Педагогическая профессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 01:23, контрольная работа

Описание работы

Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И.Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
Общая характеристика педагогической профессии………………… 4
Возникновение и становление педагогической профессии…………7
Особенности педагогической профессии……………………………. 9
Перспективы развития педагогической профессии…………………11
Сочинение на тему: «Почему я выбрала профессию педагога»……15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Педагогика Пед. профессия.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

1) умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей";

2) умение слушать и выслушивать;

3) широкий кругозор;

4) речевая (коммуникативная) культура;

5) "душеведческая" направленность  ума, наблюдательность к проявлениям  чувств, характера человека, его  поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту";

6)"проектировочный  подход к человеку, основанный  на уверенности, что человек  всегда может стать лучше";

7) способность  сопереживания;

8) наблюдательность;

9)"глубокая  убежденность в правильности  идеи служения народу в целом";

10) решение  нестандартных ситуаций;

11) высокая  степень саморегуляции [3].

"Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку - интереса "просто так" (Е.А. Климов).

Все современные исследователи  отмечают, что именно любовь к детям  следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще Е.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель [3].

В педагогической деятельности специфичен предмет труда – человек с  неповторимостью его индивидуальных качеств. Наконец, в педагогической деятельности специфичны и средства труда, которыми учитель воздействует на ученика. Инструментом воздействия на ученика является личность учителя – его знания, умения, чувства, воля. Еще одной особенностью педагогической деятельности является результат труда – человек, овладевший общественной культурой. Помимо объекта, предмета, средств и результата труда педагогическая профессия имеет свои отличительные признаки:

    • По содержанию: профессиональная деятельность педагога представляет собой преобразовательную деятельность, направленную на изменение учебного плана, методов обучения, методики преподавания, уровня знаний учащихся, их тезауруса, а также многих сторон личности самого педагога;
    • По форме: деятельность педагога – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение;
    • По структуре: педагогическая деятельность является ценностно-ориентационной деятельностью, направленной на формирование системы ценностей педагога и переноса ее на учащихся.

 

  1. Перспективы развития педагогической профессии.

Высшие учебные заведения и педагогические колледжи готовят будущих учителей по различным педагогическим специальностям. В рамках каждой специальности ВУЗы и педагогические колледжи могут открывать несколько специализаций. Они появляются в связи с: -увеличением спроса на квалифицированное учение и воспитание; -возрастными периодами развития личности, отражающихся выраженной спецификой взаимодействия педагога и ребенка; -нарушениями в развитии детей (речи, девиантное поведение). В настоящее время ГОСТом профессиональных образований предусмотрена 41 специальность высших и 16 специальностей среднего профессионального образования.

В сфере образования, как и в  других областях материального и  духовного производства, наблюдается  тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления видов педагогической деятельности обусловлен, прежде всего, существенным «усложнением» характера воспитания, которое, в свою очередь, вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса.

Другим обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей, является увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание. Так, уже в 70-80-е гг. стала отчетливо проявляться тенденция к специализации по основным направлениям воспитательной работы, вызванная необходимостью более квалифицированного руководства художественной, спортивной, туристско-краеведческой и другими видами деятельности школьников.

Итак, профессиональная группа специальностей — совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.

Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая специализация — определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.

Педагогическая квалификация — уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогические специальности  объединены в профессиональную группу «Образование». Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъектно-субъектные («человек-человек»). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.).

Другое основание для дифференциации специальностей — это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость).

Следующим основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

Специализация внутри педагогической профессии привела к выделению видов педагогической деятельности и по направлениям воспитательной работы (трудовое, эстетическое и т. п.). Очевидно, что такой подход противоречит факту целостности личности и процесса ее развития и вызывает обратный процесс — интеграцию усилий отдельных педагогов, расширение их функций, сферы деятельности.

Изучение педагогической практики приводит к выводу, что точно так  же, как и в сфере материального  производства, в области образования  все больше проявляется действие закона обобщенного характера труда. В условиях все более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характеризуется тем не менее общими однородными элементами. Все более отмечается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач. В связи с этим осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостности педагогического процесса является важнейшей характеристикой педагогического мышления современного учителя.

 

  1. Сочинение на тему: «Почему я выбрала профессию педагога».

     Я хотела бы начать свою работу не со слов: «Я выбрала профессию педагога…». В моём случае всё намного сложнее: « Профессия педагог выбрала меня…». Почему я стала учителем? Не имея в своём роду ни одного педагога?  Часто задумываюсь, с какого момента во мне проснулась огромная тяга к знаниям и школе.

Конечно, сложно быть учителем — нужно  отлично ориентироваться во многих областях знаний! Это подразумевает  постоянную и кропотливую работу над собой по самоусовершенствованию. Всегда следует быть в курсе педагогических новинок, новых развивающих методик работы. Но кроме отличного знания предмета, преподаватель должен обладать определенными чертами характера. Надо быть психологом, чтобы лучше понимать своих учеников, находить к ним правильный подход. Только такого учителя, который может умело сочетать строгость и доброту, заботу о детях и справедливость в оценивании знаний, ученики уважают и любят. И на уроках такого учителя они очень внимательны. Кроме того, хороший учитель никогда не станет сухо излагать материал, просто повторять текст учебника. Он старается заинтересовать учеников, найти новые формы урока, использовать игры, наглядные материалы.

Труд учителя — нелегкий. И  во время уроков, и на переменах учитель — с детьми, он не может позволить себе отдохнуть, ведь на нем лежит огромнейшая ответственность за детей. Нужно быть готовым к тому, что работа учителя не заканчивается со звонком с последнего урока.

Профессия педагога требует беспрерывного личностного самоанализа и самоотдачи. Рассматривая само слово преподаватель, мы видим корень «давать».   Давать знания, преподносить их в том свете, в котором будет ясно ученикам. Развиваясь в этой профессии, оказываешься в позиции постоянного познания, тем самым развивая в первую очередь себя.

Сейчас, обдумывая то решение, которое  я приняла, я не жалею. Поработав  в школе, понимаешь, что каждый день ты совершенствуешься, отдавая частичку себя, взамен, ты получаешь гораздо  больше. Моя профессия не позволяет стоять на одном месте, мир развивается, и дети тоже приходят уже совсем с другими интересами, с другими знаниями. Увлекаясь, стараешься идти с ними в ногу, а оставаясь на своем прежнем уровне - становишься им не интересен. Важно, что каждый день, каждый час и каждую минуту перед тобой происходит огромное количество событий, которые возможно сыграют роль в жизни твоих учеников. И учитель – не просто наблюдатель! А участник этих событий и процессов, формирующих личность. И очень  интересно, что же в дальнейшем получится.  Поэтому, нужно стараться передать самое лучшее, быть для них самым лучшим.

Я не ошиблась в выборе профессии, но единственное что меня расстраивает  - это статус учителя в нашей  стране. Многие не хотят работать из-за низкой оплаты, а также из-за того, что это -  не престижно. Я очень надеюсь, что те попытки, которые сейчас делает государство,  изменят статус моей профессии и появится больше желающих стать учителями.

 

 

 

Заключение

Профессия педагога – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Педагог обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Однако, педагог в гораздо более  высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать  формированию мировоззрения своих  подопечных, дать им научную картину  мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой  вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений  младшим накопленных человечеством культуры и опыта создание условий для их личного развития и подготовку к выполнению определенных социальных полей в обществе. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждений: дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. В структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, но и  высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В отличии от других профессий  типа «человек – человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирование её духовного мира. Для успешного осуществления исследователями педагогической деятельности выделяются следующие три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Информация о работе Педагогическая профессия