Патриотическое воспитание детей на примере работы центра адаптации и реабилитации детей и молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики социально-культурной деятельности. Высокая гуманитарная направленность, социальная и духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве сирот и детей из неполных семей, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 58.06 Кб (Скачать файл)

По результатам исследования у 13,3 % подростков нет родных братьев и сестер, в 50% семей детей двое, 23,9% - трое, в 9,8% - четверо, в 3% - пятеро. Таким образом, 36,7% воспитанников проживали в многодетных семьях.

70,1% семей  находятся без постоянного заработка, т.к. родители в таких семьях  являются безработными и не  пытаются трудоустроиться. Основными  источниками дохода являются  получение пособия по безработице (50,5%), пособия на ребенка, в том  числе пенсии по инвалидности ребенка, по потере кормильца (34,5%), алименты на ребенка (9%), а также попрошайничество как ребенка, так и самих родителей (6%).

Более 1/ 2 респондентов (60,9%) проживали в семьях, имевших отдельный дом или квартиру; остальные 40% - проживали в коммунальной квартире; снимали   жилье - 3,6%. По мнению автора, это является одним из объективных факторов, повлиявшим на формирование у респондентов установки к бродяжничеству. Таким образом, безнадзорность и беспризорность огромного количества детей является следствием лишения или ограничения тех или иных условий, материальных или духовных ресурсов, необходимых для выживания и полноценного развития ребенка.

Достаточно высок процент детей, поступающих в центры и требующих защиты государства по причине асоциального поведения родителей. В большинстве семей (63%) один из родителей злоупотребляет алкоголем, в 14,6% - пьют оба родителя. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, часто применяются наказания по отношению к детям: как словесные упреки, так и применение физического насилия.

Результаты исследования показывают, что 68% воспитанников при поступлении в центр не имеют навыков самообслуживания, т.е., воспитываясь в семье, они не получили необходимых санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков.

Таким образом, несовершеннолетние, находящиеся в специализированных учреждениях, имеют печальный опыт проживания в семье, отражающийся на их личности, физическом и умственном развитии.

Для них характерен неполноценный эмоциональный опыт, недоразвитость эмоциональной отзывчивости. У них ослаблено чувство стыда, они равнодушно относятся к переживаниям других людей, проявляют несдержанность. В их поведении часто проявляется грубость, перепады настроения, иногда переходящие в агрессию. 37,1% беспризорных детей имеют завышенный уровень притязаний, переоценивают свои реальные возможности. Такие подростки неадекватно реагируют на замечания, всегда считают себя невинно пострадавшими.8

Испытывая постоянную неуверенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию физической силы. У 22,5% детей, имеющих опыт беспризорной жизни, снижена самооценка, они неуверенны в себе, подавлены, замкнуты.9 Сфера общения у этих детей характеризуется постоянной напряженностью. Обращает на себя внимание агрессивность детей в отношении со взрослыми. С одной стороны, они сами немало пострадали от действий взрослых, с другой стороны, у детей складывается потребительское отношение к родителям.

Отсутствие чувства психологической защищенности ослабляет потребность подростков в общении. Деформация процесса общения проявляется в разных вариантах. Во-первых, это может быть вариант изоляции (11,4%) - стремление уйти от общества, избежать конфликтов с детьми и старшими. Здесь проявляется сильная мотивация личностной автономии, изоляции, защиты своего "Я".

Другой вариант может проявляться в оппозиции (24,7%), которая характеризуется неприятием предложений, требований, исходящих от окружающих, даже весьма доброжелательных. Оппозиция выражается и демонстрируется в действиях негативного характера. Третий вариант- агрессия (17,3%) характеризуется стремлением разрушать отношения, действия, приносить окружающим физический или психический вред, что сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти.10

Медицинское обследование детей в центре показывает, что все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер. По результатам исследований, несовершеннолетние, находящиеся в центре, имеют следующие заболевания: 31% - неврологическая патология, 24% - заболевания опорно-двигательного аппарата, 23% - состоят на "Д" учете у фтизиатра (тубинфицированы), 26% - лор заболевания, 10% - офтальмологические заболевания, 34% - различные дерматологии. Это говорит о низкой медицинской активности родителей несовершеннолетних. Некоторые дети по несколько лет не были на приеме у врача, а поскольку они не посещали и детские дошкольные учреждения, то были полностью лишены медицинского наблюдения.

