Память как высшая психическая функция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Память – это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.
В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка.
А.Н. Белоус указывает, что ведущим новообразованием мнемической деятельности детей дошкольного возраста является переход от ее непроизвольных форм к произвольным .

Содержание работы

1 глава . Память как высшая психическая функция.

1.1. Особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Исследования памяти детей дошкольного возраста с И.Н

2 глава. Исследование памяти у детей старшего дошкольного с И.Н.

2.1.Методики исследования памяти старших дошкольников с И.Н

2.2.Анализ результатов исследования памяти дошкольников с И.Н

Файлы: 1 файл

курсовая оглавление.docx

— 67.40 Кб (Скачать файл)

Критерии  оценки:

10 баллов  — ребенок правильно воспроизвел  в среднем 9 цифр.

8-9 баллов  — ребенок точно воспроизвел  в среднем 7-8 цифр.

6-7 баллов  — ребенок безошибочно смог  воспроизвести в среднем 5—6  цифр.

4-5 баллов  — ребенок в среднем воспроизвел  4 цифры.

2-3 балла  — ребенок в среднем воспроизвел  3 цифры.

0-1 балл —  ребенок в среднем воспроизвел  от 0 до 2 цифр. [9, с. 25-54]

 

 

6. Исследование "Долговременной памяти".

 

Экспериментальный материал состоит  из следующего задания.  
Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

где А - общее количество слов,  
В - количество запомнившихся слов,  
С - коэффициент долговременной памяти.  
 
Результаты интерпретируются следующим образом:  
 
75-100% - высокий уровень;  
50-75% - средний уровень;  
30-50% - низкий уровень;  
ниже 30% - очень низкий уровень.

 

 

7. Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. 

 

Методика "Запомни пару".

 

 
Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи во втором ряду они отсутствуют.

Ход выполнения задания. Экспериментатор  читает испытуемому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.  
 
Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:

 

 

8. Исследование непроизвольного запоминания.

   

Стимульный материал. Набор  из 10 картинок.

  1. Рыба.
  2. Ведро.
  3. Кукла.
  4. Молоток.
  5. Портфель.
  6. Санки.
  7. Елка.
  8. Часы.
  9. Чашка.
  10. Телевизор.

Процедура выполнения. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (назвать то, что нарисовано на картинках). Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных картинок.

Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

Уровни оценки результатов:

  • 1-й уровень – 10-9 правильных названий (баллов);
  • 2-й уровень – 8-7;
  • 3-й уровень – 6-5;
  • 4-й уровень – 4-3;
  • 5-й уровень – 2 и менее.

2. Приготовьте набор из 16 карточек, изображающих знакомые предметы (гриб, лук, заяц, шары, собака, мыло, рыба, книга, щетка, коза, елка, петух, замок, пила, утюг, флаг).

Предложите ребенку познакомиться  с интересными картинками: «Я сейчас тебе покажу картинки, а ты внимательно  на них посмотри». Перед ребенком не ставиться задача запомнить. Картинки предъявляются последовательно одна за другой, время показа – 5 с. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвести по памяти названия всех изображенных на картинках предметов: «Назови картинки, которые ты запомнил». Помогать ребенку в процессе воспроизведения не надо. Можно только стимулировать процесс припоминания: «А какие ты еще помнишь картинки? Постарайся еще вспомнить». Зафиксируйте порядок воспроизведения картинок.

После того как убедитесь, что ребенок больше ничего не помнит, смешайте картинки с другими и  предложите отобрать те, которые он рассматривал (всего картинок должно быть не более 22). Зафиксируйте, какие  картинки ребенок узнал. Обработка  результатов и уровень оценки см. выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

1. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. - М.: Просв., 1964.

2. Выготский  Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. - 1008с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. - М.: 1988, 156с.

4. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. - Мн.: 1989.

5. Истомина  З.М. Развитие произвольного запоминания  у дошкольников // Хрестоматия по  возрастной и педагогической  психологии, Ч.2, - М.: 1981

6. Кулагина  И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.

7. Мухина  В.С. Возрастная психология: Феноменология  развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр Академия, 1997.

