Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» посредством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 17:58, аттестационная работа

Описание работы

Беря за основу педагогического проекта цель: ознакомление детей со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» через изобразительную деятельность, встает необходимость решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать концептуальные, теоретические материалы по
вопросу изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить и проанализировать содержательные и художественные особенности
сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце», как источника ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями Урала.
3. Разработать направления, формы и подобрать методические материалы по
подготовке к изобразительной деятельности детей и изобразительной деятельности детей по мотивам сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................3
I. Теоретические основы проекта…………………………………………….................5
1.1 Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста……………5
1.2 Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце», как источник ознакомления
детей старшего дошкольного возраста с традициями Урала……………………….6
1.3. Критерии эффективности проекта………………………………………………….....8
II. Практическая часть………………………………………………………………………9
2.1. Направления совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей
со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности ………………9
2.2 Формы совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей
со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности.……………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………

Файлы: 1 файл

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» посредством изобразительной деятельности..doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

            

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Практическая часть.

 

2.1. Направления совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей

со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1):

 

1.       «Певец земли Уральской». (Имя, отчество, фамилия Бажова, место рождения П.П.  Бажова, названия некоторых сказов и имена героев сказов Бажова).

2.       «Уральская изба». (Традиции быта уральцев, народные праздники, жилище человека и предметы быта).

3.       «Жил в нашем заводе старик один». (Образы главных героев «Серебряного копытца», их имена, занятия, характеры).

4.       «Чудо-чудное, диво-дивное». (Волшебные образы сказа «Серебряное копытце»).

5.       «Природа родного края». (Природные богатства Урала, растения и животные Урала, виды ландшафта (горы, равнина)).

6.       «Доброе сердце». (Мораль сказа «Серебряное копытце», народная мудрость, выраженная в творчестве П.П. Бажова, народных пословицах и поговорках).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Формы совместной деятельности с детьми по

ознакомлению детей со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности.

 

Направление

Формы совместной деятельности с детьми

1. «Певец земли Уральской».

НОД.

 

- Формирование целостной картины мира. Певец земли уральской.

Цель: познакомить детей с биографией П.П. Бажова; способствовать поддержанию интереса к личности П.П.Бажова и его творчеству; воспитывать уважительное отношение и любовь к П.П.Бажову и его творчеству (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

 

- Коммуникация. Творчество П.П. Бажова. Цель: продолжать знакомить детей с творчеством П.П. Бажова, поддерживать интерес к его творчеству.

 

- Чтение художественной литературы. Чтение сказа П.П. Бажова «Огневушка – Поскакушка». Цель: Познакомить детей со сказом П.П. Бажова «Огневушка – Поскакушка». Отметить колорит языка писателя. Объяснить непонятные детям слова; создать условия для эмоционального восприятия произведений искусства; формировать умение рассматривать и анализировать художественные произведения; расширять кругозор и знания о литературном богатстве Урала.

 

- Рисование. Огневушка – Поскакушка.  Цель: Продолжать учить детей рисовать фигуру человека в движении. Учить передавать особенные черты внешнего вида героини сказа. Учить выстраивать композицию, самостоятельно выбирая сюжет рисунка.

Свободная совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей.

- В «уголок истории Урала» поместить папку – раскладушку «П.П. Бажов и его сказы». Предложить детям рассмотреть ее, поощрять интерес детей к творчеству П.П. Бажова.

- В «книжный уголок» поместить иллюстрированные издания со сказами П.П. Бажова. Предоставить детям возможность рассматривать иллюстрации к сказам.

- Чтение сказа П.П. Бажова «Синюшкин колодец».

- Беседа  в уголке истории Урала на тему «Творчество П. П. Бажова».

Продолжать знакомить детей с творчеством П. П. Бажова, поддерживать интерес к творчеству П.П. Бажова.

2.       «Уральская

изба».

НОД.

 

- Формирование целостной картины мира. Экскурсия в группу № 6 в уголок «Русская изба». Цель: наглядно продемонстрировать детям обстановку русской избы; познакомить с традиционными  предметами быта и их названиями.

 

- Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. Создание макета «Русская изба». Цель: Учить детей создавать макет из бросового материала с применением элементов лепки, аппликации, рисования. Повторить, какие предметы быта присутствуют в русской избе, как они называются. Поощрять фантазию и творчество детей в подборе материалов. Продолжать учить создавать коллективную работу.

