Педагогическая диагностика и контроль в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:50, лекция

Описание работы

1. Содержание понятий «диагностика» и «контроль» в дидактике. Цель, задачи и стадии педагогической диагностики в процессе обучения.
2. Контроль в процессе обучения младших школьников, его принципы, виды, методы и формы организации.
3. Дидактические тесты как средство контроля и их проектирование учителем.

Файлы: 1 файл

Lektsia_08.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

2. Индивидуальный (выборочный) контроль (например, опрос ученика у доски с устным комментированием его ответа учителем и одноклассниками).

3. Групповой контроль (например, взаимоконтроль в парах сменного состава или отчёт малых групп о выполнении групповых заданий).

Вопрос 3. Дидактические тесты как средство контроля и их проектирование учителем.

Тесты применяются в медицине, психологии, педагогике и даже в технике. Психологические тесты позволяют диагностировать качества и свойства личности, общие и специальные способности (например, уровень интеллекта). Тесты на профпригодность помогают определить уровень профессиональных знаний, навыков и умений, а также морально-деловых качеств сотрудника в той или иной области труда. Особую группу составляют дидактические тесты (их ещё называют «тесты учебных достижений»), предназначенные для проверки и оценки уровня знаний, навыков и умений учащихся в процессе обучения.


 

 

 

 

 

Дидактические тесты предлагаются учащимся в письменном виде (бланочные тесты) или с помощью компьютера (компьютерные тесты). Компьютер, в отличие от письменных проверок, позволяет немедленно оценить результаты тестирования.

Структура дидактического теста:  

  1. заголовок;
  2. краткая инструкция для учащегося (правила работы с тестом);
  3. совокупность тестовых заданий;
  4. ключ (эталон) ― правильные ответы, с которыми сверяются при проверке ответы учащегося; 
  5. шкала для выведения оценки по результатам тестирования.

Дидактический тест должен удовлетворять следующим  показателям: 

1. Адекватность. Тест является адекватным, если он точно соответствует изученному содержанию учебного материала, а также уровню сложности, на котором, согласно образовательному стандарту и учебной программе, должен быть усвоен данный материал учащимися. 

2. Простота. Это значит, что инструкция и тестовые задания формулируются предельно ясно и чётко. В тесте не должно быть двусмысленных и туманных формулировок. Учащийся должен без труда понять, какие знания, навыки, умения и в каком объеме он должен продемонстрировать. 

3. Валидность ― показатель того, соответствует ли тест тому, что он предназначен измерять. Например, в тест по химии, служащий для проверки умения решать задачи на вычисление концентрации растворов, не рекомендуется включать задачи, требующие сложных математических расчётов. Иначе чисто математические ошибки ученика могут показать якобы слабые знания и умения по вопросу «Концентрация растворов». Поэтому тест должен проходить процедуру валидизации ― анализа содержания на предмет валидности.

4. Надёжность. Надёжность показывает, насколько можно верить результатам тестирования. Данный показатель вычисляется с помощью метода корреляционного анализа: испытуемым предлагается выполнить тест, а затем те же знания, навыки, умения проверяются и оцениваются с помощью других методов контроля (устный опрос, контрольная работа и др.); если имеется существенное расхождение оценок, то возникают сомнения в надежности теста. 

Чем больше заданий в тесте, тем больше его надежность. Так, для теста, состоящего из 10-12 однородных заданий на выбор варианта ответа надёжность очень мала: 20-30%. Для того, чтобы тест имел надежность 70-75% (такой коэффициент надёжности считается достаточным для тестов, применяемых учителем в процессе обучения), должно быть не менее 30-40 заданий.

Основной  структурной единицей теста является тестовое задание.

Типы тестовых заданий:

1. Тестовые задания  открытого типа. В них ученик сам записывает ответ. Например, предлагается вставить пропущенные слова. Или дано название закона физики, а ученик должен записать формулу, которой описывается этот закон.

2. Тестовые задания  закрытого типа. В них ученик только осуществляет выбор из предложенного множества вариантов.

