Патриотическое воспитание детей и подростков на основе народных традиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – процесс патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций
Цель исследования – в соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи исследования:
- охарактеризовать понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
- дать понятие традиции как основы патриотического воспитания подрастающего поколения
- показать основные направления патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций, выявить их особенности в различных возрастных группах (дошкольники, младшие школьники, подростки).

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
детей и подростков

1.1. Характеристика понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание». 5

1.2. Традиция как основа патриотического воспитания детей и подростков. 8

Глава 2. Направленность патриотического воспитания детей и подростков

2.1Основные направления патриотического воспитания 12

Заключение 21

Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание. ОСн. текст..doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

В основе традиций лежит длительный опыт социальной группы, её нормы, символы, обряды, обычаи, фольклор создают своеобразный сценарий поведения человека в определённых ситуациях. Традиция является одной из важнейших категорий культуры.

Устойчивая сторона культуры –  это традиции, благодаря которым  передается и закрепляется социальный опыт от поколения к поколению; это условия, при которых поддерживается опыт, обосновывается и узаконивается простой ссылкой на его существование в прошлом. Традиция – это самый ранний способ обеспечения единства поколений и целостности субъекта культуры.

Традиции присущи всем культурным регионам и тесно связаны с этнокультурой. Они выступают как специфическая память, а это непременное условие не только существования, но и развития культуры в случае создания качественно новой её ступени. Традиции по форме глубоко национальны. Именно в них сосредоточены единство и многообразие культур разных народов. Каждый народ в силу своего уклада жизни создаёт только присущие ему традиции. Нравственная система каждого народа сугубо традиционна с точки зрения её формирования и развития [12; 29].

Традиции, выступающие как коллективная память, являются в то же время элементом  народного самосознания. Они содействуют  возникновению у людей национально-этнического  притяжения, укрепляют чувства патриотизма  и национальной гордости. Через народную традицию формируется отношение ребенка к окружающей действительности, происходит совместное участие детей и взрослых в общественно значимых событиях, трудовых действиях. Процесс использования традиций народа неизменно оказывается одним из важных моментов функционирования системы воспитания. Народная традиция является средой для коллективного взаимодействия школы и семьи.

Традиции народной педагогики в  области патриотического воспитания можно условно разделить на группы: фольклорные, празднично-игровые, природосберегающие и ремесленно-трудовые. Специфика их заключается в том, что они позволяют воздействовать на детей в раннем возрасте, вызывая определенные чувства, представления, убеждая, формируя гуманное и патриотическое отношения к окружающему миру. Традиции народной педагогики носят коллективистический характер. Праздники, обряды, обычаи происходят на фоне коллективного участия в них взрослых и детей, поэтому забота о Родине, общий труд понимается в народе как коллективное дело. Время доказало необходимость и действенность традиций народной педагогики, выявило огромный патриотический потенциал всех видов народного искусства [5; 14].

В ряде наиболее важных традиций можно  назвать такие: беспредельная преданность  народу, непримиримость к врагам Отечества, верность общественному, воинскому долгу, готовность к самопожертвованию, высокий гуманизм поступков. Все эти традиции живут и развиваются в нашем обществе. Героические традиции не только становятся элементом нашего мировоззрения, нашей духовной культуры, но и материализуются в экспонатах музеев и комнат боевой славы, историях частей и кораблей, памятниках и мемориалах, празднованиях выдающихся дат истории нашего народа [7;147]. Многие из традиций закреплены ритуалами. Они торжественны, строги, лаконичны и исполнены глубокого внутреннего смысла. Носителями традиций являются не только отдельные герои, воины, прославившие себя и Отечество подвигами, но и целые коллективы, воинские части, корабли, соединения. Героические традиции, как живой сгусток прошлого военного опыта, который мы получили в наследство, используется в самых различных отношениях и формах. Традиция дает возможность бережного отношения к героической истории, сохранения наиболее рациональных форм поведения и действия, а также позволяет, с помощью определенных ритуалов, воздавать должное героям-творцам подвигов. Героические традиции как бы зовут новые поколения продолжать и развивать благородные обычаи. В героических традициях всегда есть яркие образы героев, коллективов, которым подростки стремятся подражать, быть похожими на них [6;160].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Глава 2

Направленность  патриотического воспитания детей  и подростков

2.1. Основные  направления патриотического воспитания

Говоря о патриотическом воспитании детей, отметим,  что воспитание у детей любви к Родине является составной частью нравственного воспитания, которое выражается в формировании основ тех моральных качеств, которые необходимо будущим гражданам нашего общества.

  Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель его нравственного развития.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего  мира, возрастом первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Особенностью этого периода, отличающей его от последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков [14; 0].

Нынешние дети растут в эпоху разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в  поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие гражданину.

Модель гражданского образования  позволяет выделить несколько ступеней патриотического воспитания детей.

          Первая ступень - русский фольклор. Это начало образования, то с чем знакомят дитя с колыбели.

Вторая ступень - устное народное творчество. На ней ребенок познает искусство, обычаи и особенности не только своего народа, но и народов других стран.

Третья ступень - этническое мировоззрение, воспитание любви и  уважения к Родине, гордости за принадлежность к великому народу.

Следующая ступень - общечеловеческие ценности, познание общепринятых правил бытия, знакомство с искусством, музыкой.

