Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:37, курсовая работа
Цели работы: Исследовать экспериментальную модель патриотического воспитания кадетской школы как основу для формирования патриотических чувств молодежи и определить степень ее эффективности.
Задачи:
1. Провести краткий анализ системы патриотического воспитания в г. Сосногорске на основании документов, опроса местных жителей и учащихся школ города.
2. Определить степень эффективности патриотического воспитания различных учебных заведений на основе анкетирования и тестирования выпускников школ и учащихся.
Введение
Глава 1 Теоретический обзор проблем организации патриотического воспитания в средней школе
Глава 2 Экспериментальная часть
Заключение
Список литературы
Приложения
2. Экспериментальная часть
С целью выяснения того, осознанно ли подростки выбрали школу с военно-патриотическим уклоном, мы предложили им тест «Твое отношение к кадетству».
Результаты диагностики
отношения к военно-
Мнения учащихся базовых
классов разделились:
Это связано с недостаточным
участием базовых классов в мероприятиях
гражданско-патриотического
Это свидетельствует о том, что в школе создана система работы по патриотическому воспитанию. Кроме того, анализ анкеты «Патриот», проведенной в 5к в 2004 году и через два года в том же классе (7к) (Приложение № 3,4 ) позволяет судить о том, что появилось единство мнений в рассуждениях учащихся о понятии «патриот»: во всех ответах прослеживается единая линия о том, что патриотизм – это защита Родины, долг перед Отечеством. Например, учащиеся 7к класса так выразили свое мнение о том, кто такой патриот:
· Патриот - это человек, готовый в любую минуту вступить в сражение и отдать свою жизнь за честь и свободу страны.
· Патриот-человек, который гордится своей родиной, ее культурой, православной верой и готов умереть за свой народ и за свою родину.
· Патриот – человек любящий свой город и свою малую родину, человек готовый сделать для своей родины все от него зависящее..
Тест «Отношение к патриотизму»
(Приложение №5) был проведен среди
выпускников 9 кадетского класса (опрошено
23 человека) и в профессиональном
лицее (ПЛ) (опрошенных 22 человека). В
результате 46% опрошенных из кадетского
класса считают, что чувство патриотизма
у современной молодежи развито,
а в ПЛ так считают - 78%. Причиной
недостаточного формирования чувства
патриотизма учащиеся кадетской
школы считают трудную
Главенствующую роль в формировании патриотических позиций кадеты отводят школе (69%), семье (53%), общественным организациям (30%), СМИ и молодежным группировкам (15%), а учащиеся ПЛ считают, что в формировании патриотизма должны участвовать семья (28%), общественные организации(21%), и молодежные группировки (21%).
84% кадетов ни при каких условиях не хотели бы уехать из страны, 13% - изъявили желание уехать временно, а 3% - хотели бы учиться за границей. В ПЛ мнения разделились: в России хотели бы остаться только 49% опрошенных, 14% хотят уехать навсегда, а 37% - на временное проживание.
На вопрос о чувстве гордости за Россию, город и школу, 100% опрошенных кадетов выразили гордость за страну, 69% - за город, 69% - за школу.
В ПЛ за Россию испытывают гордость только 78%, 64% - за город, 49% - за свою школу. Причем из числа опрошенных оказались 30% -выпускники кадетской школы. Все они написали, что испытывают чувство гордости за Россию и за свою школу.
49,9 % учащихся ПЛ считают,
что у города средние
На вопрос об участии в мероприятиях патриотической направленности среди молодежи 92% учащихся кадетской школы ответили положительно и 46% считают, что состояние патриотического сознания молодежи в городе улучшилось.
Из учащихся ПЛ только 30% участвуют в мероприятиях патриотической направленности (ими оказались выпускники кадетской школы), 70% - не участвуют в таких мероприятиях., однако 50% из них считают, что за последние два-три года в городе улучшилось состояние патриотического сознания молодежи.
На основании вышеизложенного можно сделать общий вывод: уровень патриотического сознания молодежи в целом по городу улучшился. В этом большое значение играет появление в системе образования города такого инновационного заведения, как кадетская школа.
Учащихся 10к класса (2005г.) мы попросили написать мини-эссе по теме «Моя школа – это…» и выразить свое отношение к армии. Удивительным результатом всех работ стало то, что каждый участник связал свое мнение о школе с понятием патриотизма, долга, служения Отечеству и мужской дружбы. .(Приложение № 6)
Для оценки уровня подготовленности
юношей к служению Отечеству мы предложили
анкету об армии (Приложение №7), по результатам
которой выяснилось, как подростки
осознают свой долг перед Родиной, оценивают
состояние патриотического
На первый вопрос анкеты о
желании служить в армии
Среди ответов учащихся Кадетской школы на вопрос о том, хочешь ли ты служить в армии положительно ответили 66%, среди которых «да» -63%, «да, это мой путь»-3%, отрицательное мнение выразили -21%, равнодушны к этому вопросу - 11%, не подходят по здоровью- 2% .
На второй вопрос чем для человека является армия среди учащихся общеобразовательной школы 44% ответили, что это защита Родины.
70% кадетов положительно ответили на этот вопрос, среди которых – 7%- долг; 6%- проверить самого себя; 5%- становление мужчины; 2% - обязанность; 1% - почту за честь служить в Армии; 1% - всем. Отрицательных ответов -19%, среди которых 15% -ответили что это потеря двух лет и 4% - ничем.
