Педагогическая диагностика и контроль в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:50, лекция

Описание работы

1. Содержание понятий «диагностика» и «контроль» в дидактике. Цель, задачи и стадии педагогической диагностики в процессе обучения.
2. Контроль в процессе обучения младших школьников, его принципы, виды, методы и формы организации.
3. Дидактические тесты как средство контроля и их проектирование учителем.

Файлы: 1 файл

Lektsia_08.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 8.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Вопросы:

1. Содержание понятий «диагностика» и «контроль» в дидактике. Цель, задачи и стадии педагогической диагностики в процессе обучения.

2. Контроль в процессе обучения младших школьников, его принципы, виды, методы и формы организации. 

3. Дидактические тесты как средство контроля и их проектирование учителем.

 

Основная литература:

Дидактика / Авт.-сост.: В.В. Буткевич, С.А. Павлюченко, О.В. Толкачёва. Минск, 2004. Гл. 16.

Капранова В.А., Тихонова И.Г. Основы школьной дидактики. Минск, 2002. Гл. 8 (§ 1, 2).  

Педагогика / Под  ред. В.А. Сластёнина. М., 2002. Гл. 14 (§ 5).

Педагогика / Под  ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006. Гл. 13 (§ 13.1, 13.2).

Подласый  И.П. Педагогика начальной школы. М., 2001. Гл. 14 (с. 354―370).

Харламов  И.Ф. Педагогика. Минск, 2000. Гл. 11 (§ 6, 7).

 

Дополнительная  литература:

Дидактические тесты: технология проектирования / Е.В. Кравец и др.; Под общ. науч. ред. А.М. Радькова. Минск, 2004.

Запрудский  Н.И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся. Минск, 2012.

Запрудский  Н.И. Современные школьные технологии ― 2. Минск, 2010. Гл. 6.

Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения. М, 1999.

Семенович А.Г., Фёдоров И.В. Настольная книга учителя начальных классов. Минск, 2010 (с. 45―49, 112―167).

Хуторской А.В. Современная дидактика. М., 2007. Гл. 5 (§ 2).

Вопрос 1. Содержание понятий «диагностика» и «контроль» в дидактике. Цель, задачи и стадии педагогической диагностики в процессе обучения.

Обучение  не может эффективно осуществляться без изучения результативности этих процессов, т.е. без диагностики.

Термин  «диагностика» происходит от греческого dia ― «прозрачный» и gnosis ― «знание»; вместе получается diagnostikos ― «распознающий». Данный термин пришёл из медицины, где он означает распознавание заболеваний. В наши дни мы говорим о психологической, педагогической, экономической и даже технической диагностике. Диагностика является неотъемлемым компонентом всех управляющих систем.

В общем смысле диагностика ― это распознавание состояния какого-либо объекта, которое основывается на ранее зафиксированных диагностических признаках, эталонах.


 

 

 

 

 

Педагогической  диагностикой называют также отрасль  педагогики, изучающую принципы и  методы диагностики.

Педагогическая  диагностика является неотъемлемой составной частью процесса обучения, воспитания, управления школой и образованием.

Целью педагогической диагностики в процессе обучения является своевременное выявление, оценка и анализ течения процесса обучения в связи с продуктивностью последнего.

Задачи педагогической диагностики в процессе обучения:

  1. оптимизировать процесс обучения (оценить качество обучения, выявить его сильные и скорректировать слабые стороны);
  2. обеспечить, в интересах общества и личности, правильное определение результатов обучения;
  3. руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму педагогические ошибки в процессе обучения;
  4. способствовать формированию единых педагогических позиций и требований к учащимся и учителям в учреждении образования.
  5. способствовать организации самообразования учащихся и профессионального саморазвития педагогов.

Виды педагогической диагностики в процессе обучения:

1. По продолжительности: 

а) кратковременная;

б) длительная (лонгитюдная).

2. По критерию системности:

а) эпизодическая (ситуативная);

б) системная.

Системная лонгитюдная диагностика носит название «мониторинг» («отслеживание»).

3. По характеру выражения результатов:

а) качественная;

б) количественная (количественные измерения  в педагогике, а также отрасль  педагогической диагностики, которая  их изучает, называются педагогическая квалиметрия).

Процедура педагогической диагностики в процессе обучения включает следующие стадии:

1) контроль;

2) накопление статистических данных;

3) их анализ;

4) выявление динамики, тенденций. 

Таким образом, педагогическая диагностика ― более широкое понятие, чем педагогический контроль. Диагностика рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Контроль в учебном процессе лишь констатирует достигнутые учащимися результаты (обученность), не объясняя их происхождения. Контроль позволяет установить качество теоретических знаний и практических навыков и умений учащихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а также уровень педагогического мастерства учителя.

Контроль, в свою очередь, включает в себя следующие звенья:

1) проверка (выявление и измерение);

2) анализ;

3) коррекция;

4) оценка;

5) учёт (выставление отметки или  другие формы фиксации результатов  обучения).

Вопрос 2. Контроль в процессе обучения младших школьников, его принципы, виды, методы и формы организации.  

Принципы контроля:

1. Принцип объективности ― заключается в научно обоснованном содержании контрольных вопросов и заданий, равном, дружеском отношении педагога ко всем учащимся, точном применении критериев оценки. Объективность контроля означает, что совпадают оценки, данные знаниям ученика разными педагогами при помощи разных методов и средств контроля.

Учитель несёт ответственность за объективность  контроля. Предвзятость, искусственное завышение или занижение отметок является большим педагогическим злом.

2. Принцип систематичности требует регулярности и планомерности контроля на всех этапах процесса обучения. При этом должны сочетаться различные виды, методы и формы организации контроля.

