Педагогическая мысль России в начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 12:13, доклад

Описание работы

Теоретик и историк воспитания и образования, занимает видное место в русской педагогике. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики, семейного воспитания, дидактики, истории педагогики и др. Основываясь на концепциях Д. Локка, И. Ф. Гербарта, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптеров продолжил традицию антропологического обоснования воспитания.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 24.19 Кб (Скачать файл)

Педагогическая мысль России в начале XX века

 
Петр Федорович Каптеров (1849—1921 гг.) 
 
Теоретик и историк воспитания и образования, занимает видное место в русской педагогике. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики, семейного воспитания, дидактики, истории педагогики и др. Основываясь на концепциях Д. Локка, И. Ф. Гербарта, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптеров продолжил традицию антропологического обоснования воспитания. По его мнению, развитие педагогики без опоры на данные физиологии и психологии невозможно. Педагогика - прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы о человеке. Выдвинул идею о целесообразности отделения воспитания и образования от государства, церкви, политической борьбы. 
Каптерев отстаивал тезисы народности воспитания на основе гражданского согласия, о взаимодействии национального и общественного воспитания, предостерегал от идеологизации педагогики и от национализма. Он поддерживал идею воспитывающего обучения, учета психологических особенностей учащихся, сочетания гуманитарного и естественнонаучного образования в гимназии. 
 
Василий Порфирьевич Вахтеров (1853—1924 гг.) 
 
Известный русский педагог-методист, разрабатывал концепцию, получившую название эволюционной («новой», «научной») педагогики. Ее основу составляла идея развития, т. е. трактовка обучения и воспитания как поступательного движения, соединенная с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов общественного прогресса («Основы новой педагогики», 1913, 1916). Согласно разработанной Вахтеровым концепции, формирование ребенка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога — способствовать благоприятному сочетанию этих условий, изучать индивидуальные особенности ребенка. 
В. П. Вахтеров обосновал самостоятельность педагогики как науки, разработал и теоретически обосновал методику естественного эксперимента, обеспечивавшего объективность оценки организационных форм, средств, приемов обучения и при этом не нарушавшего естественного хода учебного процесса. 
Написанные им учебные книги «Русский букварь», «Мир в рассказах для детей» и другие строились по звуковому аналитико-синтетическому методу, обеспечивая развитие речи ребенка и приобретение прочных орфографических навыков. 
Возникновение экспериментальной педагогики относится к 80—90 гг. XIX столетия, когда в Петербурге появляется первая лаборатория экспериментальной педагогики. Представители этого направления намеревались создать экспериментальную базу воспитания и обучения, сосредоточились на детальном изучении психофизиологических особенностей развития детей. Усилиями представителей педагогической психологии и экспериментальной педагогики предпринимались попытки создания новой науки о воспитании и обучении - педологии. 
Нередко она виделась как искусство индивидуального воспитания, при котором используются знания из педагогической психологии, экспериментальной педагогики, общих физических и психологических законов детского развития соответственно полу и возрасту, также делалась опора на работы нейрофизиологов и медиков. 
 
Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927 гг.) 
 
Невропатолог, психолог, психиатр В. М. Бехтерев создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885 г.), а также Психоневрологический институт (1908 г.), в котором осуществлялись комплексные исследования человека. Создатель «рефлексологии». Рассматривал педологию как базу для подготовки педагогов-практиков. Педология вырабатывала рекомендации по воспитанию. Ученые переносили педагогические методики из лаборатории в естественные условия образовательного процесса. Идея обновления педагогической теории за счет новых данных о физиологическом развитии человека было осуществлено П. Ф. Лесгафтом. 
В. М. Бехтерев исследовал рефлекторную деятельность высшей нервной системы человека. На основе этих рефлек- тологических исследований он с огромной энергией стремился создать подлинно научную, объективную антропологическую базу общественных наук, в частности педагогики. Задачи созданного Бехтеревым Психоневрологического института заключались по преимуществу в понимании того, что такое человек, как и по каким законам развивается его психика, как ее оберегать от нежелательных воздействий, полнее использовать школьный возраст для его образования, лучше направить его воспитание, как следует ограждать сложившуюся личность от упадка интеллекта и нравственности. 
 
Разрешить больные и самые жгучие вопросы общественной жизни, показал В. М. Бехтерев, можно, только познав человека в его проявлениях ума, чувства и воли, в его идеалах истины, добра и красоты. Необходимо познать ребенка в его первых проявлениях привязанности к семье, к матери, чтобы дать ему все, в чем нуждается его младенческая душа; познав юношу в его стремлениях к свету и правде, чтобы помочь ему в создании нравственных идеалов. Изучение антропологических основ воздействия на человеческую личность В. М. Бехтерев считал необходимым и для перевоспитания преступников. 
 
Петр Францевич Лесгафт (1837—1909 гг.) 
 
