Патриотическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цели работы: Исследовать экспериментальную модель патриотического воспитания кадетской школы как основу для формирования патриотических чувств молодежи и определить степень ее эффективности.
Задачи:
1. Провести краткий анализ системы патриотического воспитания в г. Сосногорске на основании документов, опроса местных жителей и учащихся школ города.
2. Определить степень эффективности патриотического воспитания различных учебных заведений на основе анкетирования и тестирования выпускников школ и учащихся.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретический обзор проблем организации патриотического воспитания в средней школе
Глава 2 Экспериментальная часть
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая 1..docx

— 34.28 Кб (Скачать файл)

 

2. Экспериментальная часть

С целью выяснения того, осознанно ли подростки выбрали  школу с военно-патриотическим уклоном, мы предложили им тест «Твое отношение  к кадетству».

Результаты диагностики  отношения к военно-патриотическому  профилю школы в динамике за 2004 и 2006 г. Всего опрошено 166 человек, из них 106 кадетов в 2004 году и 132 человека в 2006году. В результате тестирования выяснилось, что в 2004 году положительное  отношение у учащихся кадетских  классов к «кадетству» в целом  по школе доминирует - 74,4 % от количества протестированных кадетов, 24,8% испытывают нейтралитет; отрицательно относятся -2%.

 Мнения учащихся базовых  классов разделились: положительное  и нейтральное отношения находятся  почти на одинаковом уровне, а  в некоторых классах нейтральное  отношение преобладает (8б - 53%; 9б - 63%; 11б - 56%).

Это связано с недостаточным  участием базовых классов в мероприятиях гражданско-патриотического направления. У части учащихся отрицательное  отношение связано с необходимостью соблюдения Устава школы: ношения кадетской  формы. В 2006 году опрошено 96 кадетов  и 36 учащихся базовых классов. В графе  «положительное» - улучшились результаты у на 17% в целом по школе. - в  графе «отрицательное» - 0% , в графе  « нейтральное» - 8,6 %

Это свидетельствует о  том, что в школе создана система  работы по патриотическому воспитанию. Кроме того, анализ анкеты «Патриот», проведенной в 5к в 2004 году и через  два года в том же классе (7к) (Приложение № 3,4 ) позволяет судить о том, что  появилось единство мнений в рассуждениях учащихся о понятии «патриот»: во всех ответах прослеживается единая линия о том, что патриотизм –  это защита Родины, долг перед Отечеством. Например, учащиеся 7к класса так  выразили свое мнение о том, кто такой  патриот:

·       Патриот - это человек, готовый в любую  минуту вступить в сражение и отдать свою жизнь за честь и свободу  страны.

·       Патриот-человек, который гордится своей родиной, ее культурой, православной верой и  готов умереть за свой народ и  за свою родину.

·       Патриот  – человек любящий свой город  и свою малую родину, человек готовый  сделать для своей родины все  от него зависящее..

Тест «Отношение к патриотизму» (Приложение №5) был проведен среди  выпускников 9 кадетского класса (опрошено 23 человека) и в профессиональном лицее (ПЛ) (опрошенных 22 человека). В  результате 46% опрошенных из кадетского класса считают, что чувство патриотизма  у современной молодежи развито, а в ПЛ так считают - 78%. Причиной недостаточного формирования чувства  патриотизма учащиеся кадетской  школы считают трудную обстановку в стране (69%), а в ПЛ – 42%. Вместе с тем, в этом школьники обвиняют -семью (38%), а учащиеся ПЛ связывают  это с отсутствием ясной цели в стране (50%).

Главенствующую роль в  формировании патриотических позиций  кадеты отводят школе (69%), семье (53%), общественным организациям (30%), СМИ  и молодежным группировкам (15%), а  учащиеся ПЛ считают, что в формировании патриотизма должны участвовать  семья (28%), общественные организации(21%), и молодежные группировки (21%).

