Патриотическое воспитание детей на примере работы центра адаптации и реабилитации детей и молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики социально-культурной деятельности. Высокая гуманитарная направленность, социальная и духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве сирот и детей из неполных семей, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 58.06 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

«Патриотическое воспитание детей на примере работы центра адаптации и реабилитации детей и молодежи»

 

ВВЕДЕНИЕ

Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики социально-культурной деятельности. Высокая гуманитарная направленность, социальная и духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве сирот и детей из неполных семей, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

В связи с этим обычно различают определенные этапы социальной реабилитации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.

Социокультурная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Эта трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы, где под социальной реабилитации понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социальная реабилитация как достаточно сложный, многокомпонентный процесс включает в себя:

1) социальную адаптацию - процесс  освоения относительно стабильных  условий социальной среды, решения  повторяющихся, типичных проблем  путем использования принятых  методов социального поведения, действия;

2) социально-бытовую адаптацию - процесс  оптимизации режимов общественной  и семейно-бытовой деятельности  человека в конкретных социально-средовых  условиях и приспособления к  ним индивида;

3) социально-средовую ориентацию - процесс структуризации наиболее  развитой социально-бытовой и  профессиональной функций индивида  с целью последующего подбора  на этой основе общественной  и семейно-общественной деятельности, а также при необходимости  адаптации социальной среды к  его психофизиологическим возможностям;

4) социально-психологическую и  социально-культурную адаптацию - процесс  восстановления (формирования) способности  индивида эффективно взаимодействовать  с окружающими его людьми в  системе межличностных отношений, включая восстановление адекватного  уровня коммуникабельности или  общительности, то есть способности  к спонтанной коммуникативной  активности, а также владение  навыками общения, устойчивые типы  реакций при социально-психологическом  взаимодействии (характеризуются по  ролевым и другим функциям, выполняемым  индивидом в малых и/или больших  группах);

5) оказание комплекса самых различных  социальных услуг: социально-экономических, социально-трудовых, социально-бытовых, медико-социальных, коррекционных, социально-педагогических, социально-психологических, социально-культурных  и других.

Целью нашей работы является рассмотрение патриотического воспитания детей на примере работы центра адаптации и реабилитации детей и молодежи .

Исходя из целей мы выделяем следующие задачи:

- рассмотреть  специфику деятельности центра  реабилитации;

- выявить  социально психологические особенности  детей ;

- предположить  дальнейшее формы и методы  патриотического воспитания детей ;

-  Организовать  патриотических мероприятий в  центре реабилитации .

Объект исследования – процесс патриотического воспитания детей и молодежи.

Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитаниюдетей и молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Специфика деятельности центра реабилитации

 

Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Эта трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы, где под социальной реабилитации понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социальная реабилитация как достаточно сложный, многокомпонентный процесс включает в себя:

1) социальную адаптацию - процесс  освоения относительно стабильных  условий социальной среды, решения  повторяющихся, типичных проблем  путем использования принятых  методов социального поведения, действия;

2) социально-бытовую адаптацию - процесс  оптимизации режимов общественной  и семейно-бытовой деятельности  человека в конкретных социально-средовых  условиях и приспособления к  ним индивида;

3) социально-средовую ориентацию - процесс структуризации наиболее  развитой социально-бытовой и  профессиональной функций индивида  с целью последующего подбора на этой основе общественной и семейно-общественной деятельности, а также при необходимости адаптации социальной среды к его психофизиологическим возможностям;

4) социально-психологическую и  социально-культурную адаптацию - процесс  восстановления (формирования) способности  индивида эффективно взаимодействовать  с окружающими его людьми в  системе межличностных отношений, включая восстановление адекватного  уровня коммуникабельности или  общительности, то есть способности  к спонтанной коммуникативной  активности, а также владение  навыками общения, устойчивые типы  реакций при социально-психологическом  взаимодействии (характеризуются по  ролевым и другим функциям, выполняемым  индивидом в малых и/или больших  группах);

5) оказание комплекса самых различных  социальных услуг: социально-экономических, социально-трудовых, социально-бытовых, медико-социальных, коррекционных, социально-педагогических, социально-психологических, социально-культурных  и других.

Исходя из того, с какими категориями детей приходится работать специалистам, социально-реабилитационные учреждения выделяют следующие основные задачи: профилактика работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; предоставление бесплатно социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении; выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних; разработка и обеспечение индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков; обеспечение временного проживания безнадзорных детей в нормальных бытовых условиях; оказание психологической, коррекционной и иной помощи; участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетних, в их устройстве.1

Разными путями попадают подростки в приюты и центры: после рейдов, проводимых социальными работниками в местах, где собираются беспризорные дети; их приводят работники правоохранительных органов, близкие и дальние родственники, сами воспитанники и т.д. Особенности детского контингента и определяют содержание деятельности по их социализации, основной проблемой которой является восстановление широкого спектра отношений подростков с окружающим миром и прежде всего с семьей.

