Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 23:10, реферат
Понятие педагогической речи как основного средства профессионального воздействия учителя. Формы и коммуникативные качества речи педагога.
Основные функции и задачи педагогической речи.
Особенности речи учителя в процессе взаимодействия с ученическим коллективом.
Требования, предъявляемые к речи преподавателя, обусловливаются сферой, задачами и особенностями педагогического общения. Для успешной педагогической коммуникации речь преподавателя должна облекаться в композиционные формы, наиболее точно соответствующие содержанию и целям общения (выбор жанра для конкретного речевого акта, знание основных правил построения текста), она должна строго соответствовать требованиям основных коммуникативных качеств, а также определенным техническим характеристикам.
Преподаватель обязан владеть навыком корректировки устной и письменной речи обучаемых. Кроме того, еще один момент должен быть учтен при совершенствовании речевой культуры. И при работе над технической стороной речи (дикция), и при изучении норм литературного языка следует отталкиваться от особенностей системы норм языка, артикуляционной базы.[4, 328]
Таким образом, к основным особенностям речи относятся:
- направленность, обращенность к ученикам;
- передача по двум каналам – звуковому и визуальному;
- импровизация.
Заключение
Умение говорить- это кратчайший путь к известности…..Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Почти любой может говорить так, что будет приятен в обществе, если он овладеет верой в себя и людей..».
Только человек. Владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки». [1, 128]
Трудно представить себе квалифицированного преподавателя не владеющего основами речевой грамотности, не умеющего ясно, четко и лаконично выражать свои мысли, допускающего неправильное словоупотребление, употребление слов-паразитов, неверно произносимых заимствованных слов жаргонизмов, не говоря уже о ненормативной лексике. Речь – это показатель уровня образованности человека, его духовного и интеллектуального развития. И чем богаче внутренняя культура человека, тем более яркой, выразительной, образной есть его речь. [11]
Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе.
Это люди, которые
всегда на виду, поэтому безупречное владение
своим ремеслом – это только первая ступень
профессионализма. На втором месте стоит
такое качество, как современный имидж.
Вступая в контакт с окружающими людьми,
необходимо учитывать множество элементов:
взгляд, зоны общения, умение вести разговор,
создавая приятную и доброжелательную
атмосферу.
Как в любом искусстве и в любой науке, наилучших успехов в овладении речью могут достичь те педагоги, кто щедро наделён природой соответствующими дарованиями. Говорить толково – реально для многих учителей. Говорить красиво, чаруя учеников своей убедительностью, - удел педагогов артистичных, которые словом делают то, что художник изображает кистью. Они описывают с помощью богатства словаря и многообразия художественных приёмов. Их речь всегда носит оттенок художественности. Она выразительна и неистерта. Во многих случаях красоту речи можно объяснить индивидуальностью таланта определённой личности. Иногда бывает, что человек говорит не цветисто, а слушать его можно бесконечно.
Речевая деятельность, сопровождая весь учебный процесс, включает учителя и учащихся в непрерывное общение, в котором развивается культура речи. Каждый из ее участников должен уметь найти не только точное средство для выражения своих мыслей, но и наиболее доходчивое, выразительное, уместное и самое подходящее для данного случая. Высокий уровень речевой деятельности учителя побуждает учащихся к активному участию в анализе содержания и своего отношения к выражению обсуждаемого вопроса.
Следовательно, язык, речь, слово являются тем педагогическим средством, с помощью которого создаются, принимаются и трансформируются в педагогическую практику социальный опыт, научные, учебные и этические знания. Изучать язык учителя – это значит выявлять степень его готовности к профессиональной педагогической деятельности.[12]
Информация о работе Педагогическая речь как средство реализации мастерства учителя на уроке