Уровни сложности тестовых заданий:

1. Задания на узнавание. К этому уровню относятся:

  • задания с выбором ответов, в которых требуется указать номер (букву) правильного ответа;
  • задания на установление соответствия;
  • задания на установление правильной последовательности (в них требуется расположить какие-либо элементы ― события, даты, явления ― в правильной последовательности). 

2. Задания на понимание. В них требуется закончить фразу, вставить пропущенные слова и т.п. 

3. Задания на применение. В заданиях этого уровня требуется, например, решить задачу и записать ответ на бланке в предназначенное для этого поле (окошечко). Или нарисовать (дорисовать) схему какого-либо объекта. 

4. Творческие задания (задания на перенос). Задания данного уровня мало распространены, так как творчество с трудом поддается стандартизации.

Если в дидактическом тесте все задания ― одного типа и уровня, то тест называется однородным (гомогенным).

Если  в тесте имеются задания разных типов или разных уровней, тест называется комбинированным (гетерогенным). В этом случае задания разных типов и уровней группируются, и тест делится на группы заданий: группа А, группа Б, группа В (как, например, делается в централизованном тестировании). Задания, относящиеся к разным группам, имеют разное обозначение: А-1 (первое задание группы А), Б-4 (четвертое задание группы Б), и т.д. Причём группы заданий следует размещать в тесте в порядке возрастания уровня сложности.

Структура тестового задания. Тестовое задание состоит из следующих частей:

1) номер задания; 

2) констатирующая часть (описание определённой ситуации; констатирующей части в тестовом задании может и не быть);

3) процедурная часть (т.е. само задание, сам вопрос, обращённый к учащемуся);

4) элементы выбора (т.е. варианты ответов).

 

А-10. 9 мая 1945 года в Берлине был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. Свои подписи под актом поставили представители германского командования и стран-победителей. 

Назовите советского военоначальника, подписавшего от имени СССР акт о  капитуляции Германии:

А. Рокоссовский К.К.

Б. Жуков Г.К.

В. Конев И.М.

Г. Сталин И.В.

 

             номер задания в тесте   


      

             констатирующая часть                        


 

             процедурная часть


 

   элементы выбора (среди них есть правильный ответ или ответы и


   заведомо неправильные ответы, которые называют дистракторами)                                                                              

 

Требования к процедурной части:

  1. процедурная часть не должна быть длинной. Рекомендуется ее длина до 7-8 слов;
  2. задание должно иметь простую синтаксическую конструкцию (не более одного придаточного предложения);

3) процедурная часть не должна быть отрицательным предложением (например, ошибочной является такая формулировка: выберите из предложенного списка фамилии педагогов, которые не являлись сторонниками телесных наказаний).

Требования к элементам выбора:

1) число вариантов ответа в каждом задании одного и того же типа должно быть одинаковым;

2) если тестовое задание закрытого  типа предполагает выбор одного  правильного ответа, то элементов  выбора должно быть от 3 до 7 (специалисты-тестологи  считают оптимальным число элементов  выбора, равное 4). Если задание предполагает выбор двух и более правильных вариантов, то элементов выбора может быть до 12 (по некоторым источникам ― до 14);

3) элементы выбора должны быть  примерно равной длины. Например, методически неграмотным будет  следующее тестовое задание: 

 

1. Что  является предметом педагогики  как науки? 

А. Человек.

Б. Личность.

В. Коллектив.

Г. Целенаправленный процесс формирования и развития личности в процессе воспитания.

 

Как правило, даже самые неподготовленные студенты выберут  в этом задании четвертый вариант ответа, так как он представляется более наукообразным и содержательным. И окажутся правы.

4) все элементы  выбора должны иметь примерно  одинаковую степень правдоподобности. Среди них не должно быть  абсурдных и заведомо ложных. Так, задание не должно формулироваться подобным образом:

 

2. Что  открыл Христофор Колумб?

А. Америку.

Б. Африку.

В. Австралию.

Г. Луну.

 

Вариант Г в  данном случае ― абсурдный. Даже самый неуспевающий ученик его сразу мысленно отбросит, и тем самым сократит для себя число элементов выбора. Задания такого рода допустимы лишь в шуточных тестах, используемых при проведении развлекательных мероприятий. 

