Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 00:46, курсовая работа
Предмет исследования – процесс патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций
Цель исследования – в соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи исследования:
- охарактеризовать понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
- дать понятие традиции как основы патриотического воспитания подрастающего поколения
- показать основные направления патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций, выявить их особенности в различных возрастных группах (дошкольники, младшие школьники, подростки).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
детей и подростков
1.1. Характеристика понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание». 5
1.2. Традиция как основа патриотического воспитания детей и подростков. 8
Глава 2. Направленность патриотического воспитания детей и подростков
2.1Основные направления патриотического воспитания 12
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Основные формы работы: введение элективных курсов «Краеведение», «Родиноведение», изготовление рисунков-иллюстраций «Загадка», «Потешка», «Колыбельная песня», урок «Название моего города», видеоурок «С чего начинается Родина?», урок – исторический портрет «Ими гордится наш народ», урок – познания «Быт и обычаи наших предков», музыкальный конкурс «Таланты земли Самарской» [12; 31].
Все направления программы должны включать проведение всевозможных дел с участием родителей школьников. Несомненно, что этническая культура способствует приобщению детей к народным традициям, включает ребёнка в массовую деятельность, которая способствует формированию таких качеств личности, как национальное самосознание, достоинство, гордость за свой народ и др.
Поскольку в воспитании
громадную роль играет преемственность
развития, необходимо рассматривать
возрастные особенности детей
Для подростков характерны следующие признаки психического развития:
- целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
- неустойчивость может
смениться апатией, отсутствие
стремлений и желаний что-
- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- потребность в общении сменяется желанием уединиться;
- развязность в поведении
порой сочетается с
- романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
- нежность, ласковость
бывают на фоне недетской
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Особое значение в
патриотическом воспитании имеет изучение
подростками отечественной
При изучении подвига многонационального советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России необходимо организация различных дискуссий, диалогов вопросам проявления патриотизма народа в разные периоды истории России. В старших классах должны внедряться такие формы самостоятельной работы, как слайд-презентации, мультимедийные проекты; проведение исследований, конференций, конкурсов, олимпиад. Одним словом, здесь вполне применим самый широкий спектр форм и методов учебной и внеурочной деятельности подростков: работа с мемуарами, документами, письмами, изучение биографий известных людей России, защита рефератов, написание эссе, анализ аудиозаписей, видеофильмов, работа с каталогами книг, произведениями искусства, статьями философов, публицистов, государственных и военных деятелей. Это способствует созданию системы патриотических знаний, формированию на этой основе убеждений и взглядов на патриотизм как нравственную ценность [2; 24].
В заключение данной главы можно констатировать, что традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.
В целом обобщение результатов проведенной работы позволяют сделать следующие выводы:
Проблема патриотического
Среди традиций народной педагогики, наиболее отвечающих патриотическому воспитанию детей и подростков, выделяются четыре группы: фольклорные (использование фольклорных жанров с патриотической тематикой: сказок, песен, пословиц, загадок и др.); празднично-игровые (приобщение детей к празднично-игровой культуре, являющейся для ребёнка родной), природосберегающие (привитие бережного отношения к природе родного края), ремесленно-трудовые (воспитание трудолюбия через включение в народные промыслы, характерные для людей, проживающих в данной местности).
Эффективность патриотического воспитания детей и подростков на традициях народной педагогики обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием урочной и внеклассной работы и требует комплексной организации работы, включающей такие направления, как историко-краеведческое, литературно-музыкальное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое, семейное, героико-мемориальное, дидактическое.
Компонентами патриотического воспитания детей и подростков на традициях народной педагогики выступают эмоционально-чувственный, когнитивно-интеллектуальный, деятельностно-практический.
Патриотическое воспитание детей и подростков, основанное на традициях народной педагогики, есть сложный, системный и последовательный педагогический процесс, направленный на формирование субъективно-значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.
Список использованной литературы
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002. – 224с.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005. - № 4. - С. 23-25.
3. Бородин, Е.Т. Русская идея есть идея русского патриотизма // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 6. - С. 259-273.
5. Быков, А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ // Педагогика. - 2011. -№ 1. - С.14-24.
6. Волкогонов Д.А. Феномен героизма:- М,: Политиздат, 1995. - 263 с.
7. Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога /Е.А.Воронова. - Ростов н /Д: Феникс, 2009. - 404 с.
8. Гаврилюк, В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. - 2007. - № 4. – С. 30-37.
9. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. – 2005. – № 6. – С. 59-63.
11. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17-21.
12. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 29-33.
13. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. - М.: АРКТИ, 2003.
14. Концепция дошкольного воспитания. Дошкольное воспитание -1989. - №5 - С.10-12.
15. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). - 2002. - № 4. - С. 4-6.
16. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. - 2003. - № 5. - С. 12-13.
17. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь русского языка. – М., 1978. Т.4. – С. 415.
Информация о работе Патриотическое воспитание детей и подростков на основе народных традиций