Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:15, реферат
Данная работа посвящена уроку истории, а именно работе на уроке с печатными и наглядными материалами, по разработке и проведению уроков разных типов. Процесс обучения рассматривается как совместная деятельность учителя и учащихся, что нацеливает учителей на решение педагогических задач в русле личностно-ориентированной педагогики. В данной работе попытаемся ответить на вопрос, каким должен быть современный урок истории в школе, как помочь учителям в усовершенствовании урока, как повысить эффективность учебно-воспитательного процесса и качество знаний учащихся.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….…… 2
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ………………………………………………………………………... 3
3. РОЛЬ УЧЕБНИКА В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С НИМ……………………………………………………………..……………... 6
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ НА УРОКЕ ИСТОРИИ………...…………………………………………………………….... 9
5. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ……………………………………………………………….……... 11
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 15
7. ЛИТЕРАТУРА…………………… ………………………………..… 16
8. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………..…..….. 17
3. Короткова М.В., Студеникин. М.Т. Методика обучения истории. — М., 1993., с 125.
5. Методика использования научно - популярной и художественной
литературы в процессе изучения истории.
Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у учащихся ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание.
Теперь о классификации. Условно художественную литературу подразделяют на две большие группы. Это литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика. К источникам изучаемой эпохи относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками описываемых событий. Они создали своеобразные документы эпохи, которые служат для познания прошлого. Эти источники не всегда понятны ученикам, и на уроке используются лишь фрагменты, заранее отобранные учителем. К литературным источникам можно отнести книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», П.Н.Врангеля «Воспоминания», А.И.Деникина «Путь русского офицера», М.А.Шолохова «Тихий Дон» и др.
К исторической беллетристике принадлежат художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Книги исторической беллетристики, «реконструирующие» историческую действительность, написаны на основе научного исследования прошлого, изучения исторических источников, научных исследований и монографий.
Обогатив себя историческими знаниями, автор воссоздает историческое прошлое в форме художественного произведения.[3].
Приемы использования художественной литературы на уроках различны. Более глубокое изучение произведения используется для воссоздания картины быта, общественных отношений. Например, на уроках истории древнего мира изучается «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Учитель может включать органично в свое изложение образы художественной литературы, например с целью персонификации явления. Учитель может кратко пересказать художественное произведение и дать задание на выяснение деталей с тем, чтобы ученики обязательно его прочли. Более всего распространено в школьной практике цитирование художественных произведений.[3].
Начиная с 7 класса, учитель вводит в урок исторический материал, подобранный из газет и журналов и дополняющий сведения, содержащиеся в учебнике. Но наибольшую роль научно-популярная печать играет в 9 классе при изучении современного периода развития , давая учащимся возможность полнее представить события, происходящие в социально-экономической, политической и культурной жизни страны, тем более что ни программа, ни учебник не в состоянии отразить то, что происходит непосредственно в данное время.
В газетах часто печатаются исторические документы в связи с датами знаменательных событий. Так, например, ежегодно ко Дню Победы в газетах дается хроника событий Великой Отечественной войны, публикуются ранее неизвестные документы, воспоминания участников войны, дополняющие картину тех лет.
3. Короткова М.В., Студеникин. М.Т. Методика обучения истории. — М., 1993., с 128.
Вместе с тем прослеживается
связь далеких событий с
На страницах газет и журналов часто публикуются материалы о выдающихся политических деятелях, деятелях культуры. Имена известных соотечественников, их биографии дополнят школьный курс истории.
Особый раздел в местной научно-популярной печати составляет краеведческий материал, освещающий страницы далекого и недавнего прошлого края, города: культурно-историческое наследие, современное развитие. Так, например, разнообразный краеведческий материал печатается в газете «Санкт-Петербургские ведомости» в рубрике «Наше наследие». Он дает возможность проследить изменение в архитектурном облике и жизни города на протяжении всей его истории. Такой материал особенно актуален в период подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.
