Патриотическое воспитание детей и подростков на основе народных традиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – процесс патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций
Цель исследования – в соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи исследования:
- охарактеризовать понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
- дать понятие традиции как основы патриотического воспитания подрастающего поколения
- показать основные направления патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций, выявить их особенности в различных возрастных группах (дошкольники, младшие школьники, подростки).

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
детей и подростков

1.1. Характеристика понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание». 5

1.2. Традиция как основа патриотического воспитания детей и подростков. 8

Глава 2. Направленность патриотического воспитания детей и подростков

2.1Основные направления патриотического воспитания 12

Заключение 21

Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание. ОСн. текст..doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарская государственная академия культуры и искусств»

Институт современного искусства  и художественных коммуникаций

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по этнопедагогике:

«Патриотическое воспитание детей и подростков

на основе народных традиций»

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнил студент

                                                                        2 курса группы ХТ-25

                                                                   заочного отделения

                                                               Перепелкин И.В.

                                                                          Научный руководитель

                                                                                   к.п.н. доцент Астахова С. В.

                                                                                   Время выполнения: _______

                                                                            Оценка ______________   

 

 

 

                                                     Самара, 2013                                         
                                                        Содержание

 

 

Введение                                                                                                    3

 

           Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания          

детей и подростков

        

          1.1. Характеристика понятий «патриотизм», «патриотическое                          воспитание».                                                                                                       5

 

1.2. Традиция как основа патриотического воспитания детей и подростков.                                                                                                         8

 

Глава 2. Направленность патриотического воспитания детей и подростков                                                                                                         

 

2.1Основные направления патриотического воспитания                  12

 

Заключение                                                                                             21          

 

Список использованной литературы                                                   23

 

 

 

                                                 Введение

 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота се-годня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.

В то же время  современная ситуация оценивается  как нестабильная. Это связано  с существенным изменением жизненных стратегий и ценностных ориентаций значительной части сегодняшней молодёжи, ее отчуждением от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, с отсутствием чётких перспектив в воспитании личности. Под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей, присущих определённой группе детей, молодым гражданам. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребенок, во много раз превзошла влияние семьи, школы и других общественных институтов. Человеку – молодому и взрослому - стало не просто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что навязывают ему извне.

Насколько остро  в современной России стоит проблема патриотического воспитания можно  судить по тому, что эта проблема нашла свое отражение в государственной программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795)

Особую актуальность приобретает вопрос патриотического  воспитания подрастающего поколения. Именно патриотическая идея является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества.

В соответствии с вышеизложенным можно сформулировать цель настоящей работы: показать особенности патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций.

Объектом исследования является патриотическое воспитание детей и подростков

Предмет исследования –  процесс патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций

Цель исследования – в соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи исследования:

- охарактеризовать  понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»

- дать понятие  традиции как основы патриотического  воспитания подрастающего поколения

- показать основные направления  патриотического воспитания детей  и подростков на основе народных  традиций, выявить их особенности  в различных возрастных группах (дошкольники, младшие школьники, подростки).

При написании работы были использованы труды, таких ученых как Ивашкина Н.А., Гаврилюк В.В., Агапова И., Бородин Е.Т., а также литература учебного и учебно-методического характера.

   
                                                             Глава 1

Теоретические основы патриотического воспитания

детей и подростков

1.1. Характеристика понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание».

Патриотизм, это, прежде всего, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [7;17].

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой  своей Родины, желание сохранять  её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями  закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая,   устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного  сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках  и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Следует отметить, что патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности [8;30].

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм – это  особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение  целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества [15; 4].

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского  национального характера. Российскому  патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая  направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и  законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан  общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

Под патриотическим воспитанием детей и подростков на традициях народной педагогики понимается систематическая и целенаправленная деятельность школ, органов государственной власти и общественных организаций по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [9;59]. А также это непрерывный, последовательный педагогически организованный процесс освоения ценностей народной культуры, отношения к малой Родине, языку, своему народу, его традициям, обычаям, идеалам, обеспечивающих патриотическое становление личности ребёнка.

 

1.2. Традиция как основа патриотического воспитания детей и подростков.

В условиях многонациональности  российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов [11; 17].

Одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций русской национальной школы. Это вызвано несколькими  причинами.

Во-первых, многие ощущают, что мировоззренческая пустота, возникшая после отторжения коммунистической идеологии, быстро заполняется культом  «золотого тельца», внушается безнравственная мысль, что все способы обогащения приемлемы в период «дикого» капитализма, поры первоначального накопления средств.

Во-вторых, обращение  педагога к традиционным ценностям  русской культуры объясняется и  тем, что именно в наши дни открыто  заговорили о том, что ныне реально  встал вопрос о самом существовании  того, что мы называем русской цивилизацией.

В-третьих, воспитывать  детей на традициях отечественной  культуры необходимо уже потому, что они в большинстве своём – русские. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Если человек не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

В-четвёртых, педагог  в наши дни ясно видит, что некоторые средства массовой информации занимают откровенно враждебную позицию по отношению к русской культурной традиции, русскому человеку, русскому языку.

В-пятых, русский образ  жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании  человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье. В отношениях между молодыми людьми и пожилыми людьми между верующими и неверующими людьми [3; С. 259].

Народная педагогика передает последующим поколениям социальный опыт, нормы поведения каждого этноса. Она тесно связана с традицией.

Под традицией понимается:

  1. Всё, что устно перешло от поколения на другое [4; 303]
  2. Обычай, установившийся порядок в быту [17; 415].

Информация о работе Патриотическое воспитание детей и подростков на основе народных традиций