Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 23:10, реферат
Понятие педагогической речи как основного средства профессионального воздействия учителя. Формы и коммуникативные качества речи педагога.
Основные функции и задачи педагогической речи.
Особенности речи учителя в процессе взаимодействия с ученическим коллективом.
ГЛАВА 2 Основные функции и задачи педагогической речи
Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены прежде всего ее педагогическими функциями. Для того, чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям. Такие коммуникативные качества речи, как правильность, точность, уместность, лексическое богатство, выразительность и чистота определяют культуру речи учителя.
Одна из основных функций речи учителя - обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний. Существует прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Необходимо особенно тщательно готовить начало урока, лекции, беседы. Вступление лучше строить из простых, понятных фраз, в начале изложения высказать мысли, созвучные настроению учащихся. Экспериментальными исследованиями установлено, что взаимопонимание с молодыми людьми налаживается значительно быстрее, если в начале разговора педагог высказывает положения, разделяемые слушателями, даже если они не совсем связаны с основным материалом или неверны. В дальнейшем можно будет объяснить учащимся их ошибку, как легко, некритически они иногда воспринимают услышанное. Интересное начало необходимо и потому, что молодежь обычно считает, что если разговор начат интересно, он будет и дальше увлекательным и полезным; если педагог способен так увлекательно начать, значит, он вообще компетентный и яркий по натуре человек. [6, 127]
Известно, что имеется прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Речь учителя может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его.
О значимости этой функции речи учителя говорит тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенностям педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов.
Педагогическая задача речи учителя при изложении нового материала – способствовать не только передаче школьникам знаний, но и формировании у них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, потребность сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений. Учитель решит эту задачу, если его речь будет не только информировать, но и воздействовать на сознание, чувства учащихся, побуждать их к размышлению, поступку.
Выстроим логическую цепочку, обозначив в ней задачи речи учителя при изложении знаний в соответствии с результат их решений.
Задачи речи учителя: информировать, развивать, воздействовать, формировать отношения к знанию, побуждать к поступку, действию на основе знаний.
Результаты
восприятия речи учителя
К сожалению, эта логическая цепочка в массовой школьной практике часто не срабатывает и знания учеников остаются формальным накоплением понятий. Речь, не обращенная к уму и сердцу учеников, изобилующая ошибками, штампами, сухими фразами из учебников, в лучшем случае передает минимум информации. Но она не включает учеников на уроке в соразмышление, сопереживание, не побуждает к размышлению над ними на уровне собственного поведения. Знания формируются в сознании учеников лишь как сумма абстракций, не связанных с его реальным бытием, хотя формально учитель говорит все, что положено по программе. Так появляется возможность разрыва между знанием и реальной жизнью ученика. Такова цена педагогически несовершенной речи учителя.
С презентацией тесно связана и другая функция речи учителя - обеспечение эффективной ученой деятельности. Педагогическая речь должна прежде всего обеспечивать эффективное учебное слушание учащихся на уроке. Воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций; конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает ее, запоминает, следит за логикой изложения, развитием мысли учителя. Это сложная работа слушающего ученика, и надо ее учитывать, продумывая и содержание речи, и ее темп, ритм, логику, доступность.
Так, анализ значимости темпа педагогической речи на уроках в начальных классах показал, что при нарушении учителем оптимального темпа речи у учеников наблюдается резкая неполнота и неточность восприятия информации, возрастает количество воспроизводимой ошибочной информации. Если при среднем темпе речи учителя ученики при воспроизведении услышанного вводят 14,2% произвольной информации, то при быстром – 42,8%, а при замедленном – 70%. Объясняется это тем, что ребята не состоянии качественно воспринимать речь учителя, произнесенную в темпе, отличающемся от темпа их умственной деятельности.
Аналогичная ситуация наблюдалась и при исследовании значимости логических ударений в речи учителя для правильного восприятия учебного материала урока. Неправильная расстановка логических ударений, перегруженность ими учебной информации, излагаемой учителем, приводит к тому, что 39% учащихся такую информацию вообще не воспринимали, 11% - лишь ее часть, 47% - лишь ее начало. Учеников утомляла назидательность, чрезмерная громкость, однообразие интонационного рисунка речи учителя (Исследование З.Г.Зайцевой, 1978 г.).
На эффективность познавательной деятельности учащихся влияет и избранный учителем стиль коммуникативного поведения на уроке. Мы уже обращали на это внимание. Исследованиями установлено, что наличие в речи учителя неоправданных ограничений и запретов, сопровождаемых интонациями недовольства и раздраженности («сядь!», «прекрати!» и т.д.), перебивание ответов учеников оценочными репликами уничижительного характера, приводит не только к разрушению взаимоотношений между учителем и учениками, но и снижению умственной активности последних
Следующая функция речи - обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Многое зависит от индивидуального стиля общения учителя (общение - устрашение, общение - заигрывание, общение на основе дружеского расположения др.).[5, 7] Положительное воздействие учителя посредством речи на сознание и чувства учеников с целью формирования их научно-мировоззренческих представлений, мотивации учебно-познавательной деятельности, положительного отношения к учебе, к школе и учителям в целом;
. Это, пожалуй, ведущая функция, ибо она призвана помочь в достижении взаимодействия сотрудничества между учителем и воспитанниками, на основе которых строится обучение и воспитание. Именно характер чисто человеческих отношений, сложившихся в плане «учитель - ученик», «учитель - ученики», в значительной мере определяет педагогический успех.