Далее -  духовно - эмоциональная ориентация в обществе с помощью моральных норм. На этой ступени ребенок определяет свое место в обществе, осознает себя как гражданин [13; 42].

Конечно, патриотическое воспитание, безусловно, должно начинаться в дошкольные года, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в детском дошкольном учреждении. Так, следует осознавать, что в дошкольном детстве патриотическое воспитание неразрывно связано с эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.

Большое значение в учреждениях  придается героико-патриотическому  воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далекого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых [16;12].

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может  оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Прикоснувшись к его богатствам, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.  
Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности  к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно  связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенный настрой [13; 45].

Младший школьный возраст - наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуются учитель и родители, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Младший школьный возраст – время интенсивного развития личности. Ребенок этого возраста отличается эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения. Таким образом, патриотические чувства начинают складываться в младшем школьном возрасте на основе содержания осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний.

В формировании патриотических чувств младших школьников важную роль играет дошкольный опыт поступков, переживаний, действий. Дошкольный период в жизни детей является началом формирования у него представлений о доме, родителях, городе и селе, где родился ребенок, обо всем, что его окружает и что именуется малой Родиной.

 Патриотическое воспитание младших школьников в современном социокультурном контексте образования представляет собой целенаправленный, систематический и последовательный педагогический процесс, тесно связанный с народной культурой и традициями [1; 37].

Традиции, семейный уклад жизни воспитывает в  подрастающем человеке социально-этнические и моральные нормы поведения. Важнейшей задачей школы и семьи являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств, подлинно народного, русского характера, таких как: уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам, обожествление хлеба, земли, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другие.

Структура работы по патриотическому  воспитанию младших школьников на традициях  народной педагогики может включать, по нашему мнению, следующие направления и формы патриотического воспитания.

Историко-краеведческое  направление.

Цель работы: изучение истории родного  края, проведение краеведческой работы, осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывность  с ней, формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Основные формы работы: целевые  беседы «Биография и судьба», заочное  путешествие «Наш край в далёком  прошлом», «О чём рассказали раскопки», посещение музее и выставок народного творчества, встреча со знаменитыми людьми своего города, села, участниками Великой Отечественной войны, уроки духовного общения «История села – история народа», акция «Помоги памятникам Отечества», диспут «О чём рассказала фотография».

 

Литературно-музыкальное  направление.

Цель работы: изучение народного  фольклора, произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры, формирование активной жизненной позиции и патриотического сознания.

Основные формы работы: фольклорный  фестиваль, работа кружка «Юный фольклорист», участие в народных праздниках «Масленица», «Сабантуй», «Троица», «Семик», «Венок дружбы», «Русская ярмарка», «Город мастеров», инсценирование народных сказок, гуляний и посиделок, конкурс частушечников, вечер песни народов своего края, конкурс стихов «Нет в мире Родины краше», конкурс сочинений «Моё Отечество», «Рассказ о России», конкурс военной и солдатской пени «Салют Победы», угадай мелодию «Забытая песня», концерт для ветеранов Великой Отечественной войны, развлекательно-познавательная игра «Вечер в деревне» и т.п.

Физкультурно-оздоровительное  направление.

Цель работы: возрождение и развитие народных игр, воспитание здорового  спортивного соперничества между  детьми и коллективами, объединение  спорта и искусства, гармонического их сочетания в жизни человека.

Основные формы работы: соревнование между классами «Самые сильные, ловкие, умелые», вечер народных игр, вечер  народных состязаний, интеллектуальная игра «В здоровом теле здоровый дух».

Экологическое направление.

Цель работы: воспитание любви к природе, потребности в её защите от загрязнения, истребление редких растений, охрана и изучение природы родного края.

Основные формы работы: акция  «Сбережём родной край», конкурс – выставка «Природа и мы», операция «Живи, родник», «Озеленение», выпуск стенгазеты «Народная медицина», конкурс «Лечение без лекарств».

 

 

Трудовое направление.

Цель работы: привитие трудовых навыков  каждому ребёнку, воспитание потребности  заботится о чистоте, уюте, порядке в доме, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм.

Основные формы работы: изготовление оберегов, праздник «История костюма моего народа», работа кружков «Лоза», «Волшебная глина», «Весёлая игла», «Роспись по дереву», бисероплетение.

Семейное направление.

Цель работы: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи.

Основные формы работы: конкурс «Наши корни», «История моей семьи», беседа «Семейные праздники», фотовыставка «Так жили прадеды», вечер «Об этом рассказала фотография», составление генеалогического древа «Моя родословная», встреча с семейными династиями.

Героико- мемориальное направление.

Цель работы: формирование чувств гордости героической историей Родины, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга, участие в возрождении народных традиций, обычаев. Основные формы работы: урок мужества «Герои нашего города», оформление стенда «Символы России», вахта Памяти у Вечного огня, организация шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, акция «Подарок ветерану», книга памяти «Герои живут среди нас», игра-путешествие «История моего города – история моей страны».

Дидактическое направление.

Цель работы: осознание учащимися  в процессе изучения школьных дисциплин  патриотических идеалов, социально  значимых процессов и явлений  реальной жизни, развитие способности  руководствоваться ими в качестве определяющих принципов в практической деятельности.

Информация о работе Патриотическое воспитание детей и подростков на основе народных традиций