Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 13:46, курсовая работа
Описание работы
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть нечто иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни.
Содержание работы
Введение Глава I I.1. Память как высшая психическая функция человека……….6 I.1.1. Общее понятие о памяти: физиологическая основа, виды и типы…………………………………………………………………………7 I.1.2. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение……………………………………………………………9 I.1.3. Законы осмысленного запоминания………………………..10 I.2. Сензитивный период развития памяти……………………..18 I.2.1. Развитие произвольной памяти младших школьников…...20 I.2.2. Основные принципы хорошей работы памяти…………….24 I.2.3. Методы обучения продуктивному запоминанию в начальной школе………………………………………………………….27 Глава II Организация и проведение опытно-экспериментальной работы II.1. Организация и этапы опытно-экспериментальной работы……………………………………………………………………. 31 II.2. Методы и методики, использованные в работе II.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы Заключение…………………………………………………………33 Литература …………………………………………………………
· АССОЦИАЦИЯ образов (визуальная
проработка) – это существенный принцип,
использованный всеми, кто помнит местонахождение
различных предметов: очков на столе, ключей
рядом с телефоном, машины на стоянке напротив
химчистки и т.д. прибегая к образной ассоциации
во многих разных контекстах, значительно
увеличивается количество информации,
подлежащей извлечению из памяти. Просто
следует представить свой ум в виде фотокамеры,
способной запечатлевать картины окружающей
действительности, из которых вы можете
выбирать разные образы в соответствии
со своими интересами и потребностями.
· ЛИЧНЫЕ КОММЕТНАРИИ (вербальная
проработка) способствуют эмоциональному
и интеллектуальному вовлечению в процесс
записи информации и помогают оставить
яркий след в памяти.
· ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА с помощью
категории (ассоциативная проработка)
имеет отношение к способу хранения информации.
И во время записи, и во время извлечения
информации следует использовать категории
или основные тематические разделы памяти,
которые облегчают поток специфических
воспоминаний. Например, любой предмет
искусства можно классифицировать по
нескольким основным признакам (материал,
размер, цвет, местонахождение, ценность)
и ряду второстепенных (декоративность,
утилитарность, продажная стоимость).
Если вы запомните подлежащую хранению
информацию в определенную категорию,
впоследствии вам будет легче извлечь
нужный материал из памяти, обращаясь
к означенной категории. Д.Лапп считал,
вместо того, чтобы полагаться на механизмы
непроизвольной памяти, случайно вызывающие
к жизни фрагментарные не спровоцированные
воспоминания, разумней рассчитывать
на преднамеренную память, усилить которую
можно использованием нескольких категорий
в качестве подсказок.
· ПРОСМОТР и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
материала обеспечивают быстрое воспоминание.
Просматривая информацию, вы принимаете
активное участие в трех основных процессах
памяти: записи, хранении и извлечении.
В повседневной жизни человек должен держать
в голове имена людей, с которыми часть
имеет дело; названия продуктов и товаров,
которым пользуется ежедневно; названия
улиц, по которым постоянно ходит (при
условии, что он взял себе за правило запоминать
их!). Чем чаще пользуешься информацией,
тем легче извлекать ее из памяти.
Усвоив, как следует вышеперечисленные
принципы хорошей работы памяти, можно
найти им применение в самых разных сферах
жизнедеятельности – и никогда не придется
жаловаться на забывчивость!
I.2.3. Методы обучения продуктивному
запоминанию в начальной школе.
В современной педагогической
практике широкое применение получили
опорные сигналы и сигналы (инновации
В.Ф. Шаталова, С.М. Энгейштейна и др.), которые
ведут свое начало от опорных пунктов
(первое использование опорных пунктов
в обучении мы находим у профессора Н.Барановского
в 1946 году).
Опорный пункт – выделение какого-либо краткого
элемента материала, служащего опорой
для более подробного изложения этого
материала (тезисы, заголовки, примеры,
вопросы, цифровые данные, сравнения и
т.п.).
