Педагогическая техника и педагогическая технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:49, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе проблемы образования становятся приоритетными и от их решения зависят перспективы развития общества и личности и безопасность государства. Педагогическая наука и практика должны быть ориентированы на индивидуальную подготовку педагога, стимулирование у него потребности в личностном росте. Одним из центральных вопросов данной проблемы является вопрос о формировании индивидуального стиля деятельности педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога рассматривается как совокупность его личностных качеств и профессиональных умений, что открывает возможность для более детального межличностного взаимодействия учителя и ученика.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Педагогическая техника и педагогическая технология………………….5
2. Понятие и сущность педагогической техники……………….…………...6
3. Внешняя и внутренняя педагогическая техника…………….……………9
4. Роль беседы в педагогической технике…………………….…………….15
Заключение……………………………………………………………………24
Литература……………………….……………………………………………25

Файлы: 1 файл

педтехника контрольная.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Педагогическая техника и педагогическая технология………………….5

2. Понятие и сущность педагогической техники……………….…………...6

3. Внешняя и внутренняя  педагогическая техника…………….……………9

4. Роль беседы в  педагогической технике…………………….…………….15

Заключение……………………………………………………………………24

Литература……………………….……………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном обществе проблемы образования становятся приоритетными и от их решения зависят перспективы развития общества и личности и безопасность государства. Педагогическая наука и практика должны быть ориентированы на индивидуальную подготовку педагога, стимулирование у него потребности в личностном росте. Одним из центральных вопросов данной проблемы является вопрос о формировании индивидуального стиля деятельности педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога рассматривается как совокупность его личностных качеств и профессиональных умений, что открывает возможность для более детального межличностного взаимодействия учителя и ученика.

Существенное влияние  на индивидуальный стиль деятельности оказывают: интеллект педагога, общая  культура, уровень профессиональной подготовки учителя, особенности его характера и темперамента, присущие данному педагогу нравственные ценности. 

Учителя должны учитывать  свой темперамент, характер. Целесообразно, исходя из особенностей своего темперамента, его положительных и отрицательных  сторон, формировать индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный подход – это принцип построения индивидуализированных отношений между учениками и учителем, причем не последнее место среди индивидуальных черт ученика и учителя, которые нужно принимать во внимание, должны занимать типологические, природные свойства нервной системы. Учение о свойствах нервной системы дает естественную основу для индивидуального подхода к учащимся.

Взаимодействие с коллегами – очень важный, но часто игнорируемый молодыми специалистами фактор, способствующий выработке индивидуального стиля деятельности. Совместная, а в идеале коллективная педагогическая деятельность таит в себе поистине неиссякаемые возможности активизации, обогащения как социально, так и личностно значимых потребностей учителей, в том числе потребностей в информационном обмене, в ситуативном лидерстве и в защите от некомпетентных оценок, во взаимопомощи, эмоциональном комфорте, творческом самоутверждении.

Творческий подход к  деятельности является следующим компонентом, который необходимо включить в факторы, оказывающие влияние на выработку индивидуального стиля деятельности.

Руководство процессами взаимодействия, коммуникации, общения  в системе «учитель – ученик» не может быть не чем иным, кроме как делом педагогического искусства. Оно не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач учителя разные. Искусство учителя проявляется и в том, как он строит композицию урока; и в том, какими способами он организует самостоятельную работу учащихся, включая их в решение учебно-познавательных задач; и в том, как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни.

Главнейшим в деятельности педагога фундаментом его работы является направленность его деятельности и профессионализм знаний. А. С. Макаренко неоднократно делал акцент на необходимости для учителя владеть приёмами организации собственного поведения и влияния на ученика. Он ввёл для обозначения этого явления понятие «педагогическая техника», которое может напоминать педагогу о необходимости заботиться не только о сущности нашей деятельности, но и о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала. Педагогическая техника как совокупность профессиональных умений оказывает содействие гармоническому объединению внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. И тогда мастерство педагога проявляется в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности.

Недостатки педагогической техники мешают педагогу эффективно взаимодействовать с учениками и вместе с тем свидетельствуют о необходимости ее совершенствования.