 Особенностью  подростков, находящихся в центре, является пристрастие к табакокурению. Около 80% воспитанников имеют опыт  курения, что приводит к такому  заболеванию, как острый трахит (33%).

Специалистами отмечено, что безнадзорные и беспризорные дети имеют большие проблемы в интеллектуальном, психическом и нравственном развитии.

Психические нарушения различной степени тяжести встречаются у большинства детей. У 40% воспитанников центров наблюдается задержка психического развития. Ее характеризуют следующие симптомы: снижение познавательной активности, неумение выделять существенные признаки, конкретность мышления, недостаточная способность к обобщению, неразвитость абстрактно-логического мышления, скудный запас знаний. Дошкольники и младшие школьники отстают в речевом развитии (60%). Они имеют крайне ограниченный запас слов, т.к. фразовая речь сформировалась у них лишь к 4-5 годам.11

У воспитанников искажены или сужены представления об окружающем мире, интеллектуальные представления бедны, не развиты учебные умения и навыки, многие подростки полуграмотны, что является следствием непосещения ими в течение длительного времени общеобразовательных учреждений.

По результатам исследований большинство детей (48,5%), воспитывающихся в центре, отставали по школьной программе на 2-3 года от уровня возрастного развития. Есть дети, которые никогда не посещали школу (13,3%). В центре они находятся на индивидуальном обучении. Остальная часть детей посещает школу в соответствии с возрастом. Однако в большинстве случаев дети имеют проблемы в освоении школьного материала: имеют  неаттестацию по ряду школьных предметов (56,5%), учатся на отметки "3" и "4" (40,2%). И лишь  3,3% детей, включенных в исследование, имеют хорошие знания по школьным предметам.

Из всего выше указанного можно составить обобщающий портрет ребенка, нуждающегося в социальной реабилитации. В основном это дети 11-16 лет, воспитывающиеся в неполных семьях и в семьях, где родитель вступил в повторный брак. Образ жизни их родителей в большинстве случаев характеризуется как антисоциальное : родители злоупотребляют алкоголем. В результате у таких детей искажено нравственное сознание, ограничен круг потребностей, а интересы носят в основном примитивный характер. От своих благополучных сверстников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Формы  и методы патриотического воспитания детей.

 

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

В детях всех народов России должно быть развито чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России.

Обществоведение раскрывает детям суть реформы политической системы,

открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности  подростков.

Процесс выработки нравственных представлений по  вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. В младших группах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших групп о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление  о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются оценочные суждения (взгляды) и развивается моральное сознание по этим вопросам.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у детей крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются  взгляды, убеждения и установки поведения.

Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитанию у учащихся патриотизма и

гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику.

Усилия учителей, воспитателей, организаторов должны быть направлены

прежде всего на обогащение учащихся знаниями, Относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.

     Какие же вопросы здесь имеют наиболее важное значение? Любовь к  Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности  к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания.

Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней».

Чувство привязанности  и представления о родных местах расширяется и

углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной

природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых

морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими

специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли

внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Для этого используются

экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край»,

различные викторины и лектории. Это позволяет детям не только получить

новые знания о истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания

учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь по мимо уроков русского и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы,23 февраля. Нельзя забывать так же о интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.

     Патриотизм включает в себя осознание прогрессивной роли передовых

деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и революционном

преобразовании общества, их горячей любви к родине. Известный французский просветитель Шарль Монтескье (1689- 1755) подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».

При организации процесса обучения детей с особыми потребностями в специальной педагогике используются следующие методы:

1. Методы обучения:

• перцептивные (методы словесной передачи и слухового и (или) зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения; наглядные, практические методы);

• логические (индуктивный и дедуктивный);

• гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские);

2. Методы воспитания:

• информационные: беседа, консультирование, использование СМИ, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.;

• практически-действенные: приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы — арттерапия, игротерапия и пр.;

Информация о работе Патриотическое воспитание детей на примере работы центра адаптации и реабилитации детей и молодежи