Патриотическое воспитание детей на примере работы центра адаптации и реабилитации детей и молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики социально-культурной деятельности. Высокая гуманитарная направленность, социальная и духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве сирот и детей из неполных семей, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 58.06 Кб (Скачать файл)

- Выдача маршрутных листов

2. Прохождение маршрута по станциям (этапам)

· Особенностью этой игры является то, что каждый из участников

команд самостоятельно проходит все станции (кроме спортивной),

зарабатывая очки для своей команды. По окончанию игры

суммируются очки всех игроков команды, сумма и является общим

результатом.

3. Подведение итогов

4. Награждение победителей

 

Станция «ГОРДОСТЬ НАЦИИ»

«Комбинированная эстафета»

По команде «Марш!» игрок должен пробежать сквозь стоящий

вертикально на земле обруч, не задев его (гимнастические обручи

держат помощники судьи) . Затем, по чурочкам ( «кочкам»), прыгая с

одной на другую, игроку необходимо прейти «болото». Игрок может

выполнять задание, как считает нужным, главное – не оступиться, за

это – штраф.

 

«Кто больше?»

Площадка делится поперечной чертой на два равных участка. На

одинаковом расстоянии от центральной линии располагаются города

(это может быть просто лицевая  линия), в которых располагаются

команды (каждая в своем городе).

По сигналу судьи игроки обеих команд бегут к центральной линии,

стремясь завладеть стоящими вдоль линии кеглями (каждый игрок

берет за один раз одну кеглю). Побеждает команда, сумевшая за

установленное время перенести на свою сторону как можно больше

кеглей.

 

 «Эстафета с городками»

Играющие выстраиваются в колонны по одному ( на расстоянии двух

шагов). В руках у первых игроков по два городка. По сигналу судьи

они поворачивают туловище направо (не отрывая ступней) и передают

левой рукой городок сзади стоящему игроку. Затем, то же самое – в

другую сторону. Последний игрок, получив городки, обегает

«змейкой» каждого игрока своей команды и, встав во главу колонны,

снова передает городки назад…и т.д.

Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Станция «ФИЛЛВОРД»

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству

(флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся

букв составь слово (Россия)

О Н С Т И Т Я

К С Ф Л А У Ц

Г Е Р Б Г Я И

Р П Г С Е Л С

Е Р И О Р И Т

З О М Н А Ц О

И Д Е Н Т И Л

 

1. Официальный символ власти, олицетворяющий  суверенитет

государства – (флаг).

2. Официальная эмблема государства, символ государства – (герб).

3. Торжественная песня, символ государства  – (гимн).

4. Основной закон государства, определяющий  общественное и

государственное устройство – (конституция).

5. Главный город, административно-политический  центр страны –

(столица).

6. Выборный глава государства  в современной России – (президент).

7. Какая птица изображена на  гербе? (орел)

“Знаешь ли ты государственные праздники?”.

 

Общее задание командам А и Б:

Соотнесите название государственных праздников с их датами:

 

1. Новый год                                                          А. 23 февраля

2. Праздник Весны и Труда                                  Б. 1 января

3. День защитника Отечества                               В. 9 мая

4. Рождество Христово                                          Г. 1 мая

5. День Победы                                                       Д. 4 ноября

6. День народного единства                                  Е. 7 января

7. День независимости России                              Ж. 8 марта

8. Международный женский день                         З. 12 июня

 

Станция «Атрибуты России»

Работа с бумагой. «Триколор» - берёзка – нива - «Российские просторы»

 

Станция «ГОРОДА»

Нужно назвать как можно больше городов-героев России.

Общий рисунок «ВМЕСТЕ - МЫ СИЛА!»

Участника игры предлагается общими усилиями нарисовать на асфальте

Российский триколор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Шефство  как социально-культурный феномен.

Что переживают дети, находящиеся в детском центре реабилитации? 
Они лишены того, что делает человека реально счастливым, как в детстве, так и во взрослой жизни: уверенности, что ты любим и нужен. Отсутствие любящих родителей и настоящих друзей, приводят к искажению эмоционального фона, ребенок чувствует себя одиноким, но и сам он при этом не привыкает испытывать ответственность за другого. 
Основная задача шефа показать ребенку, что он не одинок, что он является частью общества, это помогает ему обрести уверенность в себе. Когда ребенок получает письмо, его глаза загораются, это мне написали, именно мне!