84% кадетов ни при каких  условиях не хотели бы уехать  из страны, 13% - изъявили желание  уехать временно, а 3% - хотели бы  учиться за границей. В ПЛ мнения  разделились: в России хотели  бы остаться только 49% опрошенных, 14% хотят уехать навсегда, а 37% - на временное проживание.

На вопрос о чувстве  гордости за Россию, город и школу, 100% опрошенных кадетов выразили гордость за страну, 69% - за город, 69% - за школу.

В ПЛ за Россию испытывают гордость только 78%, 64% - за город, 49% - за свою школу. Причем из числа опрошенных оказались 30% -выпускники кадетской школы. Все  они написали, что испытывают чувство  гордости за Россию и за свою школу.

49,9 % учащихся ПЛ считают,  что у города средние возможности  для развития, 14% что нет перспектив. Также 69% кадетов хотели бы  остаться жить и работать в  родном городе, 31% - не видят перспективы  работы в городе, из которых  15% не хотят жить в своем  городе, т.к. изъявили желание  служить в военно-морском флоте  страны. В ПЛ – 78% хотят остаться  жить и работать в своем  городе.

На вопрос об участии в  мероприятиях патриотической направленности среди молодежи 92% учащихся кадетской  школы ответили положительно и 46% считают, что состояние патриотического  сознания молодежи в городе улучшилось.

Из учащихся ПЛ только 30% участвуют  в мероприятиях патриотической направленности (ими оказались выпускники кадетской  школы), 70% - не участвуют в таких  мероприятиях., однако 50% из них считают, что за последние два-три года в городе улучшилось состояние патриотического  сознания молодежи.

На основании вышеизложенного  можно сделать общий вывод: уровень  патриотического сознания молодежи в целом по городу улучшился. В  этом большое значение играет появление  в системе образования города такого инновационного заведения, как  кадетская школа.

Учащихся 10к класса (2005г.) мы попросили написать мини-эссе по теме «Моя школа – это…» и  выразить свое отношение к армии. Удивительным результатом всех работ  стало то, что каждый участник связал свое мнение о школе с понятием патриотизма, долга, служения Отечеству  и мужской дружбы. .(Приложение № 6)

Для оценки уровня подготовленности юношей к служению Отечеству мы предложили анкету об армии (Приложение №7), по результатам  которой выяснилось, как подростки  осознают свой долг перед Родиной, оценивают  состояние патриотического воспитания в своем регионе.

На первый вопрос анкеты о  желании служить в армии ответили положительно 66% учащихся кадетской  школы, 32% учащихся общеобразовательной  школы, 77 % -учащихся профессионального  лицея. Это связано, по их мнению с  тем, что СМИ распространяют негативную информацию об армии (67% опрошенных в  СОШ, 22% - в КШ, 23- в ПЛ)

 Среди ответов учащихся  Кадетской школы на вопрос  о том, хочешь ли ты служить  в армии положительно ответили 66%, среди которых «да» -63%, «да,  это мой путь»-3%, отрицательное  мнение выразили -21%, равнодушны к  этому вопросу - 11%, не подходят  по здоровью- 2% .

На второй вопрос чем для  человека является армия среди учащихся общеобразовательной школы 44% ответили, что это защита Родины.

70% кадетов положительно  ответили на этот вопрос, среди  которых – 7%- долг; 6%- проверить  самого себя; 5%- становление мужчины; 2% - обязанность; 1% - почту за честь  служить в Армии; 1% - всем. Отрицательных  ответов -19%, среди которых 15% -ответили  что это потеря двух лет  и 4% - ничем.

 На вопрос каким  должен быть срок службы в  армии большинство (61%) кадетов

 Решили, что 1 год, и  так же думают ученики ПЛ (60%). Ребята нашей школы согласны  с тем, что можно прослужить  и 2 года – 27%, полгода – 9%, 1,5 года – 3%. Среди учащихся  ПЛ 60% тоже хотят служить 2 года (из низ 30% -выпускники кадетской  школы), остальные - за 1 год.

