Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:37, курсовая работа
Цели работы: Исследовать экспериментальную модель патриотического воспитания кадетской школы как основу для формирования патриотических чувств молодежи и определить степень ее эффективности.
Задачи:
1. Провести краткий анализ системы патриотического воспитания в г. Сосногорске на основании документов, опроса местных жителей и учащихся школ города.
2. Определить степень эффективности патриотического воспитания различных учебных заведений на основе анкетирования и тестирования выпускников школ и учащихся.
Введение
Глава 1 Теоретический обзор проблем организации патриотического воспитания в средней школе
Глава 2 Экспериментальная часть
Заключение
Список литературы
Приложения
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретический обзор
проблем организации
Глава 2 Экспериментальная часть
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Патриотизм, как одна их наиболее
значимых непреходящих ценностей, является
фундаментом государственного здания,
идеологической основой его жизнеспособности.
Переход российской экономики на
рыночные отношения сопровождается
пересмотром духовно-
Настораживает и то, что
развиваются национал-
Мы решили исследовать
состояние патриотического
а/ результативность патриотического воспитания может быть достигнута в образовательных учреждениях, в которых патриотическое воспитание является частью системы обязательной и дополнительной образовательной деятельности;
б/ при наличии единого координационного центра, осуществляющего руководство и взаимодействие школ с государственными структурами, на основе единой, целевой, долгосрочной программы.
Цели работы: Исследовать экспериментальную модель патриотического воспитания кадетской школы как основу для формирования патриотических чувств молодежи и определить степень ее эффективности.
Объекты исследования: кадетская школа; профессиональный лицей; общеобразовательная школа; учащиеся.
Предметы исследования: формы и содержание работы патриотических объединений, отношение учащихся к патриотизму и к службе Отечеству.
Задачи:
1. Провести краткий анализ
системы патриотического
2. Определить степень
Методы исследования: работа с документацией, анализ и синтез, тестирование, анкетирование, экспертный опрос, составление графиков, обработка документации с помощью электронных таблиц.
1. Теоретический обзор
1.1 Понятие патриотического воспитания
Патриотизм, интегрируя в
своем понятии социальные, исторические,
духовные, культурные, этнические и
другие компоненты, проявляясь как
эмоционально-возвышенное
Гражданское и патриотическое
воспитание отличаются друг от
друга. Гражданское воспитание
социально ориентировано в
Патриотическое воспитание (далее ПВ) в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологии, направленные на укрепление государства. На Руси патриотический дух народа подпитывался лозунгом «За святую Русь», воплощавшим в себе веру и любовь к Родине. Защитники Российской империи шли в бой «за Веру, Царя и Отечество», соединяя православие, самодержавие и любовь к Родине. Понятие «советский патриотизм» помимо идеологической нагрузки несло ответственность всех граждан за судьбу страны. «Прежде думай о Родине, а потом о себе».
Любой регион в социальном
отношении – это прежде всего
люди. Их отношение к своей республике,
городу, школе, степень удовлетворенности
своей жизнью накладывают отпечаток
на уровень гражданско-
Общеизвестно, что первые
патриотические чувства начинают формироваться
в семье, однако, учитывая занятость
современных родителей на производстве,
вопросы патриотического
Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» являющаяся продолжением предыдущей аналогичной программы, имеет целью совместную деятельность государственных структур и общественных организаций на основе единой государственной политики совершенствования динамики развития государственной системы патриотического воспитания.
Сущность и содержание
патриотического воспитания в Государственной
программе и Концепции
В Концепции и Программе
патриотическое воспитание (ПВ) рассматривается
как направление
Формирование личности происходит в трех важных сферах жизни - сознании, отношениях и деятельности. Если результаты ПВ в сфере сознания и отношений определены четко (чувство любви и верности Родине), то в деятельности они должны появляться в патриотических поступках, социальной активности, которая в конечном итоге способствует успешности социализации личности в обществе.
