Печатные средства обучения истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена уроку истории, а именно работе на уроке с печатными и наглядными материалами, по разработке и проведению уроков разных типов. Процесс обучения рассматривается как совместная деятельность учителя и учащихся, что нацеливает учителей на решение педагогических задач в русле личностно-ориентированной педагогики. В данной работе попытаемся ответить на вопрос, каким должен быть современный урок истории в школе, как помочь учителям в усовершенствовании урока, как повысить эффективность учебно-воспитательного процесса и качество знаний учащихся.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….…… 2
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ………………………………………………………………………... 3
3. РОЛЬ УЧЕБНИКА В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С НИМ……………………………………………………………..……………... 6
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ НА УРОКЕ ИСТОРИИ………...…………………………………………………………….... 9
5. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ……………………………………………………………….……... 11
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 15
7. ЛИТЕРАТУРА…………………… ………………………………..… 16
8. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………..…..….. 17

Файлы: 1 файл

К.р по методике.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….…… 2

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ………………………………………………………………………... 3

3. РОЛЬ УЧЕБНИКА В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С НИМ……………………………………………………………..……………... 6

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ НА УРОКЕ ИСТОРИИ………...…………………………………………………………….... 9

5. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ и научно-популярной ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ……………………………………………………………….……... 11

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 15

7. ЛИТЕРАТУРА…………………… ………………………………..… 16

8. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………..…..….. 17

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Данная работа посвящена уроку истории, а именно работе на уроке с печатными и наглядными материалами, по разработке и проведению уроков разных типов. Процесс обучения рассматривается как совместная деятельность учителя и учащихся, что нацеливает учителей на решение педагогических задач в русле личностно-ориентированной педагогики. В данной работе попытаемся ответить на вопрос, каким должен быть современный урок истории в школе, как помочь учителям в усовершенствовании урока, как повысить эффективность учебно-воспитательного процесса и качество знаний учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА  ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

 

       Среди средств изобразительной наглядности наиболее доступным и вызывающим интерес у учеников младших классов является учебная картина. В старших классах основным видом изобразительной наглядности является документальное изображение.

      Условные изображения занимают значительное место в качестве наглядных пособий в старших классах. Это связано с возросшей способностью учащихся к обобщениям.

      Существует классификация наглядных средств обучения по способу

изображения. Выделяют также 4 группы:

1) Печатные средства  обучения. (Картины, иллюстрации, карты, аппликации, схемы, таблицы). Их подразделяют на настольные (иллюстрации учебника, атласы, раздаточные материалы) и настенные, которые в свою очередь подразделяются на карты и картины.

2) Самодельные  средства обучения. Они подразделяются  на плоскостные

(таблицы, схемы,  диаграммы, рисунки, аппликации) и объемные (макеты,

модели, вещественные памятники).

3) Экранные и  экранно-звуковые средства обучения — видеозаписи, кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, слайды.

4) Компьютерные  средства обучения (графическое изображение картин,

рисунков, таблиц, графиков).[1].

       Наиболее распространенными являются печатные пособия, т.к. для школьных курсов издаются атласы, карты, серии картин и таблиц, альбомы по истории культуры и т.д. Кроме этого можно самостоятельно без использования сложной или специальной аппаратуры изготовить пособия для урока.

      Теперь остановимся на некоторых  видах печатных средств обучения.

 

 

 

1. Вяземский Е. Е. Теория и методика преподавания истории. - М., 2003. с. 224.

 

      Например, при составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить. Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

       Логические таблицы обычно применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, они помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого. Пример, схема: «Причины ВГО».

       Сущностные структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны. Например, «Славянские племена», «Национально-государственное устройство СССР». [1].

      На уроках истории также используются диаграммы, которые подчеркивают количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Диаграммы подразделяются на столбиковые и круговые. Для вычеркивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков. Диаграммы и графики могут демонстрировать количественные различия однородных исторических явлений в определенный отрезок времени.

     Другим распространенным средством наглядного обучения на уроках истории являются исторические картины. Они позволяют создать зрительный

 

 

1. Вяземский  Е. Е. Теория и методика преподавания истории. - М., 2003. с. 228.

образ, иллюстрируют теоретический материал, служат источником извлечения новых знаний, являются средством актуализации известного материала, выступают как средство усиления эмоционального воздействия на школьников.

     Методика работы с иллюстрацией, помещенной в учебнике, в целом такая же, как и с картиной. Иллюстрация в учебнике это неотъемлемая, органическая часть его содержания. Поэтому работа с иллюстрацией обязательна либо на уроке, либо дома. Отбор иллюстраций необходимо дифференцировать. Они должны раскрывать не случайные, а существенные стороны общественной жизни в изучаемую эпоху, существенные черты исторического явления или события, помогая познанию сущности явления, его специфических особенностей и общих закономерностей развития.

 

3. РОЛЬ УЧЕБНИКА В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С НИМ.

 

      Использование словесно-печатного метода на уроках истории подразумевает работу учителя и учащихся с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой. Ядро основного текста учебника составляют знания об основных понятиях, законах, теориях, способах деятельности. Непосредственно к основному тексту относится все то, что определяет логику изложения материала в учебнике, логику его построения.