 В четвертом вопросе:  как далеко от нашего города  ты бы хотел служить?

 Учащиеся СШ хотели  бы служить на территории Республики  Коми – 47%.

Кадеты - подальше от дома – 29%, в России – 29%, в РК- 21% , в горячих  точках -17%

Пятый вопрос позволил выявить  какое количество ребят боятся «дедовщины». Оказалась что в КШ не боятся «дедовщины» (80%), а в обычной (52%) не боятся. В  ПЛ не боятся дедовщины 58%. Результаты обработки анкеты представлены в  диаграммах (Приложение №___)

Таким образом, из анализа  анкеты следует, что выпускники кадетской  школы в большей степени (81%) подготовлены к защите Отечества, понимают всю  степень ответственности перед  ними за страну, не боятся трудностей, умеют постоять за себя и товарищей, считают за честь службу в армии. Позитивные результаты в ПЛ получены благодаря тому, что среди опрошенных оказалось 30% выпускников кадетской  школы.

С целью выяснения правильного  и осознанного выбора школьниками  кадетской школы мы предложили составленный нами тест «Отношение к кадетству». (Приложение № ___) В результате анкетирования  выяснилось, что положительное отношение  учащихся к «кадетству» в целом  по школе доминирует (74,4 % ); нейтральное  отношение на 2 месте (24,8%); отрицательного отношения практически не выявлено (2% ).Анализ анкетирования кадет и  учащихся базовых классов свидетельствует  о том, что профиль школы выбран в соответствие с интересами обучающихся. Кроме того, это подтверждается выбором  кадетов приоритетов. Интересы в  восьмых классах распределись следующим  образом: военные специальности  выбрали 53% опрошенных, спорт -63%, техника- 37%, авиация и морское дело- 37%, физика -23%, право и юриспруденция -31%, химия- 46%.

 

Заключение

 

На основе анализа модели патриотического воспитания школы  мы исследовали схемы взаимодействия ее связей с окружающим социумом и  доказали, что Кадетская школа  города Сосногорска является центром  ПВ в районе. Она имеет свое лицо, свои особенности, организованную систему  связей и социальных норм, свою идеологию, кодекс или правила учащихся, образцы  поведения, любовь к знаниям; школьную эмблему, гимн, флаг, форму; утилитарные  культурные черты, оборудованные классы, медиабиблиотеку, школьную спортивную площадку, тир и другие сооружения для предпрофильной подготовки учащихся по военно-спортивному, нравственно-духовному  воспитанию и образованию, свою систему  самоуправления. Уже сегодня кадеты школы чувствуют ответственность  за судьбу российской армии.

Проведя работу с документацией  по патриотическому воспитанию в  районе, а также научно-педагогическое исследование через анкетирование, тестирование и опрос, мы получили возможность  сравнения результативности и эффективности  патриотического воспитания в общеобразовательных (непрофильных) школах и кадетской  школе. Следует отметить, что на основании  опроса местного населения с появлением в образовательном пространстве района кадетской школы, уровень  патриотической сознания молодежи улучшился.

Кадетская школа как специализированное учебное заведение имеет коэффициент  эффективности ПВ выше, чем в общеобразовательной  школе и ПЛ.

Вместе с тем, проведенное  нами исследование выявило определенные пробелы в патриотическом воспитании, которые требуют дополнительных исследований для более точных аналитических  выводов с целью коррекции  содержания и методов ПВ в кадетской  школе, что является очевидной актуальностью  для нашей школы. Мы считаем, что  для активизации работы по военно-патриотическому  направлению необходимо:

а. В кадетских классах  разработать систему занятий, направленных на развитие интереса учащихся к кадетскому движению, раскрытие специфики кадетского направления, преимуществ обучения в Кадетской школе с учетом личностных особенностей (способностей, склонностей, интересов) учащихся.