Само по себе шефство возникло достаточно давно, ещё в советское время заводчане брали шефство над детскими домами, пионеры - над октябрятами, мастера – над новичками и так далее, список можно продолжать до бесконечности. Я бы хотел попробовать вместе с Вами разобраться, что же такое шефство над ребятами из детского дома на примере проекта «Невидимые дети» и моего личного шефства. 
Итак, если коротко, шеф – друг по переписке. Официально это так, но мало кто останавливается только на переписке, кто-то по истечению какого-то общения в письмах звонит подшефному, кто-то начинает ездить, а кто-то даже усыновляет или оформляет опекунство… Взаимоотношения между шефом и ребенком настолько индивидуальны, зависят от такого огромного количества факторов, что подстраивать их под какую-то систему просто бессмысленно. Бесспорно, каждый человек, становящийся шефом имеет какую-то свою мотивацию для этого, и это правильно, но каждый желает детям только добра, хочет сделать их мир немного ярче и позитивнее. Увы, статистика не врет, лишь 5-10% выпускников более или менее устраиваются в жизни и лишь шеф при поддержке воспитателей может немного исправить эту статистику. Волонтеры приезжают, устраивают праздник и уезжают, спонсоры – сгружают подарки и забывают о существовании детей до следующего Нового Года, воспитатели, к сожалению, воспитателей мало, а детей много, на всех времени не хватает, к тому же для многих ребят воспитатели уже не авторитет. Остаются возможные родственники и шефы. А что же делать, если родственников нет, или они не интересуются детьми, или же сами ведут асоциальный образ жизни? Устроить детей в приёмные семьи. В идеале, да, это самое лучшее решение. Но семей, готовых принять ребенка к себе, гораздо меньше детей, находящихся в детских домах.  
Шефство над выпускниками лишь вершина огромного айсберга, хоть и самая сложная. Сейчас очень много говорят о недостаточной социализации детей из детских домов, да и откуда ей взяться? Когда по правилам дети не имеют права готовить, самостоятельно ходить в магазин, работать и зарабатывать, усугубляется это всё тем, что у них перед глазами нет живого примера. Шефы же в письмах и разговорах рассказывают детям о той стороне жизни, где приходится самому готовить себе пищу, упорно работать, содержать семью и платить налоги. Если отношения между шефом и ребенком развиты, то ребёнок прислушивается к рассказу шефа, что-то запоминает и использует в последующей жизни. Изначально шеф может рассказывать малышу об окружающем мире, ведь кругозор у детей в детском доме весьма ограничен. Немного-то и увидишь за забором. 
Назваться шефом достаточно просто, надо заполнить заявку с указанием своих контактных данных и написать с каким ребенком Вы хотели бы общаться. Но стать настоящим шефом, другом ребенку, чрезвычайно трудно, каждый шеф Вам может это может подтвердить. Заслужить доверие этого маленького человека, пожалуй, самая важная и самая трудная часть шефства. Не меньшей важностью она обладает и для ребенка. Дети в детском доме одиноки по определению. Да, у них есть друзья, но в основном эти друзья живут с тобой в одной комнате, с ними не поделишься самым сокровенным. Ещё обсмеют, а авторитет нужно держать. Рассказать всё воспитателю тоже не всегда возможно, ненароком можно и наказание получить. Это хорошо если в детском доме есть педагоги от Бога, к которым ребенок может свободно подойти рассказать о своих шалостях и достижениях, получить так необходимую ему долю похвалы или неодобрения. В жизни ребенка появляется шеф, который позиционирует себя как друга, вроде бы ему можно доверять, но доверие приходит не сразу. Ведь его обманули, предали самые близкие ему люди, мама и папа, оставив в детском доме. И не важно, погибли ли родители или ребенка изъяли из семьи, для него это всё равно страшное предательство. Поэтому и ко всем новым людям, а особенно к взрослым дети относятся с осторожностью. Когда общение немного наладилось, ребенок может поделиться маленькой тайной, обычно какой-нибудь шалости, как бы проверяя, а не расскажет ли воспитателям, а не бросит ли меня снова, узнав, что я такой плохой. Затем придет время и большой ребячьей тайны. Начиная доверять Вам, ребенок ощущает свою нужность как Вам, так и всему обществу. А это один из самых важных факторов для формирования личности. И именно этого, к сожалению, ребята лишены. 