 

 

1. Педагогическая техника и педагогическая технология

Понятие «педагогическая техника» возникло 20-е годы XX в. и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона, то есть в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, — распоряжений, требований к воспитанникам, — служат слово, речь, выразительный жест, мимика. 
      Педагогическая техника — это комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата, умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) — жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией, которая тоже входит в педагогическую технику. Сюда же относятся способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).

В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет  средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой — условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым, каждое движение педагога воспитывает.

Роль педагогической техники в педагогической технологии сводится к тому, что педагогическая технология включает целеполагание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот воспитатель, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с учащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это — приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии.

 

 

2. Понятие и сущность педагогической техники

Педагогическая техника – это умение использовать собственный психофизический аппарат как инструмент воспитательного влияния, владение комплексом приёмов, которые дают учителю возможность глубже, ярче, талантливее обнаружить свою позицию и достичь успехов в воспитательной работе. Понятие «педагогическая техника» содержит две группы составляющих его частей. Первая группа связана с умением педагога руководить своим поведением: техника владения своим организмом (мимикой, пантомимикой); управление эмоциями, расположением духа для снятия лишнего психического напряжения, пробуждение творческого самочувствия; овладение умением социальной перцепции (техника управления вниманием, воображением); техника речи (управления дыханием, дикцией, громкостью, темпом речи). Вторая группа связана с умением влиять на личность и коллектив: техника организации контакта, управления педагогическим общением; техника внушения.

Составляющие первой и второй групп  педагогической техники направлены либо на организацию внутреннего самочувствия педагога, либо на умение это самочувствие адекватно проявить внешне. Поэтому педагогическая техника делится на внешнюю и внутреннюю соответственно цели её использования.

Внутренняя техника – создание внутреннего переживания личности, психологическое настраивание учителя на будущую деятельность через влияние на ум, волю и чувства.

Внешняя техника — воплощение внутреннего  переживания учителя в его  телесной природе: мимике, голосе, речи, движениях, пластике.

 Говоря о внутренней технике учителя, следует отметить, что самочувствие педагога не является личным делом, так как расположение духа отражается и на учениках, и на коллегах, и на родителях школьников. Каждое слово учителя не только несёт информацию, но и передаёт отношение к ней. Оценка ученику за ответ – это и проявление того, как воспринимает его работу педагог, который влияет на отношения в классе, создаёт определённую атмосферу в обучении.

Учитель должен уметь сохранять  работоспособность, владеть ситуациями для обеспечения успеха в деятельности и сохранения своего здоровья. Для  этого важно работать над выработкой такого синтеза качеств и свойств  личности, которые дадут возможность уверенно, без лишнего эмоционального напряжения осуществлять свою профессиональную деятельность. Эти качества и свойства личности таковы:

- педагогический оптимизм;

- уверенность в себе как в учителе, отсутствие страха перед детьми;

- умение владеть собою, отсутствие эмоционального напряжения;

- наличие волевых качеств (целеустремлённость, самообладание, решительность).

Все эти качества характеризуют  психологическую устойчивость в  профессиональной деятельности. В основе её лежит положительное эмоциональное отношение к себе, ученикам, работе. Положительные эмоции активизируют и вдохновляют учителя, придают ему уверенность, исполняют его чувством радости, позитивно влияют на отношения с детьми, родителями, коллегами. Отрицательные эмоции тормозят активность, дезорганизуют поведение и деятельность, вызывают тревогу, страх, подозрение. А.С. Макаренко считал, что в детском коллективе может быть «постоянная бодрость, никаких пасмурных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность действовать, радужное расположение духа, мажорное, весёлое, бодрое расположение духа». Мажорный тон коллектива помогает успешному продвижению к цели, преодолению трудности.

