Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:49, контрольная работа
В современном обществе проблемы образования становятся приоритетными и от их решения зависят перспективы развития общества и личности и безопасность государства. Педагогическая наука и практика должны быть ориентированы на индивидуальную подготовку педагога, стимулирование у него потребности в личностном росте. Одним из центральных вопросов данной проблемы является вопрос о формировании индивидуального стиля деятельности педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога рассматривается как совокупность его личностных качеств и профессиональных умений, что открывает возможность для более детального межличностного взаимодействия учителя и ученика.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Педагогическая техника и педагогическая технология………………….5
2. Понятие и сущность педагогической техники……………….…………...6
3. Внешняя и внутренняя педагогическая техника…………….……………9
4. Роль беседы в педагогической технике…………………….…………….15
Заключение……………………………………………………………………24
Литература……………………….……………………………………………25
Пантомимика — это выразительные движения всего тела или отдельной его части, пластика тела. Она помогает выделить во внешности главное, рисует образ. Ни одна, даже самая идеальная, фигура не может сделать человека красивым, если ему не хватает умения держаться, подтянутости, собранности. Красивая, выразительная осанка воспитателя передаёт внутреннее достоинство. Прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в своих силах, а сутулость, опущенная голова, вялость рук — о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.
Учитель должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке (ноги на ширине 12 — 15 см, одна нога немного выдвинута вперёд). Все движения и позы должны быть обозначены утончённостью и простотой. Эстетика позы не предполагает плохих привычек: покачиваний назад, топтаний, манеры держаться за спинку стула, крутить в руках посторонний предмет, почёсывать голову, потирать нос, держаться за ухо.
Следует обратить внимание на походку, которая также несёт информацию о состоянии человека, его здоровье, настроении.
Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов. Преимущество отдаётся округлой и скупой жестикуляции. Следует обратить внимание и на такие советы: около 90 % жестов следует делать выше пояса, так как жесты, сделанные руками ниже пояса, нередко имеют значения неуверенности, неудачи. Локти не должны держаться ближе, чем 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать никчёмность и слабость авторитета.
Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты (показ размера, формы, скорости) иллюстрируют ход мысли. Они редко нужны, но применяются часто. Значительно более важны психологические жесты, которые выражают чувство.
Основные требования к жестам: непринуждённость, сдержанность, целесообразность. Следует учитывать, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего опережают ход высказываемой мысли, а не идут за нею.
Выработке правильной осанки помогают занятия спортом, специальные приёмы: вообразить себя стоящим на цыпочках, постоять возле стены. Очень важен здесь самоконтроль учителя, умение взглянуть на себя со стороны, достигнут ли пятый уровень мобилизации (подтянутый живот, приятно напряжённая спина, активный взгляд).
Для того чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: стоять лицом к классу, не скрещивать рук, уменьшить дистанцию, которая создаёт эффект доверия. Рекомендуются движения вперёд и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперёд усиливает значимость сообщения, оказывает содействие сосредоточению внимания аудитории. Отступая назад, говорящий как бы даёт возможность слушателям отдохнуть.
Мимика – это выразительные движения мышц лица. Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних неурядиц. Следует показывать лицом и жестами то, что касается дела, помогает выполнению учебно-воспитательных задач.
Широкий диапазон чувств выражает улыбка,
которая свидетельствует о
Самыми выразительными на лице человека являются глаза. «Пустые глаза – зеркало пустой души» (К.С. Станиславский). Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, выработать умение пользоваться выразительным взглядом, избегать чрезмерной динамичности мышц лица и глаз («бегающие глаза»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Контакт глаз (визуальный контакт) – взгляд собеседников, фиксированный друг на друге, что означает заинтересованность партнёром и сосредоточенность на том, о чём он говорит.
Визуальный контакт выполняет в отношениях с детьми такую важную функцию, как эмоциональное питание. Открытый, естественный доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнка важен не только для установления взаимодействия, а и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты. Психологи заметили, что чаще, к сожалению, взрослые смотрят детям прямо в глаза в те минуты, когда поучают, упрекают, ругают. Это провоцирует появление тревожности, неуверенности в себе, тормозит личностное развитие. Визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь.
Визуальный контакт – это техника, которую нужно сознательно развивать. Межличностное пространство (дистанция общения) — расстояние между общающимися, характеризующее взаимодействие. Дистанцию до 45 см принято считать интимной, 45 см – 1 м 20 см – персональной, 1 м 20 см – 4 м – социальной, 4 – 7 м – публичной. Большее расстояние не даёт возможности чётко воспринимать мимику, ещё большее (12 м) – жесты и движения корпуса. Это приводит к появлению барьеров в общении. Изменение дистанции – приём привлечения внимания во время урока. Сокращения дистанции усиливает влияние.
Во время общения важно учитывать и расположение собеседников. Если общаются соперники, они сидят друг напротив друга; если это обычная беседа, а в особенности случайная – наискосок за столом, если друзья – рядом.
Вследствие невнимательности к владению этими средствами у учеников появляется равнодушие в отношении к учителю, его знаниям.
Чтобы достичь внешней выразительности, необходимо:
- научиться дифференцировать и адекватно интерпретировать невербальное поведение других людей, развивать умение «читать лицо», понимать язык тела, времени, пространства в общении;
- стремиться расширить личный диапазон различных средств путём тренировочных упражнений (развитие осанки, походки, мимики, визуального контакта, организация пространства) и самоконтроля внешней техники;
- добиваться того, чтобы использование внешней техники происходило органично с внутренним переживанием, как логическое продолжение педагогической задачи, мысли и чувства учителя.
