008.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа/Карапуз-Дидактика, 2009.
10. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы./ Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. Мозаика-Синтез, 2010.
11. Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста. – Екатеринбург: ИРРО, 2007. /Толстикова О.В., Гатченко Т.Г.
12. Соломенникова. А.О. Основные и дополнительные программы ДОУ. Методическое пособие. – М. Айрис. Пресс. 2010.
13. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М. Сфера.2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Направления совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Непосредственная образовательная деятельность.
Коммуникация. «Певец земли Уральской».
Конспект.
Цель: Познакомить детей с биографией П.П. Бажова; показать многоцветные грани П.П.Бажова, являющегося неиссякаемым волшебным ларцом, наполненным всем тем, что не чуждо живому, жизнелюбивому человеку; способствовать поддержанию интереса к личности П.П.Бажова и его творчеству; воспитывать уважительное отношение и любовь к П.П.Бажову и его творчеству.
Ход.
Воспитатель читает стихотворение В. Радкевича «Земля Бажова»:
То приветлива, то сурова
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал – земля!
Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнём гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.
Над Уральским хребтом рассветы
Рукотворным горят огнём,
Отшлифованы самоцветы
Жизнью, радостью и трудом.
И становится делом слово,
В каждом камне – цветы цветут…
Продолжается сказ Бажова,
Продолжаются Жизнь и Труд!
Родной Урал славен не только своей удивительной природой, богатыми кладовыми, редчайшими рудами и самоцветными камнями, но главное богатство уральской земли – это люди, прославившие родной край своим трудом, высокими результатами своей деятельности. Таким человеком, гордостью Уральской земли, является Павел Петрович Бажов (демонстрация портрета П.П.Бажова).
Родился Павел Петрович зимой, 27 января 1879года в заводском поселке Сысерти. Отец работал на медеплавильном заводе, а мама занималась домашним хозяйством и рукоделием на заказ. У них был большой дом, крепкий крестьянский уклад и хороший достаток. ( Воспитатель показывает на карте Свердловской области г. Сысерть). Дети ставят около него флажок с портретом Бажова. Как вам кажется, далеко ли находится город Сысерть от нашего Екатеринбурга?
Родители хотели видеть сына образованным. С 10 лет его увезли из дома учиться в большие города Екатеринбург и Пермь. Получив образование, работал учителем. Каждое лето во время школьных каникул путешествовал по родному краю, смотрел, как живут люди, записывал их рассказы.
У Павла Петровича было три дочери (Елена, Ольга и Ариадна) и сын Алексей (фотография Бажова с семьей). Затем родился внук Павла Петровича – Вова (фотография Бажова с внуком). Дружной была семья Бажовых. Вечерами часто собирались все вместе, рассказывали о самом интересном, что произошло за день.
Послушайте одну историю. которая произошла в семье Павла Петровича.
В семье у Бажовых рос старший внук, Вова. Его отец тогда пропал без вести на фронте. Мать Ольга Павловна – с утра до ночи работала на военном заводе. Вова был на попечении бабушки с дедушкой. Вова рос упрямым, озорным мальчиком. За ним, как говорили в семье, “нужны глаза да глазки”.
Однажды Вова решил испробовать, как будет вести себя кошка в трубе горящего самовара. И он опустил её туда вниз головой. Кошка с опалёнными усами и обожжённой мордой ошалело метнулась на шкаф и раздирающе душу “мяргала”, будто жалуясь Павлу Петровичу и окружающим. Казалось бы парню нужно было дать памятную трёпку…Но этого не произошло…Хотя этот поступок очень рассердил Павла Петровича, он прибегнул к самому страшному наказанию - к молчанию.
Павел Петрович нежно любил животных. И считал Вову очень виноватым.
В доме Бажовых появилась “стенная газета”, подвешенная у потолка. Это был лист бумаги, на котором крупными буквами было написано, что натворил Вова.
Сначала такой «стенной газете» не придали значения. А Вова говорил:
- Подумаешь, дедушка газету вывесил…Кто её читать будет…
Но вскоре оказалось, что всякий пришедший читал эту газету. Читал и громко сокрушался о поступке Вовы: “Неужто такой хороший парень до этого дошёл!” А Вовка прятался за шкафом… Ему было очень стыдно…
Наконец, Вова раскаялся. Мальчик понял свою вину, и на седьмой день висения газета была снята и торжественно сожжена в трубе того же самовара.
А кошка с опаленной мордой долго ходила страшным упрёком Вове, который с тех пор стал неузнаваемо лучше.
Вопросы детям:
- какой поступок совершил Вова?
- оцените этот поступок?
- как Вовин поступок оценил Павел Петрович?
- какое наказание последовало?
- понял ли Вова, что совершил плохой, стыдный поступок?
- как вы думаете, справедливым ли дедушкой был Павел Петрович?
Воспитатель предлагает детям сделать вывод о характере Павла Петровича Бажова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Диагностика «Ознакомление детей с традициями Урала».
Анкета.
Ф.и. ребенка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итог |
1.Певец земли Уральской. Имя, отчество, фамилия Бажова Место рождения П.П. Бажова Названия некоторых сказов Имена героев сказов Бажова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Уральская изба. Жилище человека Предметы быта.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Жил в нашем заводе старик один. Имена главных героев «Серебряного копытца» Их занятия Характеры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Чудо-чудное,диво-дивное. Образ Серебряного копытца Образ кошки Муренки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Природа родного края. Природные богатства Урала Растения и животные Урала Виды ландшафта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Доброе сердце. Мораль сказа «Серебряное копытце» Народные пословицы и поговорке о доброте, о труде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|