     При работе с текстом учебника учитель должен тщательно изучить структуру и содержание параграфа. Необходимо соотнести объяснение учителя на уроке с содержанием учебника, не повторяя его и в то же время не отходя от него далеко. Важно отобрать фрагменты текста, которые могут быть использованы для организации самостоятельной работы учащихся. При этом необходимо учитывать реальные возможности каждого класса, степень его подготовленности к самостоятельному усвоению учебного материала и отбирать фрагменты, доступные большинству учащихся.

Следует выделять два типа заданий по тексту учебника: а) вопросы,

требующие конкретного  лаконичного ответа (термины, понятия, даты, выводы), б) самостоятельное знакомство с одним из аспектов проблемы.

Необходимо  отметить, что самостоятельная работа учащихся с текстом учебника не должна рассматриваться изолированно от остальных этапов их работы на уроке. Самостоятельная работа эффективна лишь в том случае, если является элементом общей структуры урока. Учителю необходимо четко сформулировать и определить задачи учащихся.

Задания для работы с текстом учебника:

1. Выпишите определения  понятий, данные в учебнике; сравните  их с

определениями в словаре.

2. На основе  параграфа (параграфов одной темы) составьте хронологическую таблицу (календарь событий).

3. Нанесите на  контурную карту (покажите на карте) историко-географические объекты, которые упоминаются в тексте.

4. Составьте  (…) план параграфа (пункта  параграфа).

5. Подберите  примеры, раскрывающие основную  идею текста параграфа,

подтверждающие  главный вывод, иллюстрирующие теоретические выводы и т.п. и заполните конкретизирующую таблицу.

6. Составьте  сравнительно-обобщающую таблицу по итогам сопоставления двух и более однородных фактов, изложенных в учебнике.

7. Изучите логику  рассмотрения конкретного вопроса  в учебнике истории и составьте логическую схему, раскрывающую ход рассуждения автора.

8. Цифровую информацию, данную в тексте параграфа,  преобразуйте в график, статистическую таблицу или диаграмму.

9. Самостоятельно  сформулируйте выводы по каждому  пункту параграфа и обобщающий вывод ко всему тексту.

10. Расскажите  об историческом событии, изложенном в параграфе, от имени одного из его участников, в разговоре действующих лиц и т.д.

11. Проиллюстрируйте  содержание параграфа или его  части собственными рисунками.

12. Придумайте  свои заголовки к параграфу и его подпунктам, свои вопросы и задания к ним.

13. На основе  параграфа составьте тематический  кроссворд и т.п.

      Важную роль в работе с текстом учебника отыгрывает составление логических схем. Логические схемы являются важным средством выявления и использования заложенных в учебнике возможностей организации учебного процесса в любом случае, когда объектом изучения являются однородные по своему характеру явления.[2].

   

 

2. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. - М., 2002.  с. 177.

 

Логические  схемы представляют собой сжатое текстуальное изложение тех позиций, установок, которые призваны направлять в учебном процессе

изучение всех однородных по своему характеру объектов. Эти установки внутренне связаны между собой, составляют логическое единство, систему. Эта система является средоточием основных идей, понятий, связей, закономерностей, характерных для той группы объектов, применительно к которой схема разработана.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ НА УРОКЕ ИСТОРИИ

 

         Важную роль в обучении истории отыгрывает использование документов.

Особенностью  исторических документов, используемых в школе, является то, что они представлены в обработанном виде и адаптированы к познавательным возможностям учащихся. Вместе с тем, необходимо школьников научить работать с этими документами, уметь их анализировать и характеризовать. Исходя из этого, а также специфики документа, учитель строит и методику работы с документальными источниками на уроке.

     Посредством документов осуществляется реализация принципа наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, ощущению духа эпохи.

      При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости документов для исторической науки, видят в них след деятельности когда то живших людей.[3].

    На уроке осуществляется работа с письменными источниками как учителем в процессе объяснения нового, так и учащимися на разных этапах урока.

 

 

3. Короткова М.В., Студеникин. М.Т. Методика обучения истории. — М., 1993., с 124.

Учитель дает краткий  анализ содержания и структуры произведения, указывает на основные идеи, значение документа для оценки исторических явлений,останавливается на исторической обстановке, времени,обстоятельствах появления документа. К документу целесообразна предварительная постановка вопросов, разъяснение незнакомых терминов и понятий.

     Учитель включает документ в свой рассказ, если он передает сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала, если нужна конкретизация изучаемых явлений и процессов, для убедительности характеристики исторического деятеля. Отрывок, включаемый в объяснение, должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух.

    Разбор документа производится путем его комментирования, в виде фронтальной беседы с классом, в процессе самостоятельной работы с источником. Наиболее сложные и объемные документы изучаются путем тщательного разбора. Ученики в процессе работы с документом проводят его разбор, воспроизводят отдельные положения текста, определяют логически завершенные части, выделяют главные идеи каждой части, проводят сравнительный анализ документов. По ходу разбора документа осуществляется словарная работа.[3].

Информация о работе Печатные средства обучения истории