Опорный пункт – выразитель
некого общего смысла. По существу опорные
пункты представляют собой перекодирование
материала, где кодами могут быть все виды
опосредования. Функция, которую выполняют
опорные пункты при запоминании та же,
что и функция стимула – средства в модели
опосредованного запоминания П.Н.Леонтьва.
однако опорные пункты не внешняя помощь
или поддержка, а сжатое содержание самого
текста.
Сигнал – знак, физический процесс
(или явление), несущий сообщение (информацию
о каком-либо событии, состоянии объекта
наблюдения, либо передающий команды управления,
указывания, оповещения и т.д.). Таким образом, опорный сигнал
- это перекодированный материал, служащий
опорой для выражения определенной информации,
а также являющийся указанием для припоминания
этой информации.
Опорный пункт
Опорный сигнал
Сжатие, перекодирование информации
Гомогенное структурирование
информации
Структурирование информации
с учетом стимульной составляющей
Компановка
Участие всех органов чувств
Участие только глаз (учет психофизиологических
возможностей зрения)
Структурирование информации
Обязательный учет основ композиции
при структурировании информации
Опорный конспект – краткое
изложение информации с помощью опорных
сигналов.
При разработке опорного сигнала
рекомендуется использовать следущее:
во-первых, «сжатие» информации с помощью
различных ходов (буквы, линии, принятые
условные обозначения, сокращения, определенные
ГОСТом, простые геометрические фигуры,
цифры и т.п.); во-вторых, компановку с учетом
психофизиологических особенностей глаза.
Тут следует обратиться за помощью к одной
из древнейших наук-композиции, к ее законам,
метолам и приемам (соподчинение, пропорции,
цвет, ритмический и метроритмический
порядок).
При разработке опорного конспекта
необходимо учитывать время запоминания
с помощью функциональных и операционных
механизмов памяти. Если закодированная
в конспекте информация превышает норматив
времени запоминания, то такой конспект
не является опорным.
В современной педагогике под
названием «опорные сигналы» можно встретить
самые различные формы сокращения и систематизации
учебного материала (традиционный учебные
плакаты, различны структурно-логические
схемы).
В свете кибернетической и психологической
педагогики опорными конспектами нужно
считать закодированное, сокращенное
изложение информации, которая организована
с учетом удобства восприятия ее глазом
и содержит информацию в коррекции с психофизиологическими
возможностями зрения.
Итак, информация поступает
в память в «свернутом» виде. «Свернуть»
информацию – это значит «сжать» ее в
пространстве, сохранив в объеме. «Свертывание»
информации производится в целях оптимизации
процесса формирования памяти. «Свернутая»
информация обеспечивает оптимальность,
экономичность, удобство пользования,
селекционность, доступность, новизну,
оригинальность, гибкость, неутомимость
восприятия. «Свернутая» информация письменно
фиксируется путем составления плана,
тезирования, конспектирования, реферирования,
аннотирования, рецензирования, цитирования
и т.п.
В современной педагогике новаторы
широко использует игровые ситуации, игровые
элементы и игры на уроке.
Игровая деятельность. Предмет
– условия игры либо определенные атрибуты,
которые находятся вне личности; процедура
– мыслительные операции, которые протекают
внутри личности; продукт – принятия решения,
которое выражается внешне определенным
игровым ходом.
Таким образом, игры, используемые
в обучении, позволяют определить пробелы
в конкретных знаниях, умениях и навыках,
а также осуществить проектирование эффективного
педагогического вмешательства. Многолетнее
использование обучающих игр способствовало
выработке ряда методических рекомендаций
по их применению.
1. В процессе игры на первых
порах следует воздержаться от личных
комментариев, особенно от «вознаграждения»
нерадивых.
