Оглавление
Введение
Глава I
I.1. Память как высшая психическая
функция человека……….6
I.1.1. Общее понятие о
памяти: физиологическая основа, виды
и типы…………………………………………………………………………7
I.1.2. Процессы памяти: запоминание,
сохранение, забывание и воспроизведение……………………………………………………………9
I.1.3. Законы осмысленного
запоминания………………………..10
I.2. Сензитивный период развития
памяти……………………..18
I.2.1. Развитие произвольной
памяти младших школьников…...20
I.2.2. Основные принципы
хорошей работы памяти…………….24
I.2.3. Методы обучения продуктивному
запоминанию в начальной школе………………………………………………………….27
Глава II Организация и проведение
опытно-экспериментальной работы
II.1. Организация и этапы опытно-экспериментальной
работы…………………………………………………………………….
31
II.2. Методы и методики, использованные
в работе
II.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной
работы
Заключение…………………………………………………………33
Литература …………………………………………………………35
Приложение………………………………………………………...37
Введение
На сегодняшний день проблема
развития памяти младших школьников является
актуальной и социально значимой. Труды
и исследования многих ученых посвящены
памяти человека – Сеченов М.И., Шифрин
Р., Карнеги Д., Смирнов А.А., Рибот и многие
другие. Но данные исследования мало востребованы
и малоизвестны учителям, что и послужило
выбором темы исследования.
Человеку надо много знать и
многое помнить, с каждым годом все больше
и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки
в библиотеках, компьютеры помогают человеку
помнить, но главное - это его собственная
память. Без нее невозможно нормальное
функционирование личности и ее развитие.
Невысокая успеваемость школьников
всегда огорчительна и для родителей и
для учителей. Не менее досадны затруднения
в усвоении большого объема информации.
Все чаще со всех сторон слышатся жалобы
на плохую память. Поэтому на сегодняшний
день, соблюдение законов памяти человека,
является эффективной основой осмысленного
запоминания. Память лежит в основе способностей
человека, является условием научения,
приобретения знаний, формирования умений
и навыков. Без памяти невозможно нормальное
функционирование ни личности, ни общества.
Благодаря своей памяти, её совершенствовании,
человек выделился из животного мира и
достиг тех высот, на которых он сейчас
находится. Да и дальнейший прогресс человечества
без постоянного улучшения этой высшей
психической функции не мыслим.
Память можно определить как
способность к получению, хранению и воспроизведению
жизненного опыта. Разнообразные инстинкты,
врождённые и приобретённые механизмы
поведения есть нечто иное, как запечатлённый,
передаваемый по наследству или приобретенный
в процессе индивидуальной жизни опыт.
Без постоянного обновления такого опыта
живые организмы не смогли бы адаптироваться
к текущим быстро меняющимся событиям
в жизни. Не помня о том, что с ним было,
организм просто не смог бы совершенствоваться,
так как- то, что он приобретает, не с чем
было бы сравнить, оно бы безвозвратно
утрачивалось.
Память можно определить как
психический, физиологический и культурный
процесс, выполняющий в жизни функции
запоминания, сохранения и воспроизведения
информации. Эти функции являются для
памяти основными. Они различны не только
по структуре, и сходным данным и результатам,
но и по тому, что у разных людей развиты
неодинаково.
Мир меняется быстрее, чем мы
способны заметить, особенно в области
производства и трансляции знаний. Диссонанс
между увеличением объёма знаний и способностью
человека их обрабатывать требует адекватного
ответа со стороны системы образования.
К сожалению, в практике школьного обучения
не обращается достаточного внимания
на формирование у школьников адекватных,
рациональных приёмов и способов запоминания.
Без целенаправленной специальной работы
приёмы запоминания складываются стихийно
и нередко оказываются не продуктивными.
Проблема, касающаяся формирования
и развития продуктивных способов запоминания
информации является одной из актуальных
проблем ХХI века, так же вопросы, рассматриваемые
в данном исследовании интересны для любого
человека и необходимы для будущих молодых
специалистов системы образования.