Но шефство имеет свои недостатки. В основном, конечно же, они связаны с человеческим фактором. Каждый человек, становящийся шефом индивидуален и имеет свои собственные взгляды на шефство и на то, как он может помочь ребенку. Иногда случается так, что шеф начинает общение, не учитывая специфику воспитания в детском доме, и тем самым может даже навредить ребенку. Но в этот момент на помощь ему приходят координаторы сообщества, опытные шефы, психолог и администрация детского дома. Некоторые координаторы проводят встречи шефов, на которых происходит обмен опытом и обсуждение проблем.  
Есть ещё один важный аспект взаимоотношений шефа и ребенка, это отдача от ребенка. Практически все взрослые говорят, что им ни чего не нужно от детей, но писать письма в никуда, ох как сложно. Другое дело, когда есть ответ от ребенка. Когда ребенок отвечает на Ваши вопросы, сам их задает, строить общение гораздо интереснее и полезнее для обоих. При реальном общении, разговоры по телефону, поездки в гости, реакция виднее. Ребенку необходимо пощупать, услышать голос того человека, с которым он общается, просто писать письма неизвестному человеку ему невероятно тяжело. Именно из-за этого риск затухания общения повышается в несколько раз. Совершенно обратный эффект дает личное общение, ребенок видит Вас, Ваши эмоции и тянется к Вам. 
Не менее важная часть шефства – это защита ребенка. Не секрет, что до сих пор существуют учреждения, где ребенка за провинность могут напичкать лекарствами или отправить в лечебное учреждение. При появлении у ребенка шефа администрация лишний раз задумается, а стоит ли отправлять ребенка на лечение, вдруг узнает шеф, а он как никак представитель общественности. Да и воспитатель лишний раз не поднимет руку на него. Помимо этого шеф, при возможности, может быстрее и адекватнее отреагировать, например, на болезнь ребенка, проконтролировать действия врача, отправить необходимые лекарства. 
Шеф дает ребенку новые отношения, отличные от системы детского дома, возможно, не всегда ребенок их понимает, так как привык видеть в приходящих либо спонсора, либо потенциальных усыновителей, особенно это случается у детей, практически всю жизнь проживших на попечении у государства. Необходимо постараться четко им объяснить, что Вы вкладываете в ваши отношения. Но всё-таки большинство детей будут рады именно дружбе шефа, так как дружеские отношения для них гораздо важнее любого подарка. Быть шефом невероятно трудно и ответственно, ведь от тебя зависит судьба маленького человека, и здесь всегда необходимо действовать по принципу, главное – не навредить. Трудно дать количественную оценку деятельности шефов как инструмента помощи детям-сиротам, ведь шефы не привозят подарки грузовиками и не получают деньги от спонсоров. Но то, что шефство занимает свою, далеко не последнюю, нишу в деле помощи и социализации детей, это факт. Необходимо не забывать, что шефство, это долгая и трудная работа, для которой необходимо иметь немного свободного времени, финансов, огромное желание помогать детям и работать над собой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Организация профилактической и коррекционной работы центра с семьей базируется на важных для ее успеха принципах. Принцип своевременности предусматривает раннее выявление  семейного неблагополучия, что помогает избежать крайней меры - лишения родительских прав. Принцип гуманизма предполагает активный поиск мер, направленных на эффективное содействие семье в ее оздоровлении. Принцип индивидуального подхода - учет характеристик семьи в выборе средств профилактической и коррекционной работы. Принцип стимулирования семьи к самопомощи предусматривает активизацию ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни.