Речь учителя выполняет роль регулятора этих отношений, выступает как средство достижения высшего результата развития взаимоотношений – взаимопонимания между учениками и учителем.
Многое зависит от индивидуального стиля общения учителя, характера его социальных установок в сфере общения. При авторитарном стиле общения и негативных социальных установках от учителя трудно ожидать корректных высказываний, доброжелательных интонаций.
Примером мастерства использования речи как регулятора общения служит опыт А.С. Макаренко. Великий педагог строил свои отношения с воспитанниками на основе принципа: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». В зависимости от конкретных условий он мог быть серьезным или веселым, авторитарным или мягким. В этом заключалась диалектичность проявления его личности, адекватность проявления человеческих реакций на поведение воспитанника. Но тон, характер его речи всегда определялся уважением к достоинству человека, стремлением «достучаться» до его сознания, чувства.
Как видим, функции речи учителя многообразны и важны. Пренебрежение ими нередко приводит педагога к тем неудовлетворительным результатам в работе, о которых мы говорили в начале.
Отсюда задачи, решаемые учителем с помощью речи в ходе взаимодействия с учащимися формулируются следующим образом:
Глава 3. Особенности речи учителя
Публичная речь преподавателя служит передаче информации слушателям. Кроме того, в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т. е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т. е. к содержанию и форме педагогической речи.
Всякое педагогическое общение есть общение воспитателя и воспитанника. Воспитательная направленность речи учителя предполагает особый подход к отбору информации и ее интерпретации.
Речь преподавателя служит образцом, который воспринимает обучаемый и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для обучаемого речь преподавателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного построения речи вообще. В силу этого особое внимание следует обращать на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания (здесь не имеется в виду упрощение, примитивизация речи).[10]
Речь учителя имеет свои особенности:
Направленность, обращенность к учащимся. Слово учителя всегда имеет точный адрес. Оно отбирается в расчете на его смысловое восприятие и понимание учащимися. Педагог строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее. Слово учителя всегда имеет точный адрес – оно отбирается в расчете на его смысловое восприятие и понимание учащимися. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих учеников. Такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении.
Умелое использование этого свойства устной речи помогает учителю вызвать у учеников ответный интеллектуальный отклик на свои слова, создать атмосферу сопереживания, заражающую всех общим настроением. Это сближает учителя и учеников, располагает к сотрудничеству. Что сообщает речи учителя направленность? Прежде всего, наличие собственного отношения к тому, о чем он говорит. Искренность его слов. Для мудрого учителя его речь, общение с детьми – это и способ самовыражения, «самораскрытия духовного богатства перед учениками» (В.А. Сухомлинский).
Содержание речи учителя воспринимается учениками по двум каналам: звуковому (звук голоса, интонация) и визуальному (мимика, жесты). Мимика, пантомимика говорящего учителя усиливают смысловую емкость, выразительность, эмоциональную содержательность его речи. Визуальный канал предоставляет также ученикам информацию о рабочем самочувствии учителя, его желании (или нежелании) общаться с учениками, уважении (или неуважении) к ним. Поэтому будущему учителю важно уже в институте развивать в себе умение контролировать внешний вид при общении, интерпретировать реакцию слушателей на особенности своей мимики, движений тела, жестов.
Устная речь учителя как правило импровизированная, в этом также заключается ее особенность. Опытный учитель говорит достаточно свободно, без постоянной опоры на текст конспекта или учебника. Создается ощущение, что он публично мыслит, открывая вместе с учащимися что-то новое. Способность импровизировать - это и умение сохранить для себя новизну восприятия уже знакомого и не раз излагаемого на уроках учебного материала. Надо уметь говорить хорошо, выразительно, «округлым» звуком. Неумелое пользование собственным голосом приводит к различным заболеваниям связок, их несмыканию, и тогда учитель вынужден изменить профессию, уйти из школы. Ведь учитель говорит не просто много, а достаточно напряженно, иногда нервно, особенно при смене аудитории (дети, коллеги, родители). Импровизированная речь – понятие неоднозначное. В одних случаях это речь, заранее подготовленная, продуманная, но умело преподнесенная учителем как сиюминутная. Это не дословный пересказ написанного конспекта, не припоминание его, не воспроизведение заранее выученного (это всегда чувствуется, когда мы пытаемся так импровизировать), а действительно свободное изложение, создаваемое в момент говорения, но с учетом предварительной подготовки – отбора содержания, объема повествования, продумывания его логики, тона, стиля речи, ее интонационно-ритмической структуры. Здесь есть существенный для учителя психологический момент. Способность импровизировать – это умение сохранить для себя новизну восприятия уже знакомого и не раз излагаемого на уроках учебного материала. В ином случае педагогу грозит опасность использования заученных штампов, формулировок учебника, интонационного однообразия.
В других случаях речь учителя – импровизация в прямом смысле этого слова, речь неподготовленная, рождающаяся непосредственно в момент общения с учениками, когда условия требуют немедленной реакции учителя. И он реагирует – развернутым ответом, рассказом, наставлением. В таких случаях повышается порог ответственности учителя за отбор слов, речевых моделей, избранный тон речи. Именно здесь, в речевом поведении, проявится общая и педагогическая культура учителя, его нравственный опыт поведения, взаимоотношения с учениками.
Информация о работе Педагогическая речь как средство реализации мастерства учителя на уроке