5) не рекомендуются  такие элементы выбора, как «все  правильные», «все неправильные»,  «всегда», «никогда» и т.п.;

6) в тестовом  задании должен быть хотя бы  один правильный ответ; 

7) если среди  элементов выбора есть парные («анализ» и «синтез», «индукция»  и «дедукция» и т.п.), то желательно  не давать их сразу один  за другим, а разделить другими  элементами выбора:

 

3. Какие  методы педагогического исследования  относятся к теоретическим? 

А. Анализ.

Б. Анкетирование.

В. Индукция.

Г. Синтез.

Д. Беседа.

Е. Ранжирование.

Ж. Дедукция.

З. Эксперимент.

И. Наблюдение.

К. Классификация.

 

8) если все  элементы выбора содержат общее слово или словосочетание, то его лучше вынести в процедурную часть.

 

4. Назовите  методы формирования сознания  личности:

А. Метод  убеждения.

Б. Метод  поощрения.

В. Метод  положительного примера.

Г. Метод  наказания.

 

Правильнее  будет:

А. Убеждение.

Б. Поощрение.

В. Положительный  пример.

Г. Наказание.

 

Другой пример:

 

5. Когда  была учреждена Лига Наций?

А. 1917 г.

Б. 1918 г.

В. 1919 г.

Г. 1920 г.

 

Правильнее  записать данное задание таким образом:

 

5. В  каком году была учреждена  Лига Наций?

А. 1917

Б. 1918

В. 1919

Г. 1920

 

9) частота выбора  одного и того же номера (буквенного  обозначения) правильного ответа  должна быть в различных заданиях  примерно одинакова. 

Другими словами, в тесте, состоящем из заданий  на выбор варианта, не должно быть слишком много правильных ответов А, или Б, или В и т.д.

10) тестовое  задание, предполагающее более  одного правильного ответа, считается  выполненным только в том случае, если ученик полностью и верно  указал все варианты правильных  ответов. «Частичное» выполнение не засчитывается. Другими словами, в тестировании действует принцип: «все или ничего». Если нарушить это правило, то школьники (да и учитель), во-первых, запутаются при выведении оценки, а во-вторых, это будет приучать учеников к мысли о том, что работу можно выполнить некачественно, «спустя рукава». 

Требования  к тестовым заданиям на установление соответствия:

1) такие задания  представляют собой таблицу их  двух столбцов. В левой части  таблицы размещаются элементы  задающего множества, а в правой — элементы выбора. Инструкция к заданиям такого типа обычно сопровождается словами: «Установите соответствие…» Для этого используются соединительные линии, либо буквы и цифры. Например:

 

6. Установите соответствие между фамилией педагога и его произведением, соединив линиями соответствующие слова в левом и правом столбцах: 

 

Я.А. Коменский 

«Первые лекции о педагогике»

Ж.Ж. Руссо

«Лебединая  песня»

И.Г. Песталоцци

«Руководство  к образованию немецких учителей»

И.Ф. Гербарт

«Мир  чувственных вещей в картинках»

А. Дистервег

«Эмиль, или О воспитании» 


 

Либо:

 

7. Установите  соответствие между типами и  содержанием литературных произведений  Древней Руси. Образец: 1 — Е, 2 —  Д, и т. д.  

 

1. Апокриф

А. Поучительное обращение-проповедь 

2. Патерик 

Б. Словарь-справочник учебного характера со словами и терминами, расположенными в алфавитном порядке

3. Изборник 

В. Сборник афоризмов, поучений, замечаний  мудрецов и поэтов

4. Пчела 

Г. Записки о достопримечательностях иерусалимских, царьградских и других святынь

5. Азбуковник 

Д. Собрание жизнеописаний отцов-пустынников, монахов 

6. Хождение 

Е. Предания о жизни Христа, официально не признаваемые Церковью

7. Слово

Ж. Сборник разнообразных произведений литературно-научного и нравственно-поучительного  характера

Информация о работе Педагогическая диагностика и контроль в процессе обучения