Учителю надо уметь играть, причём не только внешне. Доброжелательное выражение  лица требуется не только для того, чтобы настроиться на мажор, но и для того, чтобы пробудить центры положительных эмоций и создать хорошее расположение духа. При такой игре приёмы поведения закрепляются и характер постепенно меняется. Учитель с искренней радушной улыбкой и сам становится жизнерадостным. Если плохое расположение духа не отступает, следует заставить себя улыбнуться, удержать несколько минут улыбку и подумать о чём-то приятном. Плохое настроение начнёт «размываться». Если мы внешне не проявляем эмоций, это не исключает их отрицательного действия. На почве постоянных отрицательных реакций развиваются различные заболевания. Для их профилактики нужны не просто сдерживание, избегание ситуаций, которые вызывают отрицательные состояния, а и разрядка от отрицательных эмоций с помощью создания очагов защитного возбуждения, которыми могут быть музыка, общение с природой, трудотерапия, чтения книг (библиотерапия), юмор. Здесь поможет разумное увлечение спортом, что даёт «мышечную радость». Влияние на эмоциональную сферу — процесс сложный, и не всегда учитель способен достичь равновесия, стремясь пробудить положительные реакции. Для регуляции самочувствия следует обратиться и к интеллектуальной, и к волевой сферам.

Пути волевого влияния – это, прежде всего, обращение к собственному чувству долга в связи с осознанием социальной роли профессии, ценностными установками. Механизм влияния: сдерживание собственных действий, которые не совпадают с убеждениями, сверхзадачей; пробуждение активности в направлении достижения избранной цели жизни и деятельности. Формула учителя: «Мне нужно это сделать, так как моё предназначение...» Этот способ саморегуляции очень труден, поскольку связан с воспитанием устремлённости в целом, установок, но и надёжен, так как сформированные убеждения не дают педагогу отойти от цели.

Другой путь волевого влияния на самочувствие косвенный. Он состоит  в контроле собственного физического  состояния. Глубину эмоциональных  переживаний мы изменяем, влияя на их внешнее проявление. Каждый из нас  может контролировать мышечное напряжение, темп движений, речь, дыхание, а их изменение автоматически влияет па психическое состояние.

Кроме того, очень важно пользоваться самовнушением как комплексной  системой саморегуляции, которая «задействует»  эмоции, волю и сознание человека. Достигают его с помощью аутогенной тренировки, которая состоит в выполнении специальных упражнений, направленных на формирование у человека привычек сознательного влияния на разные функции организма – самовнушении.

Таким образом, руководить своим психическим состоянием можно. Для этого учитель имеет возможность воспользоваться определенным арсеналом средств развития внутренней техники.

 

 

3. Внешняя и внутренняя педагогическая техника

Когда речь идет о внешней технике учителя, следует помнить, что важная предпосылка творческого процесса – гармоническое единство внутреннего содержания деятельности и внешнего его проявления. Педагогу следует научиться адекватно и эмоционально выразительно выражать своё внутреннее состояние, мысли и чувства.

Элементами внешней техники  учителя являются вербальные (языковые) и невербальные средства, через которые них педагог проявляет свои намерения, именно их «читают» и понимают ученики.

 Рассматривая невербальную коммуникацию, следует включать в нее широкую палитру средств выражения человеком своего отношения, и учитель должен работать над расширением и усовершенствованием репертуара влияния невербальными средствами. К внешней технике учитель должен быть очень внимательным. При этом особенно важны внешние особенности и способы выражения своего «Я».

Внешний вид педагога должен быть эстетично выразительным. Недопустимо небрежное отношение  к своей внешности, но неприятно  и чрезмерное внимание к ней. Главное требование к одежде учителя — скромность и элегантность. Витиеватая причёска, необыкновенный фасон платья и частые изменения цвета волоса отвлекают внимание учеников. И причёска, и одежда, и украшения всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи – эффективному взаимодействию ради формирования личности воспитанника. И в украшениях, и в косметике – во всём учитель должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию. Эстетичная выразительность выражается в приветливости, доброжелательности лица, в собранности, сдержанности движений, в скупом, оправданном жесте, в осанке и походке. Недопустимы для педагога кривлянья, суетливость, искусственность жестов, вялость. В движениях, жестах, взгляде дети должны ощущать сдержанную силу, полнейшую уверенность в себе и доброжелательное отношение.

Информация о работе Педагогическая техника и педагогическая технология