Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования: выявление особенностей педагогической позиции руководителя в детской субкультуре.
Необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия: «позиция», «педагог», «педагогическая позиция», «субкультура», «детская субкультура».
2. Дать характеристику педагогической позиции руководителя.
3. Рассмотреть особенности педагогической позиции руководителя в детской субкультуре.
В
итоге можно сказать, что педагогическая
позиция - это диалектическое соединение
профессиональной позиции (как единства
профессионального сознания и профессиональной
деятельности) и личностной позиции руководителя.
2.2.
Рекомендации для педагогов-руководителей
в детской субкультуре
На наш взгляд, очень важно определить, какую позицию должен занимать современный педагог-руководитель в детской субкультуре. Во время прохождения практики в Доме детского творчества №5 (далее ДДТ №5), мы вели наблюдение (см. приложение 1). Данный метод позволил сделать выводы о том, что руководители, ведущие работу с детьми, стремятся к созданию доброжелательной творческой атмосферы, являются профессионалами своего дела, строят с детьми субъектно-субъектные отношения, коммуникабельны, открыты, инициативны, имеют активную жизненную позицию.
Мы провели беседу с педагогами – руководителями ДДТ №5 (см. приложение 2). На первый вопрос «Как Вы можете определить личностно-профессиональную позицию педагога - руководителя?», были получены следующие ответы: 1) «Это в некотором роде ответственность за себя, за детей. Как построишь свою позицию, так и пойдёт в дальнейшем взаимоотношение с детьми, с окружающими…», 2) «В некоторой степени, она является и профессиональной, т.к. педагог-это профессия, в которой необходима своя жизненная позиция…». На второй вопрос дали такие ответы: «что следует придерживаться таких жизненных позиций, как доброжелательные взаимоотношения с детьми, понимание их особенностей, воспитание у них положительных качеств, правильного отношения к себе и окружающему миру». На вопрос «Что Вы понимаете под понятием «детская субкультура»?» мы получили такие ответы: «это группа детей, у которых одна цель, они выполняют одну какую либо функцию, работа детей связана, они разрабатывают свои какие то планы, далее реализуют их вместе», «знание особенностей субкультур необходимо, это вполне пригодится для личного опыта, для становления позиции именно в этой среде, в общении с детьми».
На
основании изученной
Мы
рекомендуем педагогам –
-традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);
-детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки); детский правовой кодекс (знаки собственности, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места);
-детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддавки); детская магия и мифотворчество ("колдовство" против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы, детские молитвы, обряды, суеверия); детское философствование (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти и пр.);
- детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы); эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты"); наделение прозвищами сверстников и взрослых.
Кроме того, необходима четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. На наш взгляд, педагогу-руководителю нужно развивать в себе следующие стороны: доброжелательность, открытость, отзывчивость, честность и т.п.
Также можно выявить следующие признаки качеств, которые помогут руководителю в формировании своей профессиональной позиции:
Педагог- руководитель должен избегать следующих качеств:
По
нашему мнению, необходимо, чтобы педагог-руководитель
стремился к самосовершенствованию своих
личностных качеств, саморазвитию, повышению
своей профессиональной квалификации.
Все это будет способствовать становлению
позиции педагога – руководителя в детской
субкультуре и эффективному взаимодействию
с детьми.
Выводы
Педагогическая
позиция, по словам Слободчикова В.И., уникальна
и единственна в своем роде.
Она одновременно является и педагогически-личностной
(выявляется во всякой встрече взрослого
и ребенка), и педагогически-
В ходе анализа литературы мы можем сделать вывод о том, что профессиональная позиция руководителя как система его ценностно-смысловых отношений к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком, его место в пространствах современного воспитания.
По мнению авторов, профессиональная позиция педагога - руководителя определяется:
- отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда;
-установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту.
На
основании изученной
Заключение
Цель данной работы состояла в выявление особенностей педагогической позиции руководителя в детской субкультуре. Нами были рассмотрены существующие у взрослого представления о детской субкультуре и сопоставление различных аспектов данных явлений.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы смогли составить представление о позиции педагога-руководителя в целом и по отношению к детской субкультуре, что является важным в изучении темы.
Данная тема актуальна и значима, так как эти представления влияют на отношение к детству вообще, а взаимодействие взрослой и детской субкультур оказывают огромное влияние на личностное развитие ребенка.
В результате проведенного исследования были описаны особенности детской субкультуры и различных её элементов, содержания, ценностей, норм
В
данной работе мы смогли осветить только
некоторые аспекты вопросов, связанных
с особенностями детской
Возвращаясь к позиции педагога, заметим, что она не может быть правильной или неправильной, и речь не идет о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Мы можем говорить о том, какая позиция более эффективна в воспитательном взаимодействии, более плодотворна.
Признавая детей активными участниками совместной деятельности, мы ставим акцент на то, что педагог-руководитель, в первую очередь, должен быть более внимателен и критичен к себе, к своим действиям, к своим ориентирам. Такой подход не только повысит воспитательные результаты педагогической деятельности (т.е. становление целостного человека), но и обеспечит саморазвитие педагога, повысит его удовлетворенность результатами и процессом своего труда.
Выделенные
нами в ходе работы качества, умения,
знания, свойства личности могут способствовать
становлению профессиональной позиции
педагога-руководителя в детской субкультуре.
Литература
Приложение
1
Наблюдение
Цель
наблюдения заключается в том, чтобы
выявить особенности взаимодействия между
руководителем и детьми, узнать о позициях,
которых придерживается педагог в работы
с детьми.
Срок
проведения наблюдения составляет четыре
недели на базе Дома детского творчества
№ 5 города Иркутска.
Приложение 2
Беседа
Цель беседы заключается в том, чтобы узнать мнение педагогов-руководителей по отношению к личностно-профессиональной позиции, их представление о детской субкультуре.
Срок
проведения наблюдения составляет четыре
недели на базе Дома детского творчества
№ 5 города Иркутска.
Для беседы были составлены следующие вопросы:
Информация о работе Педагогическая позиция руководителя в детской субкультуре