Педагогическая речь как средство реализации мастерства учителя на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 23:10, реферат

Описание работы

Понятие педагогической речи как основного средства профессионального воздействия учителя. Формы и коммуникативные качества речи педагога.
Основные функции и задачи педагогической речи.
Особенности речи учителя в процессе взаимодействия с ученическим коллективом.

Файлы: 1 файл

Понятие педагогической речи как основного средства профессионального воздействия учителя.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ

 

План:

  1. Понятие педагогической речи как основного средства профессионального воздействия учителя. Формы и коммуникативные качества речи педагога.
  2. Основные функции и задачи педагогической речи.
  3. Особенности речи учителя в процессе взаимодействия с ученическим коллективом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с будущим поколением.

Особенно значительна роль речи учителя на уроках гуманитарного цикла, на которых происходит освоение учащимися духовных знаний, ценностей (мировоззренческих, исторических, художественно - эстетических, нравственных). Главным средством приобщения к духовному опыту, накопленному человечеством, является язык. Об этом много писали педагоги прошлого: К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.П. Острогорский, В.Н. Сорока-Росинский, М.А. Рыбникова.

Речь, или речевая деятельность педагога, - это деятельность в условиях профессионального общения.

Речевая деятельность педагога выступает в педагогическом процессе как многообразное и многофункциональное явление (является источником знаний, на ней основан целый ряд методов и приемов обучения, обеспечивает общение и взаимодействие, реализует дидактические цели урока, активизирует деятельность учащихся, регулирует последовательность действий школьников). 
        Речевая деятельность педагога - один из важнейших компонентов педагогической культуры, характеристика педагогического мастерства и профессионализма учителя. Кроме того, именно речь учителя служит образцом для учащихся. 
Однако, речевая деятельность является малоизученной педагогической проблемой. 
Поиск путей совершенствования актуализирует исследование речевой деятельности учителя, поскольку научение человека сегодня невозможно без речевого общения. Язык и речь выступают как один из основных каналов приобщения к ценностям гуманитарной культуры, как средство осуществления принципа диалогизма, столь важного для развития "диалогической активности познающего" (М.М. Бахтин). [7]

Исследователи-риторы считают, что для нашей убедительности очень важно, как мы говорим и пишем. Психологи утверждают, что отношение к нам, как к преподавателям, на 30% определяется тем, что мы говорим, а на 70% — тем, как мы говорим. Языковые средства, их качество — центральный элемент сделанного нами впечатления, другими словами — нашего вербального имиджа. Стоит обратить внимание, что, помимо факторов, способствующих нашему вещанию, есть ряд таких, которые и мешают: речевые штампы; канцеляризмы; неправильные ударения; вульгаризмы; жаргоны; слова-паразиты; косноязычие. Все эти элементы «загрязняют» нашу речь, делая ее плохо понятной и неприятной.

Поскольку общение является важнейшим профессиональным инструментом педагогической деятельности (воздействия), то преподаватель должен помнить, что его обращение, объяснение должно быть направлено, прежде всего, к студенту, а не к себе (избегаем самолюбования!) — Нужно объясняться студенту- партнеру, а не себе, тогда он нас сможет понять так, как этого хотели бы мы. Мы в процессе общения нередко уподобляемся тому преподавателю, что с горечью отмечал: «Ну что же за бессмысленные студенты пошли. Объясняю, объясняю, сам уже все понял, а они не понимают ». [8]

Трудно представить себе квалифицированного юриста или экономиста, журналиста или переводчика, не владеющего основами речевой грамотности, не умеющего ясно, четко и лаконично выражать свои мысли, допускающего неправильное словоупотребление (ложить вместо класть, скуплялись вместо купили, сделали покупки), употребление слов-паразитов (типа, короче, по ходу), неверно произносимых заимствованных слов (констаНтация, прецеНдент), диалектизмов и просторечных слов (появилися, ихний), жаргонизмов (блин, на фига), не говоря уже о ненормативной лексике. Речь – это показатель уровня образованности человека, его духовного и интеллектуального развития. И чем богаче внутренняя культура человека, тем более яркой, выразительной, образной есть его речь.

В данной работе широко использовался ряд методов педагогического исследования: изучение и анализ литературы,  наблюдения, беседы, которые в совокупности позволяют получить достаточно разнообразную и достоверную информацию о влиянии педагогической речи на учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие педагогической речи как основного средства профессионального воздействия учителя. Формы и коммуникативные качества речи педагога.

Речь - это вербальное, языковое общение между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией с помощью языковых знаковых единиц, ораторский жанр или как монолог в художественном произведении. В речи реализуются все богатства языка, все его выразительные возможности. Риторика гласит- мы слушаем не речь, а человека, который говорит. «Говори, чтобы я мог знать тебя», - сказал Сократ. Речь служит орудием, проводником культуры, и сама входит в состав культуры и состоит из правильности речи и речевого мастерства.

Профессиональная речь и речь повседневная качественно отличаются друг от друга. Например, в жизни, в быту, человек может говорить взволнованно, горячо, но неясно. Это не беда, так как у его слушателей есть возможность переспросить и уточнить, что он хотел сказать. В условиях профессиональной деятельности такой возможности нет. Специфика педагогической профессии требует от учителя обязательного владения правильной русской речью, нормами литературного произношения.