После возвращения детей из центра в семью с учетом результатов консилиума определяется один из видов социального патронажа: экстренный (2 раза в неделю), срочный (1 раз в неделю), обычный (1 раз в месяц), контрольный (1 раз в 3-6 месяцев).

Перспективной формой семейного воспитания детей, лишенных родительского попечения становится семейно-воспитательная группа.14 Она представляет собой специфическую форму социального обслуживания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.  Специфика состоит в том, что функции социальной службы выполняет реальная семья, в которую переводят воспитанника центра. Более подробно о семейно-воспитательной группе будет написано в следующем параграфе.

Таким образом, реабилитационная работа строится, исходя из личности ребенка, находящегося в центре, и направлена на создание условий, способствующих вовлечению детей и подростков в нормальный жизненный процесс, выводу ребенка из тяжелой жизненной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего. Социально-реабилитационный центр призван решать наиболее важные задачи по устранению последствий семейной дезадаптации еще на начальном этапе до перехода в крайние формы. Необходимо использовать комплексный подход к процессу социализации ребенка к нормальным условиям жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Арефьев Л.Д. Беспризорные дети России // Социологические исследования. 2003. № 9. С. 34.

2. Барсукова Т.В. Применение игровой терапии в процессе реабилитации беспризорных детей.// Беспризорник. 2003. № 3.С. 48.

3. Бреев Б.Д., Скляров В.Ф., Новикова М.А. Социальный портрет современного беспризорника // Первые итоги. 1997. С.90.

4. Камаева Г.И. Воспитательный дои как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. №. 1. С. 75.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 79.

6. Марасанов В.Д. Социально-психологический тренинг. М ., 2000. С. 12.

7. Назукина Л.И. Комплексная реабилитация детей и подростков социального риска// Работник социальной службы. 2002. № 3. С.40.

8. Осипова О. Несовершеннолетний - объект деятельности социально-реабилитационного центра// Третья молодежная практическая конференция Респ. Коми. Сыктывкар, 1999. С. 63.

9. Осипова О. Несовершеннолетний - объект деятельности социально-реабилитационного центра// Третья молодежная практическая конференция Респ. Коми. Сыктывкар, 1999. С.64

10. Харичкин Е.А. Социальные приюты и пути решения проблемы социального сиротства// Работник социально службы. 2001. № 2. С. 55.

11. Ярославцева Н.В. Система мер по оптимальному жизнеустройству детей// Работник социальной службы. 2003. № 2. С. 26.

12. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях. М.,1996. С.50.

13. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Закон Российской Федерации 120-ФЗ от 21 мая 1999 года // Собрание Законодательств 1999. № 3.

14. Отчет МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" за 2003 год.

Сайты:

15. http://www.calend.ru/holidays/0/0/54/

16. http://www.superJob.ru

 

1 Харичкин Е.А. Социальные приюты и пути решения проблемы социального сиротства// Работник социально службы. 2001. № 2. С. 55.

 

2 Камаева Г.И. Воспитательный дои как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. №. 1. С. 75.

 

3 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Закон Российской Федерации 120-ФЗ от 21 мая 1999 года // Собрание Законодательств 1999. № 3.

4 Бреев Б.Д., Скляров В.Ф., Новикова М.А. Социальный портрет современного беспризорника // Первые итоги. 1997. С.90.

5 Арефьев Л.Д. Беспризорные дети России // Социологические исследования. 2003. № 9. С. 34.

6 Отчет МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" за 2003 год.

7 Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 79.

8 Осипова О. Несовершеннолетний - объект деятельности социально-реабилитационного центра// Третья молодежная практическая конференция Респ. Коми. Сыктывкар, 1999. С. 63.

9 Осипова О. Несовершеннолетний - объект деятельности социально-реабилитационного центра// Третья молодежная практическая конференция Респ. Коми. Сыктывкар, 1999. С.64.

10 Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях. М.,1996. С.50.

11 Назукина Л.И. Комплексная реабилитация детей и подростков социального риска// Работник социальной службы. 2002. № 3. С.40.

 

12 Марасанов В.Д. Социально-психологический тренинг. М ., 2000. С. 12.

13 Барсукова Т.В. Применение игровой терапии в процессе реабилитации беспризорных детей.// Беспризорник. 2003. № 3.С. 48.

14 Ярославцева Н.В. Система мер по оптимальному жизнеустройству детей// Работник социальной службы. 2003. № 2. С. 26.


Информация о работе Патриотическое воспитание детей на примере работы центра адаптации и реабилитации детей и молодежи