Педагогическая позиция руководителя в детской субкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей педагогической позиции руководителя в детской субкультуре.
Необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия: «позиция», «педагог», «педагогическая позиция», «субкультура», «детская субкультура».
2. Дать характеристику педагогической позиции руководителя.
3. Рассмотреть особенности педагогической позиции руководителя в детской субкультуре.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Введение 

         Детство - время активного  социального "развертывания" растущего  человека и освоения им социокультурных  достижений, период пробы и самоопределения  себя в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах [2].

         К сожалению, в современном  обществе прослеживается тенденция к деформации взаимоотношений взрослых и детей. С одной стороны, детство становится все более социально значимым, отношение взрослого сообщества к нему характеризуется гуманностью, стремлением закрепить за ребенком определенный социальный статус, некоторой значимости данного периода для последующего развития человека. С другой стороны - нарушаются глубинные связи взрослого сообщества и детей, увеличивается духовная пропасть между ними, теряется целостное социально-психологическое отношение общества к детству, что приводит к тому, что дети начинают находиться рядом, а не внутри взрослого мира [2;3].

         Особое внимание уделяется разработке педагогических основ конструирования мира детства, позволяющих выстраивать целесообразные стратегии взаимодействия детей и взрослых и осуществлять отбор воспитательных технологий, методов, адаптированных к индивидуальным потребностям подрастающего поколения.

         Социальный анализ детской субкультуры имеет большое значение для развития сознания и личности ребенка — детского сообщества, группы сверстников.

         Задача воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной для человеческого  общества в любую историческую эпоху. Современная образовательная практика, к сожалению, не уделяет достаточного внимания организации воспитательного процесса.

         Воспитание личности ребенка воспринимается многими  как процесс сам собой разумеющийся, и специально его организовывать не нужно. Но, обострение проблем социализации детей, их самоопределения в жизни  заставляют педагогов по-новому взглянуть на организацию воспитательного процесса в широкой образовательной практике. Это, в свою очередь, требует хорошей профессиональной подготовки воспитателей, понимания ими своей роли и степени влияния в становлении личности, определения своей педагогической позиции в деятельности. Этим объясняется актуальность избранной темы.

         В качестве одного из источников существования и развития мира детства исследователи выделяют детскую субкультуру, передающую из поколения в поколение специфические способы организации детской жизни, нормы и ценности мировосприятия, общения и взаимоотношений с окружающими.

         Для современной  педагогики характерны попытки переосмыслить  предназначение мира детства и базовые  ценности в отношении к нему взрослых. Идет поиск новых подходов, отвечающих потребностям и интересам каждого ребенка, определяется пространство, содержание, способы взаимодействия детей и взрослых.

         Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования «Педагогическая позиция руководителя в детской субкультуре».

   Цель исследования: выявление особенностей педагогической позиции руководителя в детской субкультуре.

   Необходимо  решить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные понятия: «позиция», «педагог», «педагогическая позиция», «субкультура», «детская субкультура».

2. Дать характеристику педагогической позиции руководителя.

3. Рассмотреть особенности педагогической позиции руководителя в детской субкультуре.

     Объект исследования - педагогическая позиция руководителя.

     Предмет - педагогическая позиция руководителя в детской субкультуре.

     Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, социальной литературы.

Эмпирические: наблюдение, беседа.

     Практическая  значимость данной работы заключается в рассмотрении позиции педагога в детской субкультуре с целью предоставления материалов для студентов - будущих педагогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Детская субкультура как целостный историко-культурный феномен

    1. Сущность детской субкультуры
 

     В общечеловеческой культуре детская  субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых [14, 52].

     Наличие детской субкультуры долгое время  оспаривалось. Медленно и постепенно формировался современный взгляд на ребенка как на сравнительно самостоятельного и активного социального индивида. Постепенный процесс развития подрастающего поколения повлек за собой формирование в детских сообществах собственного мира "для себя", который постепенно стал формой социального образования детства, регулирующей социальные взаимодействия детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп [14, 55].

     Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые  являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения  членов этой группы [10, 23]. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

     Субкультура - это совокупность специфических  социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни, мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "Мы", отличного от "Они" [3, 25].

      Так же субкультура понимается как «система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля, какой либо социальной группы, представляет собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры» [12, 1737]. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоёв и возрастных групп [1, 45].

     Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под  влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием [1].

     Иногда  группа активно вырабатывает нормы  или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и  ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры - хиппи 60-х годов или "система" в России 80-х годов [8].

     Элементы  как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России. 

    1.2. Специфика и содержание детской субкультуры 

    Специфика сферы взаимоотношений взрослых и детей состоит в том, что ребенок изначально выступает как представитель одновременно двух больших социальных сообществ - взрослых и детей, каждый из которых оказывает серьезное влияние на становление его личности. В своем сочетании они образуют уникальную социальную ситуацию развития ребенка [1; 2].

     Налицо  серьезные перемены и в детской  субкультуре, носителем которой  является современное детское сообщество, имеющее свои нормы, ценности, особенности  вербального и невербального  общения, пространственно-временной организации жизни. В целом в современном обществе наблюдается ситуация разрушения естественных институтов социализации - семьи и детского сообщества, что является важнейшим фактором риска духовного, психического развития ребенка.   

     В общечеловеческой культуре детская  субкультура занимает подчиненное  место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку  в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы  взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых [17, 65].

     Подойти к глубинному пониманию своеобразия  детской жизни позволяет, изучение феномена детской субкультуры. Обратимся  к сущности этого понятия.   

     Детская субкультура (от лат. sub - под и cultura - возделывание, воспитание, развитие) - в широком значении - все,  что создано человеческим обществом  для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития [12, 1737].  

     Понятие детской субкультуры  возникло в последние десятилетия  в связи с ростом гуманизации  и демократизации общественной жизни: Организацией Объединенных Наций в 1959 г. принята "Декларация прав ребенка", 1979 г. объявлен Годом ребенка, в 1989 г. по инициативе Польши была принята Международная Конвенция о правах ребенка - все эти акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь "готовящегося стать личностью", к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни [19, 15].  

     Понятие возрастной субкультуры раскрывается как специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве возрастных общностей. Детская субкультура, отражая смысл детского бытия, является не менее содержательной, чем культура взрослых. Она имеет право на самостоятельное существование [11, 56].

     В общечеловеческой культуре детская  субкультура занимает подчиненное  место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку  в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.

    С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых - к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений [7, 49].

    Содержание  детской субкультуры раскрывают такие составляющие, как язык (фольклор), правовой кодекс (нормы жизни, знаки  отношений), традиционные игры, эстетические, религиозные представления, среда жизни (территория, места), философствование, юмор [6, 82]. Как показывают специальные исследования, многие взрослые даже не подозревают о существовании особого мира детства и не пытаются строить с ним какие-то конструктивные отношения.

    Мир, который детское сообщество создавало "для себя" на протяжении всего развития общества, составляют:

    -традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);

    -детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки); детский правовой кодекс (знаки собственности, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места);

    -детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддавки); детская магия и мифотворчество ("колдовство" против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы, детские молитвы, обряды, суеверия); детское философствование (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти и пр.);

    - детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы); эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты"); наделение прозвищами сверстников и взрослых.

    Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость) члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. 

Информация о работе Педагогическая позиция руководителя в детской субкультуре