Таким образом, учителю
следует не примерять образы, а
проявлять внешнее содержание замысла
педагогического действия, сняв «мышечные
зажимы», скованность, чтобы внутреннее
тепло мысли и чувства
Рассматривая вербальную (языковую) коммуникацию, необходимо помнить, что чаще всего общение между людьми связано с речью, которая становится инструментом воздействия. А так как каждый человек знает, что не только он, но и другие люди способны думать, хотеть, воображать, чувствовать, то он с помощью воздействий побуждает (или рассчитывает побудить) партнера думать, хотеть, воображать, помнить, чувствовать, быть внимательным.
Когда человек действует словом, то инструментом становится не только смысл произносимого, но и направленность речи на те или иные способности и свойства психики партнера.
Умение ориентироваться в интонационном многообразии и разноголосице человеческой речи необычайно ценно для учителя, поскольку львиная доля его труда связана с воздействием словом. Слово, адресованное к сознанию ученика, влияет на его деятельность, на его поведение.
Интерес педагога к совершаемым окружающими и им самим словесным действиям (воздействиям) проявляется в том, что он начинает придавать особое значение не столько тому, что говорилось, сколько тому, как говорилось. Он чувствует здесь какие-то важные секреты. Ведь мы каждый день общаемся с людьми, в речи которых постоянно присутствуют какие-то приятные или, наоборот, неприятные для большинства их собеседников оттенки. Манера разговаривать у одних людей обаятельна, у других — почему-то скучна и монотонна, так что самые, казалось бы, хорошие слова в их устах не производят должного эффекта.
Для театральной теории действий П.М. Ершовым были выделены типологические группы способов словесного воздействия: на внимание, на мышление, на память, на эмоции, на воображение, на волю.
Знание этих «чистых» способов словесных воздействий позволяет разбираться и в весьма сложных, полифонических словесных обращениях. Для того чтобы осознанно ориентироваться во всем многообразии способов словесных воздействий, существует классификация типологии простых словесных действий (исходных, основных, опорных): воздействие на внимание партнера звать воздействие на эмоции (чувства) партнера ободрять укорять воздействие на воображение партнера предупреждать удивлять воздействие на память партнера узнавать утверждать воздействие на мышление партнера отделываться объяснять воздействие на волю партнера приказывать просить
В повседневной жизни
применение того или иного способа
словесного воздействия часто связано
не столько с лексико-
4. Роль беседы в педагогической технике
Беседа как форма воспитательной работы в отечественной школе очень распространена. Но с точки зрения методики, осмыслена недостаточно. Каждый педагог провёл со своими воспитанниками не одну сотню бесед. Воспитательная беседа с учеником — в высшей степени не простая процедура, так как надо учесть бесконечное разнообразие детей, их жизненный опыт, каким бы малым он ни был, принять во внимание внутренние, невидимые постороннему глазу проблемы и защиты, традиции и установки, унаследованные от родителей, формы поведенческих реакций, обусловленные типом нервной системы и моторикой.
Есть общие правила, которые должны иметь в виду педагоги, и частные правила – алгоритмы, которые целесообразно учесть классному руководителю, беседующему с ребёнком.
Общие правила — это вполне определённые принципы техники взаимодействия педагога с воспитанником, образующие психологический, нравственный фон, на котором происходит любая беседа. Сердцевина этого фона — личность педагога, его авторитет в глазах воспитанника, педагогическая позиция.
Принципы поведения
людей в межличностных
- человек должен искренне интересоваться другими людьми;
- нужно понять, что хочет ваш собеседник;
- проявляйте уважение к мнению вашего собеседника;
- искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника;
- относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей;
- пусть большую часть времени говорит ваш собеседник;
- задавайте собеседнику вопросы, тем самым добиваясь, чтобы воспитанник сам оценил собственный поступок или поведение;
- пусть ваш собеседник считает, что эта мысль принадлежит ему;
- чаще выражайте детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке;
- создайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать;
- давайте людям возможность спасти свой престиж;
- взывайте к более благородным мотивам;
- драматизируйте свои идеи, задевайте за живое, подавайте их эффектно;
- с самого начала беседы придерживайтесь дружелюбного тона;
- единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него;
- заставляйте собеседника ответить «да»;
- если вы не правы, признайте это быстро и решительно;
- начинайте беседу с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника;
- если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда;
- имя человека — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Принципы Д. Карнеги тонко диктуют требования к педагогической позиции воспитателя, методику индивидуальной беседы с ребёнком. Каждый такой разговор — очень нежное и в то же время ответственное «прикосновение к душе» (В.А Сухомлинский), проникновение во внутренний мир школьника.
Важно помнить, что на разных возрастных этапах проблемы детей разные, поэтому беседу следует проводить дифференцированно. В школе три главные возрастные группы: младшие школьники, подростки, юноши и девушки. Особенность их поведения связана с ведущими базовыми психосоциальными потребностями, с доминантами, которые определяют мотивацию, структуру внутренних проблем и, следовательно, способы их устранения (формы самопомощи).
Невозможно понять поведение ребёнка, а тем более изменить его, если мы не узнаем характер его потребностей и не удовлетворим их. Потребность — как жажда, как голод: пока не удовлетворена, ребёнок не будет вести себя правильно, социально приемлемо.
Информация о работе Педагогическая техника и педагогическая технология