8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Психология образования - 608с.

9. Общая  психология: Курс лекций для первой  ступени педагогического образования / Сост.Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, - 448с.

Список дополнительной литературы

10. Ананьев  Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.

11. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/ Под. ред. Ю.М. Забродина. - М.: Прогресс, 1980.

12. Выготский  Л.С. Обучение и развитие в  дошкольном возрасте // Умственное  развитие в процессе обучения. - М.: Л., 1935.

13. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е изд. - М.: 1999, - 373с.

14. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. - М.: мир, 1992.

15. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995

16. Зинченко  П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд. АПН РСФСР. - М.: 1961.

17. Крылов  А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: Питер, 2000, - 289с.

18. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: 1994.

19. Макселон Юзеф. Психология. - М.: Просвещение, 1998, - 425с.

20. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. - М.: Просвещение, 1994, - 235с.

21. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1998.

22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: 1995.

23. Смирнов  А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1966.

24. Ясперс  Карл. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997, - 218с.

25. 16. Фадина  Г.В. Диагностика и коррекция  задержки психического развития  детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В.  Фадина. - Балашов: "Николаев", 2004. - 68 с.

Интернет-ресурсы

26. Официальный  сайт факультета психологии МГУ: http://www.psy. msu.ru

27. Неофициальный  сайт факультета психологии МГУ: http://www.flogiston.ru

28. Портал "Psychology.ru": http://www.psychology.ru

29. Электронная  библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru

 

Алексеев А. А. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под  ред. А. А. Алексеева, А. И. Щербакова. –  М.: Просвещение, 1987.

Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. \  И. М. Бгажнокова  – М., 1987.

Безруких М. М. Возрастная физиология / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: Академия, 2002.

Беличева С. А. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий / С. А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 1999.

Белопольская Н. Л. Детская патопсихология: хрестоматия. \ Н.Л.Белопольская – М.: Когито-Центр, 2000.

Бизюк А. П.  Компендиум методов нейропсихологии / А. П. Бизюк. – СПб: Речь, 2005. – (Психологический практикум).

Богомолов В. А. Тестирование детей: Психологическое  тестирование, диагностика интеллекта. \ В. А. Богомолов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Валлон А. Психическое развитие ребёнка / Пер. с фр. Л. И. Анцыферова. – СПб: Питер, 2001.

Виноградова А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учебное  пособие для студентов  педагогических  институтов /А. Д. Виноградов, Е. И. Лепецкая, Ю. Т. Матасов. – М: Просвещение, 1985.

Волков Б. С. Методология и методы  психологического исследования. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова,    А.  В. Губанов. –         М.:   Мир Академ. Проект, 2005.

Выготский Л. С. Проблемы  дефектологии. / Л. С. Выготский – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский  – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

Гагаркина И. Г. Клиника интеллектуальных нарушений у детей. / И. Г. Гагаркина Изд-во Красноярск. Пед ун-та. – 2001.

Гонеев    А. Д.     Основы     коррекционной    педагогики / А. Д. Гонеев.    М.: Издательский центр Академия, 1999.

Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию. / Д. С. Горбатов. – М.: Бахрах – М, 2000.

Джемс У. Психология: перевод / Ред. Л. А. Петровская. – М.: Педагогика, 1991.

Ехевич Н.  Развивающие игры для детей / Сост. Н.   Ехевич. – М., 1990.

Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. \ С. Д. Забрамная - СПб: Ун-т спец. Пед. И психологии, 2000.

3абрамная  С. Д.   Наглядный   материал   для   психолого-педагогического обследования  детей   в   медико-педагогических   комиссиях / С. Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1985.

3абрамная С. Д. Психолого-педагогическая   диагностика  умственного развития детей. / С. Д. Забрамная. М.: Просвещение, 1995.

Занков Л. В. «Очерки психологии умственно отсталого ребёнка. / Психология аномального развития ребёнка, под ред. Л. В. Занкова, В. В. Лебединского, М. К. Бардышевой. Хрестоматия в 2т. – Т2.

Запорожец А. В. Психология / А. В. Запорожец. – М., Просвещение, 1965.

