Память как высшая психическая функция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Память – это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.
В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка.
А.Н. Белоус указывает, что ведущим новообразованием мнемической деятельности детей дошкольного возраста является переход от ее непроизвольных форм к произвольным .

Содержание работы

1 глава . Память как высшая психическая функция.

1.1. Особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Исследования памяти детей дошкольного возраста с И.Н

2 глава. Исследование памяти у детей старшего дошкольного с И.Н.

2.1.Методики исследования памяти старших дошкольников с И.Н

2.2.Анализ результатов исследования памяти дошкольников с И.Н

Файлы: 1 файл

курсовая оглавление.docx

— 67.40 Кб (Скачать файл)

 

 

1 глава . Память как высшая психическая функция.

 

1.1. Особенности  памяти у детей старшего дошкольного  возраста.

1.2. Исследования памяти детей дошкольного возраста с И.Н

 

2 глава. Исследование  памяти у детей старшего дошкольного  с И.Н.

 
2.1.Методики  исследования памяти старших дошкольников с И.Н

 
2.2.Анализ результатов исследования  памяти дошкольников с И.Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Особенности  памяти у детей старшего дошкольного  возраста.

Память  – это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

В дошкольном возрасте происходят существенные изменения  в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение  знаниями, умениями, навыками говорит  о количественных изменениях в памяти ребенка.

А.Н. Белоус указывает, что ведущим новообразованием мнемической деятельности детей дошкольного возраста является переход от ее непроизвольных форм к произвольным .

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

  • преобладает непроизвольная образная память;
  • память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
  • словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
  • складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
  • формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
  • по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении.

На протяжении дошкольного возраста, как показала А.А.Люблинская, наблюдается переход:

  • от единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;
  • от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, к котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;
  • от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;
  • от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей.

У дошкольника  значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов.

Словесная память дошкольника интенсивно развивается  в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении  литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

На протяжении всего дошкольного возраста преобладает  непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

Возникновение произвольной памяти не случайно, оно  связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной  мотивации и умения подчинять  свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка  появляется намерение что-либо запомнить  для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.

Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику  становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых  выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловое соотнесение  и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным. Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает  появление личных воспоминаний. В  них отражаются существенные события  из жизни ребенка, его успехи в  деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

 

 

1.2. Исследование памяти старших дошкольников с И.Н.

 

1 .Исследование опосредствованного запоминания.

Цель: выявить умение дошкольника  целенаправленно запоминать картинки или материал.

Для проведения первой серии  эксперимента необходимо иметь наборы: изображений предметов (картинки) и  набор слов.

Оборудование: набор карточек: полотенце, стул, чернильница, велосипед, часы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, перья (2 штуки), поднос, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки  и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный  фонарь, лошадь, петух, черная доска (школьная), рубашка.

Слова для запоминания: дождь, собрание, пожар, горе, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, праздник, сосед, труд.

Проведение исследования: перед ребенком раскладывают рядами все карточки в любом порядке.

Инструкция: Педагог говорит: «Тебе нужно будет запомнить  ряд слов. Для того чтобы это  было легче делать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такою карточку, которая  потом поможет припомнить слово. Вот, например, первое слово, которое  нужно запомнить «дождь». Здесь  дождь нигде не нарисован, но можно  выбрать карточку, которая поможет  запомнить это слово». После того как ребенок выберет карточку, ее откладывают в сторону и  спрашивают: «Как эта карточка напомнит про дождь?» Если ребенок приступает к работе неохотно, то такие вопросы  можно задавать после предъявления третьего и четвертого слова. Все  отобранные карточки откладываются  в сторону. Затем спустя 40 минут  или час, то есть перед концом исследования (после того как проделаны какие-либо другие эксперименты), ребенку в  произвольном порядке показывают по одной карточке и просят припомнить, для запоминания какого слова  эта карточка была отобрана. При  этом обязательно спрашивают, как  удалось припомнить или чем эта  карточка напомнила соответствующее  слово.