Проблемой развития памяти занимались
с древности: великий мыслитель-философ
Аристотель, отечественный физиолог И.П.
Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина,
А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев
и в настоящий момент проблема памяти
продолжает волновать умы известнейших
психологов мира.
Объект исследования: организация учебно-воспитательного
процесса в работе по развитию памяти
младших школьников.
Предмет исследования: обучение продуктивному запоминанию
как средство развития памяти младших
школьников.
Цель: показать, что обучение продуктивному
запоминанию, является средством развития
памяти младших школьников.
Гипотеза: обучение продуктивному запоминанию
будет являться основой коррекционной
работы по развитию памяти младших школьников.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретических
источников по проблеме исследования;
2. Обосновать актуальность
и социальную значимость проблемы
развития памяти младших школьников;
3. Выявить типы памяти
детей, оценить кратковременную
зрительную и образную память,
и на основе полученных результатов разработать
комплекс занятий по развитию памяти и
опробовать его на практике.
Для решения поставленных задач
были использованы следующие методы исследования:
· Теоретические (анализ, обобщение,
классификация);
· Эмпирические (тестирование,
анкетирование);
· Методы математической статистики.
База исследования:
Школа № 49;
Школа № 74.
Структура работы:
Выпускная квалификационная
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения.
В введении автор показывает
актуальность исследования, определяет
научный аппарат работы, показывает новизну
и практическую значимость.
В первой главе автор раскрывает
общее понятие о памяти и ее процессах,
рассматривает основные принципы хорошей
работы памяти, законы осмысленного запоминания,
сензитивный период развития памяти, а
так же методы обучения продуктивному
запоминанию в начальной школе.
Во второй главе автор описывает
организацию и проведение опытно-экспериментальной
работы, указывает используемые методы
и методики, а также анализирует ее результаты.
В заключении автор делает выводы
по всей работе в соответствии с целью
и задачами. В тоже время подтверждает
гипотезу и указывает перспективность
данной работы.
Список работы состоит из тридцати
источников.
Новизна выпускной квалификационной
работы заключается в обобщении материалов
по вопросам развития и совершенствования
памяти младших школьников, обучению их
продуктивному запоминанию. Практическая
значимость данной работы заключается
в разработке комплекса занятий по развитию
памяти младших школьников.
I.1. Память как высшая
психическая функция человека.
В греческой мифологии есть
богиня памяти Мнемозина (от греч. слова
«воспоминание»). По имени своей богини
память в психологии часто называют мнемической
деятельностью. В научной психологии проблема
памяти является «ровесницей психологии
как науки” (П.П.Блонский).
Память человека можно определить
как психофизические и культурные процессы,
выполняющие в жизни функции запоминания,
сохранения и воспроизведения информации.
Память является жизненно важнейшей основополагающей
способностью человека. Без памяти невозможно
нормальное функционирование личности
и ее развитие. В этом легко убедиться,
если обратить свое внимание на людей,
страдающих серьезными расстройствами
памяти. Память есть у всех живых организмов,
на наиболее высоко развита у человека.
В целом, память человека можно
представить как своеобразный инструмент,
служащий для накопления и использования
жизненного опыта. Возбуждения, идущие
от внешних и внутренних раздражителей
в мозг, оставляют в нем «следы», которые
могут сохраняться долгие годы. Эти «следы»
(комбинации нервных клеток) создают возможность
возникновения возбуждения и тогда, когда
раздражитель, его вызывающий, отсутствует.
Н основе этого человек может
запомнить и сохранить, а впоследствии
воспроизвести свои ощущения, восприятия
каких-либо предметов, мыслей, речи, действий.
Иными словам память -
это удивительное свойство человеческого
сознания, это возобновление в нашем сознании
прошлого, образов того, что когда-то произвело
на нас впечатление.
I.1.1. Общее
понятие о памяти: физиологическая основа,
виды и типы.
Физиологической основой памяти
является образование временных нервных
связей, способных восстанавливаться,
актуализироваться в дальнейшем под влиянием
различных раздражителей (Н.П.Павлов).
