Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 00:46, курсовая работа
Предмет исследования – процесс патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций
Цель исследования – в соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи исследования:
- охарактеризовать понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
- дать понятие традиции как основы патриотического воспитания подрастающего поколения
- показать основные направления патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций, выявить их особенности в различных возрастных группах (дошкольники, младшие школьники, подростки).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
детей и подростков
1.1. Характеристика понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание». 5
1.2. Традиция как основа патриотического воспитания детей и подростков. 8
Глава 2. Направленность патриотического воспитания детей и подростков
2.1Основные направления патриотического воспитания 12
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарская государственная академия культуры и искусств»
Институт современного искусства и художественных коммуникаций
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа по этнопедагогике:
«Патриотическое воспитание детей и подростков
на основе народных традиций»
Введение
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
детей и подростков
1.1. Характеристика понятий «патриотизм»,
«патриотическое
воспитание».
1.2. Традиция как основа патриотического
воспитания детей и подростков.
Глава 2. Направленность патриотического
воспитания детей и подростков
2.1Основные направления патриотического воспитания 12
Заключение
Список использованной
литературы
Проблема патриотического
В то же время современная ситуация оценивается как нестабильная. Это связано с существенным изменением жизненных стратегий и ценностных ориентаций значительной части сегодняшней молодёжи, ее отчуждением от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, с отсутствием чётких перспектив в воспитании личности. Под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей, присущих определённой группе детей, молодым гражданам. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребенок, во много раз превзошла влияние семьи, школы и других общественных институтов. Человеку – молодому и взрослому - стало не просто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что навязывают ему извне.
Особую актуальность приобретает вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. Именно патриотическая идея является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества.
В соответствии с вышеизложенным можно сформулировать цель настоящей работы: показать особенности патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций.
Объектом исследования является патриотическое воспитание детей и подростков
Предмет исследования – процесс патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций
Цель исследования – в соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи исследования:
- охарактеризовать понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
- дать понятие
традиции как основы
- показать основные направления
патриотического воспитания
При написании работы были использованы труды, таких ученых как Ивашкина Н.А., Гаврилюк В.В., Агапова И., Бородин Е.Т., а также литература учебного и учебно-методического характера.
Теоретические основы патриотического воспитания
детей и подростков
1.1. Характеристика понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание».
Патриотизм, это, прежде всего, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [7;17].
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в
Следует отметить, что патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности [8;30].
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Патриотизм – это
особая направленность самореализации
и социального поведения
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.
Под патриотическим воспитанием детей и подростков на традициях народной педагогики понимается систематическая и целенаправленная деятельность школ, органов государственной власти и общественных организаций по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [9;59]. А также это непрерывный, последовательный педагогически организованный процесс освоения ценностей народной культуры, отношения к малой Родине, языку, своему народу, его традициям, обычаям, идеалам, обеспечивающих патриотическое становление личности ребёнка.
1.2. Традиция как основа патриотического воспитания детей и подростков.
В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов [11; 17].
Одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций русской национальной школы. Это вызвано несколькими причинами.
Во-первых, многие ощущают, что мировоззренческая пустота, возникшая после отторжения коммунистической идеологии, быстро заполняется культом «золотого тельца», внушается безнравственная мысль, что все способы обогащения приемлемы в период «дикого» капитализма, поры первоначального накопления средств.
Во-вторых, обращение педагога к традиционным ценностям русской культуры объясняется и тем, что именно в наши дни открыто заговорили о том, что ныне реально встал вопрос о самом существовании того, что мы называем русской цивилизацией.
В-третьих, воспитывать детей на традициях отечественной культуры необходимо уже потому, что они в большинстве своём – русские. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Если человек не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.
В-четвёртых, педагог в наши дни ясно видит, что некоторые средства массовой информации занимают откровенно враждебную позицию по отношению к русской культурной традиции, русскому человеку, русскому языку.
В-пятых, русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье. В отношениях между молодыми людьми и пожилыми людьми между верующими и неверующими людьми [3; С. 259].
Народная педагогика передает последующим поколениям социальный опыт, нормы поведения каждого этноса. Она тесно связана с традицией.
Под традицией понимается:
Информация о работе Патриотическое воспитание детей и подростков на основе народных традиций