Педагогическая позиция руководителя в детской субкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей педагогической позиции руководителя в детской субкультуре.
Необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия: «позиция», «педагог», «педагогическая позиция», «субкультура», «детская субкультура».
2. Дать характеристику педагогической позиции руководителя.
3. Рассмотреть особенности педагогической позиции руководителя в детской субкультуре.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

     В итоге можно сказать, что педагогическая позиция - это диалектическое соединение профессиональной позиции (как единства профессионального сознания и профессиональной деятельности) и личностной позиции руководителя. 

2.2. Рекомендации для педагогов-руководителей в детской субкультуре 

     На  наш взгляд, очень важно определить, какую позицию должен занимать современный  педагог-руководитель в детской  субкультуре. Во время прохождения  практики в Доме детского творчества №5 (далее ДДТ №5), мы вели наблюдение (см. приложение 1). Данный метод позволил сделать выводы о том, что руководители, ведущие работу с детьми, стремятся к созданию доброжелательной творческой атмосферы, являются профессионалами своего дела, строят с детьми субъектно-субъектные отношения, коммуникабельны, открыты, инициативны, имеют активную жизненную позицию.

   Мы  провели беседу с педагогами – руководителями ДДТ №5 (см. приложение 2). На первый вопрос «Как Вы можете определить личностно-профессиональную позицию педагога - руководителя?», были получены следующие ответы: 1) «Это в некотором роде ответственность за себя, за детей. Как построишь свою позицию, так и пойдёт в дальнейшем взаимоотношение с детьми, с окружающими…», 2) «В некоторой степени, она является и профессиональной, т.к. педагог-это профессия, в которой необходима своя жизненная позиция…». На второй вопрос дали такие ответы: «что следует придерживаться таких жизненных позиций, как доброжелательные взаимоотношения с детьми, понимание их особенностей, воспитание у них положительных качеств, правильного отношения к себе и окружающему миру». На вопрос «Что Вы понимаете под понятием «детская субкультура»?» мы получили такие ответы: «это группа детей, у которых одна цель, они выполняют одну какую либо функцию, работа детей связана, они разрабатывают свои какие то планы, далее реализуют их вместе», «знание особенностей субкультур необходимо, это вполне пригодится  для личного опыта, для становления позиции именно в этой среде, в общении с детьми».

     На  основании изученной литературы, наблюдения, проведённой беседы, мы можем предложить рекомендации педагога-руководителя в детской субкультуре.

    Мы  рекомендуем педагогам – руководителям  обращать внимание на систему норм и ценностей детской субкультуры, ее отличия от различных групп общества. Так же необходимо хорошо знать особенности содержания детской субкультуры, которое составляют:

    -традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);

    -детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки); детский правовой кодекс (знаки собственности, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места);

    -детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддавки); детская магия и мифотворчество ("колдовство" против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы, детские молитвы, обряды, суеверия); детское философствование (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти и пр.);

    - детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы); эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты"); наделение прозвищами сверстников и взрослых.

     Кроме того, необходима четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. На наш взгляд, педагогу-руководителю нужно развивать в себе следующие стороны: доброжелательность, открытость, отзывчивость, честность и т.п.

     Также можно выявить следующие признаки качеств, которые помогут руководителю в формировании своей профессиональной позиции:

  • Качества информатора, если он ограничивается сообщение требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);
  • Качества друга, если стремится проникнуть в душу ребёнка;
  • Качества советчика, если он использует осторожное уговаривание;
  • Качество вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами.

   Педагог- руководитель должен избегать следующих  качеств:

  • Качества диктатора, который насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
  • Качества просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, “как надо”, опускаясь, порой до самоунижения, лести.

   По  нашему мнению, необходимо, чтобы педагог-руководитель стремился к самосовершенствованию своих личностных качеств, саморазвитию, повышению своей профессиональной квалификации. Все это будет способствовать становлению позиции педагога – руководителя в детской субкультуре  и эффективному взаимодействию с детьми. 
 
 

Выводы 

     Педагогическая  позиция, по словам Слободчикова В.И., уникальна  и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого  и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей).

      В ходе анализа литературы мы можем  сделать вывод о том, что профессиональная позиция руководителя как система его ценностно-смысловых отношений к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком, его место в пространствах современного воспитания.