исследования последних лет, проводящиеся
на нейрофизиологическом и биохимическом
уровнях, позволяют выделить две фазы
в построении связей. В первой – лабильной
фазе сохранение следа происходит благодаря
ревербации нервных импульсов. В ходе
второй – стабильной – фазы сохранения
следа осуществляется за счет изменений,
возникающих на основе первой фазы: согласно
различным данным, такими изменениями
являются или рост протоплазматических
нервных отростков или изменения в синоптических
окончаниях, в свойства клеточных мембран
или в составе рибонуклеиновых кислот
клетки.
Основные
виды памяти.
Формы проявления памяти весьма
многообразны, так как она связана с различными
сферами жизни человека, с его особенностями.
Все виды памяти можно условно
разделить на три группы:
1. Что запоминает человек (предметы
и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно
этому различают двигательную, словесно-логическую
и образную память;
2. как человек запоминает (случайно
или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную
и непроизвольную память;
3. как долго сохраняется запомненное.
Это кратковременная, долговременная
и оперативная память.
В процессе развития человека
относительная последовательность становления
видов памяти выглядит примерно так:
I. II. III.
Двигательная Непроизвольная
Кратковременная
Эмоциональная Произвольная
Оперативная
Образная Долговременная
Смысловая
Все виды памяти необходимы
и самоценны, в процессе жизни взрослого
человека они не исчезают, а обогащаются,
взаимодействуют между собой.
Типы памяти
У каждого человека есть свои
особенности памяти. Память может быть
хорошей по отношению к одним объектам
и плохой по отношению к другим. Выделяют
различные типы памяти в зависимости оттого,
что человек запоминает успешнее и как
он предпочитает запомнить.
Наиболее существенные различия
проявляются между наглядно - образным
и словесно-логическими типами памяти.
Кто-то лучше запоминает наглядные образы
предметов и событий, кто-то мысли, выраженный
в словах.
Физиологической основой различия
между двумя типами памяти являются особенности
соотношения I и II сигнальных систем. но
типы памяти обусловлены не только взаимодействием
сигнальных систем, но и тем, какой анализатор
является у человека ведущим в запоминании
и воспроизведении. Так, зрительный тип
памяти нуждается в зрительном восприятии
того, что запоминается. Есть преимущественная
память на запахи, на звуки и шумы, вкусовая,
осязательная, эмоциональная. Двигательный
тип памяти формируется и проявляется
при занятиях физкультурой и спортом,
при письме ручкой и работе на компьютере,
игре на музыкальных инструментах.
Итак, память –
это основа психической деятельности.
Без нее невозможно понять основы формирования
поведения, мышления, сознания, подсознания.
Поэтому для лучшего понимания человека
необходимо как можно больше знать о нашей
памяти.
I.1.2. Процессы памяти: запоминание,
сохранение, забывание и воспроизведение.
Основные процессы
памяти – запоминание, воспроизведение,
сохранение, узнавание, забывание. Память
начинается с запоминания. Запоминание
- это процесс памяти, обеспечивающий охранение
в памяти материала как важнейшее условие
его последующего воспроизведения. Если
запоминание имеет характер специальной
организованной работы, связанной с применением
определенных приемов для наилучшего
усвоения знаний, она называется заучиванием.
Воспроизведение – существенный компонент памяти.
Воспроизведение может протекать на трех
уровнях: узнавание, самовоспроизведение
(произвольное и непроизвольное), припоминание
(в условиях частичного забывания, требующего
волевого усилия). Узнавание –
проявление чувства знакомости при повторном
восприятии чего-либо. Этот процесс более
«слепой», он характеризуется тем, что
образы, закрепленные в памяти, возникают
без опоры на вторичное восприятие тех
или иных объектов.
Сохранение и
забывание – это две стороны единого процесса
долговременно удерживаемого воспринятой
информации. Сохранение – это удержание
в памяти, а забывание – это исчезновение,
выпадение из памяти заученного.