- Коммуникация. Традиционные занятия уральцев. Цель: ознакомить детей с традиционными занятиями уральцев, с традиционными распределением занятий между мужчинами и женщинами.

- Чтение художественной литера-туры. Чтение сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце». Цель: Познакомить детей со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце», с главными героями сказа.

- Рисование. Раскрашивание красками (гуашь). Урало-сибирская роспись. Цель: Познакомить детей с урало-сибирской росписью, с элементами росписи и техникой их изображения. Воспитывать интерес к народному творчеству родного края.

- Рисование. Даренка в приемной семье. Цель: Учить детей изображать обстановку избы и ее жителей, ее внутреннее убранство, предметы быта, учить составлять композицию рисунка соответственно содержанию сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце».

- Аппликация по мотивам урало-сибирской росписи. Цель: Учить детей создавать сложную композицию из готовых отдельных элементов урало-сибирской росписи. Учить правильно называть элементы росписи и располагать их в композиции, согласно народным канонам. Развивать художественный вкус.

Свободная совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей.

- В «уголок истории Урала» поместить папку – раскладушку «Урало-сибирская роспись». Предложить детям рассмотреть изделия народных умельцев, украшенных этой росписью.

- В свободной деятельности детей: предоставить возможность экспериментировать с основными цветами красок (гуашь), получая новые оттенки.

- В «книжный уголок» поместить издания со сказами П.П. Бажова с иллюстрациями, содержащих изображение быта уральцев.

- Поместить макет «Русская изба» в «уголок истории Урала» для дальнейшего  самостоятельного рассматривания детьми, учить детей составлять рассказы о русской избе с  опорой на наглядность.

- В сюжетно-ролевых играх поощрять применение знаний детей о традиционных занятиях уральцев.

- В «книжный уголок» поместить разные  иллюстрированные издания со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце».

3.       «Жил в

нашем заводе старик один».

НОД.

 

- Коммуникация. Театрализованная игра «Знакомство Коковани и Даренки». Цель: Учить детей изображать характерные черты главных героев «Серебряного копытца», выражать характеры героев в диалоге; совершенствовать интонационную выразительность речи.

- Чтение художественной литературы. Образы Коковани и Даренки. Цель: Учить слушать отрывок сказа «Серебряное копытце», находить в нем описания главных героев; составлять рассказы на тему «Дед Кокованя» и «Даренка».

- Рисование. Дед Кокованя и Даренка. Цель: Продолжать учить изображать в рисунке фигуру человека в движении, его одежду, учить изображать внешний образ героев соответственно содержанию сказа «Серебряное копытце».

- Аппликация из рисунков детей. Дед Кокованя и Даренка в зимнем лесу (работа по подгруппам). Цель: Продолжать учить детей составлять коллективные композиции соответственно содержания сказа «Серебряное копытце», продумывать сюжетность работы, совершенствовать умение работать в коллективе, в группе сверстников.

Свободная совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей.

- В игровое пространство группы поместить элементы старинной стилизованной зимней одежды уральцев.

- Рассматривание готовых работ детей по произведению П.П. Бажова «Серебряное копытце». Учить оценивать свои работы и сверстников, выражать свое мнение тактично, находить наиболее удачные работы, учить радоваться за товарищей.

4.       «Чудо-

чудное, диво-дивное».

НОД.

 

- Чтение художественной литературы. Волшебные образы сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце». Цель: Показать детям волшебную сторону сказа, на примере иллюстраций к книге учит детей описывать образы Серебряного копытца и кошки Муренки.

- Рисование. 1.Серебряное копытце. 2. Кошка Муренка. Цель: Продолжать учить изображать в рисунке фигуру животного (оленя или кошки) в движении, учит изображать внешний образ животных соответственно содержанию сказа «Серебряное копытце», продумывать сюжетность рисунка.

- Лепка. Уральский козлик. Цель: Продолжать учить изображать в лепке образ животного, придавать работе образность, выражать характерные внешние признаки образа соответственно содержанию сказа «Серебряное копытце».

Свободная совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей.

- Чтение сказа П.П. Бажова «Травяная западенка».

- Чтение сказа П.П. Бажова «Голубая змейка».

5.       «Природа

родного края».

НОД.

 

- Рисование под музыкальное сопровождение русских народных песен о природе. Зимний лес. Цель: Продолжать учить изображать зимний пейзаж, пользуясь опытом прошлых наблюдений, учить изображать в рисунке деревья уральского региона.