3. Принцип гласности требует проведения открытых испытаний всех учащихся, а также оглашения и мотивации оценок.

Другие  требования, предъявляемые к контролю: контроль не должен быть формальным; контроль должен иметь выраженную обучающую, воспитывающую и развивающую направленность; контроль должен соединяться с самоконтролем. В некоторых западных странах контроль является добровольным.

Виды контроля:

1. Предварительный (вводный) контроль осуществляется в начале учебного года, учебной четверти, раздела, темы. Цель ― актуализация ранее полученных учащимися знаний, установление связи между ранее усвоенным и новым материалом.

Например, принимая новый класс, учитель на уроке русского языка начинает своё знакомство с учащимися с диктанта. Ознакомив учащихся с результатами работы, учитель объясняет, что за эту работу он не будет выставлять отметки в классный журнал и дневники, но зато уже за следующий диктант каждый ученик получит в журнал и в дневник две оценки: за общую грамотность и за то, как усвоен только что пройденный раздел грамматики. 

2. Текущий (поурочный) контроль осуществляется в процессе усвоения каждой темы, из урока в урок.

3. Тематический контроль осуществляется по целому разделу или крупной теме.

4. Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти и учебного года. К этому же виду контроля можно отнести также выпускные и переводные экзамены.

Методы контроля:

1. Устный опрос. Это наиболее распространенный метод контроля в школьном обучении. Сущность его заключается в том, что учитель ставит вопросы учащимся по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. По некоторым предметам (математика, белорусский и русский языки и др.) устный опрос сочетается с выполнением устных и письменных упражнений (например, на доске отвечающим записываются примеры или ведутся расчёты). Недостаток устного опроса: в течение одного урока можно полноценно проверить знания лишь 3-4 школьников.

2. Письменный опрос. Учитель раздаёт ученикам заранее подготовленные на отдельных карточках вопросы или задачи, на которые они в течение 10-15 минут дают письменные ответы. Данный метод позволяет на одном уроке оценить знания всех или многих учащихся.

3. Комбинированный опрос. Учитель вызывает 1-2 учащихся для устного ответа, а 4-5 школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на карточках.

4. Проверка домашних работ. Учитель периодически берёт тетради с домашними заданиями учащихся для специального просмотра и проверки. У слабоуспевающих учащихся учитель должен регулярно проверять домашние работы.

5. Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся. Учитель сообщает школьникам критерии оценки за разные виды работ. Ученик, который проделал определённую работу, сам говорит учителю, какую он оценку получил и за что именно. Возможна проверка тестов самими учащимися по эталону.

6. Выставление поурочного балла. Поурочный балл выставляется ученику за его работу на всех этапах урока. Например, в течение урока ученик отвечает устно, дополняет и исправляет ответы товарищей, вступает в диалог с учителем при изложении нового материала, проявляет сообразительность при закреплении знаний. Положительным моментом здесь является системность оценки.

7. Метод контрольных работ. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или (реже) практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

Разновидностями контрольных работ являются: контрольная работа по теме, контрольное списывание, контрольный диктант, контрольный словарный диктант, проверка навыка чтения, контрольный устный счёт, изложение, сочинение.

Дидактические требования, которые необходимо соблюдать при проведении контрольных работ:

а) контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и освоен учащимися;

б) нужно предупредить учащихся о проведении контрольной работы за 1-2 недели и провести с ними соответствующую подготовку, а по возможности и предупредительные проверочные работы;

в) содержание контрольной работы должно охватывать основные положения изученного материала и включать в себя вопросы поискового, творческого характера;

г) во время контрольной работы необходимо обеспечить ее самостоятельное выполнение учащимися, не допуская подсказок и списывания (например, составив разные варианты заданий и разместив учащихся за отдельными столами);

д) контрольные работы желательно проводить в первой половине недели и желательно на втором или третьем уроке; недопустимо проведение двух и более контрольных работ в день;

е) учитель обязан не просто проверить и объективно оценить контрольные работы, но и провести анализ качества их выполнения, разбор наиболее типичных ошибок, организовать устранение пробелов в знаниях учащихся.

Контрольная письменная работа является не только одним из самых эффективных методов контроля работы учащихся, но и одновременно ― государственной проверкой работы учителя и школы в целом.

8. Дидактические тесты (программированный контроль).

См.: вопрос 3.

9. Практическая проверка. Работа, имеющая целью проверку практических умений учеников, например, монтаж определённого устройства из готовых элементов по изученной на уроке физике схеме. 

10. Презентация (защита) творческих работ учащихся. Данный метод контроля позволяет проверить и оценить результаты творческой самостоятельной работы учащихся. Создается жюри, которое оценивает ученические продукты в баллах, как это делают, например, в КВН.

11. Общественный смотр знаний (например, этических, экологических, историко-краеведческих).

12. Экзамен (от лат. examen ― «взвешивание», «испытание») ― метод итогового контроля результатов учебной деятельности учащихся по окончании ими курса общего базового (9 классов) и общего среднего (11 классов) образования. В зависимости от учебного предмета, экзамен проводится в устной форме (например, по истории) или в письменной (по математике, белорусскому и русскому языкам).

Формы организации контроля: 

1. Фронтальный (беглый) контроль.

Например, учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части и задает вопросы большому числу учащихся. Недостаток этой формы опроса: ответ  на 1-2 мелких вопроса не дает возможности качественно проверить знания школьника. Ответ учащегося состоит из 1-3 предложений. При этом, как правило, опрашиваемые ученики к доске не выходят, а встают и отвечают с места.

Информация о работе Педагогическая диагностика и контроль в процессе обучения