Патриотическое воспитание детей и подростков на основе народных традиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – процесс патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций
Цель исследования – в соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи исследования:
- охарактеризовать понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
- дать понятие традиции как основы патриотического воспитания подрастающего поколения
- показать основные направления патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций, выявить их особенности в различных возрастных группах (дошкольники, младшие школьники, подростки).

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
детей и подростков

1.1. Характеристика понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание». 5

1.2. Традиция как основа патриотического воспитания детей и подростков. 8

Глава 2. Направленность патриотического воспитания детей и подростков

2.1Основные направления патриотического воспитания 12

Заключение 21

Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание. ОСн. текст..doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Основные формы работы: введение элективных курсов «Краеведение», «Родиноведение», изготовление рисунков-иллюстраций  «Загадка», «Потешка», «Колыбельная песня», урок «Название моего города», видеоурок «С чего начинается Родина?», урок – исторический портрет «Ими гордится наш народ», урок – познания «Быт и обычаи наших предков», музыкальный конкурс «Таланты земли Самарской» [12; 31].

Все направления программы должны включать проведение всевозможных дел с участием родителей школьников. Несомненно, что этническая культура способствует приобщению детей к народным традициям, включает ребёнка в массовую деятельность, которая способствует формированию таких качеств личности, как национальное самосознание, достоинство, гордость за свой народ и др.

Поскольку в воспитании громадную роль играет преемственность  развития, необходимо рассматривать  возрастные особенности детей подросткового  возраста в единстве сущего и должного [2; 23].

Для подростков характерны следующие признаки психического развития:

- целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

- неустойчивость может  смениться апатией, отсутствие  стремлений и желаний что- либо  делать,

- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

- потребность в общении  сменяется желанием уединиться;

- развязность в поведении  порой сочетается с застенчивостью;

- романтические настроения  нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

- нежность, ласковость  бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого  возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. 

Особое значение в  патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение  к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике. Усиление воспитательных функций учебного процесса, содержания курсов отечественной истории является сегодня одной из целей модернизации образования. Перед общеобразовательной школой стоят задачи формирования у подростков ценностного отношения к отечественной истории и культуре; чувства гордости за ратные и трудовые подвиги народа; готовности к реализации активной гражданской позиции в практической деятельности во имя развития культуры, социальной и производственной сфер жизни страны, укрепления ее позиций на международном уровне.

При изучении подвига  многонационального советского народа в годы Великой Отечественной  войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России необходимо организация различных дискуссий, диалогов вопросам проявления патриотизма народа в разные периоды истории России. В старших классах должны внедряться такие формы самостоятельной работы, как слайд-презентации, мультимедийные проекты; проведение исследований, конференций, конкурсов, олимпиад. Одним словом, здесь вполне применим самый широкий спектр форм и методов учебной и внеурочной деятельности подростков: работа с мемуарами, документами, письмами, изучение биографий известных людей России, защита рефератов, написание эссе, анализ аудиозаписей, видеофильмов, работа с каталогами книг, произведениями искусства, статьями философов, публицистов, государственных и военных деятелей. Это способствует созданию системы патриотических знаний, формированию на этой основе убеждений и взглядов на патриотизм как нравственную ценность [2; 24].

В заключение данной главы можно констатировать, что традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.

 

                                               Заключение

 

В целом обобщение результатов  проведенной работы позволяют сделать  следующие выводы:

Проблема патриотического воспитания младших школьников на традициях  народной педагогики актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цель, задачи и содержание патриотического воспитания детей и подростков в современных условиях определяются социальными изменениями, возрастными особенностями учащихся и уровнем подготовленности педагогов к решению данной проблемы. Целенаправленное, системное и планомерное использование традиций народной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников на основе принципа приоритетности регионального культурного наследия, а также на основе взаимодействия школы и семьи в решении данной проблемы позволяет с раннего детства формировать патриота своей Родины.

Среди традиций народной педагогики, наиболее отвечающих патриотическому  воспитанию детей и подростков, выделяются четыре группы: фольклорные (использование фольклорных жанров с патриотической тематикой: сказок, песен, пословиц, загадок и др.); празднично-игровые (приобщение детей к празднично-игровой культуре, являющейся для ребёнка родной), природосберегающие (привитие бережного отношения к природе родного края), ремесленно-трудовые (воспитание трудолюбия через включение в народные промыслы, характерные для людей, проживающих в данной местности).

Эффективность патриотического воспитания детей и подростков на традициях народной педагогики обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием урочной и внеклассной работы и требует комплексной организации работы, включающей такие направления, как историко-краеведческое, литературно-музыкальное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое, семейное, героико-мемориальное, дидактическое.

Компонентами патриотического  воспитания детей и подростков на традициях народной педагогики выступают эмоционально-чувственный, когнитивно-интеллектуальный, деятельностно-практический.

Патриотическое  воспитание детей и подростков, основанное на традициях народной педагогики, есть сложный, системный и последовательный педагогический процесс, направленный на формирование субъективно-значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.

 

                         Список использованной литературы

 

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002. – 224с.

2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005. - № 4. - С. 23-25.

3. Бородин, Е.Т. Русская идея есть идея русского патриотизма // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 6. - С. 259-273.

4. Даль В.Е. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык,  1985. - Т.4.

5. Быков, А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ // Педагогика. - 2011. -№ 1. - С.14-24.

6. Волкогонов Д.А. Феномен героизма:- М,: Политиздат, 1995. - 263 с.

7. Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога /Е.А.Воронова. - Ростов н /Д: Феникс, 2009. - 404 с.

8. Гаврилюк, В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. - 2007. - № 4. – С. 30-37.

9. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. – 2005. – № 6. – С. 59-63.

11. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17-21.

12. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 29-33.

13. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. - М.: АРКТИ, 2003.

14. Концепция дошкольного воспитания. Дошкольное воспитание  -1989. - №5 - С.10-12.

15. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). - 2002. - № 4. - С. 4-6.

16. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. - 2003. - № 5. - С. 12-13.

17. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь русского языка. – М., 1978. Т.4. – С. 415.


Информация о работе Патриотическое воспитание детей и подростков на основе народных традиций