Печатные средства обучения истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена уроку истории, а именно работе на уроке с печатными и наглядными материалами, по разработке и проведению уроков разных типов. Процесс обучения рассматривается как совместная деятельность учителя и учащихся, что нацеливает учителей на решение педагогических задач в русле личностно-ориентированной педагогики. В данной работе попытаемся ответить на вопрос, каким должен быть современный урок истории в школе, как помочь учителям в усовершенствовании урока, как повысить эффективность учебно-воспитательного процесса и качество знаний учащихся.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….…… 2
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ………………………………………………………………………... 3
3. РОЛЬ УЧЕБНИКА В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С НИМ……………………………………………………………..……………... 6
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ НА УРОКЕ ИСТОРИИ………...…………………………………………………………….... 9
5. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ……………………………………………………………….……... 11
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 15
7. ЛИТЕРАТУРА…………………… ………………………………..… 16
8. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………..…..….. 17

Файлы: 1 файл

К.р по методике.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Короткова М.В., Студеникин. М.Т. Методика обучения истории. — М., 1993., с 125.

 

5. Методика использования научно - популярной и художественной

литературы в процессе изучения истории.

 

     Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у учащихся ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание.

 Теперь о классификации. Условно художественную литературу подразделяют на две большие группы. Это литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика. К источникам изучаемой эпохи относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками описываемых событий. Они создали своеобразные документы эпохи, которые служат для познания прошлого. Эти источники не всегда понятны ученикам, и на уроке используются лишь фрагменты, заранее отобранные учителем. К литературным источникам можно отнести книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», П.Н.Врангеля «Воспоминания», А.И.Деникина «Путь русского офицера», М.А.Шолохова «Тихий Дон» и др.

     К исторической беллетристике принадлежат художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Книги исторической беллетристики, «реконструирующие» историческую действительность, написаны на основе научного исследования прошлого, изучения исторических источников, научных исследований и монографий.

 

Обогатив себя историческими знаниями, автор воссоздает историческое прошлое в форме художественного произведения.[3].

    Приемы использования художественной литературы на уроках различны. Более глубокое изучение произведения используется для воссоздания картины быта, общественных отношений. Например, на уроках истории древнего мира изучается «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Учитель может включать органично в свое изложение образы художественной литературы, например с целью персонификации явления. Учитель может кратко пересказать художественное произведение и дать задание на выяснение деталей с тем, чтобы ученики обязательно его прочли. Более всего распространено в школьной практике цитирование художественных произведений.[3].

 Начиная с 7 класса, учитель вводит в урок исторический материал, подобранный из газет и журналов и дополняющий сведения, содержащиеся в учебнике. Но наибольшую роль научно-популярная печать играет в 9 классе при изучении современного периода развития , давая учащимся возможность полнее представить события, происходящие в социально-экономической, политической и культурной жизни страны, тем более что ни программа, ни учебник не в состоянии отразить то, что происходит непосредственно в данное время.

В газетах часто печатаются исторические документы в связи  с датами знаменательных событий. Так, например, ежегодно ко Дню Победы в газетах дается хроника событий Великой Отечественной войны, публикуются ранее неизвестные документы, воспоминания участников войны, дополняющие картину тех лет.

 

 

 

3. Короткова М.В., Студеникин. М.Т. Методика обучения истории. — М., 1993., с 128.

 

Вместе с тем прослеживается связь далеких событий с сегодняшним  днем (наша память о войне, судьба ветеранов  войны). Эту связь поколений, связь  прошлого и настоящего важно показать ученикам.

На страницах газет  и журналов часто публикуются материалы о выдающихся политических деятелях, деятелях культуры. Имена известных соотечественников, их биографии дополнят школьный курс истории.

Особый раздел в местной научно-популярной печати составляет краеведческий материал, освещающий страницы далекого и недавнего прошлого края, города: культурно-историческое наследие, современное развитие. Так, например, разнообразный краеведческий материал печатается в газете «Санкт-Петербургские ведомости» в рубрике «Наше наследие». Он дает возможность проследить изменение в архитектурном облике и жизни города на протяжении всей его истории. Такой материал особенно актуален в период подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.

