Педагогическая техника и педагогическая технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:49, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе проблемы образования становятся приоритетными и от их решения зависят перспективы развития общества и личности и безопасность государства. Педагогическая наука и практика должны быть ориентированы на индивидуальную подготовку педагога, стимулирование у него потребности в личностном росте. Одним из центральных вопросов данной проблемы является вопрос о формировании индивидуального стиля деятельности педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога рассматривается как совокупность его личностных качеств и профессиональных умений, что открывает возможность для более детального межличностного взаимодействия учителя и ученика.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Педагогическая техника и педагогическая технология………………….5
2. Понятие и сущность педагогической техники……………….…………...6
3. Внешняя и внутренняя педагогическая техника…………….……………9
4. Роль беседы в педагогической технике…………………….…………….15
Заключение……………………………………………………………………24
Литература……………………….……………………………………………25

Файлы: 1 файл

педтехника контрольная.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Структура потребностей человека:

- младший школьный возраст — потребность в защищённости, безопасности;

- подростковый возраст — потребность в признании, уважении, определённом социальном статусе среди сверстников;

- юношеский возраст — потребность в смыслах жизни (жизненных целях, ценностях, идеалах, ради которых стоит жить);

- взрослый — потребность в самореализации, самоосуществлении.

Кроме того, человек во все времена испытывает потребность  в здоровье, в радости (удовольствии), в счастье. Естественной базовой потребностью является потребность в познании, деятельности. Другие многочисленные потребности вторичны и вытекают из базовых.

Знание ведущих потребностей дает педагогу методический ключ к  построению индивидуального взаимодействия с воспитанником, в том числе к методике индивидуальной беседы.

 1. Беседа с младшим школьником: младший школьник живёт в отношениях преимущественно эмоциональных, до конца неосознаваемых переживаний. Если отношения богаты, разнообразны, наполнены положительными эмоциями, то ребёнок полноценно развивается: он весел, активен, открыт, добр, незлобен. Если же отношения неполноценны и он чувствует отчуждение окружающих: его бранят, им недовольны, его не ласкают, и ребёнок, как цветок без влаги и солнечного тепла, сохнет, увядает, сжимается. В нём растут обида, боль, которые рано или поздно перейдут в злобность, агрессию, на первый взгляд — немотивированную.

Бесполезно давать многочисленные советы — малыш их не запомнит. Необходимо медленно, терпеливо менять отношение ребёнка к самому себе — поднимать его самооценку, внушать ощущение силы, повышать уверенность в себе и одновременно — учить нужному, конструктивному способу поведения. Инструмент «воздействия» при этом — внушение. Упражнения (тренировка) с дальнейшей постоянной поддержкой. Примерный алгоритм действий таков:

- выявите проблемы ребёнка, его скрытые психические защиты. Безответственность, неуравновешенность нервной системы. Требуется как можно тщательнее изучить условия воспитания в семье, стереотипы поведения, состояние здоровья;

- выявите препятствие (чаще всего оно связано с заниженной самооценкой) и начинайте корректировать самоотношение, внушать необходимую модель поведения;

- организуйте изменение отношения окружающих. У школьника появились товарищи, ребята взяли его в свою команду;

- поддерживайте конструктивное поведение: похвалите в нужное время, зафиксируйте внимание сверстников на успехе, пусть и незначительном. Вовлекайте в процесс коррекции родителей, товарищей по дому, подъезду, двору (с помощью социального педагога);

- давайте индивидуальные поручения, которые ребёнку посильны и которые отвечают его способностям, интересам, склонностям (это хорошая тренировка конструктивного поведения). «Организуйте успех» в сложном для ребёнка деле. Особенно - в учёбе. Учебный успех в начальных классах — это 99 % успеха в воспитании;

- для «страховки» вовлекайте в кружок, секцию, клуб, где бы успех и умение закреплялись.

2. Беседа с подростком: в подростковом возрасте этап семейного развития пройден, поле социального самоутверждения расширяется, семейные ценности, формы самоутверждения подвергаются переоценке. Новые способы поведения приходится осваивать «на ходу», в победах и поражениях. Подросток — экспериментатор поневоле. Синяки и шишки (в том числе душевные) постоянны, и хотя не видны, но очень болезненны. Подросток часто ощущает себя ни на что не годным, беспомощным и одиноким.