- Коммуникация. Рассказ по картине уральского художника Н. Демина «Зимний лес». Цель: Совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ по картине, придерживаясь плана.

Свободная совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей.

- Составление коллажей «Дед Кокованя и Даренка в зимнем лесу».

Продолжать учить детей составлять коллективные композиции соответственно содержания сказа «Серебряное копытце», продумывать сюжетность работы, совершенствовать умение работать в коллективе, в группе.

6.       «Доброе

сердце».

НОД.

 

- Коммуникация. Викторина. Народные пословицы и поговорки. Цель: Актуализировать знания детей русских народных пословиц и поговорок о доброте, о труде; учить применять их.

- Чтение художественной литературы. Мораль сказа «Серебряное копытце». Цель: совершенствовать умение детей находить главную мысль в прочитанном отрывке; учить детей пересказывать отрывок сказа «Серебряное копытце», сохраняя авторские обороты.

- Рисование. 1, 2. Обложка книги «Серебряное копытце». Цель: Учить изготавливать обложку книги; отражать в рисунке главный эпизод, главную мысль, главных героев сказа. Учить детей принимать участие в обсуждении работ; учить объективно оценивать свои работы и работы сверстников.

Свободная совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей.

- Разучивание уральских частушек. Учить детей передавать мелодию частушек, их выразительность, задорность.

- Беседа «Доброе сердце». Закреплять знания детей народных пословиц и поговорок о доброте, труде. Знакомить  с новыми пословицами и поговорками.

 

           Особо следует выделить такую форму работы, как коллективное составление книги П.П. Бажова «Серебряное копытце» в рисунках детей.

Цель: учить детей составлять книгу из ранее выполненных рисунков,  составляя их последовательно, соответственно сюжету сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце», учить изготавливать обложку книги, продолжать учить объективно оценивать свои работы и работы сверстников, совершенствовать умение работать в коллективе, испытывать удовлетворение от совместной работы, гордость за нее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       В соответствии с выше обозначенными направлениями реализации проекта и критериями эффективности проекта, по которым будет производится оценка уровня ознакомления детей старшего дошкольного возраста со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности определен диагностический материал. В рамках данного проекта он представляет собой анкетирование «Ознакомление детей со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Оценка  и анализ результатов диагностирования проводится по бальной системе.

Повышение уровня показателей по представленным направлениям является в свою очередь положительным показателем эффективности проекта.

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

 

1.       http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/konspekt-kompleksnogo-zanyatiya-po-tvorchestvu-p- Творческий педагогический проект «Уральской старины сказитель» автор: Косухина Л.Г.

2.       http://protown.ru/information/hide/4681.html Быт населения Урала 16-17 веках.

3.       http://rodonews.ru/news_1317355233.html. Устроение уральской избы.

4.       http://www.festival.1september.ru/articles/501236/ Творческий литературный проект "Кто Вы, Павел Петрович Бажов?" автор: Козулина Н.М.

5.       http://www.litra.ru/biography/Биографии. Бажов П.П.

6.       http://www.uralsouvenir.ru/category/kartiny-avtorskie-raboty/offset60/Николай Демин «Зимний лес».

7.       Бажов П.П. «Уральские сказы», авторский сборник, Росмэн-Пресс, 2011.

8.       Добина Н.И. Развитие личности ребенка 5-7 лет в детском саду. – Ярославль. Академия развития.2008.

9.       Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа/Карапуз-Дидактика, 2009.

10.   Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы./ Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. Мозаика-Синтез, 2010.

11.   Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста. – Екатеринбург: ИРРО, 2007. /Толстикова О.В., Гатченко Т.Г.

12.   Соломенникова. А.О. Основные и дополнительные программы ДОУ. Методическое пособие. – М. Айрис. Пресс. 2010.

13.   Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М. Сфера.2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Направления  совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей со сказом П.П. Бажова посредством изобразительной деятельности.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Непосредственная образовательная деятельность.

Коммуникация. «Певец земли Уральской».

Конспект.

 

Цель:  Познакомить детей с биографией П.П. Бажова; показать многоцветные грани П.П.Бажова, являющегося неиссякаемым волшебным ларцом, наполненным всем тем, что не чуждо живому, жизнелюбивому человеку; способствовать поддержанию интереса к личности П.П.Бажова и его творчеству; воспитывать уважительное отношение и любовь к П.П.Бажову и его творчеству.

Ход.

Воспитатель читает стихотворение В. Радкевича «Земля Бажова»:

То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал – земля!

Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнём,

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

И становится делом слово,

В каждом камне – цветы цветут…

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

Родной Урал славен не только своей удивительной природой, богатыми кладовыми, редчайшими рудами и самоцветными камнями, но главное богатство уральской земли – это люди, прославившие родной край своим трудом, высокими результатами своей деятельности. Таким человеком, гордостью Уральской земли, является Павел Петрович Бажов (демонстрация портрета П.П.Бажова).

Родился Павел Петрович  зимой, 27 января 1879года в заводском поселке Сысерти. Отец работал на медеплавильном заводе, а мама занималась домашним хозяйством и рукоделием на заказ. У них был большой дом, крепкий крестьянский уклад и хороший достаток. ( Воспитатель показывает на карте Свердловской области г. Сысерть). Дети ставят около него флажок с портретом Бажова. Как вам кажется, далеко ли находится город Сысерть от нашего Екатеринбурга?

Родители хотели видеть сына образованным. С 10 лет его увезли из дома учиться в большие города Екатеринбург и Пермь. Получив образование, работал учителем. Каждое лето во время школьных каникул путешествовал по родному краю, смотрел, как живут люди, записывал их рассказы.

У Павла Петровича было три дочери (Елена, Ольга и Ариадна) и сын Алексей (фотография Бажова с семьей). Затем родился внук Павла Петровича – Вова (фотография Бажова с внуком). Дружной была семья Бажовых. Вечерами часто собирались все вместе, рассказывали о самом интересном, что произошло за день.

Послушайте одну историю. которая произошла в семье Павла Петровича.

В семье у Бажовых рос старший внук, Вова. Его отец тогда пропал без вести на фронте. Мать Ольга Павловна – с утра до ночи работала на военном заводе. Вова был на попечении бабушки с дедушкой. Вова рос упрямым, озорным мальчиком. За ним, как говорили в семье, “нужны глаза да глазки”.

Однажды Вова решил испробовать, как будет вести себя кошка в трубе горящего самовара. И он опустил её туда вниз головой. Кошка с опалёнными усами и обожжённой мордой ошалело метнулась на шкаф и раздирающе душу “мяргала”, будто жалуясь Павлу Петровичу и окружающим. Казалось бы парню нужно было дать памятную трёпку…Но этого не произошло…Хотя этот поступок очень рассердил Павла Петровича, он прибегнул к самому страшному наказанию - к молчанию.

Павел Петрович нежно любил животных. И считал Вову очень виноватым.

В доме Бажовых появилась “стенная газета”, подвешенная у потолка. Это был лист бумаги, на котором крупными буквами было написано, что натворил Вова.

Сначала такой «стенной газете» не придали значения. А Вова говорил:

- Подумаешь, дедушка газету вывесил…Кто её читать будет…

Но вскоре оказалось, что всякий пришедший читал эту газету. Читал и громко сокрушался о поступке Вовы: “Неужто такой хороший парень до этого дошёл!”  А Вовка прятался за шкафом… Ему было очень стыдно…

Наконец, Вова раскаялся. Мальчик понял свою вину, и на седьмой день висения газета была снята и торжественно сожжена в трубе того же самовара.

А кошка с опаленной мордой долго ходила страшным упрёком Вове, который с тех пор стал неузнаваемо лучше.

Вопросы детям:

-  какой поступок совершил Вова?

-  оцените этот поступок?

-  как Вовин поступок оценил Павел Петрович?

-  какое наказание последовало?

- понял ли Вова, что совершил плохой, стыдный поступок?

- как вы думаете, справедливым ли дедушкой был Павел Петрович?

Воспитатель предлагает детям сделать вывод о характере Павла Петровича Бажова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Диагностика «Ознакомление детей с традициями Урала».

Анкета.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Ф.и. ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Итог

1.Певец земли Уральской.

Имя, отчество, фамилия Бажова

Место рождения П.П.  Бажова

Названия некоторых сказов

Имена героев сказов Бажова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Уральская изба.

Жилище человека

Предметы быта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Жил в нашем заводе старик один.

Имена главных героев «Серебряного копытца»

Их занятия

Характеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Чудо-чудное,диво-дивное.

Образ Серебряного копытца

Образ кошки Муренки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Природа родного края.

Природные богатства Урала

Растения и животные Урала Виды ландшафта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Доброе сердце.

Мораль сказа «Серебряное копытце»

Народные пословицы и поговорке о доброте, о труде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» посредством изобразительной деятельности