На вопрос каким должен быть срок службы в армии большинство (61%) кадетов
Решили, что 1 год, и так же думают ученики ПЛ (60%). Ребята нашей школы согласны с тем, что можно прослужить и 2 года – 27%, полгода – 9%, 1,5 года – 3%. Среди учащихся ПЛ 60% тоже хотят служить 2 года (из низ 30% -выпускники кадетской школы), остальные - за 1 год.
В четвертом вопросе: как далеко от нашего города ты бы хотел служить?
Учащиеся СШ хотели
бы служить на территории
Кадеты - подальше от дома – 29%, в России – 29%, в РК- 21% , в горячих точках -17%
Пятый вопрос позволил выявить какое количество ребят боятся «дедовщины». Оказалась что в КШ не боятся «дедовщины» (80%), а в обычной (52%) не боятся. В ПЛ не боятся дедовщины 58%. Результаты обработки анкеты представлены в диаграммах (Приложение №___)
Таким образом, из анализа анкеты следует, что выпускники кадетской школы в большей степени (81%) подготовлены к защите Отечества, понимают всю степень ответственности перед ними за страну, не боятся трудностей, умеют постоять за себя и товарищей, считают за честь службу в армии. Позитивные результаты в ПЛ получены благодаря тому, что среди опрошенных оказалось 30% выпускников кадетской школы.
С целью выяснения правильного
и осознанного выбора школьниками
кадетской школы мы предложили составленный
нами тест «Отношение к кадетству».
(Приложение № ___) В результате анкетирования
выяснилось, что положительное отношение
учащихся к «кадетству» в целом
по школе доминирует (74,4 % ); нейтральное
отношение на 2 месте (24,8%); отрицательного
отношения практически не выявлено
(2% ).Анализ анкетирования кадет и
учащихся базовых классов
Заключение
На основе анализа модели
патриотического воспитания школы
мы исследовали схемы
Проведя работу с документацией по патриотическому воспитанию в районе, а также научно-педагогическое исследование через анкетирование, тестирование и опрос, мы получили возможность сравнения результативности и эффективности патриотического воспитания в общеобразовательных (непрофильных) школах и кадетской школе. Следует отметить, что на основании опроса местного населения с появлением в образовательном пространстве района кадетской школы, уровень патриотической сознания молодежи улучшился.
Кадетская школа как специализированное
учебное заведение имеет
Вместе с тем, проведенное нами исследование выявило определенные пробелы в патриотическом воспитании, которые требуют дополнительных исследований для более точных аналитических выводов с целью коррекции содержания и методов ПВ в кадетской школе, что является очевидной актуальностью для нашей школы. Мы считаем, что для активизации работы по военно-патриотическому направлению необходимо:
а. В кадетских классах разработать систему занятий, направленных на развитие интереса учащихся к кадетскому движению, раскрытие специфики кадетского направления, преимуществ обучения в Кадетской школе с учетом личностных особенностей (способностей, склонностей, интересов) учащихся.
б. Разработать систему занятий, направленных на формирование лидерских и волевых качеств.
Список литературы
1.
Вершловский С.Г. Анкетный
2.
Государственная Программа «
Патриотическое воспитание
3.
Государственная Программа «
4. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике . Москва. ИКЦ. 2005г – 448с.
5.
Кукушин В.С. Общие основы
6.
Лесняк В.И. Патриотическое
7.
Палева З.Г. Справочник
8.
Справки Управления
Приложение №__
Эссе «Моя школа – это …» (Выпускников 11 класса)
№1 Моя школа это, на мой взгляд, самая лучшая школа в нашем городе. Она создавалась для того, чтобы воспитывать настоящих мужиков со своей точкой зрения на окружающий мир, со своим характером, умеющих «разрулить» любую сложную ситуацию в своей жизни. Я не жалею, что выбрал именно эту школу, так как в процессе обучения я стал физически сильным и способным учеником. В нашей школе есть много дополнительных предметов, а так же кружков и секций. В этой школе проводится много мероприятий патриотического направления с целью сделать из учеников настоящих патриотов своей родины. Моё мнение о тех, кто «косит» от армии заключается в том, что они не осознали свой смысл в жизни. На данный момент, я считаю, что их смысл в жизни заключается в том, чтобы сидеть дома. Лично я очень хочу служить в армии. Я считаю, кто не служил в армии, тот не является настоящим мужиком. (Е.А.)
№2 Кадетская школа дала
мне хорошее воспитание, дисциплину,
подготовила меня к службе в армии.
Кадетская школа умеет хорошо
подготовить физически и
№3 Моя школа – это школа, в которой воспитывают патриотический дух. В ней я частично почувствовал, что такое – служить в армии.
Благодаря этой школе я стал понимать, что русские люди готовы умереть за свою родину. Я почувствовал дух патриотизма. Теперь, благодаря этой школе я стал патриотом, я готов наказать любого, кто «позарится» на мою страну. В этой школе я научился многому, что мне пригодится в армии. В ней я понял, что русская культура и быт должны оставаться в России, а не заменяться культурами других народов. Мне не нравится, что в русских городах стоят мечети, буддийские храмы и другие здания веры других народов. Россия испокон веков была православной, так должна такой и остаться. Я хочу служить в армии России и защищать её от агрессоров. Моё отношение к людям, которые «косят» от армии? Какое отношение? Они не заслуживают жить на территории России, я их не уважаю. И если «пацан» не служил в армии, то он «баба».( П.С.)