Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 00:46, курсовая работа
Предмет исследования – процесс патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций
Цель исследования – в соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи исследования:
- охарактеризовать понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
- дать понятие традиции как основы патриотического воспитания подрастающего поколения
- показать основные направления патриотического воспитания детей и подростков на основе народных традиций, выявить их особенности в различных возрастных группах (дошкольники, младшие школьники, подростки).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
детей и подростков
1.1. Характеристика понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание». 5
1.2. Традиция как основа патриотического воспитания детей и подростков. 8
Глава 2. Направленность патриотического воспитания детей и подростков
2.1Основные направления патриотического воспитания 12
Заключение 21
Список использованной литературы 23
В основе традиций лежит длительный опыт социальной группы, её нормы, символы, обряды, обычаи, фольклор создают своеобразный сценарий поведения человека в определённых ситуациях. Традиция является одной из важнейших категорий культуры.
Устойчивая сторона культуры – это традиции, благодаря которым передается и закрепляется социальный опыт от поколения к поколению; это условия, при которых поддерживается опыт, обосновывается и узаконивается простой ссылкой на его существование в прошлом. Традиция – это самый ранний способ обеспечения единства поколений и целостности субъекта культуры.
Традиции присущи всем культурным регионам и тесно связаны с этнокультурой. Они выступают как специфическая память, а это непременное условие не только существования, но и развития культуры в случае создания качественно новой её ступени. Традиции по форме глубоко национальны. Именно в них сосредоточены единство и многообразие культур разных народов. Каждый народ в силу своего уклада жизни создаёт только присущие ему традиции. Нравственная система каждого народа сугубо традиционна с точки зрения её формирования и развития [12; 29].
Традиции, выступающие как коллективная
память, являются в то же время элементом
народного самосознания. Они содействуют
возникновению у людей
Традиции народной педагогики в
области патриотического
В ряде наиболее важных традиций можно назвать такие: беспредельная преданность народу, непримиримость к врагам Отечества, верность общественному, воинскому долгу, готовность к самопожертвованию, высокий гуманизм поступков. Все эти традиции живут и развиваются в нашем обществе. Героические традиции не только становятся элементом нашего мировоззрения, нашей духовной культуры, но и материализуются в экспонатах музеев и комнат боевой славы, историях частей и кораблей, памятниках и мемориалах, празднованиях выдающихся дат истории нашего народа [7;147]. Многие из традиций закреплены ритуалами. Они торжественны, строги, лаконичны и исполнены глубокого внутреннего смысла. Носителями традиций являются не только отдельные герои, воины, прославившие себя и Отечество подвигами, но и целые коллективы, воинские части, корабли, соединения. Героические традиции, как живой сгусток прошлого военного опыта, который мы получили в наследство, используется в самых различных отношениях и формах. Традиция дает возможность бережного отношения к героической истории, сохранения наиболее рациональных форм поведения и действия, а также позволяет, с помощью определенных ритуалов, воздавать должное героям-творцам подвигов. Героические традиции как бы зовут новые поколения продолжать и развивать благородные обычаи. В героических традициях всегда есть яркие образы героев, коллективов, которым подростки стремятся подражать, быть похожими на них [6;160].
Направленность патриотического воспитания детей и подростков
2.1. Основные
направления патриотического
Говоря о патриотическом воспитании детей, отметим, что воспитание у детей любви к Родине является составной частью нравственного воспитания, которое выражается в формировании основ тех моральных качеств, которые необходимо будущим гражданам нашего общества.
Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель его нравственного развития.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Особенностью этого периода, отличающей его от последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков [14; 0].
Нынешние дети растут в эпоху разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие гражданину.
Модель гражданского образования позволяет выделить несколько ступеней патриотического воспитания детей.
Первая ступень - русский фольклор. Это начало образования, то с чем знакомят дитя с колыбели.
Вторая ступень - устное народное творчество. На ней ребенок познает искусство, обычаи и особенности не только своего народа, но и народов других стран.
Третья ступень - этническое мировоззрение, воспитание любви и уважения к Родине, гордости за принадлежность к великому народу.
Следующая ступень - общечеловеческие ценности, познание общепринятых правил бытия, знакомство с искусством, музыкой.
Далее - духовно - эмоциональная ориентация в обществе с помощью моральных норм. На этой ступени ребенок определяет свое место в обществе, осознает себя как гражданин [13; 42].
Конечно, патриотическое воспитание, безусловно, должно начинаться в дошкольные года, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в детском дошкольном учреждении. Так, следует осознавать, что в дошкольном детстве патриотическое воспитание неразрывно связано с эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.
Большое значение в учреждениях
придается героико-
Серьезную помощь в деле
патриотического воспитания может
оказать обращение к фольклору.
Особенно необходимо его животворное,
очищающее влияние маленькому человеку. Прикоснувшись
к его богатствам, ребенок познал бы сердцем
родной народ, стал бы духовным наследником
его традиций, а значит, вырос бы настоящим
человеком.