При анализе результатов  учитывается, что не может быть правильного  или неправильного выбора. Анализируется  характер связи, которую испытуемый установил между словом и изображением на карточке. Критерии оценки результатов:  

-высокий - правильно воспроизведено более 10 слов;

- средний - правильно воспроизведено от 5 до 10 слов;

- низкий - правильно воспроизведено до 5 слов.

2. «Оценка оперативной зрительной памяти».

Оборудование: карточки-задания, представленные в виде шести по-разному  заштрихованных треугольников.

Проведение исследования: Оперативную зрительную память ребенка  и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Ребенку последовательно, на 15 секунд каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному  заштрихованных треугольников. После  просмотра очередной карточки она  убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и  те шесть треугольников, которые  ребенок только что видел на отдельной  карточке. Задание заключается в  том, чтобы отыскать и правильно  указать в матрице все шесть  изображенных на отдельной карточке треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное  от деления времени решения задачи в минутах на число ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица. Ошибками считаются неправильно указанные  в матрице треугольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения  этого показателя поступают следующим  образом. По всем четырем карточкам  определяется количество правильно  найденных на матрице треугольников, и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число  правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается  как среднее количество допущенных ошибок.

Затем определяют среднее  время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми  четырьмя карточками на 4. Момент окончания  времени работы ребенка над поиском  треугольников в общей матрице  определяется экспериментатором при  помощи вопроса к ребенку «Ты  уже все сделал, что мог?» Как  только ребенок утвердительно ответит  на данный вопрос и практически прекратит  поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице  шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель.

Показатель развитости зрительной оперативной памяти вычисляется  по формуле:

Т/А+1;

Где: Т - среднее время  работы в минутах, А - среднее количество ошибок.

Уровни оперативной зрительной памяти: 

          • высокий-4-5; 
          • средний-2-4; 
          • низкий-0-2.

3.Исследование  уровня развития произвольной образной памяти. 
 
Подготовка: сделать 8 карточек размером 4,5х5 см с изображением чайника, 
пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карту 20х27 см, 
разделенную на 24 клетки (4,5х5). 
 
Каждому изображению на карточек должны соответствовать 3 изображения на 
карте: 1 – идентичное, 2- отличающееся деталью, 3- схожее лишь силуэтом 
и назначением. Соотношения цветов одинаковое. 
 
Проведение. Эксперимент проводится индивидуально. Перед ребенком карта, 
ему говорят: «Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что 
на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте». Ребенку 
по 1 показывают карточки (время экспозиции – 1 сек.). После каждого 
предъявления дают время найти такое же изображение на карте.  
 
Обработка. Если ребенок показал идентичное изображение (3 б.), если 
схожи с общим силуэтом и назначением (2 б.), другое изображение (0 б.). 
Менее 16 баллов – низкий уровень, от 17 до 20 баллов – средний уровень, 
от 21 до 24 – высокий уровень. 
 
Анализ результатов показал, что 1 ребенок из 10 обнаружил низкий уровень 
развития образной памяти, 4 ребенка обнаружили средний уровень и 5 
высокий (см. приложение). 
 
4. Исследование слуховой памяти.

Методика. «Выучи слова».

Дается задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его  прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор  отмечает количество слов, которое  ребенок во время данной попытки  вспомнил и назвал правильно, и вновь  зачитывает тот же самый ряд. И  так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения  ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где  по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов 

10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

    1. балл — очень низкий.

 

 

 

5. Исследование  Объема кратковременной слуховой  памяти.


 

Методика . «Запомни цифры»

Стимульный материал: Цифровые ряды.

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как .я скажу слово "повтори"».

экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рисунке, с интервалом в 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет  соседний ряд цифр, находящийся справа  и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка  его воспроизвести. Если ребенок  дважды ошибается в воспроизведении  ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического  эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке — убывающем.

Информация о работе Память как высшая психическая функция