Но наибольшее внимание в процессе уделяется текущим  событиям в стране, которые еще не успели получить освещения в учебнике. Учеников необходимо знакомить с тем, что сейчас происходит в нашей стране и мире, учить находить информацию и анализировать ее самостоятельно.

Работа учащихся с  газетой может быть организована учителем истории следующим образом:

§   знакомство с рубриками, расположением материала на газетных полосах;

§   чтение на уроке заметок и статей, подобранных учителем, коллективное их обсуждение и оценка учащимися событий, деятелей, выражение своего отношения к ним;

§   самостоятельный подбор газетного материала учениками; подготовка сообщений на основе прочитанного. [4].

 

4. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в школе. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 94 с.

Слабоуспевающим ученикам учитель сам может предлагать газетные заметки, доступные по объему и содержанию. Если ученики не в состоянии устно рассказать, о чем прочитали, они могут подчеркнуть самое основное в заметке.

В процессе выполнения заданий, связанных с поиском и изучением необходимого материала научно-популярной печати, развивается активность и самостоятельность, мыслительная и речевая деятельность школьников, расширяется кругозор, обогащаются их общественно-исторические представления.

Таким образом, использование в процессе обучения истории материалов научно-популярной печати будет способствовать социальной адаптации учащихся в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Таким образом, урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания, но и в том числе с использованием печатных и наглядных средств обучения. Поэтому провести качественный урок – это дело непростое даже для опытного учителя. Урок истории является частью содержания исторического и обществоведческого образования, занимающего определенное место в системе школьного по проблемно-хронологическому принципу. Качественный урок характеризуется совместно - активной работой и тесным творческим взаимодействием учителя и учащихся, на основе чего может быть достигнута триединая цель: обучить, воспитать, развить. Содержание урока должно соответствовать современным требованиям исторической и психолого-педагогической науки. Урок истории следует построить логически четко и ясно, а изложение материала должно быть образно-эмоциональным, отличаться убедительностью обобщений и выводов. Каждый этап урока планируется с обязательным указанием его времени. Урок любого типа характеризуется вариативностью методики его проведения. Каждый урок имеет свою структуру. Традиционно преобладает в обучении комбинированный урок, особенно в средних классах. Многообразие форм из условий развития урока – одно  из условий развития у учащихся интереса к истории как к предмету, повышения качества обучения. Главными признаками урока являются высокий научно-теоретический и методический уровни, сочетание ведущей роли учителя и активной учебной деятельности учащихся. Урок был, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Вяземский Е. Е. Методика преподавания истории в школе: Практ. пособие для учителей / Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. - М.: Гуманитар. изд. центр "Владос", 2001. - 175 с. 

2. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т.Студеникин. - М.: Гуманитар. изд. центр "Владос", 2002. - 238 с.

3.       Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. — М., 1993. – 191 с.

4.   Петрова Л.В. Методика преподавания истории в  школе. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.

5. Матулис Т. Н. Методика преподавания истории: Учеб. пособие / Мво высш. и сред. спец. образования СССР. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. – 80 с.

6. Онищук В. А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание: разработайте фрагмент урока с использованием материала учебника или хрестоматии.

Данилевский И.Н. Учебник 6 класс: “История России: с древнейших времен по XVI век” – М.: Изд-во Мнемозина, 2012. - 239 с.

 

ТЕСТ.

1. Сколько  было лет Владимиру Мономаху, когда он стал править в  Киеве?

30 лет

40 лет

50 лет

60 лет

 

2. Сколько  человек изображено на картине Васнецова «Богатыри»?

1

2

3

4

 

3. В  каком веке Русь приняла христианство?

в X в.

в XI в.

в XII в.

в XIII в.

 

4. Какого  по счету князя Владимира называли  Мономахом?

Первого

Второго

Третьего

Четвертого

 

5. Когда было основано государство Киевская Русь?

в 801 г.

в 882 г.

в 903 г.

в 992 г.

 

6. Как звали третьего правителя на Руси?

Игорь

Алексей

Владимир

Святослав

 

7. Когда на Руси появилось слово «азбука»?

До  крещения Руси

После крещения Руси

 

8. Сколько сыновей было у князя Святослава?

1

2

3

5

 

9. Какой князь по подсчетам историков совершил более 50 походов?

Олег

Игорь

Владимир

Святослав

 


Информация о работе Печатные средства обучения истории