Последовательное ознакомление дошкольников
с произведениями народного музыкального
творчества помогает им лучше понять мудрость
русского народа. В результате у детей
развивается интерес, любовь и уважение
к своему народу, восхищение его талантом.
Правдиво отражая реальную жизнь, народная
песня способна оказывать активное организующее,
моральное воздействие на сознание детей.
Чувство любви к Родине
начинается у ребенка с привязанности
к дому, к природе, окружающей его,
к родному селу, городу. Развитие,
углубление патриотических чувств тесно
связано с формированием
Младший школьный возраст - наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуются учитель и родители, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Младший школьный возраст – время интенсивного развития личности. Ребенок этого возраста отличается эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения. Таким образом, патриотические чувства начинают складываться в младшем школьном возрасте на основе содержания осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний.
В формировании патриотических чувств младших школьников важную роль играет дошкольный опыт поступков, переживаний, действий. Дошкольный период в жизни детей является началом формирования у него представлений о доме, родителях, городе и селе, где родился ребенок, обо всем, что его окружает и что именуется малой Родиной.
Патриотическое воспитание младших школьников в современном социокультурном контексте образования представляет собой целенаправленный, систематический и последовательный педагогический процесс, тесно связанный с народной культурой и традициями [1; 37].
Традиции, семейный уклад жизни воспитывает в подрастающем человеке социально-этнические и моральные нормы поведения. Важнейшей задачей школы и семьи являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств, подлинно народного, русского характера, таких как: уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам, обожествление хлеба, земли, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другие.
Структура работы по патриотическому воспитанию младших школьников на традициях народной педагогики может включать, по нашему мнению, следующие направления и формы патриотического воспитания.
Историко-краеведческое направление.
Цель работы: изучение истории родного
края, проведение краеведческой работы,
осознание учащимися
Основные формы работы: целевые беседы «Биография и судьба», заочное путешествие «Наш край в далёком прошлом», «О чём рассказали раскопки», посещение музее и выставок народного творчества, встреча со знаменитыми людьми своего города, села, участниками Великой Отечественной войны, уроки духовного общения «История села – история народа», акция «Помоги памятникам Отечества», диспут «О чём рассказала фотография».
Литературно-музыкальное направление.
Цель работы: изучение народного фольклора, произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры, формирование активной жизненной позиции и патриотического сознания.
Основные формы работы: фольклорный фестиваль, работа кружка «Юный фольклорист», участие в народных праздниках «Масленица», «Сабантуй», «Троица», «Семик», «Венок дружбы», «Русская ярмарка», «Город мастеров», инсценирование народных сказок, гуляний и посиделок, конкурс частушечников, вечер песни народов своего края, конкурс стихов «Нет в мире Родины краше», конкурс сочинений «Моё Отечество», «Рассказ о России», конкурс военной и солдатской пени «Салют Победы», угадай мелодию «Забытая песня», концерт для ветеранов Великой Отечественной войны, развлекательно-познавательная игра «Вечер в деревне» и т.п.
Физкультурно-оздоровительное направление.
Цель работы: возрождение и развитие
народных игр, воспитание здорового
спортивного соперничества
Основные формы работы: соревнование между классами «Самые сильные, ловкие, умелые», вечер народных игр, вечер народных состязаний, интеллектуальная игра «В здоровом теле здоровый дух».
Экологическое направление.
Цель работы: воспитание любви к природе, потребности в её защите от загрязнения, истребление редких растений, охрана и изучение природы родного края.
Основные формы работы: акция «Сбережём родной край», конкурс – выставка «Природа и мы», операция «Живи, родник», «Озеленение», выпуск стенгазеты «Народная медицина», конкурс «Лечение без лекарств».
Трудовое направление.
Цель работы: привитие трудовых навыков каждому ребёнку, воспитание потребности заботится о чистоте, уюте, порядке в доме, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм.
Основные формы работы: изготовление оберегов, праздник «История костюма моего народа», работа кружков «Лоза», «Волшебная глина», «Весёлая игла», «Роспись по дереву», бисероплетение.
Семейное направление.
Цель работы: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи.
Основные формы работы: конкурс «Наши корни», «История моей семьи», беседа «Семейные праздники», фотовыставка «Так жили прадеды», вечер «Об этом рассказала фотография», составление генеалогического древа «Моя родословная», встреча с семейными династиями.
Героико- мемориальное направление.
Цель работы: формирование чувств гордости героической историей Родины, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга, участие в возрождении народных традиций, обычаев. Основные формы работы: урок мужества «Герои нашего города», оформление стенда «Символы России», вахта Памяти у Вечного огня, организация шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, акция «Подарок ветерану», книга памяти «Герои живут среди нас», игра-путешествие «История моего города – история моей страны».
Дидактическое направление.
Цель работы: осознание учащимися в процессе изучения школьных дисциплин патриотических идеалов, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, развитие способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов в практической деятельности.
Информация о работе Патриотическое воспитание детей и подростков на основе народных традиций