Специалисты выделяют два пути решения этой проблемы:

1 - ребенок возвращается в семью, что возможно только лишь при  соответствующей адекватной ситуации  в работе с родителями и  детьми;

2 - создание  семейно-воспитательных групп. Этот  путь предложен социально-реабилитационным  центром для несовершеннолетних "Воспитательный дом". Специалисты "Воспитательного дома" считают, что "в идеальном варианте каждый  воспитанник приюта должен пройти  через семейную группу, полагая, что это один из реальных  и эффективных путей реабилитации  дезадаптированных детей, при котором  происходит восстановление утраченных  детьми социальных, нравственных  и духовных связей с окружающим  миром".2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Социально  психологические особенности детей.

 

Безнадзорный ребенок - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или его законных представителей.3 Безнадзорный ребенок, не имеющий места жительства, считается беспризорным. Бездомные дети - наиболее социально незащищенная часть общества. По статистическим данным основная масса бездомных детей (82,5%) находится в возрасте 10-15 лет, причем в основном это мальчики (80%). В возрасте 16-18 лет - 12,5%.4 По данным социологических исследований в России насчитывается 2-4 млн. беспризорных детей и подростков.5

Для изучения социального портрета несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации проведено исследование в МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара". Объектом исследования выступали несовершеннолетние дети и подростки от 3 до 16 лет в количестве 60 человек, воспитывающиеся в МУ “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара”.

Исследование,  проводившееся в феврале 2003 года и феврале 2004 года, является сплошным, т. к. все дети, принимавшие участие в исследовании, проживают в МУ “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара”.

 Для проведения исследования  использовался метод контент-анализа  личных дел (для выявления общей  характеристики семьи ребенка), личных  медицинских карт (для установления  частоты заболеваемости детей, проживающих  долгое время на улице или  в антисанитарных условиях дома), карт социальной реабилитации (для  подсчета социальной запущенности  ребенка).

Статистика за 2003 год показывает - количество несовершеннолетних, обслуженных в центре составило 214 человек, из них 30 человек дошкольного возраста, 89 - в возрасте 7-11 лет, 76 человек - 12-14 лет, 20 человек - в возрасте 15 лет и старше.6 По этим данным можно сделать вывод, что основной контингент центра - это подростки младшего и среднего возраста от 10 до 14 лет.

В психологической литературе подростковый возраст отмечается как кризисный, когда происходит бурное развитие и перестройка организма подростка. Именно в этом возрасте подростки характеризуются особой чувствительностью, беспокойством, раздражительностью, повышается недовольство, душевное и физическое недомогание, которое находит свое проявление в агрессивности, капризах, вялости.7 Насколько гладко или болезненно пройдет этот период для несовершеннолетнего будет зависеть от среды, в которой проживает ребенок, от информации, получаемой от любых объектов взаимодействия. Учитывая все это, необходимо помнить, что если ребенок этого возраста не испытывал на себе положительного влияния со стороны взрослых, учителей, родителей, близких родственников, не чувствовал психологического комфорта и защищенности в своей родной семье, не имел позитивных интересов и увлечений, то его поведение характеризуется как трудное.

При изучении личных дел, а также актов обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних, проведенных специалистами МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара", можно придти к выводу, что среда, в которой воспитывалось большинство детей, характеризуется как неадекватная для нормальной социализации и дальнейшего развития личности ребенка.

Значительная часть воспитанников центра - социальные сироты (92%). У них есть оба или один родитель, но их наличие лишь увеличивает социальную дезадаптацию ребенка в силу разных причин.

Несовершеннолетние, находящиеся в центре поступили из разных категорий семей: 28,3% проживает в полных семьях, где ребенка воспитывает родная мать и родной отец, 30,8% детей воспитываются в семьях, где родители имеют повторный брак, т.е. на данное время дети имеют мачеху или отчима; 33% детей - из неполных семей, где воспитанием детей занимается один из родителей.

Таким образом, можно говорить, что безнадзорные дети воспитываются в основном в неполных семьях, где родители имеют повторный брак. Отсутствие одного родителя затрудняет возможность детей знакомиться с различными вариантами социального опыта и влечет за собой односторонний характер их нравственного развития, нарушение устойчивых адаптивных способностей, неумение принимать самостоятельные решения.

Информация о работе Патриотическое воспитание детей на примере работы центра адаптации и реабилитации детей и молодежи