Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:32, реферат
В своих многочисленных статьях Л.Н. Толстой со всей свойственной ему страстностью призывал людей избавиться от гнета, обрести свободу мысли, воспитывать детей так, чтобы не нарушать их внутренний мир, развивать в них творческое начало. Также он пытался создать свою методику обучения и воспитания. Жизнь Л.Н. Толстого протекала в очень сложное и противоречивое время. Остро стоял вопрос о крепостных крестьянах. Крестьяне возмущались и негодовали, власть естественно была этим жутко недовольна, однако пойти на уступки. Реформа, проведенная в 1861 году, немногим помогла крестьянину: она оставила его нищим, забитым, подчиненным помещику везде и всюду.
1. Введение. Педагогика гуманизации Л.Н.Толстого и современность........................................................................................................... 3
2. Дидактические взгляды Л.Н.Толстого....................................6
2.1. Основополагающие педагогические принципы, обоснованные и реализованные великим педагогом.........................................................................9
2.1.1. Принцип сознательности и активности обучения..............................8
2.1.2. Принцип связи обучения с жизнью......................................................5
2.1.3. Принцип доступности обучения..........................................................9
2.1.4. Принцип прочности усвоения знаний.................................................7
2.1.5. Принцип природосообразности..........................................................4
2.2. Методы и приемы обучения, способствующие активизации учебного процесса....................................................................................................................
2.2.1. Наглядность в обучении......................................................................
2.2.2. “Рассказ-рассказывание”......................................................................
2.2.3. Методика эмоциональных воздействий.............................................
2.2.4. “Ситуация затруднения”.......................................................................
2.2.5. Индивидуальный подход к учащимся................................................
2.2.6. Работа с сочинениями учащихся..........................................................
2.3. Взаимосвязь идеи свободы выбора, проблемы интереса и внимания в
педагогической теории и практике Л.Н.Толстого...........................................
2.3.1. Философская основа............................................................................
2.3.2. Место “критериума свободы” в педагогической концепции Л. Н. Толстого...............................................................................................................
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Псковский государственный университет»
РЕФЕРАТ
по дисциплиине: педагогика
по теме: педагогическая мысль Л.Н.Толстого
Проверила:
Балюкова И.Б.
Содержание:
1. Введение. Педагогика гуманизации
Л.Н.Толстого и современность.................
2. Дидактические взгляды Л.Н.Толстого..................
2.1. Основополагающие педагогические принципы,
обоснованные и реализованные великим
педагогом.....................
2.1.1. Принцип сознательности и активности
обучения......................
2.1.2. Принцип связи обучения с жизнью........................
2.1.3. Принцип доступности обучения......................
2.1.4. Принцип прочности усвоения знаний........................
2.1.5. Принцип природосообразности...........
2.2. Методы и приемы обучения, способствующие
активизации учебного процесса......................
2.2.1. Наглядность в обучении......................
2.2.2. “Рассказ-рассказывание”.......
2.2.3. Методика эмоциональных воздействий...................
2.2.4. “Ситуация затруднения”..................
2.2.5. Индивидуальный подход к учащимся......................
2.2.6. Работа с сочинениями учащихся......................
2.3. Взаимосвязь идеи свободы выбора, проблемы
интереса и внимания в
педагогической теории и практике Л.Н.Толстого..................
2.3.1. Философская основа........................
2.3.2. Место “критериума свободы” в педагогической
концепции Л. Н. Толстого......................
Введение
Лев Николаевич Толстой (1826 - 1910) - великий русский писатель, педагог, мыслитель, всю жизнь посвятивший детям, образованию, педагогике.
В своих многочисленных статьях
Л.Н. Толстой со всей свойственной ему
страстностью призывал людей избавиться
от гнета, обрести свободу мысли,
воспитывать детей так, чтобы
не нарушать их внутренний мир, развивать
в них творческое начало. Также
он пытался создать свою методику
обучения и воспитания. Жизнь Л.Н.
Толстого протекала в очень сложное
и противоречивое время. Остро стоял
вопрос о крепостных крестьянах. Крестьяне
возмущались и негодовали, власть
естественно была этим жутко недовольна,
однако пойти на уступки. Реформа, проведенная
в 1861 году, немногим помогла крестьянину:
она оставила его нищим, забитым,
подчиненным помещику везде и
всюду. Долгое время свобода крестьян
оставалась лишь юридической, мнимой.
Все эти и многие другие противоречия
ярко отразились в философских и
педагогических взглядах Л.Н. Толстого.