Референтной группой, эталоном самоидентификации становятся сверстники — мир беспощадный и жестокий, отличный от семьи, с её любовью и  поддержкой родителей. Здесь признание  необходимо завоёвывать самому. Нужны  воля, знания, физическая сила, а их не хватает. Понаблюдайте подростков в игре, как ожесточённо они спорят, кричат, обвиняют друг друга. Они всё время состязаются, пробуя друг друга «на прочность». Развитие идёт трудно, болезненно. В подростке рождается субъектность, формируется «Я-концепция», самосознание. Значит, возникают собственные оценки, нормы, критерии, эталоны и образцы.

Развитие переходит  в стадию саморазвития, воспитание — в процесс самовоспитания. И  это нормально, эти изменения  необходимо поддерживать и стимулировать. В этом возрасте особенно недопустимо унижать, оскорблять, подрывать самооценку подростка: в нём вызревает чувство собственного достоинства, которое можно назвать совестью, честью, духовностью, что составляет стержень личности, её нравственность, социальную ценность. Такова общая закономерность развития подростка, которая указывает тактику поведения воспитателя.

Начало разговора с  подростком сразу же должно снять  смысловой барьер, установить доверие. Здесь ни в коем случае не должно быть угроз, обвинений. Выражение вашего лица, тон, первые фразы должны рассеять страх, напряжение. Дайте ученику понять, что отношение ваше к нему не изменилось в худшую сторону. Первыми словами могут быть: «Я тебя понимаю, ты защищал своё достоинство перед друзьями», «Ты правильно сделал, что не струсил, не промолчал, стал действовать...», «Со мной был аналогичный случай...»

Слова могут быть другими, но за ними всегда должна стоять ваша вера в добрые намерения ученика: «Я знаю, ты хотел справедливости...» 

Постарайтесь, чтобы подросток  рассказал вам о событии. В процессе рассказа задайте уточняющие вопросы, чтобы ученик назвал подлинные свои действия: «ударил», «взял без спросу (украл)», «ответил грубо, неуважительно», «урок был сорван». Добиться такого рассказа — честными и прямыми словами передать случившееся, — это значит, что ученик оценил себя, наказал себя, признал вину. Это уже самовоспитание. Спросите: как ученик сам оценивает своё поведение? Вы идёте дальше — добивайтесь честной, объективной оценки — важнейшего смысла и цели беседы.

После этого перескажите события. Говорите спокойно, бесстрастно, называя вещи своими именами: «развязал драку», «сорвал урок», «оскорбил учителя». Затем дайте свою оценку случившемуся. Вплоть до перечисления статей Уголовного кодекса, под которые подпадает проступок ученика, если бы он был совершеннолетним.

Сопоставьте две оценки, ученика и вашу, что поможет  окончательно выяснить суть дела. В  этой части беседы ученик должен признать свою вину. Если же он не виноват и  учитель неправ, признайте свою вину, иначе беседа не имеет смысла, а то и отрицательно скажется на воспитании, на ваших отношениях с ребёнком. Может быть, самый важный этап беседы — поиск вместе с учеником социально приемлемых моделей поведения. На этом этапе идёт обучение самоанализу, поиск оптимального поведения. И хоть это совместное действие, важно, чтобы подросток принял решение сам. А учителю останется похвалить его за мудрость и здравомыслие, дать поведенческую установку на будущее.

Как итог беседы — подчеркните  ум, взрослость, подростка, выскажите уверенность в том, что в следующий раз он не совершит ошибки, так как впредь будет думать, прежде чем что-нибудь предпринять.

Произнесите ключевую фразу: «Верю, что впредь подобного ты не допустишь и такого разговора  больше не понадобится. Забудем о  нём». Всё. Ваши отношения не разрушены, вы дали воспитаннику возможность сохранить свой имидж, высокую самооценку, чувство собственного достоинства. А это уже путь к созидательному, конструктивному поведению, образу жизни.

3. Беседа с учеником юношеского возраста: ведущая потребность юношеского возраста — в смыслах жизни. Юноша ищет высшие ценности бытия: цели, идеалы, эталоны существования: как жить? для чего? каким быть? Вот вопросы, на которые сознательно или неосознанно молодой человек ищет ответы. Перед собственным «Я» и перед людьми он должен сделать свой выбор.

Разговоры «про жизнь» хорошо вести с юношами в походе, у  костра, по поводу умного кинофильма или  книги. Взрослым они могут показаться абстрактными и ненужными, но молодым людям они нужны, как воздух.