2. Коллективная игра, не предусматривающая
общение, повышает запоминаемости материала
в три раза, предусматривающая общение
в семь раз.
3. Не объявляйте перед игрой
учебную цель, постарайтесь на первый
план выдвинуть организаторские функции,
а на второй – гностические.
4. Если вы включаетесь в игру,
то помните, что для вас все ее правила
остаются в силе, как для любого играющего.
5. При организации игры соблюдайте
принципы самоорганизации и самоуправления,
не нарушайте ход игры и не вмешивайтесь
в нее без необходимости.
6. Доверяйте судейство самим
играющим, заметив нарушения, не спешите
их вскрыть и наказать нарушителя. Продумайте
в таком случае незаметное педагогическое
воздействие.
7. Разрабатывайте игры совместно
с учащимися.
Итак, тренинговые игры позволяют
активизировать непроизвольное запоминание
и в тоже время не исключают произвольное
запоминание.
При смешанном запоминании материал
представляется менее двух раз. Первый
раз он исполняется как ориентирующее
задание, а второй – произвольное запоминание.
Ученые утверждают, что воспроизведение
непроизвольно запомненного материала
среднем в полтора раза лучше, чем воспроизведение
произвольного запомненного материала.
Игры способствуют развитию
социальной перцепции, умению понимать
и оценивать свою личность, а также личность
и деятельность других людей, воспитывают
большую терпимость к людям, более дружелюбное
отношение к ним, снижает агрессивность,
приводят к осознанию неизбежности различий
между людьми.
II.1. Организация и этапы
опытно-экспериментальной работы.
Тема: Изучение типа памяти.
Цель: получить практические навыки
использования методики изучения типа
памяти в работе со вторым классом.
I этап подготовительный. Изучение методики изучения типа памяти,
требований к ее применению на практике.
Подготовка раздаточного материала.
II этап. Мною бала проведена опытно-экспериментальная
работа во втором классе. Дети активно
приняли участие в этом. Ход выполнения
задания:
Испытуемому предлагается поочередно
четыре группы слов для запоминания. Первый
ряд слов читает экспериментатор с интервалом
в 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание).
После десятисекундного перерыва ученик
записывает те слова, которые он запомнил.
Через некоторое время (не меньше 10 мин.)
испытуемому предлагается второй ряд
слов, который он читает молча и затем
записывает (зрительное запоминание).
После десятиминутного перерыва испытуемому
предлагается третий ряд слов. Экспериментатор
читает слова, а испытуемый шепотом повторяет
их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое
запоминание), затем записывает те из них,
которые успел запомнить. После перерыва
предлагаются для запоминания слова четвертого
ряда. На этот раз экспериментатор читает
слова, а испытуемый одновременно следит
по карточке и шепотом повторяет каждое
слово (зрительно-слухо-моторное запоминание).
Далее запомнившиеся слова записываются
и подписываются листочки.
III этап. Анализ результатов.
О преобладающем типе памяти
испытуемых я сделала вывод, подсчитав
коэффициент типа памяти (С):
С =а /10
Где а - количество правильно
воспроизводимых слов. Тип памяти характеризуется
тем, в каком из рядов было большее воспроизведение
слов. Чем ближе коэффициент памяти, тем
лучше развит у испытуемого данный тип
памяти.
в данном классе преобладающий
тип памяти зрительно-моторно-слуховой (коэффициент типа памяти 6,7). Запоминание и воспроизведение сложных многообразных движений, звуков, например, музыкальных, речевых, то, что человек зрительно может себе представить, он легче запоминает.
Наличие учащихся с преобладающей слуховой памятью (коэффициент типа памяти 6,3). Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.
start="3"
Моторно-слуховая память (коэффициент
типа памяти 6,2). Запоминание и воспроизведение
многообразных и сложных движений и звуков.
Зрительная память (коэффициент
типа памяти 4,7). Она на прямую связана
с развитым воображение (см. приложение
).