1.2 Анализ состояния работы по патриотическому воспитанию в Сосногорском районе
Проанализируем деятельность
детских объединений
В городе проводятся мероприятия
патриотической направленности для
всех школ в рамках реализации подпрограммы
«Воспитание» Управления образования,
все образовательные учреждения
принимают участие в
Получили развитие клубы и музеи патриотической направленности. Однако, следует отметить, что доля школ, осуществляющих систематическую работу по патриотическому воспитанию составляет 33% от числа всех общеобразовательных учреждений района.
Система дополнительного
образования района представлена Центром
обучения основам безопасности жизнедеятельности,
туристско-краеведческим
В результате выяснилось, что наиболее популярными мероприятиями являются День Победы, встречи с ветеранами, ежегодные акции «Я гражданин России», концерты, посвященные праздникам России. Более 50% опрошенных считают, что не семья, а школа должна воспитывать в молодых людях следование гражданскому долгу, правовое сознание, бережное отношение к природе, гуманное отношение к людям. Школа, призванная заниматься военно-патриотическим воспитанием граждан официально открыта в городе в 2004 году.
Являясь инновационным учебным
заведением, Кадетская школа осуществляет
полное вовлечение обучающихся в
непрерывную систему ПВ через
общеобразовательные учебные
Рассмотрим эту систему более подробно.
1.3 Специфика кадетской школы
Рассмотрим модель патриотического воспитания в кадетской школе. Кадетская школа, является инновационным учебным заведением, в котором структура и содержание образовательного процесса целенаправленно призваны осуществлять непрерывное патриотическое воспитание с учетом возрастных особенностей обучающихся, поэтому школьники разделены на группы которые условно обозначены следующим образом: 1-4 классы – вице-кадеты; 5-7 классы – школа интересов; 8-9 классы – предпрофильная школа;10-11классы – профильная школа. Такая градация позволяет осуществлять в системе с 1 по 11 классы патриотическое воспитание, которое является основой профиля школы и соответствует модели выпускника.
Особенность патриотического воспитания детей в школе обусловлена его присутствием в учебном процессе, например, в начальной школе являются обязательными интегрированные предметы: «ИЗО с элементами истории Российской армии в живописи», «Патриотическая песня». В средней и старшей ступенях т.е. с 5 по 11 классы школьники наряду с ОБЖ изучают «Основы военной службы», предмет, который предусматривает изучение программ обязательного дополнительного образования – строевой и огневой подготовки.
В 9-х классах ведутся элективные курсы военно-патриотического содержания «Физика в военном деле», «Здоровье – залог успеха в жизни», созданные в соответствии с востребованностью учащихся. Помня о том, что основой любой деятельности является здоровье, в учебном плане школы предусмотрено три урока физкультуры в основной школе и четыре урока – в старшей. Указанные курсы, кроме овладения знаниями и расширения интеллекта, имеют воспитательные цели, вызывая у ребят чувство гордости за достижения страны. Частью системы патриотического воспитания в учебном процессе является кадетский компонент, выделенный по всем общеобразовательным предметам.
Сплочению коллектива помогают
многообразные формы работы военно-патриотической,
оборонно-спортивной и спортивно-оздоровительной
направленности, патриотическая содержательность
которых осуществляется в том
числе через программы
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое
воспитание - это главные направления
воспитания кадетской школы, которая
принимает самое активное участие
в мероприятиях города и района.
Например, только по подготовке к юбилею
города Сосногорска школа приняла
участие в 16 мероприятиях, проводимых
Управлением культуры, администрацией
города и Управлением образования.
Действенную и постоянную практическую
помощь в организации работы с
детьми оказывает «Союз казаков
г. Сосногорска», а также ГОиЧС
и военкомат при подготовке мероприятий.
Результативность работы по патриотическому
воспитанию иллюстрируется выступлениями
кадетов в республиканских