б. Разработать систему  занятий, направленных на формирование лидерских и волевых качеств.

 

Список литературы

 

1.           Вершловский С.Г. Анкетный опрос  в социально-педагогическом исследовании. С.Пб – 2005г. - 104с.

2.           Государственная Программа «  Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2001-2005 годы»  Ж. ОБЖ. №11 2000 - стр.3-8

3.           Государственная Программа «Патриотическое  воспитание граждан Российской  Федерации на 2006-2010 годы» Ж. ОБЖ.  №12 2005 - стр.3-8

4.           Коджаспирова Г.М. Словарь по  педагогике . Москва. ИКЦ. 2005г – 448с.

5.           Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Ростов н/Д, « МАрТ»2002г. –  224с.

6.           Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения  . ж.Педагогика и жизнь №5 - 2006г.  С. 110-114

7.            Палева З.Г. Справочник объединений,  занимающихся гражданским и военно-патриотическим  воспитание м молодежи . Сыктывкар  Министерство образования и высшей  школы Республики Коми.- 15с.

8.           Справки Управления Образования  МР «Сосногорск»

 

 

Приложение №__

Эссе «Моя школа – это  …» (Выпускников 11 класса)

№1 Моя школа это, на мой  взгляд, самая лучшая школа в нашем  городе. Она создавалась для того, чтобы воспитывать настоящих  мужиков со своей точкой зрения на окружающий мир, со своим характером, умеющих «разрулить» любую сложную ситуацию в своей жизни. Я не жалею, что выбрал именно эту школу, так как в процессе обучения я стал физически сильным и способным учеником. В нашей школе есть много дополнительных предметов, а так же кружков и секций. В этой школе проводится много мероприятий патриотического направления с целью сделать из учеников настоящих патриотов своей родины. Моё мнение о тех, кто «косит» от армии заключается в том, что они не осознали свой смысл в жизни. На данный момент, я считаю, что их смысл в жизни заключается в том, чтобы сидеть дома. Лично я очень хочу служить в армии. Я считаю, кто не служил в армии, тот не является настоящим мужиком. (Е.А.)

№2 Кадетская школа дала мне хорошее воспитание, дисциплину, подготовила меня к службе в армии. Кадетская школа умеет хорошо подготовить физически и умственно. Я думаю, что вряд ли любая школа  даст такую дисциплину, как в кадетской. В школе мне нравится военные  занятия (строевая и т.д.), на уроках физики нам рассказывают о применении физики в военном деле. В школе  проводятся военно-полевые сборы, которые  укрепляют дух ребят и их дружбу. В армии, я думаю, мне придётся легче, чем обычным ребятам из других школ. Я сам хочу в армию  и думаю, что ребята, которые «косят»  от армии слабаки или физически  неподготовлены.(М.С.)

№3 Моя школа – это  школа, в которой воспитывают  патриотический дух. В ней я частично почувствовал, что такое – служить  в армии.

Благодаря этой школе я  стал понимать, что русские люди готовы умереть за свою родину. Я  почувствовал дух патриотизма. Теперь, благодаря этой школе я стал патриотом, я готов наказать любого, кто «позарится»  на мою страну. В этой школе я  научился многому, что мне пригодится в армии. В ней я понял, что  русская культура и быт должны оставаться в России, а не заменяться культурами других народов. Мне не нравится, что в русских городах стоят  мечети, буддийские храмы и другие здания веры других народов. Россия испокон  веков была православной, так должна такой и остаться. Я хочу служить  в армии России и защищать её от агрессоров. Моё отношение к людям, которые «косят» от армии? Какое  отношение? Они не заслуживают жить на территории России, я их не уважаю. И если «пацан» не служил в армии, то он «баба».( П.С.)

Информация о работе Патриотическое воспитание