Основоположник лечебной гимнастики, создатель оригинальной системы физического воспитания, первого в России высшего учебного заведения физического воспитания. Все педагогические явления рассматривал с позиции антропологизма. 
Основным фактором развития личности ребенка считал воспитание. С помощью воспитания, писал Лесгафт, можно развить нравственные качества личности и ее волевые проявления, совершенствовать умственное, эстетическое и физическое развитие ребенка. 
Наиболее полно понимание цели воспитания им раскрыто в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение», где он четко сформулировал свои теоретические взгляды: содействовать становлению разумного человека, понимая под этим положением воспитание критически мыслящего, высоконравственного, трудолюбивого, физически здорового, стремящегося к общественной деятельности человека. Лесгафт был противником концепции нравственной обреченности ребенка, считая, что воспитание тесно связано с социальной средой, микросредой, бытовыми условиями, самим направлением воспитания. Именно поэтому семейному воспитанию он отводил ведущую роль в формировании личности ребенка. Подчеркивал, что даже условия утробной жизни ребенка имеют огромное значение для его последующего развития. 
Центральное место педагогической концепции Лесгафта занимают проблемы физического воспитания и образования детей. Все физические упражнения Лесгафт классифицировал с учетом педагогических задач: простые, сложные, систематические и т. д. Для каждого возраста выделял свои упражнения: грудной, преддошкольный, дошкольный, школьный (младший, средний и старший). 
Взаимосвязь умственного воспитания с физическим легла в основу оригинальной методики, которая базировалась не на показе детям упражнений, а на словесном их описании учителем. Это способствует развитию памяти, воображения и мышления. Много внимания уделял взаимосвязи физического и трудового воспитания: занятия трудом развивают мышцы, влияют на здоровье. 
 
П. Ф. Лесгафт выделил в развитии человека 5 периодов: 
 
• хаотический (новорожденный); 
• рефлекторно-опытный (до появления речи); 
• подражательно-реальный (до школьного возраста); 
• подражательно-идейный (до 20 лет); 
• критико-творческий (период взрослой жизни). 
 
Для первых трех этапов главными факторами воспитания являются следующие: 
 
• соблюдение гигиены; 
• соответствие между делом и словом воспитателя; 
• отказ от произвола в отношении воспитанника; 
• уважение ребенка, его прав, его личная безопасность. 
 
П. Ф. Лесгафтом составлен капитальный труд по истории и теории физического воспитания школьников, где изложены целесообразные принципы и условия физического развития: естественность, постепенность и последовательность при выполнении упражнений и т. д.

 

 

 

 

 

Педагогическая система К.Д. Ушинского

К.Д. Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.

Как отмечали современники Ушинского, "его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике", а его самого называли отцом этой науки.

Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.

Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека.

Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе.

Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли).

Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.

И, наконец, Ушинский - историк педагогики, изучал труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж. - Ж. Руссо, И. Песталоцци, Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет воспитания" (I ч. - 1867 г., II ч. - 1869 г.).

Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя.

Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.

После окончания Московского университета Ушинский преподавал в Ярославском юридическом лицее, плодотворно занимался педагогической деятельностью в Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц, редактировал "Журнал министерства просвещения".

Ушинский - просветитель-демократ, его лозунг - пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым.

Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.

Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". (О пользе педагогической литературы).

Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень. Известный ученый Ананьев, оценивая целостный подход Ушинского к человеческой личности, справедливо отмечает силу его теоретического мышления и педагогического убеждения, сумевшего столетие назад обосновать проблему, которую современная наука считает фундаментальнейшей проблемой философии, естествознания и психологии.

Другой ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. В статье "О народности в общественном воспитании" Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.

Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. При этом педагог не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям.

Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа. Отсюда и требования:

воспитание должно быть самобытным, национальным;

дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;

народ определяет содержание и характер воспитания;

все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;

воспитание женщин наравне с мужчинами;

подлинная народность выражается, прежде всего в родном языке. Гимном родному языку является статья Ушинского "Родное слово", написанная вдохновенно, эмоционально. В ней он сравнивает язык народа с распускающимся цветом всей духовной жизни нации, утверждая, что в языке одухотворен народ и его родина, что язык - самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно, откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие.

принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа.

принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и др.

Идея народности у Ушинского, являясь идеей демократической, определяла новый прогрессивно-творческий подход к развитию педагогики и как нельзя лучше отвечала потребностям народа и народно образования.

Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и практики. Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта - "теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли". Ушинский обращает внимание не только на теоретическое, но и большое практическое назначение педагогики. Эта приложимость законов педагогической науки и практической деятельности позволила ему назвать педагогику "искусством воспитания". В педагогической деятельности, которая строится на научной основе нельзя отрицать индивидуальное мастерство и творчество педагога, что обогащает саму науку педагогику. Ушинский отмечает, что "Воспитатель - есть художник, воспитанник - художественное произведение, школа - мастерская.

Актуально звучит сегодня положение Ушинского о том, что "передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт".

Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и активности личности. Стремление детей к разнообразной деятельности заложено в самой природе человека, это основной закон детской психики. Деятельность Ушинский рассматривал как основу воспитания и обучения, ибо без самостоятельной творческой деятельности, без активности самого ребенка успешность воспитания и обучения невозможна.

Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал груд. В своей работе "Труд в его психическом и воспитательном значении" он показывает, что труд - это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека, необходимое условие гармонического развития - физического, умственного, нравственного, эстетического. К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка.

Школа должна готовить человека к свободному и творческому ТРУДУ, вызывать у него "жажду серьёзного труда", формировать привычку трудиться и находить счастье в наслаждении трудом.

К обоснованию процесса воспитания Ушинский подходит с научных позиций, подводя под него психологический и естественнонаучный фундамент

 


Информация о работе Педагогическая мысль России в начале XX века