Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:32, реферат
В своих многочисленных статьях Л.Н. Толстой со всей свойственной ему страстностью призывал людей избавиться от гнета, обрести свободу мысли, воспитывать детей так, чтобы не нарушать их внутренний мир, развивать в них творческое начало. Также он пытался создать свою методику обучения и воспитания. Жизнь Л.Н. Толстого протекала в очень сложное и противоречивое время. Остро стоял вопрос о крепостных крестьянах. Крестьяне возмущались и негодовали, власть естественно была этим жутко недовольна, однако пойти на уступки. Реформа, проведенная в 1861 году, немногим помогла крестьянину: она оставила его нищим, забитым, подчиненным помещику везде и всюду.
1. Введение. Педагогика гуманизации Л.Н.Толстого и современность........................................................................................................... 3
2. Дидактические взгляды Л.Н.Толстого....................................6
2.1. Основополагающие педагогические принципы, обоснованные и реализованные великим педагогом.........................................................................9
2.1.1. Принцип сознательности и активности обучения..............................8
2.1.2. Принцип связи обучения с жизнью......................................................5
2.1.3. Принцип доступности обучения..........................................................9
2.1.4. Принцип прочности усвоения знаний.................................................7
2.1.5. Принцип природосообразности..........................................................4
2.2. Методы и приемы обучения, способствующие активизации учебного процесса....................................................................................................................
2.2.1. Наглядность в обучении......................................................................
2.2.2. “Рассказ-рассказывание”......................................................................
2.2.3. Методика эмоциональных воздействий.............................................
2.2.4. “Ситуация затруднения”.......................................................................
2.2.5. Индивидуальный подход к учащимся................................................
2.2.6. Работа с сочинениями учащихся..........................................................
2.3. Взаимосвязь идеи свободы выбора, проблемы интереса и внимания в
педагогической теории и практике Л.Н.Толстого...........................................
2.3.1. Философская основа............................................................................
2.3.2. Место “критериума свободы” в педагогической концепции Л. Н. Толстого...............................................................................................................
Существенными признаками
прочного знания Толстой считал понимание
сути изучаемого, умение связать части
знания в целое, установить причинно-следственные
отношения явлений, умение объяснить
и разъяснить другому то, что самому
ясно и понятно. Именно о прочности
знания говорит умение самостоятельно
связать новое знание с прежним запасом
знаний по принципу сходства, различия,
противопоставления, умение свободно
оперировать ими, применить теоретическое
знание к практике, объяснить те или иные
явления окружающей действительности
с точки зрения усвоенных знаний, и, наконец,
быстрое, точное и легкое воспроизведение
имеющихся знаний в связи с новым материалом,
через любой промежуток времени.
Прочность знаний Толстой справедливо
рассматривал как один из важнейших результатов
правильного обучения, одну из практических
целей образования. Прочные знания учащихся
- это высшая оценка работы учителя, его
радость и гордость.
Процесс достижения прочных знаний, умений
и навыков Толстой оценивал как сложный,
многоступенчатый. К важнейшим условиям
достижения основательности знаний Толстой
относил следующие:
1. Сознание в школе естественной, здоровой,
доброжелательной обстановки ("дух
школы"), отвечающей детской природе,
любознательности, потребности в свободе
развития;
2. Постоянную и разностороннюю связь обучения
жизнью, обучения с воспитанием;
3. Применение в обучении различных методов
и приемов в соответствии с возрастными
особенностями (о них речь пойдет ниже);
4. Предоставление детям широких возможностей
для самостоятельной учебно-познавательной
и творческой работы, при незаметном направляющем
влиянии учителя;
5. Стремление к установлению межпредметных
связей;
6. Систематическое, продуманное повторение
и обобщение изучаемого;
7. Наличие полного душевного согласия,
гармонии в отношениях между учителем
и учащимися;
8. Тесная органическая связь между урочной
и внеурочной познавательной деятельностью
детей;
9. Обеспечение в школе связи умственного
с физическим развитием ребенка.
Принцип
природосообразности
Исходной психолого-
"Желание учиться в детях так сильно,-
отмечал он -, что для удовлетворения этого
желания они подчиняются многим трудным
условиям и простят много недостатков"7.(псс
8-42 ) Природное стремление ребенка к знанию,
к открытию нового для себя является драгоценнейшим
естественно-педагогическим условием,
которое учителю необходимо всячески
оберегать от разрушения и потерь. "Образование
есть потребность всякого человека,- писал
Толстой в статье "Сельский учитель",-
поэтому образование может быть только
в форме удовлетворения потребности. Вернейший
признак действительности и верности
пути образования есть удовлетворение,
с которым оно воспринимается. Образование
на деле и в книге не может быть насильственно
и должно доставлять наслаждение учащимся".
Заключение:
Л. Н. Толстой по-новому
взглянул на мир ребенка. Закрепощенность
видения Толстого создавало условие для
свободы творчества и защищало его от
схематизма и однозначности. Лев Николаевич
показал, что взгляд взрослых на ребенка
должен быть подлинно гуманистическим,
то есть содержать в своей основе любовь
как способ мировосприятия и мироотношения.
Это наше большое счастье, счастье всего
человечества, что Толстой обратился к
вопросам педагогики.
Задача школы, семьи, общества - развивать
в человеке гуманистические задатки и
потребность жить согласно идеям сохранения
и продолжения жизни. Школа должна стать
школой реального бытия человека и в то
же время работать на перспективу духовного
обновления. Именно такая возможность
кроется в самом содержании учения Льва
Николаевича Толстого.
Согласно концепции Л. Н. Толстого, ребенок,
сохраняя свободу выбора, делает осознанный
шаг в сторону величия разума и чувства,
постепенно созидает свой Путь жизни.
Осмысленный выбор своего жизненного
пути - это ли не основная задача школы?!
Дело не в профориентации, не в перекачке
информации от одного к другому, а в формировании
такого статуса личности, когда духовно
сильная личность готова к испытаниям,
может отстоять достоинство, сделать сознательный
нравственный выбор.
Сегодня школа, отражая противоречивость
общественного развития, должна идти несколько
впереди общественного развития. Только
тогда она будет формировать личность,
созидающую жизнь и творчески работающую
на будущее.
Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических
исканий, учит видеть истинное счастье
в раскрытии индивидуальности каждого
ученика. Теперь, столько лет спустя после
смерти великого педагога, мы многое можем
по-новому понять, оценить; Л. Н. Толстой
предстает перед судом времени в величии
своего гуманизма и мудрости. И поэтому
его имя как великого педагога-гуманиста
бессмертно.
Список литературы:
1. Арискин И. Т. Вопросы дидактики в творчестве
Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб.
Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого, 2001.
2. Баланюк Г. И. Проблема прочности знаний
в дидактических взглядах Л. Н. Толстого
// Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им.
Л. Н. Толстого. 2003.
3. Бондаревский В. Б. Л. Н. Толстой о внимании
к личности школьника // Толстой как педагог:
Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.2005.
4. Бондаревский В. Б. Проблема интереса
в педагогической теории и практике Л.
Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб.
труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого. 2008.
5. Кудрявая Н. В. Лев Толстой о гуманизации
наук // Педагогика.- 1994.- № 3.
6. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого
и современность // Тезисы докладов ХХ1
Толстовских чтений. 1999.