В мировоззрении Толстого иногда
сбивает с толку горячий
В наше время, время преобразований
в социальной и духовной жизни общества,
педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают
актуальностью проблем обучения, воспитания
подрастающего поколения, демократизации
системы народного образования. В раздумьях
о новой школе и новой педагогической
науке Л. Н. Толстого мы находим идеи и
разработки, которые, словно отражают
проблемы сегодняшних дней и предлагают
нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы
современной педагогики. Желание научить
детей творчески мыслить, формировать
их духовные потребности и нравственные
качества, спасти будущих “Пушкиных, Остроградских,
Филаретов, Ломоносовых” - все это заставляло
Льва Николаевича задуматься о пути реформирования
образовательной системы и искать новые
подходы, методы.
Хотелось бы еще раз
подчеркнуть и доказать, что сегодня, в
период осознания ряда негативных явлений
в современном состоянии общественных
наук, в частности, педагогики, не потеряли
актуальности “уроки Л.Н.Толстого” - искателя
истинных путей демократизации и гуманизации
педагогики и народного образования. Ведь
все гениальное - вечно.
Цель моей работы
– ознакомиться с педагогической мыслью
Льва Николаевича.
Дидактические
взгляды Л.Н.Толстого
Л. Н. Толстой старался
раскрыть закономерности образовательно-воспитательного
процесса, определить характер педагогики
как науки. Осуждая буржуазную педагогику
с ее догмами, Лев Николаевич предлагал
учителям смело становиться на путь экспериментирования,
что должно было содействовать развитию
педагогики как науки. Единственным
критерием педагогики Толстой объявлял
свободу, единственным методом - опыт.
Толстой ставил перед собой задачу выстроить
новую педагогическую систему. Для создания
новой педагогики Толстым была использована
Яснополянская школа - своеобразная педагогическая
лаборатория, экспериментальная школа,
но великий педагог хотел, чтобы каждая
школа стала "опытом над молодым поколением,
дающим постоянно новые выводы".
Толстой создал оригинальную систему
дидактических взглядов, обогатившую
науку новым подходом к решению основных
проблем образования и воспитания. Сообщение
учащимся широкого круга знаний и развитие
творческих сил ребенка, его инициативы
и самостоятельности - такова основная
задача Толстовской школы. Цель воспитания,
по Толстому, должна заключаться в стремлении
к гармоническому развитию всех сил и
способностей детей.
Основополагающие
педагогические принципы, обоснованные
и реализованные великим
Исходя из принципа
свободы в педагогике, Толстой
обосновывал и всю
Принцип сознательности и активности обучения
Большое место он
отводит принципу сознательности и
активности. Обучение, как справедливо
утверждал Толстой, - многосторонний
процесс, а не только воздействие
лишь на интеллект ребенка. Это - процесс
активного, сознательного и творческого,
а не механического усвоения детьми
сообщаемых им в школе знаний и
навыков. Еще раз подчеркнем, что
в процессе обучения Толстой придавал
большое значение развитию самостоятельности
и творческого мышления у учащихся.
Он писал: "Если ученик в школе
не научился сам ничего творить, то
и в жизни он всегда будет только
подражать, копировать... В каждом ребенке
есть стремление к самостоятельности,
которое вредно уничтожить в каком бы
то ни было преподавании и которое особливо
обнаруживается недовольством при срисовывании
с образцов".
После ознакомления
с саксонскими школами Толстой отмечал
в своем дневнике, что все обучение построено
там на бездумном заучивании наизусть,
а детская психика изуродована запугиванием,
побоями. Ярко и точно описал Толстой различия
в психическом состоянии детей: " Стоит
взглянуть на одного и того же ребенка
дома, на улице, или в школе, - то вы видите
жизнерадостное, любознательное существо,
с улыбкой в глазах и на устах, во всем
ищущее поучения, как радости, ясно и часто
сильно выражающее свои мысли своим языком,
- то вы видите измученное, сжавшееся существо,
с выражением усталости, страха, скуки,
повторяющее одними губами чужие слова
на чужом языке, - существо, которого душа,
как улитка, спряталась в свой домик, все
высшие способности - воображение, творчество,
соображение - уступают место каким-то
другим, полуживотным способностям ...
одним словом способность подавлять в
себе все высшие способности для развития
только тех, которые совпадают со школьным
состоянием - страх, напряжение памяти
и внимание...".
Какое ужасающее
своей справедливостью
Усвоение памятью непроверенных или непонятных
обобщений Толстой считал величайшим
злом, нарушающим естественность процесс
мышления. Он решительно выступал против
механического перенесения обобщений,
абстрактных понятий в головы детей. Дети
не могут понять и усвоить обобщения, не
пережитые и не понятые ими самими, а догматически
переданные учителями.