     По  мнению авторов, профессиональная позиция педагога - руководителя определяется:

     - отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда;

     -установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту.

     На  основании изученной литературы, наблюдения, проведённой беседы, мы попытались составить рекомендации педагогу-руководителю в детской субкультуре. Данные рекомендации включают в себя те направления, по которым педагоги-руководители смогут строить свою деятельность в детской субкультуре, самосовершенствоваться, применять  свои  знания и опыт на практике. 
 
 

     Заключение   

   

  Цель данной работы состояла в выявление особенностей педагогической позиции руководителя в детской субкультуре. Нами были рассмотрены существующие у взрослого представления о детской субкультуре и сопоставление различных аспектов данных явлений.

     Изучив  психолого-педагогическую литературу, мы смогли составить представление  о  позиции педагога-руководителя в целом и по отношению к детской субкультуре, что является важным в изучении темы.

     Данная  тема актуальна и значима, так как эти представления влияют на отношение к детству вообще, а взаимодействие взрослой и детской субкультур оказывают огромное влияние на личностное развитие ребенка.   

  В результате проведенного исследования были описаны особенности детской субкультуры и различных её элементов, содержания, ценностей, норм

     В данной работе мы смогли осветить только некоторые аспекты вопросов, связанных  с особенностями детской субкультуры и позиции педагога-руководителя в ней.    

     Возвращаясь к позиции педагога, заметим, что  она не может быть правильной или  неправильной, и речь не идет о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Мы можем говорить о том, какая позиция более эффективна в воспитательном взаимодействии, более плодотворна.

     Признавая детей активными участниками  совместной деятельности, мы ставим акцент на то, что педагог-руководитель, в первую очередь, должен быть более внимателен и критичен к себе, к своим действиям, к своим ориентирам. Такой подход не только повысит воспитательные результаты педагогической деятельности (т.е. становление целостного человека), но и обеспечит саморазвитие педагога, повысит его удовлетворенность результатами и процессом своего труда.

     Выделенные  нами в ходе работы качества, умения, знания, свойства личности могут способствовать становлению профессиональной позиции педагога-руководителя в детской субкультуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Литература

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология, М.: Наука, 1994. - 324 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  4. Большунова, Н.Я. Сказка как средство образования дошкольников в формах детской субкультуры, СПб.,1995.
  5. Зеер Е.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Е.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Урал .гос. проф. - пед. ун-т, 1998 .- 126 с.
  6. Климов Е.A. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. - 278 с.
  7. Климов Е.А, Психология профессионала. - М., 1996. - 400 с.
  8. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - М.: Знание. 1985. - 32 с.
  9. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика. 1986. - 256 с.
  10. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 1999.
  11. Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей. М.; 1998.
  12. Первый толковый БЭС (Большой энциклопедический словарь). – Спб.: «Норинт»; М.: ИД «РИПОЛ классик», 2006. – 2144с.
  13. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. педагогических размышлений". Вып. 2. Биробиджан, 2002.
  14. Фельдштейн Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. N 1
  15. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения / Под общей редакцией Гинзбурга М.Р. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - 128 с.
  16. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие      процессе воспитания школьников – М., 1992                                                                                                                                                                  
  17. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах
  18. Юдина Е.Г. Позиция взрослого во взаимодействии с ребенком дошкольного возраста. Ж. «Теоретическая и экспериментальная психология». М., 2009, т.2, № 2
  19. Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. — М., 1997.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

   Наблюдение 

     Цель  наблюдения заключается в том, чтобы  выявить особенности взаимодействия между руководителем и детьми, узнать о позициях, которых придерживается педагог в работы с детьми. 

     Срок  проведения наблюдения составляет четыре недели на базе Дома детского творчества № 5 города Иркутска. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение 2

   Беседа

     Цель  беседы заключается в том, чтобы  узнать мнение педагогов-руководителей по отношению к личностно-профессиональной позиции, их представление о детской субкультуре.

     Срок  проведения наблюдения составляет четыре недели на базе Дома детского творчества № 5 города Иркутска. 

     Для беседы были составлены следующие вопросы:

    1. Как Вы можете определить личностно-профессиональную позицию педагога - руководителя?
    2. Что Вы понимаете под понятием «детская субкультура»?
    3. Каких позиций  должен придерживаться руководитель в своей работе с детьми?
  

    

 
 
 

Информация о работе Педагогическая позиция руководителя в детской субкультуре