Речь учителя как основное средство осуществления учебно-воспитательной деятельности – явление сложное и многогранное, далеко не исчерпывающееся только технически правильным произношением. Указывая на то, что учитель владеет педагогической речью, мы имеем в виду, что он говорит содержательно, логично и образно, эмоционально, демонстрирует свое лексическое богатство, речевую культуру.

Слово учителя пронизывает весь учебно-воспитательный процесс. В настоящее время, когда в жизни людей в целом и  в образовательном  процессе, в частности, широко применяются различные аудиовизуальные средства и информационные технологии, все большее понимание находит мысль о том, что никакие технические средства не могут заменить живое слово учителя. Доказательством тому служат следующие положения:

• Речь педагога лежит в основе формирования положительного эмоционально-психологического климата в классном коллективе, определяет характер общения участников педагогического процесса, их доверие к учителю;

• Особое место принадлежит речи учителя в обучении. Если ученик не воспринял на уроке учебный материал, транслятором которого является учитель, то его содержание либо вовсе не усваивается, либо ученику приходится заниматься самообразованием за счет больших затрат сил и времени, что ведет к учебным перегрузкам;

• Речь учителя воспринимается и запоминается учащимися как образец, эталон для подражания. Учитель, независимо от того, какой предмет преподает, учит говорить учеников на примере собственной речи. Недостатки речевой деятельности педагога наносят вред не только формированию речи учащегося, но и подрывают профессиональный авторитет учителя.

Под педагогической речью понимают устную речь учителя, к которой помимо общекультурных требований предъявляются профессиональные, учет которых обеспечивает решение задач обучения и воспитания. [3, 55]

Устная речь учителя – это сложный процесс вербальных и невербальных взаимоотношений с учащимися и другими участниками педагогического процесса, поэтому с понятием «педагогическая речь» тесно связано понятие «коммуникативное поведение учителя» (И.И. Рыданова).

Коммуникативное поведение – это не просто речевая деятельность, озвучивание педагогом определенной информации, а такая организация речи и соответствующего ей поведения учителя, которая влияет на создание эмоционально-положительного климата в процессе общения с учащимися.

Для характеристики коммуникативного поведения значимы такие моменты, как тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращаться к ученикам, отвечать им, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речи.

Коммуникативное поведения является продуктивным, если располагает к взаимодействию, создает атмосферу деловитости на уроке и в других педагогических обстоятельствах, не вызывает у участников взаимодействия негативных психологических обстоятельств.

Существует непродуктивное коммуникативное поведение. Это поведение учителя, «закрывающее» общение, вызывающее внутреннее, скрытое, а иногда открытое неприятие учащимися. Такое поведение учителя рассматривается как непедагогическое. В таких случаях речь идет об отсутствии учительского профессионализма, хотя вполне возможно, что учителя, не владеющие умениями и навыками продуктивного коммуникативного поведения, являются неплохими предметниками. И все же знание предмета и методик его преподавания, не подкрепленные продуктивностью коммуникативного поведения и развитой педагогической речью, не обеспечивают результативность обучающе-воспитательной работы педагога.

Учитель несёт социальную ответственность и за содержание, и за качество речи, и за её последствия. Речь учителя рассматривается как важный элемент педагогического мастерства.

Существует две разновидности устной педагогической речи – монолог и диалог, которые имеют свои специфические формы. Для монолога это: рассказ, лекция, комментарий, толкование, оценочное суждение. Диалогическая речь чаще всего представлена в форме беседы. Кроме этого часто возникают ситуации, требующие обмена приветствиями, оценками, репликами при встрече. В этих случаях формы устной речи редко существуют автономно, в чистом виде.

Эти формы равнозначны и равноупотребимы в профессиональной речи учителя, однако приоритетны все же диалогические. Многие современные исследователи педагогической речи и педагогического общения считают диалогизм важнейшим принципом обучения и воспитания.

Для того, чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям. Такие коммуникативные качества речи, как правильность, точность, уместность, лексическое богатство, выразительность и чистота определяют культуру речи учителя.

Если обратится к работам ученых, исследовавших вопрос о коммуникативных качествах педагогической речи, то можно составить себе некоторую идеальную модель речи учителя. Это прежде всего речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризуют логичность, убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и выразительны, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.

 По мнению  признанных мастеров слова (писателей, общественных деятелей) хорошую речь характеризуют такие признаки:

  • Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Так, Д. И. Писарев писал: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».
  • Точность речи, то есть ее соответствие мыслям говорящего. Так, К. Федин писал: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла».
  • Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего. Так, Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».
  • Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Так, Н. Г. Чернышевский писал: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей».
  • Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей слога». Так, Л.Н.Толстой писал: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».
  • Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств. Так, М. Горький писал: «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их».
  • Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. Так, М. Горький писал: «Если пишешь многословно, — это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь».
  • Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Так, В. Г. Белинский писал: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».
  • Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Так, Л. Н. Толстой писал: «Язык должен быть живой». Монотонная  речь  вызывает  скуку, понижение внимания и интереса.[9]
  • Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. [2, 20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Педагогическая речь как средство реализации мастерства учителя на уроке