Принцип связи обучения с жизнью
Особое место
в дидактических взглядах Толстого
занимает принцип связи обучения
с жизнью. Анализируя педагогическую
систему немецких школ, которая была
оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич
справедливо подмечал, что чем
богаче и разностороннее жизненный
опыт учащихся, тем больше возможностей
успешно обучать детей в школе,
тем легче установление межпредметных
связей и повышение учебной мотивации.
В школьные учебники Толстой считал необходимым
включить материал из жизни родной страны,
истории народа, его быта, о русской природе,
все то, что близко и доступно детям. С
помощью рассказов, басен и сказок он знакомил
детей с жизнью людей и животных, явлениями
природы. Это вызывало большой интерес
учащихся к знаниям, необычайно оживляло
учебный процесс.
Принцип
доступности обучения
Из данного принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований:
1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно
2) чтобы душевные
силы его были в самых выгодных условиях
Лучшим приемом
для достижения доступности обучения
Толстой считал накопление учащимися
возможно большего количества конкретных
сведений и фактов, в отличие от традиционного
сообщения обобщенных и отвлеченно-абстрактных
истин. По Толстому, педагогу необходимо
исходить от конкретного, жизненного опыта
детей, от частных фактов и явлений вести
детей к обобщениям. Толстой рекомендовал
учителям обращать внимание учеников
на полное понимание совершаемых ими действий,
использовать элемент проблемности в
обучении, подводить учащихся к самостоятельному
выведению правил, заключений. Вот как
он формулирует данное положение в своем
педагогическом труде "Общие замечания
для учителя": "Давайте ученику как
можно больше сведений и вызывайте его
на наибольшее число наблюдений по всем
отраслям знания, но как можно меньше сообщайте
ему общих выводов, определений, подразделений
и всякой терминологии."
Данный принцип однако
не означает того, что образовательный
процесс должен быть максимально упрощен.
Требуя соблюдения принципа доступности
обучения, Толстой выступал против тех
методистов, которые пытались чрезмерно
облегчить занятия учащихся. Такой подход,
справедливо замечал он, часто приводит
к тому, что ученики поверхностно усваивают
материал и нередко попадают в тупик при
малейшем изменении или усложнении заданий.
Принцип прочности освоения знаний
Л. Н. Толстой внес
неоценимый вклад в разработку принципа
прочности в обучении, наметил
некоторые черты своеобразной системы,
а также условий, средств и
приемов, направленных на достижение в
процессе обучения высокой степени
прочности знаний, умений и навыков.
Прочность усвоения для Толстого естественным
образом связана, взаимопереплетена с
сознательной умственной деятельностью
учеников, то есть с принципом сознания
и активности. Толстой не считал зазубренные,
выученные наизусть слова, фразы признаком
прочности знаний или даже наличием каких-либо
знаний. Механическое заучивание как способ
усвоения знаний получило у Толстого отрицательную
оценку. Особенно резкой критике подверглась
господствовавшая в те годы схоластическая
система повторения, поурочного контроля
знаний и экзаменов, основанных на зазубривании.
Свои педагогические
соображения о сути прочных знаний и путях
их достижения он разрабатывал не только
на основе своего личного опыта, наблюдений
за деятельностью школ в России и за рубежом
и обобщения педагогической практики,
критического осмысления педагогической
литературы, но и с учетом научных данных
современного ему естествознания об условно-рефлекторной
деятельности мозга, роли анализаторов
в восприятии и усвоении информации, единстве
организма с факторами внешней среды.
В частности, он опирался на известные
труды великого русского физиолога И.
М. Сеченова "Рефлексы головного мозга"
и "Элементы мысли".
Важной
предпосылкой прочного усвоения знаний
Лев Николаевич считал такой фактор, как
наличие у школьника четкого понимания
смысла, самой идеи знания и каждого из
его слагаемых, осознание учеником жизненной
значимости изучаемого материала. Таким
образом, мы вновь отмечаем в педагогической
концепции Толстого тесную взаимосвязь
основополагающих принципов. Понимание
целей знаний оживляет ум ученика, мобилизует
его волю и силы на преодоление трудностей
учения и достижение его высших результатов.
Без соблюдения этого условия учитель
не имеет права требовать от учеников
закрепления в памяти того или иного знания
или навыка. "Ни один человек и ребенок
не был бы в силах учиться,- писал Толстой,-
ежели бы будущность его учения представлялась
ему только искусством писать или считать...
Для того, чтобы ученик мог отдаться весь
учителю, нужно открыть ему одну сторону
того покрова, который скрывал от него
всю прелесть того мира мысли, знания поэзии,
в которой должно ввести его ученье. Только
находясь под постоянным обаянием этого
впереди его блещущего света, ученик в
состоянии так работать над собой, как
того мы от него требуем".