Но наибольшее внимание в процессе уделяется текущим событиям в стране, которые еще не успели получить освещения в учебнике. Учеников необходимо знакомить с тем, что сейчас происходит в нашей стране и мире, учить находить информацию и анализировать ее самостоятельно.
Работа учащихся с газетой может быть организована учителем истории следующим образом:
§ знакомство с рубриками, расположением материала на газетных полосах;
§ чтение на уроке заметок и статей, подобранных учителем, коллективное их обсуждение и оценка учащимися событий, деятелей, выражение своего отношения к ним;
§ самостоятельный подбор газетного материала учениками; подготовка сообщений на основе прочитанного. [4].
4. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в школе. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 94 с.
Слабоуспевающим ученикам учитель сам может предлагать газетные заметки, доступные по объему и содержанию. Если ученики не в состоянии устно рассказать, о чем прочитали, они могут подчеркнуть самое основное в заметке.
В процессе выполнения заданий, связанных с поиском и изучением необходимого материала научно-популярной печати, развивается активность и самостоятельность, мыслительная и речевая деятельность школьников, расширяется кругозор, обогащаются их общественно-исторические представления.
Таким образом, использование в процессе обучения истории материалов научно-популярной печати будет способствовать социальной адаптации учащихся в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания, но и в том числе с использованием печатных и наглядных средств обучения. Поэтому провести качественный урок – это дело непростое даже для опытного учителя. Урок истории является частью содержания исторического и обществоведческого образования, занимающего определенное место в системе школьного по проблемно-хронологическому принципу. Качественный урок характеризуется совместно - активной работой и тесным творческим взаимодействием учителя и учащихся, на основе чего может быть достигнута триединая цель: обучить, воспитать, развить. Содержание урока должно соответствовать современным требованиям исторической и психолого-педагогической науки. Урок истории следует построить логически четко и ясно, а изложение материала должно быть образно-эмоциональным, отличаться убедительностью обобщений и выводов. Каждый этап урока планируется с обязательным указанием его времени. Урок любого типа характеризуется вариативностью методики его проведения. Каждый урок имеет свою структуру. Традиционно преобладает в обучении комбинированный урок, особенно в средних классах. Многообразие форм из условий развития урока – одно из условий развития у учащихся интереса к истории как к предмету, повышения качества обучения. Главными признаками урока являются высокий научно-теоретический и методический уровни, сочетание ведущей роли учителя и активной учебной деятельности учащихся. Урок был, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вяземский Е. Е. Методика преподавания истории в школе: Практ. пособие для учителей / Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. - М.: Гуманитар. изд. центр "Владос", 2001. - 175 с.
2. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т.Студеникин. - М.: Гуманитар. изд. центр "Владос", 2002. - 238 с.
3. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. — М., 1993. – 191 с.
4. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в школе. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
5. Матулис Т. Н. Методика преподавания истории: Учеб. пособие / Мво высш. и сред. спец. образования СССР. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. – 80 с.
6. Онищук В. А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
Практическое задание: разработайте фрагмент урока с использованием материала учебника или хрестоматии.
Данилевский И.Н. Учебник 6 класс: “История России: с древнейших времен по XVI век” – М.: Изд-во Мнемозина, 2012. - 239 с.
ТЕСТ.
1. Сколько было лет Владимиру Мономаху, когда он стал править в Киеве?
30 лет
40 лет
50 лет
60 лет
2. Сколько человек изображено на картине Васнецова «Богатыри»?
1
2
3
4
3. В
каком веке Русь приняла
в X в.
в XI в.
в XII в.
в XIII в.
4. Какого
по счету князя Владимира
Первого
Второго
Третьего
Четвертого
5. Когда было основано государство Киевская Русь?
в 801 г.
в 882 г.
в 903 г.
в 992 г.
6. Как звали третьего правителя на Руси?
Игорь
Алексей
Владимир
Святослав
7. Когда на Руси появилось слово «азбука»?
До крещения Руси
После крещения Руси
8. Сколько сыновей было у князя Святослава?
1
2
3
5
9. Какой князь по подсчетам историков совершил более 50 походов?
Олег
Игорь
Владимир
Святослав