Главная цель беседы со взрослым учеником — привести собеседника к искреннему пересмотру тех целей и ценностей, ради которых было совершено действие. Доказательства искренности: переживание, раскаяние, слова извинения. Как всегда, беседу начните с признания достоинства, выражения доверия: «Я знаю, что ты искал справедливость, правду...», «Верю, что ты стремился действовать честно...», «Я благодарю тебя, что ты откровенно высказал то, что думаешь...», «Возможно, я бы на твоём месте действовал так же...». Очень важно услышать от школьника слова: «Да», «Да, это правда», «Да, я хотел, как лучше». Это уже — точки соприкосновения, помогающие снять защитную реакцию.

Используйте и такой  приём, как апелляцию к мнению окружающих.

Привлеките к беседе значимых для юноши лиц — родителей, друзей, юристов.

Диалог в беседе со взрослым учеником постарайтесь выстроить  логично, аргументированно, вещи называть своими именами: подлость — подлостью, кражу — кражей. Постарайтесь добиться, чтобы юноша прямо и недвусмысленно оценил свой поступок. Честное признание и раскаяние — шаг к исправлению. Если молодой человек уклоняется от честной самооценки, то учитель сам должен прямо и недвусмысленно дать нравственную и общественную характеристику поступка. Это не значит, что после этого должно обязательно последовать наказание. Напротив, после столь напряжённой и трудной беседы необходима апелляция к разуму воспитанника: «Подумай на досуге...»

Иногда достаточно одного эмоционального аргумента. От этого зависит и продолжительность беседы, и количество слов.

Очень важно, как закончить  беседу. Самое главное — дать юноше возможность «сохранить лицо», имидж среди друзей, родителей  и в своих глазах. Нельзя, чтобы  школьник чувствовал себя «побитым». Прозрение, очищение, торжество преодоления себя — вот состояние, которое должен ощущать ваш собеседник. Следуя заветам Д. Карнеги, педагогу следует всеми силами достигать того, чтобы юный воспитанник был рад делать то, что вы ему предлагаете, то, о чём вместе договорились делать. 

Достижение выразительности  педагогической техники — лишь одна из ступеней к педагогическому мастерству. Техника без осознания задач  педагогического действия, без понимания  мотивов деятельности учеников, истинной сути результатов взаимодействия останется пустой формой, бессодержательным непрофессиональным действием. А овладение её приёмами может осуществляться в контексте повышения общей педагогической культуры учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, подводя  итоги рассмотрения педагогической техники, отметим, что современный учитель не ограничивается содержанием обучения в рамках стандарта и методом в пределах методических указаний. Он проектирует образовательный процесс как пространство жизни ребенка, обеспечивает становление смысловой структуры личности. Это требует уже не искусного ремесленничества, а высокого мастерства. Учитель сегодня нуждается не только и не столько в методических предписаниях и рекомендациях, ему необходимо теоретическое обоснование собственных действий, глубокое понимание своих учеников. В связи с этим значительно возрастает роль педагогической техники, интегрирующей теоретические положения и конкретный педагогический опыт. С одной стороны, она предлагает воспроизводимый, четкий, претендующий на универсальность алгоритм деятельности, с другой – готовит педагога к самостоятельному конструированию таких алгоритмов для каждой образовательной ситуации на основе освоения принципиальных подходов к отбору содержания и организации педагогического процесса.

Реализация педагогической техники характеризует деятельность конкретного учителя в неповторимой педагогической ситуации. Это совокупность принципов, методов, способов, используемых отдельным педагогом в соответствии с особенностями его личностно-профессиональной культуры. В этом смысле педагогические техники ситуативны. Каждая конкретная ситуация в образовании востребует свою технику, уникальные приемы работы, которые не поддаются алгоритмизации и стандартизации.

 

 

 

 

 

 

 Литература

  1. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. - М., 2004.
  2. Ершова А.П. Словесные воздействия в работе учителя: педагогам о мастерстве общения с классом / А. Ершова, В. Букатов. – М.: Чистые пруды, 2007.
  3. Зязюн И.А., Крамущенко Л.В., Кривонос И.Ф., Мирпшник Е.П, Семиченкп В.А., Тарасевич Н.Н. Педагогическая техника учителя // Школьные технологии. – 2005. - № 6.
  4. Калиниченко И.А. Индивидуальный стиль деятельности педагога // Справочник классного руководителя. – 2007. – № 8.
  5. Сазонов В. Индивидуальная беседа с учеником: советы воспитателю // Воспитательная работа в школе. – 2005. - № 6.

 




Информация о работе Педагогическая техника и педагогическая технология