Зинкевич – Евстигнееева Т. Д., Нискевич Л. А. Как помочь особому ребёнку. – СПб: Ун-т спец. Пед. И психологии, 2000.

Кузнецова Л.В. Основы специальной  психологии. \ Л.В.  Кузнецова - М.: Изд-во МГУ, 1980.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. / В. В. Лебединский. – М.: Академия, 2004.

Лебединский В. В. Психология аномального  развития ребёнка: Хрестоматия: в 2т. / Ред. В. В. Лебединский, М. К. Бардышевский.

Левченко И. М. «Психолого-педагогическая диагностика». \  И. М. Левченко, Г. Р. Киселёва. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. \ А. Н. Леонтьев – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

Лобанова Т. Г. Подготовка ребёнка  с отклонениями в развитии к обучению в школе / Т. Г. Лобанова. // Воспитание и обучение детей с нарушениями  развития. – 2003, № 1.

Лубовский В. И. Специальная психология. / В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова. – М.: Академия  – М.: Академ. Проект, 2002.

Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок \ А. Р. Лурия. – М., 1969.

Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер, Г.В.Цикото. – М.: Академия, 2003.

Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжёлой интеллектуальной: Учеб. пособие для вузов / М.: Академия, 2003. – (Высшее образование).

Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии в работе с умственно отсталыми детьми». \ И. И.   Мамайчук. – М.: ЧеРо: МГУ: Высш. шк., Т2. – 2002.

Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: Советы педагогам и родителям по подготовке обучения детей с особыми        проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. – М: ВЛАДОС, 1997.

Моргачёва Е. Н. «Определение умственной отсталости». // Дефектология. – 1999. – №6.

Московкина А. Г., Дурдыева Т. М. «Медико-генетические и психолого-педагогические аспекты  умственной отсталости». // Дефектология. – 1994. – №6.

Немов Р.С. Психология, книга 1 / Р.С.Немов.- М., Владос, 2000.

Немов Р. С. Психология. \ Р. С. Немов. – М.: Просвещение, 1990.

Нигаев А. Н. Коррекционная педагогика. \ А. Н. Нигаев, Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Пед. Ун-та, 1997.

Нигаев А. Н. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Опыт словаря – справочника Урал. Гос. Пед. Ун-т \ А. Н Нигаев. М.: Просвещение, 1987.

Обухова Р. С. Возрастная психология. \ Р. С. Обухова - М.: Просвещение,1985.

Основы дефектологии. Собр. соч.: В 6 т. под. ред. Выготского Л. С. – М., 1983. – Т. 5.

Певзнер М. С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. / М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова. – М.: Педагогика,1982.

Пенькова В. А. Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками с нарушением интеллекта / В. А. Пенькова. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 4. – 2003.

Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. \ М. А. Поваляева: Ростов - на-Дону: Феникс, 2002. –  (Учебники, Учеб пособия).

Семаго М. М. Проблемные дети:  Основы диагностической и коррекционной работы психолога.\ М.М.Семаго – М.: Арки, 2003. – (Б-ка психолога-практика).

Семаго Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной  работы психолога. \ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М.: Арки, 2001.

Ульенкова М. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии \ М. И.  Ульенкова. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

Урунтаева Г. М., Практикум по детской психологии.\ Г. М. Урунтаева, Т. Р. Афонькина. – М.: Академия, 2005.

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей \ Л. С. Цветкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Рос. пед. Агенство; Когито - центр, 1998.

Черемошкина Л. В. 100 игр для развития памяти: Учеб. пособие для вузов. – М.: Логос. –  2001.

Черемошкина Л. В. Развитие памяти у детей: учеб. пособие для вузов./ Л. В. Черемошкина. – М.: Академия, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, можно  отметить, что память представляет собой процесс организации и  сохранения прошлого опыта, делающий возможным  его повторное воспроизведение. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Произвольная зрительная и слуховая память в развитии детей дошкольного возраста имеет немаловажное значение, так как преимущественно на основе данных видов памяти строится процесс обучения в школе.

Информация о работе Память как высшая психическая функция